Иногда перед вводным словом, находящимся в начале обособленного оборота, ставятся запятая и тире, а после него - запятая, чтобы избежать возможной неясности: Поскольку есть ещё время, вызовем на экзамен дополнительно кого-нибудь, - допустим, сдающих повторно - («предположим», «скажем»). При традиционной пунктуации (вводное слово, стоящее в начале обособленного оборота, запятой от него не отделяется, а выделяется вместе с ним; см. § 25, п. 4) получилось бы: …вызовем на экзамен дополнительно кого-нибудь, допустим сдающих повторно - слово допустим могло бы быть воспринято как однородное сказуемое;
3) перед вводным словом после запятой, если следующая за вводным словом часть предложения подытоживает сказанное в первой части: Чичиков с чрезвычайной точностью расспросил, кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор, - словом, не пропустил ни одного значительного человека (Г.) (см. § 25, п. 2).
Некоторые выражения, близкие к вводным сочетаниям, могут отделяться тире в зависимости от того положения, которое они занимают в предложении; ср.: Что и говорить, места здесь прекрасные. - Места здесь прекрасные - что и говорить (с оттенком присоединения).
§ 26. Вводные и вставные конструкции
Вводные предложения
1. Запятыми выделяются вводные предложения следующих типов:
1) личные нераспространенные предложения типа я думаю, я знаю, я вижу, я помню: Я чаю, небо с овчинку показалось (П.); Вот у меня, я думаю, получше глаза (Г.); Средь гор Кавказских есть, слыхал я, грот (Л.); А вы, я вижу, шёлковый (Т.); У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы (Т.); Он меня, вы знаете, очень уважает (Т.); Некрасивого, доброго человека, каким он себя считал, можно, полагал он, любить как приятеля (Л.Т.); И этот учитель греческого языка, этот человек в футляре, можете себе представить, едва не женился (Ч.). Эти предложения отличаются от вводных слов только наличием при глагольной форме местоимения-подлежащего и не требуют более сложной пунктуации;
2) предложения безличные, неопределенно-личные, тоже простые по структуре, как правило, нераспространенные: Буран, мне казалось, всё ещё свирепствовал (П.); Марина… увлечена была, говорили мне, тщеславием, а не любовью (П.); …И этот голос чудно-новый, ей мнилось, всё ещё звучал (Л.); Он теперь ехал к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов (Л.Т.);
3) предложения, присоединяемые посредством союзов или союзных слов: Покойный дедушка, сколько я помню, был род бабушкина дворецкого (П.); Первый тост был выпит, как читатели, может быть, и сами догадаются, за здоровье нового херсонского помещика (Г.); …Дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление (Г.); Прасковья Ивановна давно уже проснулась, как мы узнали от Параши, оделась и кушала чай в своей спальне (Акс.); Я, как несомненно можете по мне видеть, человек совсем незначительный (Леск.); Мне помогал маляр, или, как он сам называл себя, подрядчик малярных работ (Ч.); Как выражаются моряки, ветер крепчал (Ч.); Эти собаки, если не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок (Купр.); Она была красивая и, что ещё важнее, умная женщина (Павл.).
2. Посредством тире перечисленные в п. 1 конструкции оформляются редко; обычно при помощи тире выделяются более распространенные предложения: Сама же барыня - говорили о ней - не умеет отличить буженину от телятины (М.Г.); Есть у нас везде - думалось мне - даже и в такой дыре, Скобелеве, свои люди (Фурм.); Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можете себе представить? - ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.) - играет роль вопросительный характер вводного предложения; Заподозрить Якова Лукича во вредительстве - теперь уже казалось ему - было нелегко (Ш.); Дать противнику уйти, или - как это говорится на торжественном языке воинских уставов - дать ему оторваться - это для разведчиков крупная неприятность (Каз.); …Сидят здесь под страхом смерти и - что ещё хуже - под проливным дождём (Каз.).
Вставные предложения и словосочетания
Вставные предложения и словосочетания (т. е. такие, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки и т. д., иногда резко выпадая из синтаксической структуры целого, причем, в отличие от вводных предложений, обычно не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли, не содержат общей оценки сообщения, указания на его источник, на связь с другими сообщениями) находятся в середине либо в конце предложения и выделяются скобками или тире.
1. Скобками выделяются:
1) вставные конструкции, дополняющие или поясняющие содержание основного предложения: На конец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора (П.); В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного (Акс.); Молодой воробей выпал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно (Т.); Я не успел хорошенько заметить его лица (коляска слишком быстро промчалась мимо); но мне показалось, что он был глубоко тронут (Т.); Возвратясь в свою комнату (она находилась во флигеле и была почти вся загромождена коваными сундуками), Гаврила сперва выслал вон свою жену… (Т.); Пети не было дома (он пошёл к товарищу, с которым намеревался из ополчения перейти в действующую армию) (Л.Т.); Проехав какие-то австрийские войска, Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело (Л.Т.); Дисканты и альты (иногда басы и тенора) в эти хоры набирались из учеников (Пом.); Он поднял руку (настала тишина) и полусогнутой ладонью указал на стоявшего внизу Бройницкого (А.Т.); Предусмотрительный Левинсон ещё до при езда разведки (приехала она ночью) выставил усиленное ох ранение (Ф.);
2) вставные конструкции, представляющие собой по путные авторские замечания: Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (П.); Не отвечай те, я знаю, что вы в этом не признаетесь, потому что Грушницкий убит (она перекрестилась) (Л.); «Господа, - сказал он (голос его был спокоен, хотя тоном ниже обыкновенного). - Господа, к чему пустые споры?» (Л.); Быстро, но горячо прошла в душе моей страсть (иначе я не могу назвать ее) ловить и собирать бабочек (Акс.); Но Господь Бог ведает (тут он поднял руку над головою), что скорее шар земной в раздробление придёт, чем мне от своего слова отступиться или… (тут он даже фыркнул) или струсить… (Т.); Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами (Гарш.); Теперь, когда с посещения Даши прошло больше недели, ему стало казаться удивительным, как могла незаметно (он с ней не сразу даже и поздоровался) и просто (вошла, села, положила муфту на колени) появиться в их оголтелой квартире эта девушка (А.Т.);
1.
Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми, например: Вы, я думаю,
привыкли к этим великолепным картинам
(Лермонтов); Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали,
был Кутузов
(Л. Толстой);…В этот день не то что курочке негде было напиться, но даже, говорила мамаша,
воробьи на лету замерзали
(Шолохов).
Реже такие предложения выделяются посредством тире, например: Сама же барыня - говорили о ней -
не умеет отличить буженину от телятины и однажды позорно купила вместо петрушки - хрен!
(Горький); Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можете себе представить?
- ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает
(Федин) (играет роль вопросительный характер вводного предложения).
Запятыми выделяются вводные предложения, включаемые посредством подчинительных союзов и союзных слов как, если, что, сколько
и др., например: Мне помогал маляр, или, как он сам называл себя,
подрядчик малярных работ…
(Чехов); Эти собаки, если не ошибаюсь,
происходят от простых дворняжек и овчарок
(Куприн);…Дана была полтина меди на расход и, что гораздо важнее,
умное наставление…
(Гоголь).
Постановка в этих случаях тире встречается в виде исключения в художественной речи, например: Дать противнику уйти, или - как это говорится на торжественном языке воинских уставов -
дать ему оторваться - это для разведчиков крупная неприятность, почти позор
(Казакевич);…Сидят здесь под страхом смерти и - что еще хуже -
под проливным дождем
(Казакевич).
2.
Вставные предложения (то есть предложения, содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, разъясняющие предложение в целом или отдельные слова в нем и иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого) выделяются скобками или тире (более сильным выключающим знаком являются скобки). Например:
а) Владимир Сергеич (так именно звали молодого человека в пальто)
с недоумением посмотрел на своего человека и торопливым шепотом проговорил…
(Тургенев); Проехав какие-то австрийские войска, Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия)
уже вступила в дело
(Л. Толстой); Сани резко стукнуло о торчавшую из воды сваю (след унесенного моста)
и перевернуло с диковинной легкостью
(Шолохов);
б) Мой приход - я это мог заметить -
сначала несколько смутил гостей
(Тургенев);…Воображая, что замок заперт, я вынул ключ, и - о ужас!
- у меня в руках была только головка ключика
(Л. Толстой);…Даже мои хозяева - если они были дома
- открывали окна и, слушая, хвалили музыканта
(Горький).
В ряде случаев для выделения вставных конструкций скобки и тире употребляются на равных основаниях. Ср. пунктуацию в предложениях, включающих в свой состав одинаковые по структуре вставные конструкции:
Литвинов остался на дорожке; между им и Татьяной - или это ему только чудилось?
- совершалось что-то… бессознательно и постепенно
(Тургенев). - И каждый вечер, в час назначенный (иль это только спится мне?)
девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне
(Блок);
Булочники - их было четверо -
держались в стороне от нас
(Горький). - Солдаты (их было трое)
ели, не обращая внимания на Пьера…
(Л. Толстой).
Наличие при тире запятой в качестве дополнительного знака связано с условиями контекста. Например:
Прихвастнуть любил - этот грех за ним водился, -
может, и тут что приплел для красного словца…
(Фурманов) (запятая перед вторым тире служит для отделения вводного слова может
, которым начинается часть предложения, следующая за вставной конструкцией).
Я забрался в угол, в кожаное кресло, такое большое, что в нем можно было лежать, - дедушка всегда хвастался, называя его креслом князя Грузинского, -
забрался и смотрел, как скучно веселятся большие…
(Горький) (запятая перед первым тире закрывает предшествующее придаточное предложение, а запятая перед вторым тире закрывает деепричастный оборот в самой вставной конструкции).
Запятая, которая по условиям контекста должна была бы стоять перед первой скобкой, если вставная конструкция выделяется скобками, переносится после второй скобки, например: Татьяна, состоявшая, как мы уже сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье),
была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке
(Тургенев) (запятая, закрывающая причастный оборот, поставлена не перед скобками, а после них).
При наличии внутри одного вставного предложения другой вставной или вводной конструкции первое предложение (так сказать, внешнее) выделяется скобками, как более сильным выключающим знаком, а второе (внутреннее) - при помощи тире, например: Я наскоро пообедал, не отвечая на заботливые расспросы доброй немки, которая сама расхныкалась при виде моих красных, опухших глаз (немки - известное дело - всегда рады поплакать)
…
(Тургенев).
Наш робот распознал:
387. Лошади, сани, деревья, бык, привязанный к столбу, все было бело н казалось мягким, пушистым. И плетни, и белевшая на дворах скотина, и крыши домов, н стройные раины все. кала: рось. спало здоровым тихим трудовым сном. Ружья, пробывшие двое суток на морозе и, вероятно, густо смазанные маслом, дали осечки. На такой ясный н убедительный довод отвечать, разумеется, было нечего. У самого края воды лежала какая-то большая темная масса... Несомненно, это был морской зверь, выброшенный волнами на берег. Птицы, по-видимому, зябли на снегу, и поэтому сбились в одну кучу... К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. Сквозь отверстия виднелась часть низенького дома с двумя, к удивлению моему, освещенными окнами. Самое лучшее время для ловли неводом бывает, по рассказам крестьян, весной и осенью. Итак, два почтенных мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой. Он. например, не любил рессорных экипажей. Цель нашей экскурсии, во-первых, ознакомить писателей с новыми требованиями миллионов читателей, во-вторых, расширить и углубить тематику искусства, в.-трстьих. направить некоторых товарищей на широкую дорогу. Опекушин был выходцем ИЗ простого народа, сперва самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик. Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы. Анна Павловна Ше-рср, напротив, несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов. Ыраоа она была весьма смирного или. лучше сказать, запуганного.
Так вот, как высказано выше, с годами важен я не стал. Осмотревшись, н пошел, как мне показалось, прямо к морю, но на пути встретил лесное болото, заваленное колодником. Проводив жениха, Надя пошла к себе наверх, где жила с матерью нижний этаж занимала бабушка. Дмитрий, так звали моего соседа, был мало заметен в классе. Однажды наступил уже май, но никто, кажется, не заметил тогда ни ледохода на Москве-реке, ни цветущей черемухи я стоял в толпе у памятника. Мужское население станицы живет в походах и на кордонах или постах, как называют казаки. Овсянников полетел в овраг с беговыми дрожками, мальчиком, сидевшим сзади, и лошадью. К счастью, на дне оврага грудами лежал песок. Мне помогал маляр или, как он сам называл себя, подрядчик малярных работ Однажды, было это в конце мая, мы сидели на крыльце и ожидали ужина. Хотя для настоящего охотника дикая утка не представляет ничего особенно пленительного, но за неимением пока другой дичи дед Вмдд в начете сентября: вальдшнепы. УШУ V прилегали, а регать по полям куропатками мне надоело, я послушался моего охотника и отправился в Льгов.
Итак, я в Ялте. Теперь вечер. Ветер дует, как в четвертом акте Чайки, но ко мне никто не приходит, а, напротив, я сам должен буду уйти после десяти, надевши шубу. Он предчувствовал, что Князь Андрей одним словом, одним аргументом уронит все его умение. Одним ел рвом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Рыбачьи лодки, с трудом отмечаемые глазом такими они казались маленькими1, дремали в морской глади недалеко от дому. Сторожка лесника, как успел заметить Николай Николаевич, была поставлена на сваях так, что между ее полом и землей оставалось свободное пространство. Многие разумеют у нас еще до сих пор под словом литература повести, романы, стихи, словом, беллетристику, Эти господа, по-видимому, охотно, как своего честь, которую они делали немногим, приняли в свой круг князя Андрея,