Молодые ученые провели конференцию посвященную перспективам. К политической сфере жизни общества непосредственно относится

развития отечественной науки, высказав опасность того,

что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду

способствует «утечке мозгов» и отъезду молодых специалистов за рубеж.

Какие сферы общества здесь отражены?

1.экономическая

2. экономическая и политическая

3. Духовная и экономическая

5.Какой ряд понятий связан с экономической жизнью общества

1.этнос, социальный конфликт

2.наука, искусство

3.закон, власть

4.рынок, предпринимательство

6.совместите

7.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Характеристика общества как ________(А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются ________(Б) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ________(В) общества. ________(Г) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________(Д), а также управление совместной ________(Е) людей».

Слова на выбор

1) целостность 2) система 3) общество4) социальные блага 5) сфера

6) производство7) культура 8) социальные институты 9) деятельность

Тема 17. Субъекты политических отношений: государство, партии. Сферы духовного производства: наука, искусство, философия, образование, мораль

Домашнее задание просмотр фильма (фильм-репортаж первого канала В тени солнца Нации о режиме в Северной Корее, фильм Чарующая Беларусь)

Тема 1.Субъекты политических отношений: государство, партии.

1. Понятие политической системы

2. Компоненты системы

3. Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественном осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории.

4. Признаки государства

Основные

Дополнительные

5.основные признаки государства:

Публичная власть, суверенитет, право, налоги, территория

6.функции государства (социальная,экономическая.политическая,духовная)

6.Характеристика политических режимов (таблица)

7. Политические партии, их виды

Практическое задание по теме 1. Субъекты политических отношений



1. Какое понятие обобщающее? политический институт, политическая система, государство

2. Верно ли суждение?

А. государство призвано обеспечить стабильность общества

Б. Политические партии в отличие от государства обладают правом применять силу по отношению к нарушителям закона

В. признаками государства являются – суверенитет, право, законы, налоги, теорритория.

3. Допишите недостающий термин

компоненты политической системы: институциональный,________, нормативный, культурно-идеологический, коммуникативный

4. О какой функции идет речь? Мэр города выделяет из жилищного муниципального фонда 10 тыс. квартир для офицеров и их семей.

А.хозяйственная

Б.образовательная

В. социальная

5. верно ли суждение о демократическом государстве

А. в демократическом государстве гарантированы права и свободы для инакомыслящих

Б. в демократическом государстве политические решения принимаются в интересах большинства граждан

6.Верно ли суждение о политике?

А. политика – это деятельность, связанная с осуществлением властных отношений в обществе

Б. политика-это сфера, в первую очередь связанная с производством духовного продукта

7.Организация подала заявку в Министерство Юстиции чтоб ы ее зарегистрировали в качестве политической партии. Каким характерным признаком она должна обладать?

А. наличие яркого лидера

Б. присутствие в партии крупных бизнесменов

В. отстутствие лиц, привлекавшийся к уголовной ответственности

Г.наличие формального членства,устава, программы

8.Выберете лишнее – что не относится к политическим институтам?

Партия, общественное движение, СМИ, семья, государство.

Тема 2. Сферы духовного производства: наука, искусство, философия, образование, мораль

Зарисуем таблицу

Ответ: 3


6.

Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду, способствует «утечке мозгов», массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как

Ответ: 2


7.

Для традиционного общества характерно

Ответ: 1


8.

Постепенные преобразования в обществе, предполагающие органическое сочетание старого с новым, характерны для

Ответ: 1

9.

Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Общественный прогресс не распространяется на отношения между людьми и нравственные качества людей.

Б. Общественный прогресс включает в себя введение новых технологий, облегчающих труд человека и высвобождающих его время для отдыха и творчества.

Ответ: 2


10.

К глобальным проблемам экологического характера относится

Ответ: 2

11.

В богатую процветающую страну с севера вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города, перерезав традиционные торговые пути. На многие десятилетия запустели города и деревни. Данный пример иллюстрирует такую форму общественных изменений как

Ответ: 3

12.

Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является сложной динамичной системой, в которой существуют элементы и подсистемы, взаимодействующие друг с другом.

Б. На развитие общества оказывает влияние природная среда, природные условия способны содействовать либо препятствовать общественному развитию.

Ответ: 3


13.

К политическим глобальным проблемам современного мира относится

Ответ: 2

14.

Верны ли следующие суждения о терроризме?

А Международный терроризм представляет собой мощную экономическую структуру и опережает в развитии сети взаимодействия национальные государства.

Б. Международный терроризм является ответом на агрессивное вторжение ценностей западного мира в остальные регионы мира.

Ответ: 3


15.

Процессы глобализации связаны с

Ответ: 3

16.

С помощью такого критерия общественного прогресса как упрочение нравственных основ общества можно проиллюстрировать

Ответ: 3

17.

Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные ФАКТЫ, а одно – субъективное МНЕНИЕ. Какое из утверждений является мнением?

Ответ: 3

18.

Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них наиболее частное, наиболее узкое по смыслу.

Ответ: 4

Часть В.


1.

Запишите слово, пропущенное в схеме:

Форма общественных изменений –

______________________________

включает в себя все поступательные изменения

определяет вектор развития общества от менее совершенного к более совершенному

одним из критериев является совершенствование нравственных устоев общества
Ответ: ________________________________

Ответ: прогресс (общественный прогресс)


2.

Укажите черты, отличающие общество от природы.

Ответ: 245


3.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Можно выделить следующие наиболее общие показатели _______________(1). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда; что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее __________(2). Одно временно с прогрессом производительных сил идет увеличение объема научной информации. Наука превращается в непосредственную ___________(3) общества. Под влиянием прогресса в общественном производстве возвышаются общественные потребности, а также совершенствуются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнета стихийных социальных факторов. Происходит ____________(4) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ___________(5) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое.

Но главным показателем и критерием общественного прогресса является расширение свободы. Свобода - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Следовательно, для того, чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной по сравнению с предшествующей, необходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки ____________(6).
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.


1

2

3

4

5

6

Ответ: ЖВДБЗГ

4.

Установите соответствие между типом общества и его характерными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИП ОБЩЕСТВА

1)

Быстрота перемен

А)

традиционное

2)

Многообразие путей развития

Б)

современное

3)

Преобладание коллективистских начал

4)

Развитие микропроцессорных технологий

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

Ответ: ББАБ


5.

Укажите черты традиционного общества.

Ответ: 124


6.

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста носят

Ответ: ААБА

Часть С
Восточная цивилизация

Известно, что мировая история началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: «Свет - с Востока».

Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.

Восток - это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…

Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог, община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное - вовремя получить традиционно установленную ренту-налог.

(Е.И.Попов)
1. Раскройте с опорой на текст авторское понимание восточной цивилизации («Востока»). Приведите четыре признака, отличающие восточное общество.



Баллы

элементы :

  1. сформулировано понимание восточной цивилизации:
Автор понимает Восток не в географическом, а в историко-культурном, цивилизационном ключе, как «гигантскую человеческую целостность, весьма неоднородную и противоречивую»;

  1. приведены признаки восточных обществ:
- воспроизводство сложившихся социальных культур;

Стабильность образа жизни;

Жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления;

Растворение личности в коллективе.


Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации, указаны четыре признака

2

Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации, указаны один -три признака

1

Сформулировано понимание сущности восточной цивилизации ИЛИ указаны один-два признака ИЛИ

Ответ неправильный.


0

Максимальный балл

2

2. Какие условия формирования восточного традиционного общества приводит автор, ссылаясь на ученых-востоковедов? Приведите их с опорой на текст и проиллюстрируйте любую из них конкретным примером.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)


Баллы

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

  1. указаны условия (признаки) формирования восточных обществ:
- во-первых, цикличность сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации;

Во-вторых, стремление противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

2) приведен пример , иллюстрирующий один из признаков, например:

Жизнь древних египтян полностью зависела от разливов Нила и плодородного ила, наносимого разливами (первый признак);

Древние греки всячески подчеркивали свою особость и превосходство по отношению к другим народам, которых они считали дикарями, варварами, противопоставляли себя другим народам (второй признак).
Могут быть приведены иные верные примеры.


Указаны два условия, приведен пример

2

Указаны два условия, пример не приведен

1

Указано одно условие ИЛИ

Ответ неправильный.


0

Максимальный балл

2

3. Что автор усматривает в качестве важнейшего элемента, характеризующего Восток? Каковы, по мнению автора, причины формирования особой политической организации на Востоке? (укажите две причины). В чем специфика отношений государства и общины на Востоке. Опираясь на знание курса, приведите любой признак восточного общества, помимо тех, которые указаны в тексте.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)


Баллы

В правильном ответе должны быть приведены элементы:

  1. «важнейший элемент», характеризующий восточное общество - «восточная деспотия»;

  2. причины, способствующие ее возникновению:
- отсутствие у частной собственности приоритета, принадлежность земли сельской общине;

Необходимость организации межобщинных работ, способствующая формированию органа власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам.


  1. приведен дополнительный признак, например:
- преобладание статики, настороженное отношение к переменам, изменениям.

Могут быть приведены иные дополнительные признаки.


Указан важнейший элемент, две причины, приведен дополнительный признак

3

Указан важнейший элемент, две причины, признак не приведен.

2

Указан важнейший элемент, одна причина, ИЛИ элемент не указан, но приведены две причины.

1

Указан важнейший элемент ИЛИ приведена одна причина ИЛИ

Ответ неправильный


0

Максимальный балл

3

4. Автор подчеркивает, что основной культурной доминантой восточного общества выступают мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды. Поясните мысль автора. Опираясь на курсы обществознания и истории, приведите три конкретных примера, иллюстрирующих культурное достояние восточной цивилизации.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)


Баллы

В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы :

  1. пояснение , например:
Автор полагает, что в основе духовного потенциала Востока лежат мифологические религиозно-философские системы, ритуалы, в меньшей степени, чем наука, технологии.

  1. приведены примеры , допустим:
- мировоззренческие духовные основы буддизма, созданные в Индии;

Философия конфуцианства, созданные в древнем Китае;

Духовные основы зороастризма, «Авеста», древнейшая священная книга, созданные в древнем Иране.

Может быть приведено иное пояснение, указано иные примеры.


Приведено пояснение, приведены три примера.

3

Приведено прояснение, приведены один-два примера ИЛИ пояснение приведено в неявной форме, но приведены три примера.

2

Приведено пояснение ИЛИ пояснение приведено в неявной форме, но приведены два примера

1

Приведен один пример ИЛИ

Ответ неправильный.


0

Максимальный балл

3

5. Американский политолог Сэмюэль Хантингтон заметил, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизировать». Как понимается модернизация современными учеными? Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Поясните слова автора и приведите не менее двух проблем.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) сформулировано понятие о модернизации, например:


  • в понятие модернизации современные ученые включают преобразование традиционного общества с аграрной экономикой в современное, отличающееся быстрыми темпами роста, ведущей ролью промышленности, сферы услуг, современных видов транспорта и связи.

2) указаны проблемы, например:


  • – приверженность традиционных обществ своему укладу, ценностям, связанным с обычаями, религией, веками складывающимся устоям;

  • слабый динамизм традиционных обществ, их ориентация на воспроизведение существующих отношений, а не на развитие;

  • модернизация является мучительным процессом, который может привести к слому старых порядков и структур.
Могут быть указаны и иные проблемы.

Сформулировано понятие о модернизации, указаны две проблемы.

3

Сформулировано понятие о модернизации, указана одна проблема ИЛИ понятие о модернизации сформулировано неявно, но приведены две проблемы.

2

Сформулировано понятие о модернизации ИЛИ указана одна проблема

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

3

6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;

– отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Угрозы и вызовы современного человечества.

2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.

3) Особенности терроризма на современном этапе:

а) наднациональный характер;

б) использование современных электронных сетей и средств.

4) Проявления террористической деятельности.

5) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.


Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Формулировки пунктов плана корректны.
Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

1

План не раскрывает предложенной темы.
ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа.

0

Максимальный балл

2

7. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:


Раздел 2 «Человек, индивид, личность»

15/11/2017 - 17/11/2017


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
,

посвященная 800-летию Александра Невского

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. П. Г. ДЕМИДОВА»

МАУ «ЯРОСЛАВСКИЙ ЗООПАРК»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО»

ЯРОСЛАВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ


Всероссийская научно-практическая конференция
«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА »,
посвященная 800-летию Александра Невского

____________________________

Ярославская область станет одним из центров празднования 800-летия со Дня рождения князя Александра Невского в Российской федерации. Для нашего региона, для его жителей эта дата имеет особое значение. Александр Невский родился и провел детские годы в Переславле-Залесском. В рамках подготовки к этому празднованию было принято решение провести Всероссийскую научно-практическую конференцию по проблемам и перспективам развития экологического туризма. На территории Ярославской области большое количество уникальных природных объектов, разного статуса охраны (более 350 являются особо охраняемыми природными территориями), озера Плещеево и Неро, Рыбинское водохранилище, река Волга, много краснокнижных видов. Все это может способствовать развитию экологического туризма в регионе.

К участию в Конференции приглашаются научно-ориентированные студенты, аспиранты, магистранты, молодые ученые ВУЗов и НИИ; ведущие ученые и специалисты, представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти и управления, зоопарков, национальных парков, политических партий и общественных организаций, средств массовой информации и другие заинтересованные лица.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ

Природно-ресурсный потенциал развития регионов
Международные и государственные программы экотуризма
Проблемы и перспективы развития регионального экотуризма
Особенности организации экотуризма на особо охраняемых природных территориях
Экологические тропы: научное и информационно-техническое сопровождение
Национальные парки как объекты экотуризма
Роль зоопарков в развитии регионального экотуризма
Биоэкологический подход при организации экотуризма
Роль краеведения в организации туристических программ
Особенности развития рекреационного экотуризма
Роль образовательных организаций в развитии экотуризма
Роль гостиниц и пунктов общественного питания в развитии экотуризма
Патриотическое воспитание детей и молодежи, семейный экотуризм
Организация экотуризма для людей с ограниченными возможностями здоровья
Проблемы нерегулируемого экотуризма и вандализм
Рекреационные ресурсы региона как источник оздоровления нации
Меценатство как эффективный инструмент инвестиции в развитии туристического кластера

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ

Отправка регистрационной формы (), материалов и аннотации до 30 октября 2017 года в Оргкомитет на адрес [email protected]
Заезд и регистрация участников, открытие 15 ноября 2017 года
Работа секций по направлениям 16 ноября 2017 года
Проведение круглого стола «Проблемы и перспективы развития экологического туризма в Ярославской области. Роль региональных структур власти в поддержке туристических объектов» итоговое пленарное заседание, закрытие Конференции 17 ноября 2017 года

Раздел «Общество»

ЧАСТЬ А

При выполнении заданий A1 – A20 обведите кружком номер правильного ответа.

1. Какое из приведенных в списке понятий объединяет, обобщает по смыслу остальные?

2. Общество в наиболее широком смысле этого слова означает

3. В качестве примера влияния природных факторов на развитие человеческой цивилизации можно указать

4. Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является

5. В каком из предложений понятие общество употреблено в наиболее узком смысле ?

6. Общество как динамическую систему отличает признак:

7. Молодые ученые провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду, способствует «утечке мозгов», массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как

8. Какой ряд понятий, терминов связан с экономической жизнью общества?

9. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество выступает в качестве неотъемлемой части материального мира, находясь в единстве и взаимодействии с природой.

Б. Общество на определенном этапе своего развития обособилось от природы и, помимо объективных законов, подчинено законам, обусловленным волей и желаниями людей.

10. Верны ли следующие суждения?

А. Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции.

Б. Разновидность социальных революций - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.

11. Какой ряд понятий, терминов связан с постиндустриальной стадией в развитии общества?

12. Общим признаком индустриального и традиционного общества выступает

13. С помощью такого критерия общественного прогресса как упрочение нравственных основ общества можно проиллюстрировать

14. Какое из приведенных суждений может быть приведено в обоснование противоречивости общественного прогресса?

В процессе развития общества пересматриваются меры юридической ответственности, исключаются наиболее жестокие наказания.

Человечество принимает на наднациональном уровне законы, запрещающие определенные способы ведения войны.

Ряд открытий ученых имели двойственные последствия, возникли новые виды оружия массового поражения.

Вводимые на производстве новые типы очистных сооружений позволяют сократить вредные выбросы в атмосферу.

15. В богатую процветающую страну с севера вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города, перерезав традиционные торговые пути. На многие десятилетия запустели города и деревни. Данный пример иллюстрирует такую форму общественных изменений как

16. Интегративные процессы современности нашли свое проявление в (во)

17. Глобальные проблемы современного мира охватывают разные сферы жизни общества. К демографическим проблемам относится

исчезновение многих видов океанической флоры и фауны.

сокращение рождаемости и старение ряда европейских наций.

загрязнение атмосферы выбросами парниковых газов

распространение угрозы деятельности террористических организаций.

18. Глобальные экологические проблемы современности связаны с

возросшими техническими и технологическими возможностями людей по оказанию воздействия на природные процессы.

неспособностью человека конструктивно взаимодействовать с природой.

отсутствием внимания людей к здоровому образу жизни, гармонии с природой.

сохранением этнического и конфессионального многообразия мира.

19. Верны ли следующие суждения об общественных изменениях?

А. Революции выступают в качестве наиболее болезненных для людей форм общественных изменений.

Б. Реформа представляет собой изменение в общественной жизни, как правило, инициируемое и осуществляемое властью.

20. Верны ли следующие суждения о глобализации?

А. Глобализация имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Б. Страны «третьего мира» испытывают только отрицательное воздействие процессов глобализации.

Ответы на задания части А

Раздел 1

Часть В

При выполнении заданий B1–B6 укажите ответ в виде последовательности букв, цифр или слова

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Показатели (критерии) общественного прогресса

ПОКАЗАТЕЛИ

совершенствование техники и технологии

массовое внедрение микропроцессорного оборудования

__________________________

исключение смертной казни из арсенала уголовных санкций

Ответ: ________________________

Ответ: гуманизация общества (гуманизация), совершенствование нравственных основ.

2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «глобализация»

Мировой рынок, интеграция, взаимозависимость, диалог культур, стагнация, электронные сети, вестернизация.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Ответ: ____________________

Ответ: стагнация

3. Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1) исследование жизни обитателей морского дна

А) экономическая

2) омоложение института брака, возрастание числа молодых семей

Б) духовная

3) сокращение бюджетных расходов на науку

В) социальная

4) развитие средних слоев общества в структуре населения

5) оказание медицинских услуг

6) выдвижение новых гипотез о происхождении Вселенной

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

Ответ: БВАВАБ

4. Выберите из предложенного признаки, характеризующие традиционное общество.

большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг

в управлении широко применяются электронные технологии

в сознании людей доминируют коллективистские ценности

в жизни общества важную роль играют локальные сельские общины

общество отличается низким уровнем социальной мобильности

динамичность общественных перемен

Ответ:___________________________

Ответ: 345

5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста носят

фактический характер

характер оценочных суждений

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

Ответ: ББАА

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Можно выделить следующие наиболее общие показатели _______________(1). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда; что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее __________(2). Одно временно с прогрессом производительных сил идет увеличение объема научной информации. Наука превращается в непосредственную ___________(3) общества. Под влиянием прогресса в общественном производстве возвышаются общественные потребности, а также совершенствуются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнета стихийных социальных факторов. Происходит ____________(4) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ___________(5) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое.

Но главным показателем и критерием общественного прогресса является расширение свободы. Свобода - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Следовательно, для того, чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной по сравнению с предшествующей, необходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки ____________(6).

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

технологичность

интернационализация

разделение труда

человеческая свобода

производительная сила

исторический прогресс

общечеловеческие

1заданий A1 A20 обведите кружком номер правильного ответа . А1 Какое из приведенных в списке...

  • Пояснительная записка На выполнение экзаменационной работы по истории абитуриенту отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 33 заданий. Максимальная оценка 100 баллов

    Пояснительная записка

    2014 года ВАРИАНТ № 1. Часть 1 При выполнении заданий A1 A20 обведите кружком номер правильного ответа . A1 . Какое из перечисленных событий произошло... экономической системы. Часть 2 При выполнении заданий B1 – B10 укажите ответ в отведенном для...

  • Тесты по курсу «Обществознание»

    Тесты

    Нам возможность сделать правильные выводы. Раздел 4. Духовная культура. ЧАСТЬ А При выполнении заданий A1 A20 обведите кружком номер правильного ответа . 1. Какое понятие обобщает...

  • Инструкция по выполнению работы (22)

    Инструкция

    Успеха! Часть 1 При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А26) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. A1 Строение и... сладостей 4) заболевания внутреннего уха A20 Какой из примеров характеризует проявление...

  • Инструкция по выполнению работы (6)

    Инструкция

    Желаем успеха! Часть 1 При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. A1 Общество, в... 4) подарить часть клада родственникам, а часть сдать государству A20 Верны ли...

  • Студент первого курса магистратуры Сретенской семинарии Валентин Фролов рассказывает о научно-богословской конференции по церковной истории и церковнославянскому языку

    26 сентября 2016 года Европа праздновала день языков. Цель такого праздника – поддержание языкового разнообразия, развитие преподавания и изучения различных языков в мире . Хотя в нашей стране этот праздник не принят, однако , он совпал с проведением в Сретенской семинарии н аучно-богословской конференции, главными темами которой стали – актуальные вопросы церковной истории и сохранения церковнославянского языка в XXI веке…

    Пролог

    Золотая осень. Прошли отпуска. Еще не выпал снег, но холод окутывает каждого москвича, добирающегося от метро и до работы, и от работы до метро, и потом домой. Суета в переходах, эскалаторы, шум проносящихся в темноту подземных поездов разбавляются осенними размышлениями: кто-то уже планирует, как встретить Новый год, кто-то думает, как воплотить в жизнь новый проект, а кто-то, смотря в окно трамвая, думает над словами,

    До Петра I церковнославянский был языком не только богослужения, но и - юридической письменности

    услышанными на конференции в Сретенской семинарии: «Церковнославянский и русский языки неразделимы», а еще, оказывается: «До Петра I церковнославянский был языком не только богослужения, но и - юридической письменности, переводов, языком науки, какой она была тогда, языком оригинальной древнерусской художественной литературы…» Трамвай неторопливо передвигается сквозь московскую темноту, освещенную свечением вывесок и фонарей…

    Собрание молодых ученых

    Уже месяц как стартовал учебный процесс в Сретенской семинарии. И венец этого месяца - проведение научно-богословской конференции «Перспективы гуманитарно-богословских исследований».
    Актовый зал наполнился людьми, так что свободных кресел почти не оставалось. Бóльшая часть семинаристов даже и не догадывались, что на конференцию придет столько гостей. Некоторых докладчиков, не рассчитывавших на такое положение дел, захватывало волнение.

    «Слово “перспектива” присутствует почти во всех темах докладов конференции, что подчеркивает актуальность каждой заявленной темы в контектсе современности», – отметил преподаватель семинарии, иеромонах Ириней (Пиковский), приветствуя от лица ректора всех собравшихся.

    Работа проходила в рамках двух секций: «Актуальные проблемы церковной истории» и «Церковнославянский язык в XXI веке»

    Конференция была открытая, кроме воспитанников семинарии духовной школы в ней приняли участие студенты, аспиранты и молодые ученые из других вузов: МГУ, РГГУ, Академии юстиции, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия и ПСТГУ. Работа проходила в рамках двух секций: «Актуальные проблемы церковной истории» и «Церковнославянский язык в XXI веке». В последней секции с необычным докладом о ритмах в старославянских библейских текстах выступил гость из Набережных Челнов - Константин Калинин.
    Руководитель секции церковнославянского языка – Лариса Ивановна Маршева, доктор филологических наук, профессор. Руководитель исторической секции - Павел Владимирович Кузенков, кандидат исторических наук, доцент.

    «Теперь знаю, о чем я хочу писать научную работу …»

    Нужно отметить, что подобные конференции организуются, в первую очередь, для того, чтобы студенты, аспиранты разных вузов делились опытом друг с другом, а также для того, чтобы показать уровень нашей семинарии, чтобы ее воспитанники делились своими открытиями. Кроме того, студентам младших курсов полезно узнать, в каких областях науки можно работать.

    Один из слушателей-семинаристов, Сергей Дрыгайло, поделился впечатлениями:

    «Я убеждаюсь в том, что у нас есть думающие, влюбленные в Православную Россию люди»

    «Ребята очень хорошо выступали, были представители многих вузов. Меня поразило, насколько вопросы церковной жизни важны для окружающих. Я снова и снова с радостью убеждаюсь в том, что в России есть молодежь, которая идет в Церковь с верой и любовью. Это думающие, влюбленные в Православную Россию люди.

    Такие конференции помогают направить свои научные изыскания. И когда встречаешь в лицах докладчиков заинтересованность и даже любовь к их темам, то начинаешь думать о потаенных уголках и своей души, о ее огоньке, который невольно вырывается из глубины и заставляет тебя оценить личные возможности и интересы».

    Взгляд через века на современность

    На исторической секции затрагивались самые разные темы церковной истории, рассматривалось их значение для современности. Например, оценивались актуальные идеи религиозной политики императора Константина Великого, затрагивались вопросы теократии и монархии; обсуждались проблемы сект, взаимоотношений старообрядчества и советской власти, отношения Русской Церкви с Ватиканом. Кто-то впервые услышал о существовавшей в Российской империи армейской семинарии. Многих слушателей поразил доклад на тему «Интернет-раскол: старообрядческая конкуренция на просторах Сети» и т.д.

    Константин Цырельчук, студент 2 курс семинарии, рассказал о своих впечатлениях:

    Михаил Алекумов рассказал о подложности документа, которым оперировали римские папы, доказывая право на первенство среди епископов

    «Я выбрал секцию церковной истории, о чем не жалею. Хочу выделить доклад магистранта семинарии Михаила Алекумова «Дар Константина: мифы и реальность». Михаил рассказал о подложности документа, которым оперировали многие римские папы, доказывая свое право на первенство среди всех епископов. Вспоминается имя Лоренцо Валлы - итальянского историка, который впервые поставил под сомнение дар императора Константина папе Римскому Сильвестру… В целом, конференция была живой и увлекательной. Во время ее проведения я стал подумывать о том, на какую тему и я бы смог писать сообщения для следующих конференций».

    «Церковнославянский – часть русского, и не должен превращаться в языковой экспонат»

    Пожелтевшие и красноватые кленовые листья лежат на скамейках рядом со Сретенской семинарией - таков вид из окна самой большой семинарской аудитории «Святая земля», в которой заседала секция «Церковнославянский язык в XXI веке».

    Что запомнилось слушателям и докладчикам? «Чувствовалось, что все, кто здесь собрались, действительно любят церковнославянский язык. А то, как живо на конференции обсуждались проблемы языка, свидетельствует о том, что высказывания, которые то и дело можно слышать от критиков церковнославянского языка, что язык-то этот - мертвый, неправомерно», - рассказывает магистрант Феодосий Кудряшов.

    Темы сообщений были столь же разнообразны, как и у историков. Говорили о подъязыке Православия, рассматривали отзывы архиереев Русской Церкви начала XX века – о непонятности языка и их предложения для решения этой проблемы. Один из докладчиков рассказывал о своем опыте редактирования богослужебного Апостола, о важности привлечения для такой работы святоотеческих творений. Кто-то делился опытом составления службы святому на церковнославянском, а кто-то – опытом обратного перевода, с русского на церковнославянский.

    Сегодня на просторах Интернета, например, даже на православном сайте Предание.ру, можно встретить перевод Нового Завета, который ошибочно расценивается как хорошая альтернатива Синодальному переводу. Это перевод Кулакова. Однако Михаил Алекумов в своем сообщении рассказал собравшимся об адвентистских абсолютно ошибочных чертах этого перевода.

    Кроме того, один из участников отметил, насколько важно сегодня применять новые подходы в преподавании церковнославянского языка, учитывая симпатию современного общества к визуальному восприятию информации.

    В связи с этим в завершении последнего сообщения состоялась презентация логотипа для магистерского профиля в Сретенской семинарии «Церковнославянский язык: история и современность». На логотипе изображены первая и последняя буквы церковнославянского языка («аз» и «ижица»), причем буква «ижица» похожа на птицу. «Аз» символизирует начало обучения церковнославянскому, а «ижица» - завершение. А цель церковнославянского языка, для чего он и был создан, – это общение с Богом. Поэтому птица-ижица – символ возведения изучающего язык к небу. Соответственно, цвет логотипа – цвет неба.

    «Продолжение следует…»

    Всего на обеих секциях было зачитано 25 докладов.

    После конференции Л. И. Маршева поделилась и своими впечатлениями: «Я очень довольна результатами конференции… И мне жаль, что филология сегодня находится на задворках популяризации. Это касается не только языка, это касается и литературы. И отрадно за нашу семинарию, что в ней проводятся такие встречи молодых ученых. Подобный формат должен обязательно поддерживаться. Это очень полезно».

    В октябре пройдет III Всероссийский форум «Моя история», который организует студенческое научное общество Семинарии

    Как сообщает куратор студенческого научного общества Сретенской семинарии, Константин Белый, «этой небольшой, почти домашней конференцией мы надеемся открыть целую серию научно-просветительских мероприятий в рамках нашей семинарии, Исторического парка на ВДНХ и других площадок в вузах, сотрудничающих с нами. Уже 11-16 октября на базе Исторического парка, РГГУ, МПГУ и Сретенской семинарии пройдет III Всероссийский молодежный исторический форум «Моя история», который организует студенческое научное общество Семинарии в союзе со студенческим активом четырех ведущих вузов Москвы».

    Эпилог

    И вот нужная остановка. Двери трамвая открываются. Нужно уже выходить. Вечер. Побывав в гостях у Сретенской семинарии, идешь и думаешь: почему в школе не рассказывают о церковнославянском языке?.. Вспоминаешь выступления и понимаешь, что он – неотъемлемая часть русского языка, и знания о нем так же необходимы, как колеса автомобилю.

    Размышляешь о том, что церковнославянский язык - такая же часть русской культуры, как русские сказки, былины, музыка, изобразительное искусство, наследие Пушкина и т. д. Понимаешь, если забыть навсегда о церковнославянском, то грядущие поколения забудут и сам русский, и тогда даже выражение «уста младенца глаголят истину» будет звучать как иностранная речь.

    Валентин Фролов,

    магистрант 1 курса Сретенской семинарии ,

    Предлагаем Вашему вниманию еще несколько сообщений, которые были зачитаны на конференции:


    Секты: практическая необходимость в религиозных знаниях

    Кузнецов Евгений Федорович
    магистрант
    Всероссийского государственного университета юстиции
    (РПА Минюста), Москва.

    Правовые реформы 90-х годов ХХ века проводимые в нашей стране после принятия Конституции безусловно были направлены на укрепление прав и свобод гражданина, что являлось важным шагом на пути формирования правового государства. Одной из таких реформ явилась отмена научного атеизма в качестве государственной идеологии. С принятием закона «О свободе вероисповедания» право человека на религиозное самоопределение было признано на государственном уровне, стало незыблемым и охраняемым. Однако, как это часто бывает, общество сталкивается с проблемами злоупотребления правом, и право на свободу вероисповедания не является исключением. Широкую известность получили факты деятельности на территории России религиозных организаций созданных и функционирующих в корыстных интересах их лидеров. «Хочешь заработать миллион – придумай религию» (Дворкин, 2002) руководствуясь данным принципом, религиозные лидеры идут на любые ухищрения и обещания с целью получения от своих последователей материальных ценностей. О добровольных пожертвованиях здесь не может быть и речи так как жертвователь находится под эмоциональном давлением со стороны религиозного лидера и других адептов, фактически впадая в психологическую зависимость.

    К сожалению, в практике деятельности правоохранительных органов встречаются и более тяжкие преступления, чем дарение квартир и сбережений сектантским лидерам. И данные преступления не объяснимы только корыстным мотивом. В 2008 году большой общественный резонанс вызвало «Дело ярославских сатанистов», на счету которых не только замученные животные, но и надругательство над трупами, каннибализм, человеческие жертвоприношения и прочие деяния не совместимые не с законом, не с человеческой моралью, не со здравым смыслом.

    В современной криминалистике выработаны методики расследования убийств различных видов, в том числе ритуальных, однако только юридических знаний явно недостаточно. Ритуальные убийства, иначе говоря человеческие жертвоприношения, всегда имеют религиозный подтекст, поэтому при расследовании данных преступлений невозможно обойтись без использования специальных богословско-религоведческих знаний. Но безусловно главная задача правоохранительных органов состоит не столько в расследовании уже совершенных преступлений, сколько в их профилактике. И данная проблема не разрешима без консолидации юридических и богословско-религиозных знаний, а анализ материалов судебной практики, средств массовой информации и других источников только подтверждает данный вывод.

    Итак, безусловно, представители правоохранительных органов и традиционных конфессий должны бороться… Но с чем? На сегодняшний день понятия «секта» или «опасное религиозное учение» нет, но есть преступления совершаемые их адептами. В данной ситуации совершенно очевидно, что требуется юридически закрепить понятие секты. В своей книге «Сектоведение» А. Л. Дворкин перечисляет большое количество сект, различных течений и направлений. Но если правоохранительные органы начнут борьбу с каждой из них, то безусловно появятся претензии на нарушения конституционных прав на свободу вероисповедания. Разрешение вопроса на сколько данные претензии будут обоснованы, решать суду, но то что они появятся не вызывает никаких сомнений. Следовательно, в правоприменительной практике деятельности судебно-следственных органов возникает практическая необходимость в применении специальных религиозно-богословских знаний. Если так можно выразится, то юриспруденция ставит перед богословием ряд теоретических задач.

    Первой задачей стоящей на сегодняшний день перед учеными богословами, является определение понятия «секта». Но не просто определить секту как религиозную группу исповедующую нетрадиционную религию, но именно на основе изучения их религиозных текстов, обрядов, иерархии, а может даже уклада жизни ее адептов, выделить именно признаки социально, общественно опасных религиозных учений. Аналогичные критерии были разработаны для определения экстремистских книг, материалов и фильмов.

    Во-вторых именно перед специалистами в области религиозных, богословских знаний стоит задача по духовному противодействию деятельности данных организаций. Но и здесь в вопросе просветительской, миссионерской деятельности священнослужителей, разработка убедительных контраргументов против учений и постулатов сектантов, потребует детального изучения самих деструктивных культов.

    В-третьих, детальное изучение деструктивных религиозных культов, их церемониально-обрядовой части, текстов, уклада жизни адептов и так далее, пригодятся не только в душепопечительском служении пастырей, но и позволит привлекать священнослужителей в качестве специалистов при расследовании уголовных дел совершенных сектантами. Сейчас в таких специалистах ощущается острая нехватка. Учитывая, что специалисты могут привлекаться не только для экспертизы религиозных текстов, но и в допросах, как сейчас психологи, помощь священнослужителей, особенно обладающих углубленными знаниями в области деструктивных учений может оказаться просто неоценимой. В 2001 году в Нижнем Новгороде была проведена конференция с очень точным названием «Тоталитарные секты – угроза XXI века», а с любыми угрозами на Руси было принято бороться всем миром, поэтому перед лицом сект и их лидерами правоохранительные органы и представители традиционных конфессий должны только консолидировать свои усилия.

    Литература

    1. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования Издание 3-е, переработанное и дополненное Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, Нижний Новгород, 2002 г.

    На пути от биоэтики к прикладному богословию

    Священник Константин Лазукин
    аспирант кафедры внешних церковных связей
    Общецерковная аспирантура и докторантура
    имени святых Кирилла и Мефодия (г. Москва).

    Сегодня человечество от всех научных дисциплин ждет практических ответов и богословие в том не исключение. Вызов, который перед обществом ставит биотехнический прогресс не позволяет отдаленно и невзначай дискутировать. Запоздавшая оценка в богословском осмыслении биоэтики может привести человечество к необратимым процессам.

    В современной науке у разных теоретических дисциплин существует отдельное, своё поле прикладных или экспериментальных изысканий. Так, например, в математике существует отдельное направление – прикладн ая математик а , а в физике отдельное исследовательское направление – экспериментальная физика . Подобные тенденции выделения отдельных сфер исследований можно увидеть и в социально-гуманитарных науках – прикладная философия, прикладная филология, прикладная этика (биоэтика, эко-этика, профессиональная этика, христианская этика (Свешников В., 2010) и т.д.), прикладная психология. Приведенные примеры далеко не исчерпывают список прикладных, экспериментальных и эмпирических направлений.

    Опытный и практический подход в решение поставленных задач присутствует уже в донаучный этап развития человечества. Однако не во все времена развития науки с должным вниманием относились к эмпирическим методам. Часто научные деятели, увлекаясь чрезмерной теоретизацией и фундаментальностью забывали или не заботились о практическом применении их исследований.

    В разных сферах богословского (теологического) анализа прослеживаются свои аспекты научно-практических исследований, которые ставят перед богословами новые задачи. Для большей точности стоит оговориться, что богословие само по себе часто в Церковном сознании воспринимается как практическая дисциплина, но в свете научного подхода, под тенью – основного и догматического богословия - данная дисциплина воспринимается глубоко теоретической. Нельзя опустить из вида, прикладные сферы богословского анализа – нравственное богословие (моральная теология), пастырское богословие… В конце ХХ века перед богословами возникает еще одно направление в изучении прикладного проблемного поля – биоэтик и (Брек И., 2004). И одной из главных задач является богословское осмысление данной сферы. Одновременно в осмыслении вопросов биоэтики подключаются и философы. Воспринимая биоэтику, как одно из направлений прикладной этики (философии морали) разрабатывается философский анализ, прописываются принципы и аргументация (Sugarman & Sulmasy, 2010). Говоря вкратце, формируется отдельный эпистемологический подход и методы анализа (методология). Стоит заметить, что в решение данных вопросов философия склоняется к экзистенциальному осмыслению человеческого бытия, что, от части, созвучно с богословскими претензиями. Вызовы биоэтического характера без внимания не оставляет и Римо-католическая Церковь, однако, стремясь к универсальности своих научных выводов, основывает их как правило на естественно нравственном законе (Cahill, 2005). Данный подход не всегда дает исчерпывающие сведения и часто не выявляет исчерпывающую аргументацию особенно для верующего христианина.

    Совершенно очевидно, что без предварительно подготовленных «инструментов» богословский анализ с малой вероятностью сможет достичь такого качественного результата, который помог бы решить практические вызовы биотехнического прогресса ХХI века (Чурсанов, 2014). Использую сравнительный анализ разных прикладных богословских дисциплин и учитывая позиции светских философов и христианских богословов в работ е делается попытка систематизировать спектр подходов (методик анализа) в осмыслении проблем биоэтики. Предлагается задуматься о том, какой аргументацией богословие могло бы апеллировать, и на каких принципах необходимо создавая аксиологические и методологические основы христианской биоэтики. В поиске ответов и примеров автор прибегает к основам православной антропологии (Леонов В., 2013), использует опыт наработок в сфере христианской педагогике (Дивногорцева, 2013).

    Действительно, назвать проделанную работу исчерпывающей не выходит, т.к. остается еще много материала и источников, которые ждут своего анализа. В некоторых случаях представленные гипотезы и поднятые вопросы не получают полного ответа или получают субъективную интерпретацию. Однако, если подобная ситуация будет воспринята как почва для дискуссии и конструктивного диалога, то и в этом случаи появиться возможность быстрее прийти к качественному результату.

    Литература

      Брек И., прот. (2004). Священный дар жизни. Православное христианство и биоэтика. Москва: Паломник.

      Дивногорцева, С. Ю. (2013). Основы православной педагогической культуры. Москва: ПСТГУ.

      Леонов В., прот. (2013). Основы православной антропологии. Москва: Из-во МП РПЦ.

      Михайлов, П. (2015). Категории богословской мысли (изд. 2-е издание). Москва: Изд-ва: ПСТГУ.

      Платон (Игумнов), архим. (20 05 2016 r.). Православное Нравственное Богословие. Holy Trinity Orthodox Mission.

      Свешников В., прот. (2010). Очерки христианской этики. Москва: Лепта Книга.

      Чурсанов, С. А. (2014). Богословские основания социальный наук. Москва: Изд-во ПСТГУ.

      Cahill, L. S. (2005). Theological Bioethics: Participation, Justice, and Change. Washington, USA: Georgetown University Press.

      Sugarman, J., & Sulmasy, D. P. (Eds.). (2010). Methods in Medical Ethics (2nd Edition ed.). Georgetown University Press.

    «Дар КонСтантина»: мифы и реальность

    Алекумов Михаил Геннадьевич
    Студент (магистрант)
    Сретенская духовная семинария, Москва.


    В 756 году от Византийской империи отделился город Рим с прилегающими территориями. Инициатором отделения был Римский папа, вошедший в союз с молодой франкской династией Каролингов и оправдавший неповиновение Константинопольскому императору грамотой якобы самого первого равноапостольного императора под названием «Дар Константина». Союз Каролингов с папами, по словам профессора Ф.И. Успенского, произвел величайшую в мире революцию, давшую начало новому направлению европейской истории . Этот союз, будучи аналогом Византийской империи на западе, инициировал разделение до тех пор единого христианского мира на две части: романо-германскую и греческую.

    Для того чтобы понять масштаб влияния, которое оказал данный документ на историю Православной Церкви, необходимо учитывать, что для появления в ее лоне подобного текста, содержание которого самым глубоким образом противоречит основам христианской экклесиологии, было необходимо длительное приготовление, которое совершалось римскими епископами в той или иной мере, начиная со II века так, что уже в V веке папа Лев I Великий утверждал, что «Иисус Христос передал Свою власть не непосредственно всем апостолам, но только одному Петру» . Данные тенденции у римских епископов особенно активно стали проявляться с IV века и позднее не случайно, но в неразрывной связи кардинальными политическими переменами, происходящими в Римской империи.

    В IV веке с фактическим перенесением столицы империи в Византийскую провинцию, а также из-за постоянных ударов варваров Рим с каждым днем терял свое политическое значение. Это позволяло папам проводить свою, независимую политику.

    В середине VIII века король лангобардов Айстульф начал активно захватывать имперские владения, и папа Стефан III остался один на один с мощным вражеским войском. Папа посылал письма с просьбой о военной поддержке императору Константину V Копрониму, но тщетно.

    В это время трон Франкского королевства, занимал безвольный король Хильдерик III Меровинг. Майордом Пипин Короткий из рода Каролингов решил захватить власть, для чего нуждался в санкции духовенства в лице великого патриарха Римской Церкви. Для папы Стефана III это было средство к спасению Рима от лангобардов и обретению сильного защитника Церкви.

    Летом 754 года папа Стефан III в Париже, в церкви Сан-Дени совершил миропомазание над Пипином, а новый король в свою очередь дал клятву за себя и за своих предков заботиться о Церкви. Вступая в данный союз, папа должен был для урегулирования могущих появиться недоумений со стороны Константинополя дать Пипину звание патриция, т.е. фактического наместника императора в Италии. Этого права Стефан III не имел – следовательно, нужно было его создать.

    Подложная грамота «Дар Константина» была составлена (по официальной версии – найдена в одной из римских библиотек), вероятно, в 754 году. Ее первая часть содержит следующую историю крещения первого христианского василевса.

    Император Константин за гонения на христиан был поражен проказой. Родственники умоляли Константина согласиться на принятие средства к исцелению, которое посоветовали ему жрецы Капитолия – «искупаться в крови новорожденных детей» . Но Константин пожалел младенцев, и в награду во сне ему явились два мужа «и в христианском крещении указали спасительный путь очищения от проказы» . Константин обратился к римскому папе Сильвестру, который показал ему в церкви изображения святых апостолов Петра и Павла. Император узнал в них мужей из ночного видения и принял крещение, после чего исцелился. В знак благодарности Константин приказал выкопать останки Петра и Павла, собственноручно положил их в янтарную раку и распорядился построить над ней храм, причем при закладке фундамента лично принес двенадцать мешков земли по числу апостолов.

    Последующее содержание «Дара» сводится к следующему:

      Император Константин объясняет перенос центра империи из Рима на Восток следующими словами: «Где первый из священников и глава христианской религии поставлен императором небесным, там не подобает иметь власть императору земному» .

      Император возложил на главу папы тиару и в знак «глубокого благоговения перед блаженным Петром» сам держал удила коня папы Сильвестра, «исполняя для него службу конюшего» .

      Римский престол должен «обладать первенством как над четырьмя главными престолами - Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским и Константинопольским, - так и над всеми Церквами Божиими во вселенной» .

      Только папа Сильвестр и его приемники обладают правом назначения священником того или иного человека.

    Таким образом, «Дар Константина» полностью ограждал деятельность римского епископа от любых притязаний Константинополя. Теперь получалось, что франкский король просто помогает вернуть папе свои законные владения.

    На протяжении веков «Дар Константина» пользовался полным доверием как на Западе, так и на Востоке. Так продолжалось до первой половины XV века, когда итальянский историк Лоренцо Валла написал «Трактат о подложности “Константинова Дара”».

    В опровержение подлинности «Дара» Валла приводит ряд аргументов, из которых можно выделить один как наиболее очевидный: на момент предполагаемого вручения «Дара» (323-324 гг.), в котором папа ставится выше четырех главных престолов, в том числе Константинопольского, Новый Рим только начинали строить или еще вовсе не заложили. Поэтому утверждения, что там был престол, и притом главный – явное доказательство позднейшего происхождения документа .

    В 1517 году немецкий рыцарь-гуманист Ульрих фон Гуттен в тайной типографии выпустил первое печатное издание трактата Валлы, которое иронически посвятил папе Льву X. Папа ответил на это тем, что приказал Рафаэлю написать в Ватиканском дворце две большие фрески, изображающие сюжет «Дара Константина». Кроме того, папа распорядился начать работу по составлению списка запрещенных книг, в который, конечно, вошло и сочинение Валлы.

    Вероятно, в мировой истории не было более великого по своим последствиям подлога, чем «Дар Константина». Поскольку преемники папы Стефана III также принимали истинность «Дара Константина», то с уверенностью можно сказать, что, начиная со второй половины VIII века, традиция понимания папства как всемирного церковного и светского первенства прочно вошла в предание Римской Церкви.

    Пагубные последствия выхода Церкви в лице ее предстоятеля на политическую арену не заставили себя долго ждать. В начале XIV века Дантэ так протестовал против обладания папами светской властью, губившей их:

    О, Константин, ты миру дал крещенье,

    Но для чего имевшим папский сан

    Тобою был и дар богатый дан!

    Но эти и подобные данным воззвания лучших представителей итальянского общества не нашли отклика у пап. Обмирщение привело Римскую Церковь к закономерному внутреннему протесту в лице Мартина Лютера и Реформации начала XVI века, когда огромная часть западного христианского мира разделилась на два враждующих между собой лагеря.

    Таким образом, вся история Римской Церкви, начиная с VIII века, наглядно свидетельствует о том, что даже небольшая ложь, положенная в основание такого великого дела, как спасение Церкви от уничтожения, непременно приведет к разрушительным последствиям для самой Церкви.

    Источники и литература

      CONSTITUTUM CONSTANTINI. // THE LATIN LIBRARY. URL: http://www.thelatinlibrary.com/donation.html

      Алигьери Д. Божественная комедия. М., 2007.

      Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. III-IV. Минск, 2011.

      Величко А. М. История Византийских императоров. Т. III. М., 2012.

      Владимир (Гетте), архим. Папство как причина разделения церквей, или Рим в своих сношениях с Восточной Церковью. М., 2007.

      Воейков Н.Н. Церковь, Русь и Рим. Минск, 2000.

      Задворный В.Л. Сочинения римских понтификов I-IX веков. М., 2011.

      Козлов М., прот. Западное христианство: взгляд с Востока. М., 2009.

      Косминский Е.А. Историография Средних веков. V – середина XIX вв. М., 1963.

      Одайский А., свящ. Папство как победа национального благочестия. // Портал Богослов.Ru. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3219067.html (дата обращения: 15.09.2016).

      Спасский А.А. Обращение императора Константина в христианство. СПб., 2007.

      Успенский Ф.И. История Византийской империи IV-XI вв. М., 1996.

      Хрестоматия по сравнительному богословию. М., 2005.

    error: