Гавриил Романович Державин — имя России, имя просвещения. Гавриил Романович Державин: краткая биография "На взятие Измаила"

ДЕРЖАВИН ГАВРИЛА РОМАНОВИЧ (1743-1816), русский поэт и государственный деятель. Представитель русского классицизма.

«Слух пройдет обо мне"
от Белых вод до Черных...
Как из безвестности
я тем известен стал,
Что первый я дерзнул
в забавном русском слоге
...истину царям с улыбкой говорить».
Г.Р. Державин. «Памятник», 1795

«От рождения был он весьма слаб, мал и сух. Лечение применялось суровое: по тогдашнему обычаю тех мест запекали ребенка в хлеб. Он не умер». (В.Ф. Ходасевич, 1988, с. 40.)

«Ему было 11 лет, когда умер его отец. Вдова с детьми осталась в большой бедности... В марте 1762 г. Державин был уже в Петербурге, в солдатских казармах. Последовавшие затем двенадцать лет (1762-73) составляют наиболее безотрадный период в его жизни. Тяжелая черная работа поглощает почти все его время; его окружают невежественные товарищи; это быстро и самым гибельным образом действует на увлекающегося юношу. Он пристрастился к картам, играя сначала "по маленькой", а потом и "в большую". Живя в отпуску в Москве, Державин проиграл в карты деньги, присланные матерью на покупку имения, и это едва его не погубило: он "ездил, так сказать с отчаяния, день и ночь по трактирам, искать игры; познакомился с игроками или, лучше, с прикрытыми благопристойными поступками и одеждою разбойниками... Когда случалось, что не на что было не токмо играть, но и жить, то, запершись дома, ел хлеб с водою и марал стихи"». (Архангельский, 1993, с. 629-630.)

«Находясь по смерти отца в крайне стесненном материальном положении, Державин пристрастился к карточной игре, сделался отъявленным шулером, повел распутную жизнь... совершил ряд уголовных проступков... Современники приписывали злоключения Державина его резкому, неуживчивому характеру». (Благой, 1930, с. 205-207.)

«Не умел я притворяться, / На святого походить, / Важным саном надуваться / И философа брать вид...» (Державин Г.Р. «Призвание», 1807.)

«Труды Державина за время Пугачевщины окончились для него, однако, большими неприятностями, даже преданием суду. Причиной тому была отчасти вспыльчивость Державина, отчасти недостаток "политичности"... Гораздо счастливее был Державин в это время в картах: осенью 1775 г., "имея в кармане всего 50 р.", он выиграл до 40 000 руб. Скоро Державин получает довольно видную должность в сенате и в начале 1778 г. женится...

Детей у Державина не было ни от первого, ни от второго брака». (Архангельский, 1993, с. 630-631, 633.)

«Прямой и решительный характер Державина, его нетерпимость к злоупотреблениям, чем грешили чиновники, доставили ему много врагов, аi склонность к превышению власти привела Державина в 1788 под суд. После долгого разбирательства сенат его оправдал. В 1791 Державин стал кабинет-секретарем Екатерины II и докучал императрице своим усердием, добиваясь справедливого решения дел» /,Западов, 1971, с. 58-59.)

Гаврила Романович Державин (1743-1816) - выдающийся русский поэт 18 - начала 19 века. Творчество Державина было во многим новаторским и оставило значительный след в истории литературы нашей страны, повлияв на дальнейшее ее развитие.

Жизнь и творчество Державина

Читая биографию Державина, можно отметить, что юные годы писателя никак не указывали на то, что ему суждено стать великим человеком и гениальным новатором.

Гаврила Романович родился в 1743 году в Казанской губернии. Семья будущего писателя была очень небогата, однако принадлежала к дворянскому сословию.

Юные годы

В детстве Державину пришлось пережить смерть отца, что еще ухудшило материальное положение семьи. Мать вынуждена была идти на все, чтобы обеспечить своих двух сыновей и дать им хоть какое-то воспитание и образование. Хороших педагогов в провинции, где жила семья, было не так много, приходилось мириться с теми, кого удавалось нанять. Несмотря на трудное положение, плохое здоровье, неквалифицированных учителей, Державин, благодаря своим способностями и упорству, все же смог получить приличное образование.

Военная служба

Еще будучи учеником Казанской гимназии, поэт написал свои первые стихи. Однако доучиться в гимназии ему так и не удалось. Дело в том, что канцелярская ошибка, допущенная каким-то служащим, привела к тому, что юношу на год раньше отправили на военную службу в Петербург, в в должности обычного солдата. Лишь десять лет спустя ему удалось все-таки добиться чина офицера.

С поступлением на военную службу жизнь и творчество Державина сильно изменились. Долг службы оставлял мало времени для литературной деятельности, но, несмотря на это, в военные годы Державин сочинил довольно много шуточных стихов, а также изучал произведения различных авторов, в том числе Ломоносова, которого он особенно почитал и считал образцом для подражания. Поэзия Германии также привлекала Державина. Он отлично знал немецкий язык и занимался переводами на русский немецких поэтов и в своих собственных стихотворениях часто опирался на них.

Однако в то время Гаврила Романович еще не видел свое главное призвание в поэзии. Он стремился к карьере военного, к служению родине и улучшению материального положения семьи.

В 1773-1774 гг. Державин участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, однако повышения и признания своих заслуг так и не добился. Получив в качестве вознаграждения всего триста душ, он был демобилизован. Некоторое время обстоятельства вынуждали его зарабатывать на жизнь не вполне честным способом - игрой в карты.

Раскрытие таланта

Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. "Чаталагайские оды" (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом отношении это и другие произведения семидесятых были еще не вполне самостоятельны. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классицистической традиции, подчинялись его стихи, не давали в полной мере раскрыться уникальному таланту автора.

В 1778 году в личной жизни писателя случилось радостное событие - он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его стихотворной музой (под именем Пленира).

Собственный путь в литературе

С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в жанре оды, принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.

Последние годы

В последние десятилетия жизни Державин перестает писать оды, в его творчестве начинает преобладать любовная лирика, дружеские послания, шуточные стихи.

Творчество Державина кратко

Сам поэт своей главной заслугой считал введение в художественную литературу "забавного русского слога", в котором смешивались элементы высокого и просторечного стиля, сочеталась лирика и сатира. Новаторство Державина было и в том, что он расширил список тем русской поэзии, включив в него сюжеты и мотивы из повседневной жизни.

Торжественные оды

Творчество Державина кратко характеризуют наиболее известные его оды. В них часто соседствует бытовое и героическое, гражданское и личное начало. Творчество Державина, таким образом, объединяет ранее несовместимые элементы. Например, "Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока" уже нельзя назвать торжественной одой в классицистическом смысле этого слова. Рождение Александра Павловича в 1779 году было описано как великое событие, все гении приносят ему различные дары - разум, богатство, красоту и др. Однако пожелание последнего из них ("Будь на троне человек") указывает на то, что и царь - человек, что для классицизма было не характерно. Новаторство в творчестве Державина проявилось здесь в смешении гражданского и личного статуса человека.

"Фелица"

В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и полемизировать с ней. Фелица - это Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как чем нарушает существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как государственным лицом, а как мудрым человеком, знающим свой путь в жизни и следующим ему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония при описании страстей, владевших поэтом, служит, чтобы подчеркнуть достоинства Фелицы.

"На взятие Измаила"

В этой оде изображен величественный образ русского народа, покоряющего турецкую крепость. Сила его уподобляется силам природы: землетрясению, морской буре, извержению вулкана. Однако она не стихийна, а подчиняется воле русского государя, движима чувством преданности родине. Необыкновенная сила русского воина и в целом русского народа, его мощь и величие были изображены в этом произведении.

"Водопад"

В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину.

Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев - вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба.

Философские оды

Темы творчества Державина продолжают философские "На смерть князя Мещерского" (1779) была написана после смерти наследника Павла, Причем смерть изображается образно, она "точит лезвие косы" и "скрежещет зубами". Читая эту оду, сначала даже кажется, что это своеобразный "гимн" смерти. Однако заканчивается она противоположным выводом - Державин призывает нас ценить жизнь как "небес мгновенный дар" и прожить ее так, чтобы умереть с чистым сердцем.

Анакреонтическая лирика

Подражая древним авторам, создавая переводы их стихотворений, Державин создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский колорит, быт, описывается русская природа. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел свою трансформацию.

Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича - это возможность уйти в царство природы, человека и быта, которым не было места в строгой классицистической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего свет и любящего жизнь, очень привлекал Державина.

В 1804 году вышли отдельным изданием "Анакреонтические песни". В предисловии он разъясняет, почему решил писать "легкую поэзию": поэт писал такие стихи в молодости, а напечатал сейчас потому, что оставил службу, стал частным человеком и теперь волен публиковать все, что хочет.

Поздняя лирика

К особенности творчества Державина в поздний период относится то, что в это время он практически перестает писать оды и создает в основном лирические произведения. Стихотворение "Евгению. Жизнь званская", написанное в 1807 году, описывает повседневную домашнюю жизнь старого вельможи, обитающего в роскошном сельском родовом поместье. Исследователи отмечают, что это произведение было написано в ответ на элегию Жуковского "Вечер" и являлось полемичным зарождающемуся романтизму.

К поздней лирике Державина относят и произведение "Памятник", наполненный верой в достоинство человека вопреки невзгодам, жизненным перипетиям и историческим изменениям.

Значение творчества Державина было очень велико. Начатую Гаврилой Сергеевичем трансформацию классицистических форм продолжил Пушкин, а в дальнейшем и другие русские поэты.

Державин

Более глубокий кризис эстетики классицизма, знаменовавший переход к предромантической и реалистической поэзии, сказался в творчестве крупнейшего поэта 18 века Гаврилы Романовича Державина. Возникшая под влиянием поэзии Державина впитала в себя лучшие достижения современных поэтов, в чьем творчестве отразились новые тенденции, шедшие вразрез с условностью и нормативностью поэтики классицизма. Поэзия Державина отличалась самобытностью и народностью, новыми поэтическими открытиями, которые сделали его величайшим учителем русских поэтов начала 19 века.

Новаторство Державина прежде всего заключалось в обращении поэзии к жизни, к ее земным радостям, в умении быт, низкие картины природы сделать достоянием поэзии. В противовес поэтике классицизма Державин вносит в поэзию автобиографическую тему.

Он разрушает жанровую и стилистическую иерархию классицизма.

Державин учился у Сумарокова, Ломоносову, подражал в одах последнему, но нашел новый путь в поэзии.

Признание Державина как поэта началось с «Фелицы» (1782). 90- е годы – расцвет творчества Державина. (произведения, в которых усиливаются обличительные тенденции и героико-патриотические оды).

С середины 90-х годов поэт все чаще обращается к темам частной жизни, к воспеванию земных радостей бытия. Анакреонтика Державина приобретает автобиографический характер.

1) Философские оды Державина. («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад», «Фелица»)

В 1794 году Державин пишет оду «Водопад», названную Белинским «блистательнейшим созданием» поэта. В ней Державина волнует то, что человек живет в обществе, и его долг – служить отечеству, быть олицетворением гражданских добродетелей. Ода «Водопад» - глубокое философское раздумье о смысле жизни, о человеческом существовании, о праве на бессмертие. Жизнь быстротечна. Державин развивает философские мотивы, мотивы жизни и смерти, звучавшие и раньше в его поэзии («На смерть князя Мещерского»):

О водопад! В твоем жерле

Вес утопает в бездне, в мгле!

Ода написана на смерть князя Потемкина. В поэзии Державина не раз героями выступают полководцы и государственные деятели. Отношение к Потемкину у поэта сложное. Величественная фигура этого баловня судьбы, в которой сочеталось добро и зло, способности государственного деятеля, полководца, осуществившего ряд полезных реформ в армии, человека незаурядного, смелого и решительного и вместе с тем жестокого, мстительного и властолюбивого, не раз привлекала внимание Державина. В «Водопаде» поэт создает титанический образ Потемкина, могущественнейшего вельможи, который «потряс среду земли громами», прославился взятием Очакова и Измаила, смерть в глухой молдавской степи не могла не поразить воображение поэта.


Жизнь низвергается с высот счастья подобно водопаду. Необычайно зримой и красочной картиной открывается ода: «Алмазна сыплется гора с высот четыремя скалами, жемчугу бездна и сребра кипит внизу…». Это описание виденного Державиным в Карелии водопада Кивач. Однако помимо реального звучания водопад у Державина символизирует вечность. И на фоне этой вечной красоты природы особенно ощутима непрочность власти и славы, но непрочность «ложной славы», которой Державин противопоставляет тех, кто был верен истине, общей пользе: «Лишь истина дает венцы Заслугам, кои не увянут; лишь истину поют певцы…».

Раздумья о тех, кто достоин бессмертия, приводят Державина к созданию наряду с Потемкиным образа другого полководца, Румянцева, в деятельности которого поэт видит идеал истинной гражданственности.

Глубокая философская мысль, лежащая в основе оды, величественные образы, созданные Державиным, сделали «Водопад» одним из самых замечательных творений поэта. Гоголь писал о «Водопаде»: это «как бы целая эпопея слилась в одну стремящуюся оду».

Большим успехом у современников пользовалась философская ода Державина «Бог» (1784) – первое произведение русской поэзии, получившее европейскую известность еще при жизни поэта. Как отмечали исследователи, ода «Бог» по своему художественно-стилистическому строю и по восприятию «природы чина» написана по образцу Ломоносовских «духовных» од. Ода «Бог» писалась несколько лет, она посвящена рассуждению Державина о возникновении мироздания и происхождении человека и отличается глубиной мысли и рационалистической ясностью изложения.

В специальном «объяснении» Державин указывал, что он имел в виду не только богословское понятие (Бога-отца, Бога-духа, Бога-сына), но и философское «бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и нескончаемое течение времени, которое Бог в небе совмещает». Сама тема требовала «парения» (что достигалось торжественностью четырехстопного ямба»), метафорической образности, контрастных сопоставлений, придавших ей характер художественной выразительности.

Картина мира предстает не столько в религиозном плане, сколько в плане научных представлений о мире. Ода лишена мистицизма. Приемом выразительных контрастов Державин достигает предельной ясности мысли: «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю, я царь – я раб – я червь - я Бог!»

Как и Ломоносов, Державин поражал величием картины мироздания, в котором человек лишь маленькая частица. Но человек – вершина создания природы, и значение его на земле велико.

1779 – «На смерть князя Мещерского». Ода резко отличается от обычной похвальной оды классицизму. Это ода-элегия. В ней речь идет о конкретном человек, с которым был знаком поэт, в чьем доме он бывал. Неожиданная смерть благополучного, беззаботного, живущего в роскоши и праздности князя Мещерского заставляет Державина задуматься над извечной философской проблемой жизни и смерти, которая пройдет на протяжении всего его творчества. Державин часто рисует одну и ту же картину: люди свергаются, подобно водопаду, с высот счастья. Отсюда – образ смерти, во всей ее ужасающей конкретности. Отсюда – мотив скоротечности жизни и неизбежности конца, вызывающий у Державина образ «реки времени».

В оде «На смерть князя Мещерского» мысль быстротечности жизни и неизбежности смерти воплощена в конкретную образную форму. Ода начинается словами: «Глагол времен! Металла звон!» - звук маятника как бы символизирует неумолимое течение времени. Конкретными чертами нарисован образ смерти. Ода Державина приобретает философский характер: поэт размышляет о смерти и жизни, о тайнах бытия, о неизбежности грядущего. Ода глубоко элегична, она пронизана лирическим началом, поэт поражен внезапностью случившегося.

Творческий путь Державина.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Творческий путь Державина.
Рубрика (тематическая категория) Литература

Краткая биография:

Родился в 1743 ᴦ. в семье бедного дворянина. Отец рано умер.
Размещено на реф.рф
Д. учился у дьячка в сельской церкви, затем в гимназии. Был зачислен в гвардейский полк. С 1762 тянул солдатскую лямку. Участвовал в подавлении мятежа Пугачева. Резкий, прямой, независимый, восстановил против себя начальство, его уволили и перевели в Сенат. Без каких-либо связей прошел путь до министра. На его карьеру и выдвижение в число первых русских стихотворцев повлияла ода ʼʼФелицаʼʼ. Д. был монархистом. Считал, что монарх должен быть просвещенным и потому идеализировал Екатерину 2. Когда стал ее секретарем (1791), он понял, что она лицемерна и псевдолиберальна. При Павле он был гос. казначеем. При Александре 1 – министром юстиции, однако скоро его убрали с поста – он ʼʼочень ревностно служилʼʼ. Последние годы провел в имении под Питером.

Творчество:

Поэзия Д. отличалась самобытностью и народностью . Новаторство его – в обращении поэзии к жизни, в умении быт сделать достоянием поэзии . Д. также вносит автобиографическую тему в поэзию. Он отказывается от обязательного подражания, признавая право на поэтическую индивидуальность . В его стихах всœегда виден образ поэта - горячий, независимый, ссорится с императрицей, борется с неправдой и т.д. Учился у Сумарокова и Ломоносова .

80-е: Выступил в печати в 1773 г с одой ʼʼНа бракосочетание вел. кн. Павла Петровича с Наталией Алексеевноюʼʼ. Во многом вначале следовал Ломоносову. Более интересен его цикл од, посвященный пугачевскому восстанию. Он надеялся на просвещенного монарха, от которого зависит всœе. Оды ʼʼНа великостьʼʼ, ʼʼНа знатностьʼʼ - тема естественного равенства людей + крайне важно сть личных заслуг чела перед гос-вом. Ранним одам Д. присуща подражательность. Но в 1779 при помощи друзей (Львова, Капниста͵ Хемницера) нашел свой путь, написав стих-я ʼʼКлючʼʼ, ʼʼСтихи на рождение в Севере порфирородного отрокаʼʼ и оду ʼʼНа смерть князя Мещерскогоʼʼ - здесь звучит новое слово поэта͵ воспринимающего природу глазами простого человека. Его особый путь проявился ярко и в оде ʼʼФелицаʼʼ (см. подробно билет 20). В сатирических стихотворениях проявились конкретность бытовой картины, низкие, бытовые речения - ϶ᴛᴏ вело к приближению стихов к жизни . Гениальное открытие Д. – нет в природе ничего, не достойного изображения в стихах. Ода ʼʼВидение мурзы ʼʼ - красочность, живописность, яркая образность в восприятии мира; его поэзия того времени – ʼʼговорящая живописьʼʼ. В поэзии Д. даны реальная обстановка, предметы, люди того времени. Очень популярна была философская ода ʼʼБогʼʼ - рассуждение о возникновении мироздания и происхождении человека. Одна из важнейших тем поэзии Д. – проповедь гражданского служения отечеству . Свои взгляды на роль поэта он стремился отразить в работе ʼʼРассуждение о лирической поэзииʼʼ. В это же время Д. – неподкупный, честный человек – начинает писать сатиру. ʼʼВласителям и судиямʼʼ (см. подробно билет 20)

90-е: сатирическая ода ʼʼВельможа ʼʼ - проникнута пафосом общественного долга, служения отечеству и страстным обличением нечестных вельмож (см. подробно билет 20). В 94 Д. пишет философскую оду ʼʼВодопад ʼʼ - размышление о смысле жизни, о ее быстротечности. Написана на смерть князя Потемника. Вообще 90-е – расцвет творчества поэта: созданы также ʼʼПриглашение к обедуʼʼ, ʼʼНа взяти Измаилаʼʼ, ʼʼСнегирьʼʼ. Увеличиваются сатирические тенденции, но Д. создает и ряд героико-патриотических од во славу россов. Героико-патриотические оды – ʼʼНа взятие Измаилаʼʼ, ʼʼНа переход альпийских горʼʼ, ʼʼНа победы в Италииʼʼ. Высокая патетика, торжественность стиля, обилие гипербол, аллегорий, риторическая условность образов - ϶ᴛᴏ всœе связь с классицизмом. (см. подробнее в билете 35).

Последний период творчества: с середины 90-х гг поэт всœе чаще обращается к темам частной жизни, к воспеванию земных радостей бытия, частной жизни, свободной от обязанностей, налагаемой всœей системой гос. иерархии. Уход от мирской суеты сближает Д. с сентименталистами. Стихотворение ʼʼК самому себеʼʼ - Д. готов уйти от должностных обязанностей, т.к. его борьба со злоупотреблениями чиновников безрезультатна. Анакреонтика Державина приобретает биографический характер (ʼʼДарʼʼ, ʼʼСоловей во снеʼʼ, ʼʼК лиреʼʼ, ʼʼЖеланиеʼʼ, ʼʼКузнечикʼʼ, ʼʼТишинаʼʼ) (см. подробнее в билете 35). До конца дней Д. принимал активной участие в лит. жизни. Постоянно пишет стихотворения, обращается к новым жанрам, даже к драматургии (хотя здесь не преуспевает). Вообще человек – гений и повлиял на всœех и всœе.

57. Творческий путь Радищева.

Александр Николаевич Радищев(1749-1802)

Первый рус.писатель, связавший лит-ру с осовободительным движением и революционной мыслью. Выдвинул идею народной рев-ции, за что Екатерина II считала его ʼʼбунтовщиком хуже Пугачеваʼʼ При жизни Р. и после его смерти, вплоть до 1905ᴦ., его знаменитое ʼʼПутешествиеʼʼ находилось под запретом.

Краткая биография: родился в богатой дворянской семье. Первые семь лет воспитывался дома (воспитатель –крепостной Петр Мамонтов). Учился в Пажеском корпусе в Питере, затем за особые заслуги в возрасте 17 лет его отправили в лейпцигский университет юриспруденции. В университете русские студенты боролись с чиновником Бокумом(кот-го приставила к ним Екатерина), что привело Р. к выводу о том, что ʼʼгнет частного тиранаʼʼ должен вызвать возмущение и против главного тирана*такой тонкий намек* 1771-1773гᴦ. – служба в департаменте Сената͵ где он познал весь ужас беззакония и т.д., 1773-1775 – служба в штабе Финляндской дивизии графа Брюса. Ушел, т.к. не желал участвовать в расправе над уч-ми пугачевского бунта. 1777- служба в Коммерц-коллегии. В 1788 переведен был на службу в Санкт-Петербургскую таможню. В Илимский острог (за ʼʼПутешествиеʼʼ) Радищев был доставлен в январе 1792 и пробыл там до конца царствования Екатерины II. После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу (указ от 15.3.1801); он был вызван в Санкт-Петербург и принят на службу членом Комиссии для составления законов. ʼʼПокончил с собойʼʼ в 1802ᴦ.

Творческий путь Державина. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Творческий путь Державина." 2017, 2018.

Портрет 1811 года
В.Л.Боровиковский

Гавриил Романович Державин родился 14 июля (3 июля по старому стилю) 1743 года в родовом имении в селе Сокуры в Казанской губернии (сейчас село Сокуры, Республика Татарстан, Российская Федерация) в небогатой дворянской семье. Отец – Роман Николаевич, был офицером и часто переезжал семьей из одного места службы в другое. В 1750 году Гавриил Романович начинает учиться в немецком пансионе в Оренбурге. В 1754 году после ухода в отставку умирает отец, и семья оказывается в тяжелом материальном положении. Мать – Фекла Андреевна, принимает решение переехать в Казань. И в 1759 году Державин поступает в Казанскую гимназию, которую благополучно заканчивает в 1762 году. Во время учебы Гавриил Романович был одним из лучших учеников.
После учебы начинается военная служба Державина в звании рядового в Преображенском полку. В том же 1762 году принимал участие в дворцовом перевороте и в восхождение на престол Екатерины II. Во время службы участвовал в подавлении восстания Пугачева. Во время службы начинает писать стихи, которые впервые публикуются в 1773 году.
В звании офицера уходит в отставку в 1777 году и при помощи князя Вяземского устраивается на службу в Сенат. В 1778 году женился на Екатерине Яковлевне Бастидон (1761-1794). В 1782 году, после публикации оды «Фелиция», восхваляющей Екатерину, Державин становится известен как поэт. В 1783 году становится членом вновь созданной Императорской Российской академии. В 1784 году после конфликта с князем Вяземским уходит в отставку. В том же году Екатерина II назначает Державина правителем в Олонецкое наместничество (с 1801 года Олонецкая губерния). Здесь участвовал в создании административных учреждений. А с 1786 года служит правителем Тамбовского наместничества, где тоже проявляет себя хорошим руководителем, оставив заметный след в истории края. В 1791 году становится статс-секретарем Екатерины II. А через два года в 1793 году назначается сенатором. В 1794 году умирает жена Державина и через полгода он второй раз женится на Дарье Алексеевне Дьяковой. С 1802 по 1803 год был министром юстиции. В 1803 году был отправлен в отставку. За все время военной и государственной службы часто вступал в конфликты из-за любви к правде и своей горячности, за что был не любим.
Время государственной службы было рассветом его таланта, растет и его известность. После ухода со службы постоянно живет в своем имении Званка в Новгородской губернии и продолжает заниматься литературой. В 1811 году совместно с Александром Семеновичем Шишковым создает литературное сообщество «Беседа любителей русского слова».
Умер Гавриил Романович Державин 20 июля 1816 года в своем имении. Похоронен в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря недалеко от Великого Новгорода.

error: