Что известно о царях в спарте. Царская власть в древней спарте

Как звали и кем был глава Спарты??? и получил лучший ответ

Ответ от Ёергей M.r[гуру]
Спартанские цари - один из высших и древнейших органов спартанского государства. Одновременно правили два царя (диархия) из двух разных царских домов (Агиады и Еврипонтиды) . Оба царя обладали равными полномочиями, причем каждый из них имел право принимать решение без согласования со своим коллегой по царской должности, что делало невозможным концентрацию власти в одних руках.
Обычное именование спартанских царей в повествовательных источниках - басилевсы. Однако в тексте «Большой ретры» (которая в целом признается аутентичным древнейшим документом, имевшим конституционное значение для ранней Спарты) цари названы титулом архагеты.
Почему два царя?
Версия первая, этиологическая. У царя Аристодема было два сына-близнеца - Еврисфен и Прокл. После смерти Аристодема их обоих провозгласили царям Лаконии. От них и произошли две династии спартанских царей - Агиды, по имени сына Еврисфена, и Еврипонтиды, по имени внука Прокла.
Версия вторая, «историческая» . Диархия возникла после прихода дорийцев в результате смешения двух общин - дорийской и ахейской.
Агиды
Еврисфен - XI век до н. э.
Агис I - XI век до н. э.
Эхестрат - X век до н. э.
Лабота
Дорисс
Агесилай I - IX век до н. э.
Архелай
Телекл - VIII век до н. э.
Алкамен
Полидор
Еврикрат (или Еврикрат I)
Анаксандр
Еврикратид (или Еврикрат II)
Лев - VI век до н. э.
Анаксандрид 560-520 до н. э.
Клеомен I - 520-491 до н. э.
Леонид I - 491-480 до н. э. - царь спартанский. Когда Ксеркс наступал на Грецию, Леонид летом 480 г. повел 300 спартанцев и 7000 других греков в Фермопилы с намерением защищать как можно долее этот проход. Персы в течение двух дней безуспешно пытались овладеть им, но изменник Эфиалт провел ночью отряд горной тропинкой, в обход позиции Л. Тогда, отправив большую часть своего войска внутрь страны, сам Л. , чтобы прикрыть отступление, устремился навстречу персам и задерживал наступление их до тех пор, пока он сам и все его воины не легли на поле битвы.
Плистарх - 480-459 до н. э.
Плистоанакт - 459-409 до н. э.
Павсаний - 409-395 до н. э.
Агесиполид I - 395-380 до н. э.
Клеомброт - 380-371 до н. э.
Агесиполид II - 371-370 до н. э.
Клеомен II - 370-309 до н. э.
Арей I - 309-265 до н. э.
Акротат - 265-262 до н. э.
Арей II - 264-254 до н. э.
Леонид II - 254-243 до н. э.
Клеомброт II - 243-241 до н. э.
Леонид II (вторично) - 241-235 до н. э.
Клеомен III - 235-221 до н. э.
Эвклид (соправитель Клеомена III)
Агесиполид III - 219-215 до н. э.
Еврипонтиды
Прокл - XI век до н. э.
Сой
Еврипонт - X век до н. э.
Пританид
Евном
Полидект - IX век до н. э.
Харилай
Никандр - VIII век до н. э.
Теопомп
Завксидам - VII век до н. э.
Анаксидам
Архидам I
Агасикл - нач. VI век до н. э.
Аристон - ок. 550-515 до н. э.
Демарат - ок. 515-491 до н. э.
Левтихид 491-469 до н. э.
Архидам II - 469-427 до н. э.
Агис II - 427-399 до н. э.
Агесилай II - 399-360 до н. э.
Архидам III - 360-338 до н. э.
Агис III - 338-331 до н. э.
Эвдамид I - 331 - ок. 305 до н. э.
Архидам IV - ок. 305-275 до н. э.
Евдамид II - ок. 275-244 до н. э.
Агис IV - ок. 244-241 до н. э.
Евдамид III - ок. 241 - ок. 228 до н. э.
Архидам V - 228-227 до н. э.
Евклид - 227-221 до н. э.
Ликург - 219 - ок. 212 до н. э.
Маханид (узурпатор) - 212-206 до н. э.
Пелоп - ок. 212 - ок. 200 до н. э.
Набис (узурпатор) - до 195-192 до н. э.

В древней Спарте был не один царь, а два. Они правили одновременно и принадлежали к двум разным династиям. Согласно греческой мифологии, два спартанских царских рода были родственны друг другу и оба происходили от Геракла . Одна из двух царских династий Спарты считалась старшей, вторая – младшей. Младшая линия царей, по преданию, происходила от Эврипонта, сына Гераклида Прокла, а старшая – от Агиса, сына Эврисфена, который являлся потомком сына Геракла, Гилла.

Отношения между двумя династиями спартанских царей не всегда были дружественными. По смутным, полулегендарным сведениям, на заре истории Спарты старшая династия Агиадов (Агидов) претендовала главенствовать над младшей (Эврипонтидами, Проклидами) и поставить её в подчинённое положение. Возмущённые Эврипонтиды восстали против Агиадов и получили поддержку от части дорийской аристократии.

Род Гераклидов. Схема. Две династии спартанских царей - в правом нижнем углу

Многие ученые полагают, что действительного родства между династиями спартанских царей не было. Агиады, скорее всего, являлись старинным ахейским родом, который жил на Пелопоннесе ещё до дорийского вторжения . После долгой борьбы с дорийцами Эврипонтидами туземные вожди Агиады примирились с ними под условием разделить царскую власть. Имена родственников-Гераклидов, которых легенда называет предками двух царских родов, видимо, были выдуманы позже с целью объяснить, почему в Спарте не один царь, а два. Борьба двух династий ослабила царскую власть и возвысила правительственное значение аристократии; таково было всегда влияние подобных междоусобий.

Жрецами могли быть только люди, не имеющие никаких физических недостатков. Спартанские цари были жрецами, и физические недостатки лишали кандидата на монархический сан права получить царский сан. По жреческому характеру царей и по происхождению их от Геракла, им оказывались высокие почести и при жизни, и по кончине. Цари Спарты были распорядителями на всех общественных жертвоприношениях, председателями на всех праздниках и играх. За общественными обедами они получали двойные порции. Все кроме эфоров должны были вставать перед царем. Когда умирал царь, все население спартанского государства должно было совершать обряды траура. По всему государству рассылались конные вестники объявлять о смерти царя. По городу Спарте ходили плакальщицы, пели причитанья и били в медные тазы; и мужчины, и женщины надевали траурную одежду. На похороны собирались в Спарту все граждане, приходили из всех местностей Лаконии депутации периэков и илотов ; все должны были выражать печаль стонами и другими знаками скорби. После погребения царя на десять дней прекращались все занятия общественными делами.

На войне спартанские цари были главнокомандующими и имели право казнить смертью. Полемархи и другие военачальники составляли их военный совет. Спартанский царь в походе имел отряд телохранителей, состоявший из ста храбрых, отборных молодых людей. Содержание царям и их свите в походе давало государство. Из военной добычи они получали значительную долю. Правительственная и судебная власть царей Спарты была ограничена; именно эти права их и были предметом надзора эфоров, насколько не были прямо отняты у них и переданы эфорам. Но цари принимали и отправляли послов; низшие административные начальники назначались ими и подчинялись им. По некоторым судебным делам спартанские цари оставались верховными судьями; в частности, по всем делам о наследстве и о семейных правах.

После спартанских завоеваний на Пелопоннесе царям, вероятно, достались обширные земли; но если это было так, то позже большая их часть перешла в собственность государства. Впрочем, у царей оставались значительные родовые имения и большие доходы. В их пользование были предоставлены участки государственных земель; эти владения возделывались илотами. Во многих местностях спартанской области (Лаконики) периэки платили подать царям.

В Спарте был царский дом, большой, но старый и простой; он содержался на счета государства; у каждого ли из двух царей был такой дом, или оба они жили в одном, остается для нас неясно. Цари имели военную свиту; она называлась фрура. На войне, шатер царя стоял среди шатров фруры; в Спарте цари жили окруженные жилищами фруры. Наследовал царю тот его сын, который был старшим из родившихся после получения им царского сана. Наследовать престол мог только сын спартанки, вступать в брак с иностранкой было царю запрещено. Если у спартанского царя не было сыновей или были только такие, которые не могли занять престол, то наследовал ближайший родственник. Если сын царя наследовал отцу, будучи еще несовершеннолетним, ближайший родственник правил до его совершеннолетия.

Леонид - один из самых известных спартанских, да и вообще древнегреческих царей. Его слава вполне заслуженна. Благодаря совершённому в битве при Фермопилах подвигу имя этого полководца и государственного деятеля пережило столетия и до сих пор является символом высочайшего патриотизма, мужества и жертвенности.

Ранние годы

Отцом Леонида был Анаксандрид II, спартанский царь из рода Агиадов, правивший в 560–520 годах до н.э. Согласно историку Геродоту, царь Анаксандрид был женат на дочери своего брата, которая долго оставалась бездетной. Чтобы не прервался царский род, эфоры посоветовали царю отпустить свою жену и взять другую. Анаксандрид, любивший жену, ответил, что не может обидеть свою супругу, которая ни в чём перед ним не провинилась. Тогда эфоры разрешили царю сохранить первую жену, но при этом взять себе вторую, которая могла бы родить ему детей. Так царь стал жить одновременно на две семьи.

Через год вторая жена принесла ему сына Клеомена. Вскоре после этого первая жена Анаксандрида, до этого считавшаяся бесплодной, также забеременела и произвела на свет одного за другим троих сыновей: Дориея, а затем близнецов Леонида и Клеомброта. Вторая жена царя больше не рожала.

Когда Анаксандрид умер в 520 году до н. э., перед спартанцами стал вопрос о престолонаследии. Клеомен был старшим сыном царя, но Дорией по совету одного из своих друзей заявил, что он родился от первого, как бы более законного брака, и потому имеет больше прав на власть. Спартанцы разделились на два лагеря, но в конечном итоге победу одержали сторонники Клеомена. В гневе Дорией покинул Спарту и уплыл на запад. В 515 году до н. э. он предпринял попытку основать колонию сначала на северном побережье Африки, а затем на западе Сицилии, но властвовавшие здесь карфагеняне каждый раз его изгоняли. В бою с ними в 510 году до н. э. Дорией погиб.

Тем временем Клеомен заручился поддержкой своих младших братьев. За Леонида он выдал замуж свою дочь Горго, что говорит если и не о дружбе, то по крайней мере о каком-то доверии между ними. Клеомен был одним из самых воинственных и амбициозных спартанских царей. Он нанёс поражение давнему сопернику Спарты Аргосу, подчинил аркадскую Тегею, после чего объединил зависимые от Спарты города-государства в Пелопоннесский союз под её гегемонией.

Панорама современной Спарты. На заднем плане видна гора Тайгет, отделявшая Лаконию от соседней Мессении. На переднем плане развалины театра римского времени. Фото сделано с холма, на котором располагался акрополь Спарты

При этом, в отличие от большинства спартанцев, Клеомен отличался крайней беспринципностью при достижении своих целей. Так, в 491 году до н. э. ему удалось отстранить от власти второго царя Демарата, обвинив того в том, что он якобы являлся незаконнорождённым. Демарат бежал к персам, однако этот случай вызвал большой скандал в Спарте, в ходе которого вскрылись некоторые подробности интриг Клеомена. Опасаясь грозившего ему суда эфоров, Клеомен покинул город и обосновался в Аркадии. Здесь он стал подбивать спартанских союзников к мятежу. В страхе перед ним эфоры согласились забыть о случившемся. В 487 году до н. э. Клеомен вернулся в Спарту, здесь внезапно впал в безумие и покончил с собой.

Поскольку собственных сыновей у Клеомена не было, ему наследовал Леонид. У современных историков это вызвало к жизни предположения о причастности Леонида к тёмным подробностям гибели его предшественника. Однако следует признать, что прямыми свидетельствами злого умысла мы не располагаем. А высокая репутация, которой пользовался Леонид и при жизни, и особенно после своей смерти, не позволяет выдвигать против него голословные обвинения.

Персидская угроза

Леонид был царём на протяжении 7 лет, но известен он остался в первую очередь благодаря своей роли в сражении при Фермопилах. Чтобы перейти к изложению истории похода Ксеркса на Грецию, следует сказать несколько слов и о его предыстории. С персидской державой Ахеменидов греков связывали давние отношения. Ионийские города-государства западного побережья Малой Азии являлись подданными царя Дария и платили ему дань. В 499 году до н. э. они подняли восстание, в котором на помощь ионийцам пришли Афины и Эретрия. Спартанский царь Клеомен, которого также посетили послы ионийцев, проявил в этом вопросе осторожность.

Подавив восстание, персы решили наказать помогавших мятежникам греков. В 492 году до н. э. царский родственник Мардоний с большой персидской армией переправился во Фракию. Ряд греческих общин: Фивы, Аргос, Эгина - согласились дать царю «землю и воду» в знак признания над собой его власти. Спартанцы не только отказались это сделать, но и убили царских послов, бросив их в пропасть и предложив отыскать землю и воду на дне.


Греческий посол перед персидским царём Дарием. Роспись античной вазы, V век до н. э.

В 490 году до н. э. большой персидский флот прибыл к берегам Греции. Персы разрушили Эретрию на Эвбее, продали её жителей в рабство, а затем направились к Аттике. Афиняне обратились за помощью к Спарте, а пока те медлили с отправлением в поход, сумели сами разбить непрошеных гостей в битве при Марафоне. Остатки персидской армии сели на корабли и отплыли обратно в Азию. Опоздавшим к сражению спартанцам оставалось лишь осмотреть тела варваров и засвидетельствовать афинянам своё почтение. Персидский царь был весьма опечален случившимся, но его планам мести помешало разразившееся в Египте восстание, а в 486 году до н. э. Дарий умер. Его наследник Ксеркс на протяжении 486–483 годов был вынужден усмирять восставших египтян и вавилонян. Таким образом, греки получили 10-летнюю передышку.

В 483 году до н. э. Ксеркс окончательно расправился с мятежниками и начал наконец готовить большой поход против Греции. Собранная им армия была огромной и, по словам Геродота, насчитывала 1,7 млн человек. На море её сопровождал огромный флот из 1200 кораблей. По мнению современных исследователей, более реалистично выглядят цифры от 80 000 до 200 000 воинов и от 400 до 600 кораблей.

Два года эти силы собирались в Сардах. Наконец, с наступлением весны 480 года до н. э., персидское войско выступило в поход. По приказу Ксеркса через Дарданеллы были наведены два понтонных моста по 1300 м длиной каждый. По ним персидское войско на протяжении 7 дней непрерывно осуществляло переправу на европейский берег пролива.

При известии о приближении армии Ксеркса греческие города-государства охватил ужас. Свою покорность царю поспешили изъявить фессалийцы и фиванцы с беотийцами. Даже наиболее авторитетный среди греков оракул Аполлона в Дельфах прочил своим войскам поражение.

Планы греков по обороне страны

Сопротивление персам возглавили Афины и Спарта. Ещё осенью 481 года до н. э. в Коринфе собрался общегреческий конгресс, участники которого объединились в Эллинский союз, чтобы сообща бороться с персами и теми греками, которые добровольно выступили на их стороне. Гегемоном союза большинством голосов была избрана Спарта, как самое сильное в военном плане государство.

При обсуждении оборонительной стратегии среди союзников выявились серьёзные разногласия. Спарта и остальные пелопоннесцы предлагали укрепить стеной узкий Коринфский перешеек и обороняться от персов здесь. Этому решению горячо сопротивлялись афиняне и другие союзники, земли которых подверглись бы неизбежному разорению. После жарких споров греки решили занять оборону в Темпейском ущелье и весной 480 года до н. э. выслали туда 10 000 воинов под командованием спартанца Евенета и афинянина Фемистокла.

Здесь споры между союзниками вспыхнули вновь. Спартанцы не хотели сражаться, имея в тылу фессалийцев, среди которых были сильны проперсидские настроения. К тому же, указывали они, персы могли проникнуть в Фессалию другой, хотя и трудной дорогой через Олимп, или даже высадиться с моря южнее прохода. Простояв некоторое время в Темпе, войско вернулось обратно, прежде чем туда успели явиться персы.


Фермопилы, современный вид с высоты полёта самолёта. Наносы Сперхея сильно изменили береговую линию со времён древности; тогда море подходило к самым скалам, примерно до линии современного шоссе, оставляя проход, в самой узкой части не превышавший нескольких метров шириной

Вторым рубежом обороны было Фермопильское ущелье на границе между северной и средней Грецией. В этом месте высокие горы очень близко подходили к морю, оставляя лишь узкий семикилометровый проход, протянувшийся между горным отрогом Каллидром и южным болотистым побережьем Малийского залива. Одновременно военный флот греков должен был стать недалеко от Фермопил, в проливе между северным берегом Эвбеи и мысом Сепия, и таким образом прикрыть армию с моря. В начале июля сюда прибыли 200 афинских кораблей, которыми командовал Фемистокл, и 155 пелопоннесских под командованием Эврибиада.

Но силы, отправленные спартанцами к Фермопилам, оказались гораздо меньше тех, что здесь ожидались. Сами спартанцы прислали только 300 воинов, ещё 1000 были из числа периэков, аркадяне послали несколько больше 2120 воинов, коринфяне 400, флиунтцы 200, микенцы 80. В общей сложности отряд насчитывал около 4000 гоплитов. Чтобы придать делу больше значения в глаза греков, спартанцы поставили во главе своего маленького отряда царя Леонида. Сопровождавшие его 300 спартанцев, скорее всего, относились к отборному отряду «всадников», составлявших свиту царя в походе.

Когда Леонид со своим войском проходил через Беотию, к нему добровольно присоединилась 700 феспийских воинов; фиванцы, персидский образ мыслей которых был хорошо известен, были вынуждены дать ему 400 своих воинов фактически в качестве заложников своей лояльности. Локры и фокидяне прислали около 1000 человек. Всего в войске Леонида, когда он разбил свой лагерь в Фермопилах, было 7200 воинов.


Голова мраморной статуи, найденной в 1925 году на акрополе Спарты. Воин изображён в героической наготе, для большей выразительности глаза статуи были изготовлены из стекла. Не без оснований статую считают изображением Леонида, в честь которого на акрополе спартанцами был воздвигнут монументальный комплекс

Изначально предполагалось, что передовой отряд Леонида - это только авангард, за которым вскоре последуют основные силы. Греки заняли проход и восстановили некогда перегораживавшую его стену. Тем не менее обещанная помощь так и не появилась. Спартанские власти в ответ на просьбы Леонида прислать подкрепление заявляли, что этому препятствуют предстоящий праздник Карнеи (праздновался в сентябре на протяжении 9 дней) и обещали, что по его окончании немедленно выступят на помощь со всеми своими силами. До того момента Леониду предстояло оборонять проход в одиночку.

По поводу искренности этих обещаний мнения современных историков разделились. Спартанцы в древности были известны своим исключительным консерватизмом и уважительным отношением к религиозным обрядам. Любые неблагоприятные знамения могли стать причиной задержки, и подобные случаи неоднократно происходили позже. С другой стороны, среди самих спартанцев и их союзников, как указывалось ранее, не было единогласия относительно того, где и как следовало обороняться от противника. Поэтому афинянам позиция спартанских властей казались лишь попыткой тянуть время и попыткой сохранить свои главные силы для защиты Пелопоннеса.

Оборона Фермопил

Тем временем Леонид расположился лагерем в Альпине и ждал здесь прибытия Ксеркса. Один местный житель, рассказывая эллинам о многочисленности варваров, добавил, что «если варвары выпустят свои стрелы, то от тучи стрел произойдёт затмение солнца». В ответ спартанец Диенек беззаботно пошутил:

«Наш приятель из Трахина принёс прекрасную весть: если мидяне затемнят солнце, то можно будет сражаться в тени».

Когда персы явились, увидев их многочисленность, греки пали духом. Некоторые призывали к отступлению, однако этому воспротивились фокидяне, да и сам Леонид со своими спартанцами оставался при твёрдом намерении удерживать свой пост до конца.

Ксеркс ещё в Фессалии слышал, что Фермопильский проход занят небольшим отрядом греков, но он не думал, что они останутся там при его приближении. Разбив лагерь у Трахина, он послал лазутчика посмотреть, сколько греков и что они делают. Вернувшись, лазутчик сообщил царю, что видел передовой пост, на котором одни воины развлекались тем, что бегали наперегонки друг с другом, а другие расчёсывали свои длинные волосы. Ксеркс нашёл подобное занятие смешным для мужчин, но Демарат, изгнанный царь спартанцев, сопровождавший его в этом походе, сказал следующее:

«Эти люди пришли сюда сражаться с нами за этот проход, и они готовятся к битве. Таков у них обычай: всякий раз, как они идут на смертный бой, они украшают себе головы. Знай же, царь, если ты одолеешь этих людей и тех, кто остался в Спарте, то уже ни один народ на свете не дерзнёт поднять на тебя руку».


Фермопилы, современный вид. В древности береговая линия проходила там же, где сегодня проходит шоссе. Открывающийся вид снят с холма Колонос, на котором разыгрались последние сцены сражения

Прежде чем отдать приказ о выступлении, Ксеркс выжидал 4 дня, а затем послал в проход наиболее боеспособные после собственно персов отряды мидян, киссиев и саков с приказанием взять греков живыми и привести их к нему. В начале сражения грекам предложили сложить оружие, на что Леонид, согласно Плутарху, дал легендарный ответ: «Приди и возьми» (др.-греч. Μολὼν λαβέ). Сражение в проходе длилось целый день, но мидянам так и не удалось продвинуться ни на шаг вперед.

На следующий день по приказу Ксеркса в атаку были посланы отряды, состоящие из самих персов. Это были так называемые «бессмертные» - цвет персидской армии во главе с их начальником Гидарном. Леонид против них поставил спартанцев, до того времени участия в сражении не принимавших. Сражение повторилось с тем же результатом. Спартанцы, стоя тесно сомкнутыми рядами, отбивали одну атаку за другой. Время от времени они делали вид, будто обращаются в бегство, и отступали назад, где проход был шире. Как только персы устремлялись за ними, спартанцы разом поворачивали назад, опрокидывали густо столпившегося противника или загоняли его в болото у моря. Этот манёвр они повторяли несколько раз, и к концу дня персы потеряли более 6000 человек, ни на шаг не приблизившись к победе.


Сражение в Фермопилах, реконструкция П. Коннолли

Для Ксеркса подобное развитие событий стало полной неожиданностью. Он не знал, что делать дальше, но тут на помощь ему пришёл предатель. Малиец Эфиальт, который, надеясь на великую награду, указал персам тропу, ведущую через гору в обход Фермопил. Впоследствии Эфиальт в страхе перед спартанцами бежал в Фессалию, и там был убит своим давним врагом по личной причине. Последнему спартанцы всё равно выплатили награду, обещанную за голову предателя.

Эфиальт обещал провести 20 000 лучших персидских воинов во главе с Гидарном в тыл греков. Персы шли всю ночь и на рассвете, оказавшись на вершине горы, внезапно увидели перед собой небольшой отряд греков. Это были фокидяне, посланные Леонидом специально, чтобы охранять тропу. Фокидяне несли свою службу небрежно и заметили персов, только когда в них полетели первые стрелы. Едва успев схватить оружие, они оставили свой пост и устремились на вершину горы. Гидарн не стал их преследовать и поспешно начал спуск вниз.

Последний бой

Ещё вечером накануне прорицатель Мегистий по жертве предсказал грекам, что в этот день их ждёт смерть. Ночью явились лазутчики и известили Леонида, что персы идут через горы в обход. Имевшихся у него сил было недостаточно, чтобы с успехом отражать нападение одновременно с двух сторон. Чтобы не жертвовать напрасно людьми, Леонид отдал приказ отступить всем другим отрядам, кроме спартанцев. Сам он не смел отступить, поскольку считал бесчестным покинуть пост, на защиту которого был поставлен.

Таким образом, царь Леонид принял единственно возможное для спартанца решение: сражаться и погибнуть, следуя закону своей страны и исполняя воинский долг. Кроме спартанцев с ним добровольно остались феспийцы со своим предводителем Димофилом, а также фиванцы, которых Леонид удержал при себе насильно. Всего у Фермопил осталось в тот день около 1200 греков.


Реконструкция Фермопил. Указано местоположение поля сражения греков с персами и Энопейской тропы, по которой отряд Гидарна зашел в тыл защитникам прохода

Не рассчитывая на победу, но лишь на славную смерть, греки вышли вперёд за стену и дали последний бой в отдалении от прежних позиций:

«Эллины во главе с Леонидом, идя на смертный бой, продвигались теперь гораздо дальше в то место, где проход расширяется. Ибо в прошлые дни часть спартанцев защищала стену, между тем как другие бились с врагом в самой теснине, куда они всегда отступали. Теперь же эллины бросились врукопашную, и в этой схватке варвары погибали тысячами. За рядами персов стояли начальники отрядов с бичами в руках и ударами бичей подгоняли воинов всё вперёд и вперёд. Много врагов падало в море и там погибало, но гораздо больше было раздавлено своими же. На погибающих никто не обращал внимания. Эллины знали ведь о грозящей им верной смерти от руки врага, обошедшего гору. Поэтому-то они и проявили величайшую боевую доблесть и бились с варварами отчаянно и с безумной отвагой».

В этом сражении пал Леонид, и над его телом разгорелась отчаянная борьба. После жаркой схватки грекам наконец удалось вырвать тело царя из рук врагов. При этом они четыре раза обращали своих противников в бегство. У персов также были огромные потери, среди погибших оказались Аброком и Гиперанф, братья царя Ксеркса. Заметив подход сил Гидарна с тыла, спартанцы, у которых более не осталось шансов на спасение, отступили назад в проход и обратились против нового врага. Последние оставшиеся в живых защитники Фермопил заняли позицию на холме. У большинства к тому времени уже сломались копья, они продолжали защищаться мечами, а затем руками и зубами, пока варвары не засыпали их градом стрел. Так закончилось сражение при Фермопилах.


В 1939 году Спиридон Маринатос предпринял археологические раскопки в Фермопилах. Наконечники копий и стрел, греческих и персидских, обнаруженных на холме Конос, выставлены сегодня в стенде Национального музея археологии в Афинах

Царь Ксеркс лично осмотрел поле боя. Найдя тело Леонида, он приказал отрубить ему голову, а тело распять. Геродот осуждает это решение и пишет, что прежде у персов не было в обычае подвергать тела врагов такого рода надругательству. Павших греков впоследствии похоронили на том же холме, где они приняли последний бой. На могиле спартанцы установили скульптуру льва с эпитафией Симонида Кеосского:

«Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,

Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли».

Литература:

  1. Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. - Москва: Эксмо-Пресс, 2000. - 320 с.
  2. Печатнова Л. Г. Спартанские цари. - М.: Яуза, 2007. - 352 с.
  3. Печатнова Л. Г. История Спарты (период архаики и классики). - СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. - 510 с.
  4. Хаммонд Н. История Древней Греции. - М.: Центрполиграф, 2003. - 703 с.
  5. Fields N. Thermopylae 480 BC. Last stand of the 300. - Osprey Publishing, 2007. - 97 p.

Роль царей

Одним из влиятельных политических учреждений Спарты был институт царской власти. В Спарте правили два царя, принадлежавшие к двум династиям - Агиадов и Эврипонтидов. Происхождение этих династий восходит к глубокой древности, еще ко времени окончательного расселения дорийцев в Лаконике в Х в. до н. э. В V–IV вв. до н. э. эти династии представляли собой два наиболее знатных и богатых рода среди спартанской аристократии. Спартанские цари не были носителями верховной единоличной власти, а спартанский государственный строй не являлся монархией. Каждый царь пользовался одинаковой властью. В отличие от монархов спартанские цари были подчинены воле апеллы, решениям геруссии, в состав которой они входили как обычные члены, но особенно жесткому и повседневному контролю они подвергались со стороны коллегии эфоров. Тем не менее спартанские цари обладали довольно значительной властью, и их роль в государственных делах нельзя недооценивать. Прерогативами царей было верховное военное командование и руководство религиозным культом, а эти государственные функции в обществе Спарты имели особое значение. Во время военных походов за пределами Спарты власть царя как главнокомандующего была и вовсе неограниченной. Цари были членами геруссии и, как таковые, принимали реальное участие в решении всех государственных дел. Кроме того, даже в мирное время подразделения спартанского войска (моры, лохи, эномотии) сохраняли свою структуру и, естественно, над ними довлел, если не юридически, то фактически, авторитет их главнокомандующего.

Дерево на развалинах древней спарты. Фото: sean_yusko

При царе находилась свита, которая постоянно поддерживала его политический авторитет. Два пифия сопровождали царя, присутствовали при его общественных трапезах, и именно их царь посылал в Дельфы к знаменитому дельфийскому оракулу. Росту авторитета царей содействовали также исполнение жреческих функций, те знаки почета, которые им полагались по закону: цари были крупнейшими землевладельцами и, по словам Ксенофонта, «в городах периэков царю разрешают брать себе достаточное количество земли». На общественных трапезах царю предоставлялось почетное место, двойная порция, они получали в определенные дни в качестве почетного приношения лучшее животное и установленное количество ячменной муки и вина, они назначали проксенов, выдавали замуж невест - наследниц, потерявших родственников. Высокий авторитет царской власти проявлялся также в оказании особых почестей умершему царю. «Что касается почестей, - писал Ксенофонт в IV в. до н. э., - воздаваемых царю после смерти, то из законов Ликурга видно, что лакедемонских царей чтили не как простых людей, но как героев». При таком положении царей в государстве всегда существовала реальная опасность усиления царской власти, вплоть до ее превращения в настоящую монархию. Вот почему царям уделяли столько внимания.

«Высшая власть в совещаниях должна принадлежать богоподобным царям, сердцу которых дорог чудный город Спарта; после них - старцам-геронтам и, наконец, народу, который должен только отвечать им «да» или «нет» (Плутарх. Ликург, гл. 7).

В VII в. до н. э., в период второй Мессенской войны, была проведена реформа армии и вооружения. К этому времени и относится, по-видимому, создание фаланги гоплитов (пехотинцев в полном военном вооружении).

Со времени создания «общины равных» зародилась и новая этика спартанской общины, выразителем которой был поэт Тиртей. Обязанность каждого гражданина состоит в борьбе за славу спартанского полиса, а если понадобится, он должен умереть за славу города, мужчин и отцов Спарты; погибшего в бою ожидает неувядаемая слава среди его потомков.

В ранний период цари были тесно связаны с народом, они являлись религиозными и военными главами общины. Происхождение двух царей обычно объясняется результатом синойкисма дорийской и ахейской общин: один царский род был дорийским, другой - ахейским. Царская власть была наследственной и передавалась от отца к сыну. Цари были военачальниками и жрецами. В качестве верховных жрецов спартанской общины они приносили от имени полиса жертвы богам как в мирное время, так и во время войны.

Дома царей были расположены у пруда, чтобы они имели в изобилии воду. При появлении царей в герусии, геронты должны были приветствовать их стоя. Любое дело, рассматривавшееся в герусии, должно было начинаться с обращения к царям.

Наиболее важной функцией царей были их военные полномочия. Во время походов цари пользовались неограниченной властью, имея право жизни и смерти над любым воином. В походе никто из должностных лиц не имел права вмешиваться в распоряжения царей или не подчиниться им. Все решения выносились царями совместно и лишь в этом случае были обязательны.

После окончания войны власть царей ограничивалась их жреческими функциями. Кроме того, они сохранили от старых времен судебную власть по делам семейного права: выносили решения по вопросам наследства и усыновления. В ранний период истории Спарты эти религиозно-правовые функции царя имели еще большее значение, так как заключались в контроле за продолжением рода. Выдача замуж дочери-наследницы и усыновление в семье, где не имелось прямых потомков, имело отношение к наследованию клеров и к сохранению их в пределах одних и тех же родов. Дочь-наследница первоначально выдавалась замуж только за своих родственников, так же как из числа родственников обычно происходило усыновление. Наследований по завещанию в Спарте не было. Таким образом, судебные функции царя диктовались интересами сохранения семейной собственности и семей спартиатов.

Смерть царя была большим событием в жизни Спарты. Городской рынок в это время закрывался на 10 дней, общественная жизнь города замирала. Тело царя, положенное в гроб, заливалось медом, чтобы предохранить его от разложения. Гроб сопровождала процессия из граждан, представителей из всех поселений периеков и многих илотов. Илоты при этом были обязаны обнаруживать горе - стонать, царапать лица, рвать на себе волосы и т. д.

Цари Спарты были крупными землевладельцами. Помимо земельных участков, выделенных им на землях периеков, они владели также наиболее плодородными участками, выделенными из государственных земель. Кроме того, по свидетельству Геродота, в каждое новолуние и седьмой день каждого месяца царям поставлялось «от народа» по взрослому жертвенному животному, по медимну муки и по лаконской четверти вина, т. е. содержание царского дома в значительной степени покоилось на натуральных поставках спартанской общины. При жертвоприношении цари получали двойную порцию угощения; им принадлежали и кожи жертвенных животных (Геродот, VI, 57). Как военачальникам им полагалась часть военной добычи, в то время как остальная добыча становилась собственностью всей государственной общины.

Судя по сообщению Геродота, после смерти царя новый царь прощал кому-либо из спартиатов его долг царю или общине спартиатов, т. е. долг частному царскому хозяйству или государству (Геродот, VI, 59). Таким образом, здесь царь выступал еще как руководитель всей общины, от ее имени.

Кроме царей, которые были председателями герусии, в совет старейшин входило 28 человек из спартанских знатных семей не моложе 60 лет. Эти геронты выбирались пожизненно на народном собрании спартиатов. Первоначально герусия была верховным судом общины и хранителем устного права, одновременно она же являлась и верховным советом государства. Ее решения касались и внешней и внутренней политики Спарты. Позже гражданский суд перешел к эфорам, а за герусией сохранился суд по уголовным делам и государственным преступлениям.

Армия

Спартанское общество было военизированным обществом, и потому роль военного элемента в государственном управлении была высока. Спартанская апелла как верховный орган была собранием воинов - спартиатов в большей степени, чем народное собрание Афин или какого-либо другого греческого полиса.

В спартанской армии была хорошо продуманная организационная структура, в том числе многочисленный командный корпус, пользующийся в обществе определенным политическим влиянием. Одной из высших военных должностей была должность наварха, командующего спартанским флотом. Должность наварха не была постоянной. Аристотель называет навархию «почти второй царской властью», а навархов как командующих и политических деятелей считает реальными соперниками спартанских царей. Нужно отметить, что, так же как и цари, спартанские навархи находились под постоянным контролем эфоров. Например, знатный спартиат Лисандр, по словам Плутарха, «самый могущественный из греков, своего рода владыка всей Греции», распоряжавшийся судьбами громадного флота, внушительной армии, многих городов, строго выполнял все указания эфоров, по их приказу покорно возвратился в Спарту, где с большим трудом смог оправдаться в своих действиях.

В структуре сухопутного войска предусматривался постоянный штат различных военных командиров. По данным Ксенофонта, служившего в спартанском войске и хорошо знавшего его порядки, командный состав в Спарте был довольно многочисленным. Он включал командиров подразделений, на которые делилась спартанская армия: полемархов, командующих морой (от 500 до 900 человек), лохагов, командующих лохом (от 150 до 200 человек), пентекостеров, командующих пентекостией (от 50 до 60 человек), и эномотархов, командующих эномотией (от 25 до 30 человек). Полемархи составляли ближайшую свиту царя и его военный совет, они постоянно находились около царя и даже питались вместе с ним, присутствовали при жертвоприношениях. В царскую свиту входили также отборные воины, выполнявшие функции современных адъютантов, гадатели, врачи, флейтисты. Здесь же находились пифии, а также командиры союзных отрядов, подразделений наемников, начальники обозов. В управлении войском царям помогали специальные должностные лица: различные воинские преступления разбирали судьи - элланодики, распоряжаться финансами помогали особые казначеи, распродажей военной добычи занимались лафирополы. Царскую особу охранял отряд из 300 «всадников» - молодых спартиатов (на самом деле это были пешие воины, название условное), три его командира - гиппагрета - входили в ближайшее окружение царя. В источниках мало данных о том, кто назначал многочисленных военных командиров в спартанской армии и как действовала такая отлаженная система в мирное время. Можно предположить, что их избирали в апелле (в собрании тех же воинов - спартиатов), но по представлению царей. Время пребывания в должности, видимо, зависело от воли царя как командующего армией. Особое место среди спартанских командиров занимали гармосты, назначаемые в качестве начальников гарнизонов Лаконики или на ближайшие острова, имеющие стратегическое значение, например на остров Киферу. В целом спартанский государственный строй как строй олигархический представлял собой сочетание гражданских и военных властей, в котором власть спартанской олигархии уравновешивалась авторитетом военных командиров во главе с царями, с которым спартанская геруссия и эфорат вынуждены были считаться.


Спартой правили следующие органы власти: 1) два царя, 2) совет старейшин - герусия, 3) народное собрание - апелла и 4) эфоры.
Спарта была образцом рабовладельческой аристократии. Народное собрание созывалось здесь редко и не играло решающей роли в политической жизни страны. Власть принадлежала царям, наследственно занимавшим трон, небольшой кучке представителей знатных фамилий, пожизненно состоявших членами герусии, и пяти эфорам, которые, правда, избирались народным собранием, но при отсутствии правильного голосования при их избрании, и правили без должного контроля, давая отчет в своей деятельности лишь своим преемникам. Царская власть. Во главе Спартанского государства стояли два царя, власть которых, несомненно, произошла из власти родоплеменных вождей гомеровской эпохи. Двойная царская власть возникла, вероятно, как результат объединения двух племен, из которых каждое сохранило своего вождя.
Целью господствующей верхушки спартанского общества было при этом обеспечить свое фактическое влияние на ход государственной жизни, не допуская образования сильной единоличной власти.
Фактическое руководство государством принадлежало не царям, а эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие когда-то царям. Постоянная вражда двух царских родов между собой заметно способствовала ослаблению роли и значения царской власти в Спарте.
Царю, выступавшему в поход, принадлежала в широком объеме власть военного вождя. От него исходили все распоряжения, и ему докладывали обо всех делах. Во время похода он приобретал право жизни и смерти в отношении граждан. Но в походе царь находился под наблюдением двух эфоров, которые сопровождали его для надзора за ним. Царю принадлежала также верховная жреческая власть. Во всех подобающих случаях цари приносили жертвы от имени государства, для чего в их распоряжение предоставлялось необходимое количество жертвенных животных. Судебная власть также принадлежала некогда царям в полном объеме. Позднее судебные функции царя ограничились рассмотрением дел
о наследовании дочерей, об усыновлении и об общественных дорогах. Это были как раз дела, которые затрагивали интересы всей общины в целом или могли нарушить интересы рода или племени в целом. Естественно, что в этих делах царь сохранил свою судебную власть как преемник прежнего родоплеменного вождя.
Ежемесячно эфоры и цари приносили друг другу клятву, причем цари клялись, что будут царствовать по установленным законам, а эфоры клялись от имени государства, что при соблюдении царем своей клятвы государство будет незыблемо блюсти царскую власть. Независимо от этого, каждые 8 лет эфоры производили гадание по звездам, и, если гадание оказывалось неблагоприятным для царя, эфоры возбуждали против царя судебное преследование и вправе были лишить его власти.
В пользу царей были установлены сборы разного рода. Пери- эки платили им сборы от числившихся за царями участков земли, царям уделяли также часть жертвенных животных, давали им поросят от каждого приплода свиньи. Цари получали также значительную часть военной добычи.
Цари были окружены почетом. Им отводились почетные места в общественных играх. Все должны были вставать перед ними. Однако эфоры в присутствии царей продолжали сидеть в своих креслах. Хоронили царей весьма торжественно, с разными церемониями, причем устанавливался всеобщий траур в течение 10 дней после похорон. Герусия. Другим органом государственной власти в Спарте был совет старейшин - герусия (в лаконском диалекте - геро- хия). Несомненно, герусия ведет свое начало от родоплеменной организации, от совета племенных старейшин, но в классовом обществе этот орган состоял уже не из вождей родоплеменной демократии, а из виднейших представителей господствующего класса.
Число членов герусии - 28. Оба царя также входили в состав ге- русии и имели право подавать голос в этом совете. Таким образом, вместе с царями число членов герусии достигало 30.
Избирались члены герусии (геронты) обычно из числа представителей знатных родов. Могли быть избраны лишь граждане, достигшие 60-летнего возраста, уже свободные от обязанности нести военную службу. Избрание происходило в народном собрании, причем способ производства выборов был крайне примитивным. Избирали криком, и считался избранным тот кандидат, которому кричали сильнее, чем другим. Способ этот, несомненно, открывал самое широкое поле для злоупотреблений со стороны тех, кто руководил выборами. Геронты избирались пожизненно и были безответственны.
Компетенция герусии состояла в следующем. Герусия подвергала предварительному обсуждению дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. При царях Полидоре и Фе- опомпе герусия получила право отклонять нежелательные ей решения народных собраний, налагать своего рода veto на эти решения. Плутарх сообщает: “Цари Полидор и Феопомп к прежней ретре прибавили следующее: “Если народ будет сбиваться с прямого пути, пусть геронты и цари удалятся из собрания”. Геронтам принадлежало право выступать с речами и предложениями на народном собрании, причем предложения, сделанные от имени герусии, предопределяли обычно постановления собрания. Геронты участвовали также в переговорах с другими государствами.
Герусия была также судебным учреждением. Она разбирала уголовные дела, в том числе дела о государственных преступлениях. Она была судебной инстанцией для процессов против царей. Дела по имущественным спорам герусия не рассматривала, они были подсудны эфорам.
Созыв герусии первоначально составлял право царей, позднее (V-IV вв. до н. э.) это право перешло к эфорам. Неясно, кто созывал геронтов в тех случаях, когда они выступали в роли судебной коллегии, т. е. когда действовали самостоятельно, без эфоров и без царей.
Значение герусии неуклонно падало с усилением роли эфоров. Уже во время Пелопоннесской войны такие важные вопросы, как вопросы войны и мира, разрешались помимо герусии. Народное собрание. Несомненным пережитком родоплеменного строя являлось также народное собрание - апелла. Однако в отличие от Афин народное собрание никогда не играло в Спарте сколько-нибудь значительной роли.
В народном собрании участвовали все полноправные граждане, достигшие 30-летнего возраста, т. е. одни лишь спартанцы, и притом лишь сохранившие свои наделы и связанные с их обладанием политические права. Ни илоты, ни периэки в народном собрании не участвовали. Созывали народное собрание первоначально цари, позднее - эфоры. Председательствовали на собрании те же лица, которые его созывали. Выступали на народных собраниях с речами и предложениями лишь должностные лица и послы других стран. Однако в отдельных случаях могли получать слово на народном собрании и другие лица. Например, Алкивиад, который не был ни гражданином Спарты, ни послом Афин, получил возможность говорить на спартанском народном собрании.
Рядовые участники собрания вправе были участвовать в голосовании предложений, сделанных геронтами, эфорами или царями. В более позднее время практика, по-видимому, изменилась, и речи стали произносить также и отдельные члены собрания. Голосование производилось криком. Если результаты казались сомнительными, голосование проверялось расхождением членов собрания в разные стороны.
Собрание созывалось не чаще одного раза в месяц. Когда чрезвычайные обстоятельства требовали немедленного принятия решения народным собранием, помимо очередного собрания созывались чрезвычайные, в которых принимали участие далеко не все граждане, а лишь те из них, которые были налицо в городе. Это так называемое малое народное собрание (mikra apella). Делается предположение, что малое народное собрание состояло из представителей наиболее знатных и влиятельных фамилий Спарты.
В компетенцию народного собрания входило, прежде всего, избрание должностных лиц - эфоров, геронтов, по всей вероятности, также начальников армии и флота (гармоста, наварха) и др.
В случае войны народное собрание решало, кому из двух царей идти в поход. Оно выносило решение также в случае возникновения споров по вопросу о наследовании престола. Далее, народное собрание, как видно из сказанного выше, участвовало в законодательстве и управлении, санкционируя или отклоняя предложения высших должностных лиц. Народное собрание решало также вопросы войны и мира, союза с другими государствами, выбирало послов и т. п. Здесь же, в народном собрании, обсуждались дела Пелопоннесского союза. В этом случае другие города союза посылали в народное собрание Спарты своих послов. Наконец, народное собрание производило прием новых граждан, а также вправе было лишить отдельных спартанцев права гражданства.
Народное собрание выступало также в качестве судебного органа в том случае, когда возбуждался вопрос о низложении должностного лица за его преступления. Однако обвинение возбуждалось не отдельными частными лицами, а лишь кем-либо из высших должностных лиц, и роль народного собрания при разбирательстве дела сводилась к тому, чтобы санкционировать или отклонить предложение обвинителя. Эфоры. Совершенно исключительное положение в Спартанском государстве занимали эфоры. Первоначально это были заме

стители царей в гражданском суде, осуществляющие вместо них гражданскую юрисдикцию. Впоследствии власть эфоров, постепенно расширяясь, приобрела весьма обширные размеры, так что даже царская власть склонилась перед нею.
Источники передают, что должность эфоров была учреждена не одновременно с другими органами власти, а позднее, при Фе- опомпе и Полидоре. Вероятно, эта должность возникла не как добровольный акт царей, а в результате борьбы, которая привела, между прочим, к убийству Полидора, одного из двух царей.
Усиление власти эфоров, которые из судей по гражданским делам превратились во всемогущих руководителей Спартанского государства, было делом рук спартанской знати, которая, опасаясь усиления царской власти и не полагаясь на готовность царей, наследственно занимавших трон, следовать всегда ее указаниям, предпочла передать власть своим прямым ставленникам, наделив их диктаторскими полномочиями.
Когда именно произошло усиление власти эфоров, установить невозможно по недостатку сведений в источниках. Предполагают, что первые перемены в их положении связаны с упразднением права царей назначать эфоров и с установлением их выборности, однако время этой реформы неизвестно. Во второй половине V в. эфоры, несомненно, уже достигли апогея своего могущества, и в V- IV вв. они, несомненно, представляют собой руководящий орган Спартанского государства.
Эфоров было пять. Их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Способ избрания точно неизвестен, но, судя по тому, что Аристотель именует выборы “детскими”, можно предполагать, что здесь происходило нечто аналогичное “выборам” геронтов. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Во главе коллегии эфоров стоял первый эфор, именем которого назывался год.
Права эфоров были, как сказано, весьма обширны, а отсутствие в Спарте писаных законов могло лишь содействовать расширению объема их власти и открывало простор для произвола в ее осуществлении. Эфоры созывали как герусию, так и народное собрание и руководили деятельностью этих органов. Созыв геру- сии и народного собрания они производили помимо царей, а иногда и против их воли. Внешние сношения целиком находились в руках эфоров, они вели переговоры с иностранными послами и ставили вопрос о войне и мире перед народным собранием. В случае объявления войны они руководили мобилизацией войск, они же отдавали приказ о выступлении в поход. Двое из эфоров, как сказано выше, следовали за царями в поход и осуществляли там надзор за ними.
Внутреннее управление страной также находилось в руках эфоров. Им принадлежала обширная полицейская власть, которая была обусловлена системой строгого надзора за нравами и за соблюдением дисциплины, осуществлявшегося эфорами. Этот надзор простирался даже на царей. Всякое нарушение дисциплины и установившихся нравов каралось весьма сурово. При вступлении своем в должность эфоры обращались к гражданам с требованием брить усы и оказывать повиновение закону, т. е. следовать во всем той суровой дисциплине лагеря, которая была установлена в Спарте. Сами эфоры, однако, не считали эту дисциплину обязательной для себя. Характерно, что у эфоров была своя отдельная общая трапеза, так что скромный стол остальных спартанцев не был для них обязателен.
Эфоры контролировали всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. Они могли устранять любых лиц от должности и предавать их суду. Частных лиц они могли сами судить и наказывать, а должностных лиц судила герусия или народное собрание, но при непосредственном руководстве процессом со стороны эфоров. Царей эфоры также могли отрешить от должности и предать суду: от контроля эфоров не были свободны даже цари. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция, причем в гражданских делах эфоры выступали не как коллегия, а в качестве единоличных судей.
В своей деятельности эфоры отдавали отчет своим преемникам по истечении годичного срока, на который они избирались.

error: