Годовой жизненный цикл земноводных. Годовой цикл жизни земноводных Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных

Годовые жизненные циклы у земноводных хорошо выражены в умеренных широтах с резкими с пней, под камнями и т.д.

В перио Годовые жизненные циклы у земноводных хорошо выражены в умеренных широтах с резкими сезонными изменениями условий жизни. При понижении среднесуточной температуры до +12,+8С земноводные перемещаются к местам зимовок, а при дальнейшем понижении температуры в сентябре – начале октября они скрываются в убежищах. При этом отдельные особи могут перемещаться в поисках мест зимовки на многие сотни метров. Озёрная, прудовая и травяная лягушки зимуют в водоёмах, собираясь по нескольку десятков особей вместе, прячутся под камнями, среди водных растений, закапываются в ил. Они выбирают наиболее глубокие участки там, где водоёмы не промерзают до дна. Жабы, жерлянки, тритоны, саламандры зимуют на суше, забираются в ямы, норы грызунов, прячутся в трухе гниющих пней, под камнями и т.д.

д зимовки амфибии находятся в оцепенении, у них резко снижается обмен веществ, в 2-3 раза уменьшение кислорода, число дыхательных движений и сокращений сердца. езонными изменениями условий жизни. При понижении среднесуточной температуры до +12,+8С земноводные перемещаются к местам зимовок, а при дальнейшем понижении температуры в сентябре – начале октября они скрываются в убежищах. При этом отдельные особи могут перемещаться в поисках мест зимовки на многие сотни метров. Озёрная, прудовая и травяная лягушки зимуют в водоёмах, собираясь по нескольку десятков особей вместе, прячутся под камнями, среди водных растений, закапываются в ил. Они выбирают наиболее глубокие участки там, где водоёмы не промерзают до дна. Жабы, жерлянки, тритоны, саламандры зимуют на суше, забираются в ямы, норы грызунов, прячутся в трухе гниющих пней, под камнями и т.д.

В период зимовки амфибии находятся в оцепенении, у них резко снижается обмен веществ, в 2-3 раза уменьшение кислорода, число дыхательных движений и сокращений сердца.

Влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных. Годовой жизненный цикл хорошо выражен у земноводных, обитающих в умеренных широтах с резкими сезонными изменениями условий жизни.

В начале осени, при понижении среднесуточных температур до +12 ... +8 °С, земноводные перемещаются к местам зимовок, и при дальнейшем понижении температуры в сентябре - начале октября они скрываются в убежищах. В поисках мест зимовок отдельные особи перемещаются на многие сотни метров.

Озерная, прудовая и травяная лягушки зимуют в водоемах, собираясь по нескольку десятков особей вместе, прячутся под камнями, среди водных растений, закапываются в ил. Они выбирают глубокие участки там, где водоемы не промерзают до дна.

Жабы, жерлянки, тритоны, саламандры зимуют на суше: забираются в ямы, норы грызунов, прячутся в трухе гниющих пней, под камнями. В малоснежные зимы, когда земля промерзает на большую глубину, зимующих в ней амфибий гибнет больше, чем в водоемах, так как температура тела ниже -1 °С для них смертельна. При небольших положительных температурах зимующие амфибии находятся в оцепенении: у них резко снижается обмен веществ, уменьшается число дыхательных движений и сокращений сердца, в два-три раза сокращается поглощение кислорода.

Весной, с наступлением тепла, в конце марта и в апреле, амфибии переходят к активному образу жизни, покидают места зимовок и направляются к местам размножения. Эти весенние перемещения проходят довольно дружно, животные преодолевают сотни метров, добираясь до мелких, хорошо прогреваемых солнцем водоемов.

После размножения бурые лягушки, жабы, квакши переходят на свои обычные летние места обитания на лугах, в полях, огородах, садах и т. д. Тритоны и жерлянки проводят в водоемах еще 2-3 месяца, а затем переходят на сушу.

Размножение земноводных. Размножаются земноводные в мелких, хорошо прогреваемых участках водоемов. В теплые весенние вечера, в конце апреля и в мае, с прудов и речек разносятся громкие квакающие звуки. Эти «концерты» устраивают самцы лягушек для привлечения самок.

Органами размножения у самцов земноводных, как и у рыб, служат семенники, у самок - яичники. Расположены они в полости тела, ко времени размножения многократно увеличиваются. Созревшие в яичниках яйцеклетки попадают в яйцеводы. Во время движения по яйцеводу икринки покрываются прозрачной слизистой оболочкой и через клоаку выводятся наружу. У самцов семенники, имеющие овальную форму, выделяют множество подвижных сперматозоидов. Семенная жидкость, богатая сперматозоидами, по семяпроводам попадает в клоаку и выделяется наружу. Оплодотворение у земноводных наружное. Гроздья оплодотворенной икры прикрепляются к водным растениям или отдельными комками плавают у поверхности воды. Ленты оплодотворенной икры жаб, как и отдельные икринки тритонов, приклеиваются к листьям водных растений.

Развитие земноводных. Развитие зародыша лягушки (рис. 137) в икринке продолжается около полутора недель. Затем зародыш разрывает оболочку икринки, и наружу выходит личинка - головастик. По внешнему виду и образу жизни головастик похож на рыбу. У него есть жабры, двухкамерное сердце и один круг кровообращения, органы боковой линии.

Рис. 137. Развитие лягушки: 1 - икра; 2 - выход головастика из икринки; 3,4 - головастик с развитыми наружными жабрами; 5 - головастик с внутренними жабрами; 6 - появление задних конечностей; 7 - появление передних конечностей; 8 - рассасывание хвоста; 9 - выход на сушу

В процессе развития в головастике происходят важные изменения. Развиваются сначала задние, а потом и передние конечности. Появляются легкие, и головастик все чаще и чаще поднимается к поверхности воды для дыхания. В связи с развитием легких образуется второй круг кровообращения, сердце становится трехкамерным. Хвост постепенно уменьшается. Головастик становится похожим на взрослую лягушку. Лягушонок от растительного питания переходит к потреблению животной пищи (становится плотоядным) и покидает водоем. От времени откладывания икры до превращения головастика в лягушонка проходит 2-3 месяца.

У взрослых лягушек нет хвоста. Они начинают размножаться в возрасте 3-4 лет.

Происхождение земноводных. Размножение земноводных происходит так же, как у костных рыб. Головастики больше похожи на рыб, чем на своих взрослых родителей. У них есть все те же органы, которые необходимы рыбам для жизни в воде. Все это свидетельствует о том, что земноводные произошли от каких-то древних костных рыб.

Известно, что некоторые древние костные рыбы использовали конечности (парные плавники) для переползания из одного водоема в другой. У них появились примитивные легочные мешки, которыми рыбы пользовались для дыхания при недостатке кислорода в воде и при пересыхании водоемов. Наибольшее сходство существует между древними амфибиями, появившимися около 350 млн лет назад (рис. 138), и древними пресноводными кистеперыми рыбами - рипидистиями. Об их стении можно судить по сохранившейся до настоящего времени морской кистеперой рыбе латимерии (см. рис. 126).

Рис. 138. Древнее земноводное

Важно, что скелет парных плавников кистеперых рыб похож на скелет пятипалой конечности земноводных (рис. 139).

Рис. 139. Скелеты передней парной конечности кистеперой рыбы (1) и древнего земноводного (2)

Видимо, именно от древних рипидистий возникли первые земноводные (ихгиостегиды), по внешнему строению напоминавшие современных хвостатых амфибий. Они имели конечности, характерные для наземных позвоночных, и хорошо развитые пояса конечностей. Широкая сплюснутая голова, широко расходящиеся концы челюстей позволили предположить, что воздух они затягивали в легкие за счет опускания дна ротовой полости. У ихтиостегид сохранились типичные рыбьи черты: череп с типично рыбьими костями; остатками (рудиментами) жаберной крышки; длинный хвост и органы боковой линии.

Предполагают, что примитивные древние земноводные вели водный образ жизни, питались и размножались в воде. Однако они могли выходить на сушу и дышать воздухом при недостатке кислорода в воде, пересыхании водоемов. Все это позволило назвать их четвероногими рыбами. Древние земноводные дали начало современным тритонам, саламандрам, лягушкам, жабам.

Земноводные - раздельнополые животные, размножающиеся в воде. Оплодотворение наружное. Самки выметывают икру, самцы выделяют семенную жидкость. Развитие с превращением: из икринок выходят похожие на рыб головастики, которые в ходе развития превращаются во взрослое земноводное. Образ жизни земноводных меняется в зависимости от сезонных изменений условий обитания. Земноводные произошли около 350 млн лет назад от древних кистеперых рыб рипидистий. Первые примитивные земноводные сохраняли многие типично рыбьи черты. От них произошли современные амфибии.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Охарактеризуйте годовой жизненный цикл лягушки в умеренных широтах.
  2. Назовите черты сходства в размножении земноводных и рыб.
  3. В чем сходство головастика с рыбами? Что это подтверждает?
  4. Какие изменения во внешнем и внутреннем строении происходят у головастика в процессе развития?
  5. Рассмотрите основные этапы происхождения современных амфибий.

Годовые циклы у земноводных наиболее отчетливо выражены в районах с резким сезонным изменением условий жизни: в умеренных широтах, в горах, пустынях и полупустынях. Во влажных тропи­ческих лесах биологическая сезонность сглажена. Неблагоприятный период года (зиму или период засухи) земноводные проводят в оцепе­нении, длительность которого определяется продолжительностью пе­риода. В умеренных широтах определяющим фактором служит температура, в тропиках и субтропиках - влажность. Эти факторы действуют непосредственно и через ухудшение условий питания. Они же оказывают решающее влияние на географическое размещение зем­новодных.

При понижении среднесуточной температуры до 8-12° С и при ночных температурах в 3-5° С земноводные пере­мещаются к местам зимовок, а при дальнейшем снижении темпера­туры в сентябре - начале октября скрываются в зимних убежищах. Зеленые (озерная и прудовая) и травяная лягушки зимуют в водоемах (реки, ручьи, озера, торфя­ные карьеры и т. п.), собираясь группами в более глубоких непромерзающих участках (под камнями, в зарослях водорослей или зары­ваясь в ил). Остромордые лягушки и квакши обычно зимуют на суше, но часть особей может зимовать и в водоемах. Жабы, жерлянки, чесночницы, тритоны, саламандры зимуют на суше, забираясь в ямы, норы грызунов, прогнившие корни, под камни, пни и т. п.

В период зимовки (или во время засухи) у животных резко сни­жается уровень метаболизма, в 2-3 раза сокращается поглощение кислорода. При понижении температуры тела ниже -0,5-1°С зем­новодные обычно погибают. Суточная ритмика активности земноводных определяется погод­ными условиями, в первую очередь температурой и влажностью. В теплое лето живущие в воде жерлянки и тритоны и держащиеся на кромке берега и на мелководье зеленые лягушки активны круглые сутки. Наземные виды (жабы, бурые лягушки, квакши и др.) активны в сумерках и ночью, когда жара спадает, а влажность воздуха увели­чивается; в пасмурные дождливые дни они деятельны и днем. В про­хладные ночи эти виды наибольшую активность проявляют в сумер­ках - утром и вечером.



66. Экологические группы земноводных (гидро-, хтоно-, эдафо-, дендро­бионты).

Жизненная обстановка амфибий весьма разнообразна. Среди них есть чисто водные формы, никогда не выходящие на сушу. Большинство их принадлежит к хвостатым амфибиям (протеи, сирены) – ­ гидробионты.

Большинство бесхвостых ведут полуводный образ жизни. В период размножения они живут в водоемах. Многие зимуют также в воде. Вне указанного времени эти виды живут на суше и часто уходят от водоемов на большие расстояния. Таковы жабы, саламандры. Зеленые лягушки много времени проводят вне воды, но от водоемов далеко не уходят и при опасности одним прыжком скрываются в воду – хтонобионты.

Среди бесхвостых много тех, кто живет на деревьях. В большинстве это обитатели тропических лесов, которые и размножаются на деревьях, используя для откладывания яиц воду, скопившуюся в дуплах и на крупных листьях – дендробионты.

Роющиеся в земле виды – эдафобионты – к ним относятся почти все безногие, являющиеся обитателями толщи почвы, закапывающиеся в землю. Для большинства почва – лишь место временного нахождения.

67. Роль амфибий в экосистемах. Практическое значение в различных от­раслях народного хозяйства. Значение амфибий как лабораторных животных.

Все земноводные в той или иной степени полезны для человека прежде всего тем, что поедают многих вредных беспозвоночных (мол­люсков, насекомых и их личинок, в том числе комаров и др.), по­вреждающих сельскохозяйственные и лесные культуры или перено­сящих заболевания человека и домашних животных. У наземных ви­дов пищевые объекты обычно более разнообразны, чем у видов с вод­ным образом жизни. Травяная лягушка в среднем за сутки съедает 6 вредных беспозвоночных. При численности 100 лягушек на 1 га они уничтожат за период летней активности более 100 тыс. вредителей. Земноводные часто поедают беспозвоночных с неприятным запахом или вкусом, охотятся в сумерках и ночью. Поэтому их деятельность дополняет полезную деятельность птиц. Однако польза от земноводных в целом невелика, так как они достигают большой численности лишь в немногих ландшафтах. Икра, головастики и взрослые особи видов, ведущих преимущественно водный образ жизни, интенсивно поедаются многими промысловыми рыбами, утками, цаплями и другими птицами. Земноводные составляют существенную часть летнего рациона неко­торых пушных зверей (порка, хорь и др.); выдры питаются лягуш­ками и зимой.

В ряде стран крупные саламандры и лягушки используются в пищу людьми (Франция, Юго-Восточная Азия, Америка и т. д.). В США есть фермы, которые разводят лягушку-быка; в продажу посту­пают задние лапки (пара массой 250-400 г), а остальные части тушек перерабатываются на корм скоту. Очень велико значение земноводных как лабораторных животных, используемых в самых разнообразных биологических и медицинских исследованиях. В ряде стран Западной Европы численность многих земноводных резко снизилась. Причины этого разнообразны: изменение местообитаний в результате мелиорации н хозяйственного освоения территорий, загрязнение воды в нерестовых водоемах, преследование со стороны человека и т. п. Поэтому в не­которых странах сейчас приняты специальные законы, оберегающие земноводных и запрещающие их добычу. Для лабораторных целей раз­водят аксолотлей, предпринимаются попытки искусственного разве­дения и других видов.

Лишь местами земноводные имеют отрицательное значение. Так, поедая молодь рыб, некоторый ущерб в рыборазводных хозяйствах могут наносить зеленые лягушки - прудовая и особенно озерная; в отдельных рыбхозах в дельте Волги они уничтожают до 0,1 % маль­ков. Однако этот ущерб перекрывается истреблением водных насе­комых, поедающих икру и молодь рыб. Следует учитывать, что н сами земноводные служат пищей рыб. Некоторое отрицательное значение земноводные могут иметь и как промежуточные хозяева глистов, по­ражающих птиц и пушных зверей, а также как временные хозяева возбудителя тулерямии.


Ролевой проект

«Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных»

7 класс

Средства обучения: мультимедийная презентация на тему «Годовой жизненный цикл. Происхождение земноводных», иллюстрации, рисунки, схемы, 2 компьютера для подведения итогов работы , интерактивная доска.
Цели и задачи урока: на основе актуализации знаний о земноводных сформировать у учащихся понятия о взаимосвязи особенностей строения с процессами жизнедеятельности, о влиянии условий окружающей среды на жизненный цикл, выявить особенности происхождения этих животных. Образовательная задача – познакомить учащихся с годовым жизненным циклом и происхождением земноводных, продолжить формирование экологических знаний о взаимосвязи строения, условий жизни и мест обитания амфибий; воспитательная - в ходе урока включить учащихся в систему общественных отношений (автор-оформитель, эксперт, представитель издательства); развивающая задача – формировать у учащихся коммуникативные умения и навыки.

Методические рекомендации:
Тип урока – раскрывающий содержание; урок комплексного применения знаний, умений, навыков, урок – ролевой проект.
Основные термины и понятия: земноводные, амфибии, годовой жизненный цикл, зимовка, оцепенение, головастик
Основное содержание урока


  1. Взаимосвязь особенностей строения с процессами жизнедеятельности земноводных.

  2. Влияние условий окружающей среды на жизненный цикл.

  3. Особенности происхождения земноводных.

Форма организации познавательной деятельности

Работа с таблицами, иллюстрациями в учебник, мультимедийной презентацией, самостоятельная работа с компьютерной программой.

Приёмы деятельности учителя

Эвристическая беседа, работа у доски, работа с раздаточным материалом, тетрадью, таблицами, мультимедийными средствами обучения , обсуждение темы урока.
Организация деятельности учащегося: самостоятельная и групповая работа.

Развитие умений учащегося: развиваем навыки работы в коллективе; умение самостоятельной работы с рисунками учебника, таблицами, справочным материалом, компьютерными программами; умение анализировать, делать выводы.

В процессе подготовки и проведения урока были учтены требования ФГОС, направленные на формирование универсальных учебных действий (УУД), а именно осмысленно читать текст, задавать вопросы разного вида, отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста (работа с материалом у групп «авторов-оформителей», «представителей издательства»); учебно-интеллектуальные умения - определять понятия по существенным признакам, выявлять свойства объекта , выявлять критерии для сравнения и осуществлять сравнение; учебно-организационные – оценивать свою работу и деятельность одноклассников, организовывать деятельность в группах, определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности; учебно-информационные - подбирать и группировать материал по определённой теме, создавать тексты различных типов, комментировать текст, владеть различными способами изложения текста; учебно-коммуникативные – владеть приёмами риторики, уметь вести дискуссию, диалог, вырабатывать общее решение.

Ход урока –
1.Организационный момент
Перед школьниками ставится задача: написать страницы учебника по теме «Годовой жизненный цикл. Происхождение земноводных», используя биологические и экологические знания по теме. Изучение нового материала происходит в процессе работы.
2.Ход урока.
На предыдущем уроке учитель делит класс на группы, распределяя роли: 3 группы – «авторы – оформители», 4-я группа – «экспертный совет», 5-я группа – «представители издательства». Все группы заранее знакомятся с требованиями к учебникам, которые приведены в приложении №1.Представители «экспертного совета» и «издательства» получают дополнительное задание – познакомиться с фактическим материалом , который получают «авторы – оформители» (приложение №2).

В начале урока, после вводного слова учителя группы получают задание, на выполнение которых отводиться 15-20 минут.

Далее совместно с учителем проводится работа над заданием: отчёт о выполненной работе «авторов – оформителей», защита результатов, оценка их работы «экспертами» и «представителями издательства». На данном этапе работы школьники включаются в дискуссию.

Группа «представителей издательства» получает заказ на издание учебника. Используя презентации, созданные каждой из групп «авторов – оформителей», рекомендации «экспертов», создаётся компьютерный вариант фрагмента учебника, который в дальнейшем распечатывается, и каждый ученик вклеивает его в тетрадь. Эта страничка – итог коллективного труда, где отражены знания учащихся по теме.

Во время работы «экспертной комиссии» и «представителей издательства» учащимся предлагается разгадать кроссворд с применением интерактивной доски.


  1. Из данного учителем фактического материала смонтировать страницу учебника, которая представляет собой текст с иллюстрациями и ссылками в тексте.

  2. Подобрать по теме параграфа материал для любознательных.

  3. Составить в конце параграфа вопросы для закрепления темы.

  4. Подготовиться к выступлению перед «экспертным советом» и «представителями издательства».

Задания для «экспертного совета»


  1. Составить развёрнутый план по прочитанному заранее фактическому материалу.

  1. Подготовиться к оценке работы «авторов – оформителей» с позиций:
- Научности - найти ошибки в материале, представленном в экспертный совет, задать, если необходимо вопросы , уточняющие размножение, развитие и происхождение земноводных;

- Оформления достаточно ли доступно изложен материал параграфа, есть ли вопросы по проверке знаний, содержит ли текст иллюстрационный материал и раздел для любознательных .


  1. Выслушать рассказ «авторов-оформителей» о проделанной работе, вынести решение о доработке материала либо о его выходе в издательство.

Задания для «представителей издательства» .


  1. Выработать образец выполнения шмуцтитула.

  2. Выслушать авторов-оформителей и экспертный совет, вынести решение о печати данного параграфа.

  3. Выполнить к следующему уроку компьютерный вариант страниц учебника.
Групповая работа над заданием состоит из следующих этапов:

* Работа с источником информации: учащиеся анализируют фактический материал, располагают его последовательно соответственно плану изучения темы «Земноводные», который включает:

1 – влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных;

2 – размножение земноводных;

4 – происхождение земноводных;

* Оформление результатов;

* Подготовка выступлений.

Приложение 1.
Требования к школьному учебнику.
Учебник – основное средство обучения.

Он содержит изложение основ наук и одновременно позволяет организовать самостоятельную деятельность школьников по усвоению учебного материала, учит учиться.

Учебник должен содержать изложение биологической науки, быть доступным детям, развивать познавательный и практический интерес.

Поэтому учебник выполняет разносторонние функции: обеспечивает школьников научной информации; системно и последовательно излагает материал; предусматривает виды деятельности для закрепления материала школьниками, т.е. вопросы и задания для закрепления; содержит не только текст , но и карты, иллюстрации, развивает умения и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, выделение главного, логическое запоминание.

Приложение 2.

Фактический материал

Размножение земноводных.
Размножаются земноводные в мелких, хорошо прогреваемых участках водоёмов.

Органами размножения у самцов, также как и у рыб служат семенники, у самок - яичники. Расположены они в полости тела. Ко времени размножения многократно увеличиваются. Созревшие в яичниках яйцеклетки попадают в яйцеводы. Во время движения по яйцеводу икринки покрываются прозрачной слизистой оболочкой и через клоаку выводятся наружу. У самцов, семенники имеющие овальную форму, выделяют множество подвижных сперматозоидов. Семенная жидкость выделяется наружу через клоаку. Оплодотворение у земноводных наружное . Гроздья оплодотворённой икры прикрепляются к водным растениям или отдельными комками плавают у поверхности воды.
Происхождение земноводных.
Размножение земноводных происходит также. Как и у костных рыб. Головастики больше похожи на рыб, чем на своих взрослых родителей. У них есть все те же органы, которые необходимы рыбам для жизни в воде. Всё это свидетельствует о том, что земноводные произошли от каких-то древних костных рыб.

Важно, что скелет парных плавников кистепёрых рыб похож на скелет пятипалой конечности земноводных.

Предполагают, что примитивные древние земноводные вели водный образ жизни, питались и размножались в воде, Однако они могли выходить на сушу и дышать воздухом при недостатке кислорода в воде, пересыхании водоёмов. Всё это позволило назвать их четвероногими рыбами . Древние земноводные дали начало современным тритонам, саламандрам, лягушкам, жабам.

Влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных.
Годовой жизненный цикл хорошо выражен у земноводных, обитающих в умеренных широтах с резкими сезонными изменениями условий жизни.

В начале осени, при понижении среднесуточных температур до +12..+8 С земноводные перемещаются к местам зимовок, и при дальнейшем понижении температуры в сентябре-октябре они скрываются в убежищах. В поисках мест зимовок отдельные особи перемещаются на многие сотни метров.

Озёрная, прудовая и травяная лягушки зимуют в водоёмах, собираясь по несколько десятков особей вместе, прячутся под камнями, среди водных растений, закапываются в ил. Они выбирают глубокие участки там, где водоёмы не промерзают до дна.

Жабы, жерлянки, тритоны, саламандры зимуют на суше: забираются в ямы, норы грызунов, прячутся в трухе гниющих пней, под камнями.

В малоснежные зимы. Когда земля промерзает на большую глубину, зимующих в ней амфибий гибнет больше , чем в водоёмах, так как температура тела ниже -1 С для них смертельна. При небольших положительных температурах зимующие амфибии находятся в оцепенении : у них резко снижается обмен веществ, уменьшается число дыхательных движений и сокращений сердца, в два-три раза сокращается поглощение кислорода.

Весной. С наступлением тепла, в конце марта и в апреле, амфибии переходят к активному образу жизни, покидают места зимовок и направляются к местам размножения. Эти весенние перемещения проходят довольно дружно, животные преодолевают сотни метров, добираясь до мелких, хорошо прогреваемых солнцем водоёмов.

После размножения бурые лягушки, жабы, квакши переходят на свои обычные летние места обитания на лугах, в полях, огородах. Садах и т.д. Тритоны и жерлянки проводят в водоёмах ещё 2-3 месяца, а затем переходят на сушу.

Основные понятия

Годовой жизненный цикл, зимовка, оцепенение, головастик

Развитие земноводных.
Развитие зародыша лягушки в икринке продолжается полторы недели. Затем зародыш разрывает оболочку икринки, и наружу выходит личинка – головастик . По внешнему виду и образу жизни головастик похож на рыбу, У него есть жабры. Двухкамерное сердце и один круг кровообращения , органы боковой линии.

В процессе развития в головастике происходят важные изменения. Развиваются сначала задние, а потом и передние конечности. Появляются лёгкие, и головастик всё чаще и чаще поднимается к поверхности воды для дыхания. В связи с развитием лёгких образуется второй круг кровообращения, сердце становится трёхкамерным. Хвост постепенно уменьшается. Головастик становится похожим но взрослую лягушку. Лягушонок от растительного питания переходит к потреблению животной пищи (становится плотоядным ) и покидает водоём.

От времени откладывания икры до превращения головастика в лягушку проходит 2-3 месяца.

У взрослых лягушек хвоста нет. Они начинают размножаться в возрасте 3-4 лет.


Известно, что некоторые древние костные рыбы использовали конечности (парные плавники) для переползания из одного водоёма в другой. У них появились примитивные лёгочные мешки, которыми рыбы пользовались для дыхания пи недостатке кислорода в воде и при пересыхании водоёма. Наибольшее сходство существует между древними амфибиями, появившимися около 350 млн лет назад и древними пресноводными кистепёрыми – рипидистиями. Об их строении можно судить по сохранившейся до настоящего времени морской кистепёрой рыбе – латимерии.

Информация для любознательных.
Видимо, именно от древних рептистидий возникли первые земноводные (ихтиостеги), по внешнему строению напоминавшие современные хвостатых амфибий. Они имели конечности, характерные для наземных позвоночных, и хорошо развитые пояса конечностей. Широкая сплюснутая голова, широко расходящиеся концы челюстей позволили предположить, что воздух они затягивали в лёгкие за счёт опускания дна ротовой полости. У ихтиостег сохранились типичные рыбьи черты: череп с типично рыбьими костями; остатки (рудименты) жаберной крышки; длинный хвост и органы боковой линии.

Территориальное поведение древолазов, суринамская пипа, квакша, червяга, австралийская заботливая лягушка, африканская живородящая жаба. Электронный атлас для школьника. Зоология. 7-8 классы. ЗАО «Новый диск», 2004. Органы размножения амфибий, резонаторы самцов, икра земноводных, развитие лягушки, головастик, жаба-повитуха. Электронное учебное издание. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, ООО "Дрофа", 2007. Гребенчатый тритон. Полный интерактивный курс «Открытая биология». ООО «Физикон», 2005. Развитие земноводных. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2003. Отдыхающая лягушка. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=4&uinfo=ww-894-wh-581-fw-765-fh-448-pd-1&p=4&text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=136&rpt=simage&lr=66&img_url=http%3A%2F%2Fs17.rimg.info%2Fab1c994e479c2d82bdcfc5893025a367.gif Лежащая лягушка. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=14&uinfo=ww-894-wh-581-fw-765-fh-448-pd-1&p=14&text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=434&rpt=simage&lr=66&img_url=http%3A%2F%2Fmirgif.com%2Fjivotnie%2Freptilii-9.gif

error: