Научных исследований и т. Классификации научных исследований

От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает. Если цель науки – постижение истины, то его способ – научное исследование. Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Научное исследование – это процесс выработки научных знаний, один из видов познавательной деятельности ученого. Любое научное исследование характеризуется определенными качествами: объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.

Занимаются научными исследованиями, как правило, ученые, которые профессионально к этому подготовлены; работают они в научных учреждениях, имеющих экспериментальное и лабораторное оборудование. Каждая наука для добывания новых знаний использует свои методы и средства. Для построения научных теорий ученые используют понятийный и категориальный аппарат науки, владеют системой научной информации. Знания в процессе исследования могут выступать либо как предпосылка, либо как средство, либо как результат научного исследования.

Различают два вида научного исследования: эмпирическое и теоретическое , хотя разграничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Эмпиризм – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. Эмпирическое познание строится на изучении реальной действительности, практического опыта. Занимаются эмпирическим исследованием, как правило, практики – профессионалы в той или иной области деятельности (учителя, социальные работники, психологи и др.).

Теоретическими исследованиями, как было уже отмечено, занимаются специально к тому подготовленные люди: профессора, доценты, научные сотрудники, работающие в научных учреждениях или в высших учебных заведениях.

В эмпирическом исследовании используются такие методы, как наблюдение, описание, эксперимент; при теоретических исследованиях, наряду с этими методами, используются методы абстрагирования, идеализации, формализации, моделирования и др. Кроме того, на эмпирическом и теоретическом уровнях используют такие логические методы, как анализ – синтез, индукция – дедукция и др. Подробнее о них будет сказано ниже.

Отличаются эмпирические и теоретические исследования также полученными результатами. В первом случае они фиксируются в виде утверждений, правил, рекомендаций, во втором – это теоретические знания: научные концепции, законы и закономерности, открытия и изобретения и др.

Сравнение эмпирического и теоретического познания представим в табл. 1.1

Таблица 1.1

Эмпирическое познание

Научное познание

1. Эмпирическое исследование осуществляется практическими работниками, занятыми профессиональной деятельностью.

2. Познавательная деятельность не носит систематического и целенаправленного характера.

3. Методы познания – наблюдение, описание, эксперимент и др.

4. Полученные знания фиксируются в виде утверждений, правил, рекомендаций

1. Научное исследование проводится специально подготовленными к этому учеными.

2. Научная деятельность носит систематический и целенаправленный характер.

3. Специальные методы познания: абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование и др.

4. Полученные знания отражаются в виде научных концепций, законов и закономерностей, открытий и изобретений

Несмотря на отличие эмпирического и теоретического знания, они тесно между собой взаимосвязаны: теоретическое исследование строится на основе знаний, фактов, выявленных в процессе изучения реальной действительности.

Эмпирический уровень позволяет изучать реальную действительность, выявлять новые факты и явления и на их основе строить обобщения, делать выводы, давать практические рекомендации. На теоретическом уровне выдвигаются общие закономерности, позволяющие объяснить взаимосвязь ранее открытых фактов и явлений, формулировать законы, на основе которых возможно предсказать развитие будущих событий. Это лишь общая схема научных исследований.

Типы научного исследования

Исследования по своему характеру можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные.

Фундаментальное исследование – исследование, которое направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний.

Прикладное исследование – исследование, проводимое в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Монодисциплинарные исследования - исследования, которые проводятся в рамках отдельной науки.


Междисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К их числу относятся исследования в социальной работе: на стыке социологии и социальной работы, психологии и социальной работы.

Комплексные исследования – исследования, которые проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

Аналитическое или однофакторное исследование – исследование, которое направлено на выявление одного наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов. К первому относятся поисковые исследования . Хотя название звучит тавтологично, под этим подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследования «методом тыка»: «Попробуем так, может, что-то и получится». Научные работы такого рода направлены на получение новых результатов в малоисследованной области.

Второй тип – критические исследования . Они проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента. Большинство исследований, проводимых в науке, относятся к уточняющим. Их цель – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности.

1.4. Общая схема хода научного исследования

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. «Актуальность» следует понимать так: насколько автор правильно понимает выбранную тему и оценивает ее с точки зрения своевременности и социальной значимости. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – очень важная часть введения.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить …, описать…, установить …, выяснить…и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов научной работы.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Предмет и объект исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования , которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Описание процесса исследования – основная часть научной работы, в которой освещаются методика и техника исследования.

Следующий этап хода научного исследования – обсуждение его результатов , которое ведется на заседаниях выпускающей кафедры, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности дипломной работы.

Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы , которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы.

Тема. Методологические основы научного исследования

Лекция 1. Научное исследование

План:

1. Понятие экспериментальной психологии.

2. Виды научного исследования.

Понятие экспериментальной психологии

Экспериментальная психология – общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов.

Применение эксперимента сыграло важную роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку. Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине прошлого века в физиологических лабораториях изучением элементарных психических функций – ощущений, восприятий, времени реакции и т.д. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания экспериментальной психологии как особой науки, отличной от философии и физиологии. Первый план разработки экспериментальной психологии выдвинул В. Вундт, создавший в 1878 г. в Лейпциге первую экспериментальную лабораторию и основавший экспериментальную психологию.

Термин «экспериментальная психология» в настоящий момент имеет несколько значений:

Под экспериментальной психологией понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, умозрительной психологии.

Экспериментальная психология трактуется как система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях.

Понятие «экспериментальная психология» часто употребляется в расширительном значении для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.

Под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента и включающую его планирование и обработку данных.

Виды научного исследования

Наука – сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Научный работник – профессионал, который строит свою деятельность, руководствуясь критерием «истинность-ложность». Истинность проявляется в практичности, полезности, эффективности научного знания.

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказаний процессов и явлений. Высшей ступенью результативности научной деятельности является открытие законов – теоретическое объяснение действительности. Однако научное познание не исчерпывается теориями, оно предполагает активную эмпирическую работу. Поэтому, все получаемые результаты можно условно разделить на новое эмпирическое или теоретическое знание, например, в такой иерархии: отдельный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.

От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых протекает научная работа. При этом цель науки – постижение истины, а способ постижения истины – научное исследование.

В современной науке выделяют следующие виды исследований.

Идеальное и реальное исследование. Исследование должно стремится к идеальному. Идеальное исследование – исследование, при котором результат не зависит от времени, пространства, типа объекта, типа субъекта исследования, т.е. объективное исследование. В реальности же разные моменты времени не идентичны, развитие мира необратимо, нет двух одинаковых объектов, все люди уникальны. Личностные черты экспериментатора влияют на ход исследования, его отношения с испытуемым, на точность регистрации и на особенности интерпретации данных. Реальное исследование не может и не должно полностью соответствовать идеальному, но научный метод должен давать результат, максимально приближенный к идеальному. Соответствие реального исследования идеальному называется внутренней валидностью . Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности – внешней валидностью . Отношение идеального исследования к реальности – это теоретическая или прогностическаявалидность .

Условно исследования разделяют на теоретические и эмпирические , хотя в большинстве случаев исследования бывают теоретико-эмпирическими.

По характеру можно разделить исследования на фундаментальные и прикладные . Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта применения знаний. Прикладное проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Монодисциплинарные и междисциплинарные исследования. Монодисциплинарное исследование всегда присутствует в рамках одной науки. Междисциплинарное – в рамках нескольких наук или отдельных отраслей наук; требует участия различных специалистов (генетические исследования, в области инженерной психофизиологии).

Аналитические и комплексные исследования. Аналитическое (однофакторное) исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся изучить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

По цели исследования делятся на поисковые, критические, уточняющие, воспроизводящие. Поисковые исследования – это попытка решить проблему, которую никто ранее не ставил или не решал подобным методом. Подобные исследования часто называют исследованиями «методом тыка». Данные исследования направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.

Критические исследования проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и т.д. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический опыт и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

Уточняющие исследования – наиболее распространенный тип исследований. Цель – уточнение границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. В уточняющих исследованиях по сравнению с предыдущим исследованием, изменяются условия проведения, объект и методика, тем самым регистрируя, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.

Воспроизводящее исследование имеет целью точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повторяться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником соответствующей компетенции. Воспроизводящие исследования – основа всей науки.


Похожая информация.


По источнику финансирования:

1) бюджетные исследования (финансируются за счет средств государственного бюджета);

2) хоздоговорные исследования (финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам);

3) нефинансируемые исследования (выполняются по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя).

По целевому назначению:

1) фундаментальные исследования – это теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях функционирования биологических систем, их взаимодействии между собой и с окружающей средой.

2) прикладные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Другими словами, они направлены на решение проблемы использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.

Например, как прикладные можно рассматривать работы о технологическом использовании закономерностей биогенеза организма в различных отраслях промышленности.

Исследования, сочетающие в себе признаки фундаментальных и прикладных, называют теоретико-прикладными .

3) разработки – исследования, которые направлены на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

По длительности:

1) долгосрочные исследования;

2) краткосрочные исследования;

3) экспресс-исследования.

По количеству участников:

1) индивидуальные исследования;

2) коллективные исследования.

По отношению к отраслям знаний:

1) физико-математические;

2) химические и т.д. (см. п.2).

В зависимости от форм и методов исследования:

1) экспериментальные исследования;

2) методические исследования;

3) описательные исследования;

4) экспериментально-аналитические исследования;

5) историко-биографические исследования;

6) исследования смешанного типа.

В теории познания выделяют два уровня исследования:

1) теоретический;

2) эмпирический.

Теоретический уровень характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.

Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигается их сущность, внутренние связи, законы развития. Теоретический уровень представляет собой как бы разрез исследуемого объекта под определенным углом зрения, заданным мировоззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности и его главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего множества данных эмпирического уровня.

Эмпирический уровень характеризуется преобладанием чувственного познания (изучение внешнего мира посредством органов чувств). Знания, полученные на эмпирическом уровне, являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне познания решаются следующие познавательные задачи:

1) сбор фактов об объекте познания;

2) получение данных на основе наблюдений, измерения, экспериментов;

3) составление схем, диаграмм для наглядного восприятия наиболее важных тенденций в функционировании объекта исследования;

4) классификация научных фактов, данных и другой эмпирической информации.

Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория .

Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью.

Гипотеза (греч. hypothesis – предположение, догадка) – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки и доказательства для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Научная гипотеза – это проверяемое утверждение, связывающее переменные, характеризующие рассматриваемое явление, и определяющее направление сбора данных.

Описательная гипотеза – это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта. Делятся на структурные (предположения о характере связей в исследуемых явлениях и процессах) и функциональные (предположения о степени прочности этих связей)

Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно-следственных зависимостях.

Прогнозная гипотеза – это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.

Характерные свойства научной гипотезы :

1) релевантность (адекватность и обоснованность) – относится к фактам, на которые она опирается;

2) проверяемость опытным путем, сопоставимость с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);

3) совместимость с существующим научным знанием;

4) гипотеза должна обладать объяснительной силой – из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих её фактов, следствий;

5) простота – гипотеза не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективных наслоений.

Теория (греч. theoria - рассмотрение, исследование)– это логически организованное достоверное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.

Свойства теории:

1) теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности;

2) теория – это целостная система достоверных знаний;

3) теория не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние силы, причинные и иные зависимости;

Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.

Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов и явлений. Содержание понятия – это совокупность признаков, которые объединены в этом понятии.

Научный термин – это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке.

Понятийный аппарат – это совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке.

Суждение (высказывание) – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо посредством связи понятий.

Принцип – это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими.

Аксиома – это положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности.

Постулат – это утверждение (суждение), принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, хотя и не доказуемое её средствами, и поэтому играющее в ней роль аксиомы.

Закон – это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями (в природе и обществе). Закон отражает общие связи и отношения, присущие всем явлениям определенной предметной области. Закон носит объективный характер и существует независимо от сознания людей.

Закономерность – совокупность действия многих законов или система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон.

Положение – это научное утверждение, сформулированная мысль.

Учение – это совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности.

Идея – это новое интуитивное объяснение события или явления или определяющее стержневое положение в теории.

Концепция – это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями).

Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости) .

Факт:

1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания);

2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина);

3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Эмпирическое обобщение – это система определенных научных фактов.

Эмпирические законы – отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знаниями не являются.

Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней заключается в том, что:

1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;

2) факты могут подтверждать теорию или опровергать её;

3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;

4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.

По целевому назначению выделяют три вида исследований: фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования - направленные на разработку и развитие теоретических концепций науки, ее научного статуса, истории и методологии (методология науки - учение о принципах построения, формах и спосо­бах научного познания), т.е. призваны разрешать задачи стратеги­ческого характера. Их основными отличительными признаками являются:

§ тео­ретическая актуальность, выражающаяся в выявлении закономерностей, прин­ципов или фактов, имеющих принципиально важное значение,

§ концептуальность, историзм,

§ критический анализ научно несостоятельных положений,

§ ис­пользование методик, адекватных природе познаваемых объектов действитель­ности,

§ новизна и научная достоверность полученных результатов.

Результаты фундаментальных исследований, как правило, не находят прямого выхода в практику, а служат обогащению теории и методологии самой науки.

Прикладные исследования - решают в большей мере практические задачи или теоретические вопросы практической направленности. Обычно прикладные иссле­дования являются логическим продолжением фундамен­тальных исследований и по отношению к ним носят вспомогательный харак­тер. Решая оперативные задачи, прикладные исследования, таким образом, опираются на иссле­дования фундаментальные, которые вооружают их общей ориентацией в част­ных проблемах, теоретическими и логическими знаниями, помогают опреде­лить наиболее рациональную методику исследования. В свою очередь, при­кладные исследования дают ценный материал для фундаментальных исследо­ваний. Основными признаками прикладных исследований являются:

§ прибли­женность их к актуальным запросам практики,

§ сравнительная ограниченность выборки исследования,

§ оперативность в проведении и внедрении результатов и др.

Разработки - служат для непосредственного обслу­живания практики. Они опираются на прикладные исследования и передовой опыт. Отличительными чертами разработок являются:



§ целеустрем­ленность,

§ конкретность,

§ определенность

§ сравнительно небольшой объем.

По характеру решаемых задач выделяют обзорно-аналитическое, обзорно-критическое, теоретическое, методическое, описательно-эмпирическое, объяснительно-эмпирическое и экспериментальное исследования.

1. Обзорно-аналитическое исследование (ОАИ) . Если цель исследования состоит в том, чтобы лишь предварительно, но основательно ознакомиться с состоянием дел в науке и практике по исследуемой педагогической проблеме, то обычно ограничиваются организацией и проведением ОАИ.

Данное исследование является наиболее трудоемким и предполагает подбор и изучение литературы по проблеме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала (что уже сделано в науке, что предстоит сделать для того, чтобы ответить на возникшие вопросы, связанные с проблемой исследования). Результатом ОАИ выступает констатация фактического состояния дел по проблеме исследования.

К данному виду педагогического исследования обычно предъявляются следующие основные требования :

* соотнесенность содержания анализируемой литературы с избранной проблемой и темой исследования;

* полнота списка изученной литературы;

* глубина проработки литературных источников;

* систематичность изложения имеющихся данных;

* краткость и точность формулировки выводов;

* грамотность текста, аккуратность его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на данный день библиографических требований.

Информация, накопленная в результате изучения литературы, представляется либо в виде реферата, либо в виде параграфа или главы курсовой или дипломной работы.

2. Обзорно-критическое исследование (ОКИ). Если в качестве дополнительной цели перед студентом ставится задача критически оценить сложившееся состояние дел по исследуемой проблеме, то обращаются к обзорно-критическому исследованию, которое, разумеется, в качестве первого шага на пути его осуществления предполагает внимательный анализ сложившегося состояния дел. Поэтому в данном исследовании представлены обзорно-аналитическая часть, подробная и аргументированная критика того, что и как уже сделано по проблеме исследования, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления (предположения, идеи) автора, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такие размышления могут перемежать текст или быть выделены в отдельный раздел, который явится переходным между аналитической, критической и конструктивно-теоретической частями работы. Результатом ОКИ является критическая оценка того, что сделано по проблеме исследования.

К исследованию критического типа, кроме уже описанных выше, предъявляются следующие требования :

· аргументированность критики;

· непротиворечивость рассуждений и обоснованность выводов.

Результаты работы представляются либо в виде реферата, либо в виде параграфа или отдельной главы курсовой или дипломной работы.

3. Теоретическое исследование (ТИ). Если перед студентом ставится задача найти новое решение проблемы (без чего, кстати, невозможно правильно сформулировать гипотезу экспериментальной части исследования), то проводится теоретическое исследование. В этом исследовании речь идет не о констатации сложившегося положения дел и не о его критике, а о поиске и предложении способов нового теоретического решения возникшей проблемы. Предложенное решение проблемы (гипотеза) - это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения. Теоретическое исследование может иметь и прикладной характер, если цель исследования - для конкретных областей педагогической действительности (для конкретной школы, конкретного содержания образования, конкретных видов деятельности и т.д.) разработать технологию внедрения уже предложенных наукой и практикой идей решения проблемы.

По своей структуре теоретическое исследование обязательно содержит аналитическую, критическую и конструктивно-теоретическую части. В аналитической части дается обзор состояния дел по проблеме исследования (кто занимался проблемой, какие вопросы решены, что осталось не решенным), в критической - дается аргументированная оценка предложенных способов решения проблемы, в теоретической - излагаются основные идеи (концепция) автора по решению проблемы (новые способы решения проблемы или новая технология внедрения уже имеющихся способов) и дается их теоретическое обоснование.

К исследованию теоретического типа, кроме указанных выше, предъявляют следующие требования :

* обоснованность выбора темы исследования (общественная, теорети-ческая и практическая значимость);

* четкость формулировки методологических компонентов исследования (объект, предмет и т.д.);

* точность определения используемых понятий;

* логичность и смысловая стройность работы;

* оригинальность и теоретическая обоснованность предложенного ре-шения проблемы (новых способов или технологии внедрения имеющихся).

Результаты работы представляются либо в виде курсовой работы, либо теоретической главой дипломной работы.

4. Методическое исследование (МИ). Методическое исследование проводится в том случае, если перед студентом ставится задача - разработать, обосновать и проверить на практике некоторую новую диагностическую методику или методику формирования ЗУН, качеств, способностей учащихся. При этом, если создается диагностическая методика , то она должна: 1) содержать теоретическое обоснование необходимости ее создания, доказательство преимущества по отношению к имеющимся диагностическим методикам; 2) подчиняться критериям валидности, надежности, точности и однозначности; 3) содержать описание цели и методики ее использования в педагогической практике, технологию обработки и интерпритации получаемых с ее помощью данных. Если создается формирующая методика , то: 1) должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование; 2) дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется; 3) указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.

Результаты методического исследования оформляются в виде курсовой работы, главы, параграфа или части параграфа дипломной работы.

5. Эмпирические (опытные) исследования. В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое исследование, как правило, содержит в себе методическое, которое связано с использованием определенных методов сбора и анализа фактов. Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным.

Задачей описательно-эмпирического исследования (ОпЭИ) является сбор, описание и анализ фактов, касающихся изучаемых объекта и предмета проблемы исследования. В ходе исследования студент просто наблюдает, фиксирует, описывает и анализирует то, что происходит в реальной педагогической действительности, без какого-либо вмешательства. Результат исследования - собраны, описаны и проанализированы факты, реально существующие в педагогическом процессе.

В задачу объяснительно-эмпирического исследования (ОбЭИ) входит не только сбор, описание и анализ фактов, но и их объяснение, которое должно содержать в себе выявление причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное. Результат исследования - научное объяснение известных фактов.

К эмпирическим исследованиям предъявляются следующие требования :

* адекватность выбранных критериев и признаков изучаемому предмету и объекту исследования;

* адекватность диагностических методик состояниям исследуемого объекта и предмета;

* правильный подбор методов обработки результатов исследования;

* краткость и точность формулировки выводов, их доказательность и обоснованность (непротиворечивость объяснения фактов).

Результаты эмпирического исследования оформляются либо в виде реферата, либо в виде параграфа или его отдельной части курсовой или дипломной работы.

6. Экспериментальное исследование (ЭИ). Самым сложным и наиболее трудоемким является экспериментальное исследование, которое, во-первых, предполагает предварительное проведение всех вышеперечисленных исследований (без них организовать и провести настоящий эксперимент, рассчитанный на получение новых и ценных результатов, практически невозможно), во-вторых, требует значительных затрат сил и ресурсов на подготовку и проведение самого эксперимента. В научно-педагогичес-кой литературе различают два типа экспериментального исследования: теоретико-прикладное и прикладное.

Цель теоретико-прикладного экспериментального исследования (ТПЭИ) - найти новое решение проблемы и проверить его эффективность в реальной педагогической практике. Цель прикладного экспериментального исследования (ПЭИ) - для конкретных условий разработать технологию внедрения в педагогическую практику уже найденных и предложенных наукой и передовой практикой решений определенной педагогической проблемы. Как правило, такие исследования выполняются по прямому заказу органов образования. Например, разработать программу внедрения личностно- ориентированного подхода в практику работы конкретного образовательного учреждения.

К экспериментальному исследованию, кроме перечисленных выше, предъявляются следующие требования :

* непротиворечивость и убедительность логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно;

* обоснованность теоретической и практической значимости результатов эксперимента;

* характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента;

* четкая формулировка практических выводов и конкретных методических рекомендаций.

Отличие экспериментального исследования от эмпирического состоит в следующем. Эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной (экспериментальной) ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа студент (ученый, практик) просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в реальной педагогической практике без какого-либо вмешательства. Если же исследователь изменяет обычное течение реальной педагогической действительности (создает искусственную ситуацию), то такое исследование становится экспериментальным.

4.8. Формы представления результатов исследования

Представление исследования имеет решающее значение во всей работе. На­личие стандартов представления является характерным атрибутом исследователь­ской деятельности и выражено достаточно жестко. Таких стандартов в науке не­сколько:

§ тезисы,

§ научная статья,

§ устный доклад,

§ рецензия,

§ монография,

§ популярная статья (эссе),

§ реферат,

§ курсовая работа,

§ квалификационная работа.

В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура.

Тезисы научных докладов, опубликованные в печати, - это краткое из­ложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде. Эти идеи четко формулируются, кратко, но содержательно и аргументировано рас­крываются, представляя читателю основные направления работы над исследуе­мой темой.

Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретической и при­кладной работы исследователя. Ее структура обычно такова: актуальность ос­вещаемых вопросов, подходы других ученых к решению данной научной зада­чи, перспективы развития конкретных направлений научного поиска, описание теоретической и экспериментальной работы, выводы и практические рекомен­дации по решению исследуемой проблемы.

Монография - научная работа одного автора или коллективный труд ав­торского коллектива, в котором более или менее подробно излагается одна на­учная проблема. Если монографическая работа по объему составляет менее че­тырех печатных листов, она называется брошюрой.

Рецензия - критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная рецензия) произведении в свете требований, представляющихся рецензенту обязательными. Рецензия может содержать советы и конструктивные предло­жения о путях разработки обсуждаемых проблем

Эссе - это жанр, имеющий непосредственную близость с научной, публи­цистической и художественной литературой, однако не относящийся целиком ни к одной из них. С научной литературой эссе роднит его тематика, которая объединяет все объекты мысли преимущественно гуманитарных наук, однако его подход к объекту отличается от научного ведущей ролью личности автора, которая полностью определяет принципы анализа объекта. Помимо этого, для эссе характерна особая связь со временем, повышенная актуализированность, в которой преимущественно выражено родство эссеизма и публицистики, а также экспрессивность. Эссеистический подход обязательно предполагает универ­сальное значение трактовки даже частной темы и характеризуется в функцио­нальном плане доминированием функции убеждения.

Следует отметить, что написание таких работ требует наличия опреде­лённых навыков исследовательской деятельности, которые отрабатываются при выполнении таких учебно-исследовательских работ, как реферат, курсовая и квалификационная работа.

Реферат - краткое изложение содержания научного труда или трудов, посвященных какой-либо проблеме.

Курсовые и квалификационные (дипломные) работы - формы учеб­но-исследовательской деятельности студентов.

Диссертация (лат. рассуждение, исследование). Рассмотрим общую характеристику и отличительные особенности магистерской, кандидатской и докторской диссертаций.

Читайте также:
  1. I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ, ДИПЛОМНЫХ, НАУЧНЫХ РАБОТ
  2. ВОПРОС 2. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.
  3. Вопрос 8: Изменение слуха при поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов по данным камертонального и аудиометрического исследований.
  4. Гештальтпсихология: общий очерк развития, основные представители и направления исследований.
  5. Гидроэкология как наука, ее предмет, задачи и место в системе научных дисциплин.
  6. Гранты как форма поддержки инициативных научных исследований
  7. Деятельность бюджетных фондов поддержки научных исследований (РФФИ, РГНФ)

Научное исследование - процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Виды научных исследований:

1.Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.

2.Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.

3.Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.

4.Разработка - научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

Типы научных исследований:

1.Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знания.

2.Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

3.Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае - психологии).

4.Междисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести генетические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии.

5.Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

6.Однофакторное, или аналитическое,исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

34. СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (от лат. sabjectum – лежащий в основании) – в философии науки в настоящее время трактуется в нескольких смыслах:

1) как отдельный ученый, с именем которого связано открытие;

2) как особое сообщество людей – ученых, специально занятых производством знания;

3) как все человечество, состоящее из отдельных народов, когда каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает в качестве особого субъекта познавательной деятельности. Субъекты научной деятельности имеют специальную подготовку, в ходе которой они использует свой запас знаний, осваивая средства и методы его получения, делает их своим достоянием на основе своих мировоззренческих, ценностных ориентаций, этических принципов и целевых установок, специфичных для данной области научного познания в исследованиях определённой эпохи. Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим. Это живая личность с ее страстями, интересами, характером, темпераментом, талантом, волей и т.п. Но фактически под субъектом познания все-таки имеют в виду некий безличный логический сгусток интеллектуальной активности. Субъект и его познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, т.е. осмысление приемов, норм, методов исследовательской работы, традиций.



Субъекты познания различают на каждом этапе развития науки: классическом, неклассическом, постнеклассическом:

На этапе классической науки субъект познания представляет собой «гносеологического Робинзона» (это – субъект «вообще», вне социокультурных и субъективных характеристик; он познаёт объект «сам по себе», как бы в «чистом виде» без всяких посторонних привнесений, абсолютно объективно);



2) субъект неклассической науки уже не претендует на абсолютное знание, поскольку получаемое знание:

а) относительно, что часто понимается как субъективное,

б) инструментально, что означает, что это знание предназначено для решения определенных задач,

в) субъект познания – не созерцающая мир гносеологическая машина, а активно познающее существо, причем не только исследующее те или иные стороны объекта, но и формирующее сам объект познания,

г) субъект познания – не столько отдельный человек, сколько большие исследовательские коллективы;

3) характеристики субъекта постнеклассической науки аналогичен субъекту познания неклассической науки, однако есть и новые отличия: в связи с глобализацией научной деятельности, субъект познания выходит за рамки национальных границ и формируется интернациональный «научный этос» (Р.К. Мертон), который в состоянии решить современные задачи.

error: