В каком году был 1 университет. Первый университет в России

Первоначально располагался на месте нынешнего Государственного исторического музея на Красной площади.

История университета

Роль движущей силы взял на себя величайший российский ученый Михаил Ломоносов . Михаил Васильевич задумал амбициозный проект создания университета для одаренных студентов. Однако реализовать идею оказалось непросто: чиновники неизменно отвечали вежливым отказом на его предложение. В конце концов, Ломоносову пришлось применить хитрый «обходной маневр»: он передал проект и устав университета фавориту императрицы Елизаветы Петровны - Ивану Ивановичу Шувалову. Влиятельный царедворец, тонкий и умный человек, Шувалов искал славы мецената и смог-таки добиться одобрения Сенатом устава нового учебного заведения, предложенного Ломоносовым. 25 января 1755 года указ о создании Императорского Московского университета был подписан императрицей Елизаветой (кстати, именно отсюда берет свое начало студенческая традиция - отмечать Татьянин день).

Вначале университет разместился в Аптекарском доме у Воскресенских ворот на Красной площади (сейчас на этом месте находится Исторический музей). Было три факультета: философский, медицинский и юридический. Отчасти благодаря тому, что Ломоносов сам был самородком «из низов», в учебном заведении проводилась весьма демократичная политика: принимали всех за исключением крепостных крестьян, при условии что человек проходил необходимые вступительные испытания. Лекции читали лучшие профессора, нередко занятия собирали огромную аудиторию, поскольку на лекции могли прийти все желающие. Подобная демократичная политика вскоре привела к существенному развитию учебного заведения. В XIX веке растет количество факультетов, в стенах университета в середине века обучается более 1000 студентов.

Здание университета довольно быстро становится тесным, и для занятий арендуют, а затем выкупают двор князя Репнина на Моховой улице, потом еще шесть барских усадеб. В 1785 году Екатерина II отпускает из казны 125 тысяч рублей для строительства здания университета по проекту архитектора Матвея Казакова . Увы, до нас не дошло самое первое здание: пожар в сентябре 1812 года уничтожил его вместе с музеем, библиотекой, художественными и научными ценностями. Но уже через пять лет обгоревший остов начали восстанавливать, средства на строительство собирались всем миром. Работы по реконструкции закончились в 1819 году под руководством архитектора Дементия Жилярди. Торжественное и нарядное здание приобрело знакомый нам величественный вид, и там начались занятия.

По воспоминаниям современников, учиться в Императорском Московском университете было и трудно, и интересно. Лекции начинались в девять утра, в расписании стояло семь пар. Факультеты не так четко разграничивались, как сейчас, - можно было посещать занятия прославленных профессоров по различным специальностям. За курс обучения надо было уплатить 28 рублей 57 копеек ассигнациями, но это не касалось малообеспеченных талантливых студентов: для них еще существовали стипендии, а также компенсация за аренду комнаты. Кроме того, была внедрена система премирования, и за отличную учебу можно было получить до 300 рублей, а приз конкурса за выдающуюся научную работу составлял 1500 рублей. В те времена, когда средняя зарплата рабочего составляла 25 рублей в месяц, это были весьма приличные деньги.

В царствование Николая I студенты получили обязательную форму: сюртук, треуголку и шпагу.

Однако вскоре в стране произошли драматические события: революция, смена политического строя, расстрел императорской семьи. Все это не могло не наложить отпечаток на уклад и политику университета. Надо отметить, что внутри коллектива произошел серьезный раскол: были те, кто «за» и те, кто «против». Студенты и профессора, не принявшие новую политическую власть, были вынуждены уйти из университета, к тому же под давлением новой власти были закрыты целые научные направления в философии, биологии, истории и филологии, которые не соответствовали революционной идеологии.

Тем не менее все эти испытания не помешали Московскому университету сохранить свое место лидера высшей школы. Уже в 1934-м в МГУ защищаются первые в СССР кандидатские диссертации, но, как только процесс обучения стал снова понемногу налаживаться, опять наступили тяжелые времена. В годы Великой Отечественной войны больше пяти тысяч студентов и преподавателей уходят на фронт. Учебная деятельность приостанавливается. Хотя уже в первые послевоенные годы произошел новый подъем в образовании, страна нуждалась в научных кадрах и квалифицированных специалистах. В 1947 году, в день 800-летия Москвы, город получил восемь гигантских строительных площадок на Воробьевых горах. Среди них - новый комплекс зданий для Московского университета с высотным зданием МГУ. Главный корпус строился с 1949 по 1953 год, и сейчас именно он является символом университета.

В 50-х годах на вступительных экзаменах в МГУ наблюдался настоящий ажиотаж. Бюджет вырос в пять раз по сравнению с довоенным периодом, что позволило оснастить научные лаборатории и учебные аудитории, открыть новые факультеты и специализированные лаборатории. Появляется факультет психологии, факультет вычислительной математики и кибернетики, первый в стране факультет почвоведения, Институт восточных языков (с 1972 года Институт стран Азии и Африки при МГУ). Сегодня в МГУ - 39 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, 4 музея, порядка 380 кафедр и более 40 000 студентов и аспирантов. Московский государственный университет единственный в России воспитал 11 нобелевских лауреатов.

Университет входит в тройку российских вузов, обладающих особым статусом: указом президента от 2008 года закреплена академическая самостоятельность, которая дает право устанавливать свои образовательные стандарты и программы.

Библиотека МГУ

Библиотека Московского университета, открытая в 1755 году, более ста лет была единственной светской, бесплатной и общедоступной в Москве. В середине XIX века, восстановленная после пожара 1812-го, она насчитывала более 7500 томов. В наши дни уникальный фонд составляет 10 миллионов книг, рукописей и периодических изданий. Ее услугами пользуются около 65 тысяч читателей.

Студенческий театр

Российское сценическое искусство обязано своим расцветом именно первому студенческому театру. В 1756 году студенты Московского университета под руководством ректора, поэта М.М. Хераскова, показали публике первый спектакль. Впоследствии русские театральные труппы почти полностью состояли из выпускников университета, а одна из них стала основой Императорского Московского театра, предшественника культурного достояния России - Большого и Малого театров.

Церковь Святой Татианы

После того как в пожаре 1812 года сгорели здание Казакова и первая университетская церковь Татианы Мученицы, Николай I купил для университета дом Пашкова на Большой Никитской улице. Архитектор Е.Д. Тюрин перестроил это здание для нового Аудиторного корпуса, левый флигель - для библиотеки, а правый из бывшего казенного театра превратил в церковь. Тюрин удивительно гармонично связал новое здание с Главным корпусом Казакова − Жилярди. Изящная полуротонда с колоннадой получила росписи Антона Клауди и уникальный скульптурный иконостас И.П. Витали. В 1837 году святая мученица Татиана стала покровительницей Московского университета, а потом и всего российского студенчества.

Высотное здание на Воробьевых горах

Главное здание МГУ на Воробьевых (Ленинских) горах проектировалось в мастерской архитектора Л.В. Руднева. Уникальные возможности для проекта предоставила выбранная строительная площадка - высокое плато на излучине Москвы-реки. Отодвинув высотное здание от берега, архитектор подчеркнул его величие и размер торжественным подходом, украшенным зелеными аллеями и площадями с фонтанами. Здание МГУ - самое высокое среди «сталинских сестер». Центральный пролет насчитывает 36 этажей, так что до 1990 года оно было самым высотным в Европе. Строительство 240-метрового небоскреба потребовало более 400 000 тонн стали, 175 миллионов кирпичей, 111 лифтов. Ведомство Лаврентия Берии курировало необычную стройку, тысячи заключенных работали на строительстве и отделке здания. В центральной части разместились три факультета, ректорат, библиотека, дворец культуры и музей землеведения. В 19-этажных зданиях боковых корпусов находится студенческое общежитие и квартиры для преподавателей.

Высотку МГУ на Воробьевых горах облюбовала для жизни парочка редких соколов-сапсанов.

Самый большой миф, связанный с Главным корпусом, о том, что колонны из цельной яшмы на 9-м этаже якобы были перенесены сюда из разрушенного храма Христа Спасителя . Но на самом деле это не так.

Знаменитые преподаватели университета...

Создатель аэродинамики Николай Жуковский, изобретатель противогаза, химик Николай Зелинский, великий физиолог Иван Сеченов, естествоиспытатель Климент Тимирязев, хирург Николай Склифосовский, создатель биогеохимии Владимир Вернадский и многие другие преподававшие в МГУ светила - подтверждение его уровня и престижа.

...и не менее знаменитые выпускники

Драматурги Денис Фонвизин и Александр Грибоедов , поэты Василий Жуковский и Федор Тютчев, писатели-революционеры Александр Герцен и Николай Огарев, писатели Иван Тургенев и Антон Чехов , философ Петр Чаадаев, театральные деятели Владимир Немирович-Данченко и Всеволод Мейерхольд, художник Василий Кандинский.

Элитное образование и неразрывно связанное с ним системное научное знание пришло в Россию лишь в эпоху Петра I, когда по монаршей инициативе была создана Академия наук. Через некоторое время появилась Академия Художеств, а там и до первого университета было недалеко. Но как люди на Руси учились до этого, и какие места в Москве связаны с допетровскими учебными заведениями? МОСЛЕНТА решила выяснить этот вопрос.

Загадка добровольной изоляции

Первый университет в Европе появился в 1088 году в Болонье. Спустя примерно 70-80 лет они уже появились в Париже и Модене, а к концу XIII века их количество исчислялось десятками. В России же первое высшее учебное заведение появилось лишь спустя пять столетий. Это одна из загадок отечественной истории, однозначного ответа на который не существует. Есть только некая цепочка фактов и связанных с ними вопросов.

Конечно, можно предположить, что мы были оторваны от Запада и не имели возможности перенимать этот опыт. Но ведь в Константинополе с V века существовал Атеней (или Афиней), а в 855 году появилась Магнаврская высшая школа. Там изучали арифметику, геометрию, музыку, астрономию, медицину, грамматику, риторику и философию, причем не только православную, но и Платона с Аристотелем.

Почему, позаимствовав византийское христианство, Русь не взяла от греков их ученость?

Мы ведь ничего не знаем о научных и образовательных учреждениях домонгольского времени, помимо монастырских, то есть, сугубо религиозных. Так что и на нашествие татар пенять не приходится, тем более, что такие проблемы их точно не интересовали.

Между тем, уже с XV века Русь чувствует отставание от Запада в научном и техническом плане. Достаточно вспомнить хотя бы историю со строительством Кремля, когда наши мастера не справились, и решено было пригласить зодчих из Европы. Аристотель Фьорованти ведь не только Успенский собор возвел, он прежде соорудил два кирпичных завода, иначе Кремль не из чего было бы строить. А потом построил монетный и орудийный дворы. Почему, используя навыки Фьрованти, Пьетро Антонио Солярио, Марко Руффо и других нанятых мастеров, россияне не попытались создать с их помощью школу, дабы доморощенные мастера переняли их знания? Нет, все зодчие отработали, получили вознаграждение и уехали, кроме тех, кто до конца контракта не дожил.

Иван Грозный тоже приглашал иностранных специалистов, прежде всего военных: офицеров, пушкарей, литейщиков. Однако отношение к ним принципиально не менялось - по-прежнему они выполняли свою работу, но не оставляли после себя знаний.

Изменить ситуацию пытался только Борис Годунов, который послал на обучение в Европу 18 молодых людей - между прочим, более чем за сто лет до Петра I.

Чем закончился эксперимент, доподлинно не известно: на Руси началась «смута», в которой затерялись следы уехавших «студентов».

В XVII веке мы видим ту же картину - приглашаются иностранные мастера разных специальностей, но школ не создается. Обучение проходит в домашних условиях и при церквях, где оно ограничивается первичными азами письма и счета, да чисто религиозными предметами. Но беда в том, что если грамоту и счет дома выучить можно, то развивать науку - нереально.

Среди русской элиты были образованные люди, такие как дядя царя Алексея Михайловича Никита Романов, воспитатель и свояк царя Борис Морозов, окольничий Федор Ртищев, боярин и дипломат Афанасий Ордин-Нащокин, боярин Артамон Матвеев, фаворит Софьи князь Василий Голицын, но их было очень мало.

Кстати, уже тогда многие бояре стали нанимать своим детям иностранных учителей из Европы, чаще всего из западной Белоруссии и Польши, тогда Речи Посполитой. Многие представители элиты владели иностранными языками, выписывали из-за границы книги, создавали библиотеки.

- Но системы образования не было: государство в этом не участвовало, а церковь даже препятствовала.

Возможно, в церковном влиянии и состоит главная причина культурной изоляции и такого, мягко говоря, странного отношения к науке, которое сложилось в средневековой Руси.

Такая ситуация была даже в армии, куда цари Михаил Федорович и особенно Алексей Михайлович стали активно нанимать иноземцев. В «полках нового строя», которые к концу XVII века составляли до половины регулярной армии, офицерами в основном были иностранцы, набранным же русским приходилось постигать военную премудрость. Обучение происходило на практике внутри полков и было бессистемным, что не могло не сказаться на его качестве. В то же время ни одного военного училища создано не было, хотя, казалось бы, способных передать знания иностранцев было достаточно.

Пагубность изоляционизма и необходимость перемен была очевидна, это витало в воздухе. Подтверждают это реформаторские попытки Алексея Михайловича и его наследников Федора и Софьи. Им не хватало решительности их брата Петра, но они были предтечей великих реформ. В сфере образования тоже были первопроходцы, опередившие время и происходило это, прежде всего, в столице Русского государства Москве.

«Милостивый муж» Федор Ртищев

Первое открытое учебное заведение в Москве было частным, и связано оно с именем царева «окольничьего» Федора Михайловича Ртищева. Это был совершенно уникальный человек, проявлявший себя в самых различных сферах: военной, дипломатической, научной и даже благотворительной. Его незаурядность была видна еще в молодом возрасте. Видимо, домашнее образование не удовлетворило его, но продолжать обучение было негде. Тогда двадцатилетний «постельничьий» (тогда он занимал этот придворный пост) царя Алексея решил создать для себя и других школу.

Сделать это иначе как при посредничестве церкви было нельзя, и Федор Михайлович испросил у патриарха Иосифа разрешение на свои средства построить в Москве «учебный монастырь». Разрешение было получено, и на Воробьевых горах в урочище Пленицы, что за речкой Кровянкой, началось строительство монастыря. Первоначально он именовался Преображенским, а позднее - Андреевским, во имя апостола Андрея Первозванного.

Одновременно Ртищев позвал около трех десятков ученых-иноков из малороссийских монастырей и попросил государя посодействовать в приглашении выдающихся ученых и просветителей того времени - Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого. Это были сподвижники экзарха Константинопольского престола митрополита Петра Могилы, который и помог уговорить их на переезд в Москву.

Малороссийская православная церковь в те времена была в сложном, но в то же время выигрышном положении по сравнению с московской.

С одной стороны, ей приходилось конкурировать с униатской и католической, которые находились в Речи Посполитой в более привилегированных условиях. С другой, это давало возможность взаимного культурного обогащения, а конкуренция защищала от лишнего догматизма.

Речь идет о церкви Константинопольского патриархата, который сохранил за собой Киевскую епархию до того, как в Москве стали самостоятельно выбирать патриарха (1589 год). Константинопольская церковь сохранила традиции византийской учености и впитала лучшие идеи западного христианства, в том числе университетские. Не случайно именно под ее крылом в Киеве создали Киево-Могилянскую академию - старейшее православное высшее учебное заведение. Как ни странно это выглядит сегодня, но именно с ней связано и зарождение московского образования.

Построив в 1648 году Андреевский монастырь и основав там высшую школу, Ртищев сам пошел в нее учиться. Помимо изучения греческого и латинского языков, здесь занимались риторикой и философией. На начальном этапе это скорее был научный философский клуб, нежели учебное заведение в чистом виде, но вскоре набор предметов расширился, и в школу стали принимать всех желающих. Финансировал ее по-прежнему Ртищев.

- Московская церковь приняла школу в штыки, обозвав еретической и «несходной истинному правоверию».

Философия, даже православная и византийская, ей была не интересна. Спасла близость Федора Михайловича с царем Алексеем и влиятельным митрополитом Никоном, будущим патриархом, а тогда духовником царя. Просуществовав более тридцати лет, училище было переведено в Заиконоспасский монастырь и стало основой для нового, более крупного учреждения - Славяно-греко-латинской академии.

А Андреевский монастырь остался одним из центров книжной грамоты и прародиной русского знания. Кстати, он и по сей день стоит на том же месте, по соседству с президиумом Академии наук, что весьма символично.

Предтеча МГИМО

Приглашенные Ртищевым ученые были не единственными выходцами из Киево-Могилянской академии, которые в эти годы оказались в Москве. Следом за ними приехал знаменитый богослов и поэт Симеон Полоцкий.

Ему в 1665 году царь Алексей поручил организацию школы для подъячих Тайного приказа, где их обучали русской и иностранной грамматике. Местом для школы определили Спасский монастырь на Никольской улице. В Москве этот монастырь обычно называли Заиконоспасским, поскольку если смотреть от Кремля, то расположен он был за рядами, где торговали иконами. Монастырь был отстроен при царе Алексее уже с учетом учебных потребностей, а деньги на строительство дал воевода князь Федор Волконский.

Это было первое учебное учреждение, организованное властью, но его скорее можно назвать специальным, даже профессиональным.

К тому же, учащихся было очень мало - всего около десятка. Тайный приказ ведал делами двора и сношениями с зарубежными странами, его сотрудники часто становились посланниками, посему должны были владеть иностранными языками. Обучение латинскому языку, который в те годы считался дипломатическим, шло по учебнику португальца Альвареца.

Впоследствии Полоцкого сменил его ученик Сильвестр Медведев, сам же пиит отправился обучать царских детей, кстати, как и Ртищев. Но за Спасским монастырем закрепилось название «учительский», что сыграет свою роль: более чем на полвека он станет центром русского просвещения. Сам же Симеон Полоцкий стал инициатором создания нового учебного заведения - Академии по аналогии с Киево-Могилянской. Устав написал Сильвестр Медведев, а утвердил его в 1682 году царь Федор Алексеевич. Полоцкого к этому времени уже не стало, и поучаствовать в создании своего детища он не мог. Медведев поначалу участвовал, но впал в опалу как сторонник Софьи и был казнен.

От Академии к Университету

Следующая история связана не с выпускниками Киево-Могилянской академии, а с греками - братьями Иоаникием и Софронием Лихудами. Уроженцы Ионического острова Кефалонии происходили из знатного княжеского рода, были в родстве с византийскими Мономахами. Они получили образование в Греции, Венеции и Падуе, считались видными учеными и проповедниками.

Когда поступило предложение из Москвы о возможности поучаствовать в создании первой в стране православной академии, они согласились и выехали из Константинополя, где в тот момент проповедовали, в неведомую Россию.

Новое заведение поначалу поместили в Богоявленский монастырь, но только из-за того, что еще не был достроен новый Коллегиум - трехэтажный корпус в Заиконоспасском монастыре, который должен был стать базой академии. В 1686 году его открыли стараниями князя Василия Васильевича Голицына, который и деньгами помогал, и административный ресурс использовал: он тогда был правой рукой царевны-регента Софьи. Лихуды называли князя своим «заступником, защитителем, помощником, покровом и прибежищем».

Поскольку учеников и грамотных учителей не хватало, то решено было объединить училище Андреевского монастыря и типографскую школу в новую, названную Славяно-греко-латинской академией. «По указу Царей вскоре присоединены до 40 боярских детей и значительное число разночинцев», а к концу 1687 года в Академии числилось 76 учащихся. Постепенно их число выросло до ста, потом и до 600. Учебники по всем предметам изначально были созданы братьями Лихудами, позже линейка значительно расширилась. В 1701 году приказом Петра I заведению был пожалован официальный статус государственной академии.

- Обучение в Академии было рассчитано на 12 лет, но не обязательно было поступать на низшую «фару» или школу.

Зачисление производилось по результатам вступительного собеседования, принимали детей всех сословий. Изучалась физика, математика, логика, история, география, богословие, латинский, греческий и славянские языки, музыка, даже эллинская философия и культура. Отдельным предметом считалась поэзия или, как тогда говорили, пиитика.

При Академии был театр, где силами студентов и москвичей ставились назидательные спектакли, в том числе по произведениям Симеона Полоцкого и Феофана Прокоповича. Религия была неотъемлемой частью учебной программы, но все же, в первую очередь, Академия готовила образованных светских людей, способных к любым видам государевой службы. Среди ее выпускников значатся архитектор Василий Баженов, поэт и дипломат Антиох Кантемир, основатель русского театра Федор Волков, математик Леонтий Магницкий и конечно, Михаил Ломоносов - основатель первого в России московского Университета.

Ему была уготована честь передать эстафетную палочку и заложить основы настоящего научного образования, которого так не хватало России. А Академия, уступив место новым чисто светским учебным заведениям, нашла свою нишу - в 1775 году она переехала в Троице-Сергиеву лавру.

МГУ им. М. В. Ломоносова старше и крупнее, чем все остальные университеты Москвы. Его по праву называют центром отечественной науки. В его состав входят 40 факультетов и немногим более 300 кафедр. В МГУ единовременно проходят обучение примерно 50 000 человек, из них 10 000 обучаются на подготовительных курсах, 36 000 - студенты, и около 4 000 - аспиранты. Профессорско-преподавательский состав насчитывает порядка 4 000 человек. А с чего же все начиналось?

Предыстория

В 1741 году на российский престол вступила дочь Петра I, Елизавета Петровна. Она поставила перед собой цель - создать в Российской империи особую форму правления: просвещенную монархию. Приблизив к себе образованнейших людей своего времени, она всячески поощряла развитие сферы науки и распространение культуры.

Формально первый Московский университет нельзя назвать первым в стране. В Петербурге, в то время столице, Академия наук была открыта на четверть века раньше. Однако преподаванием там занимались преимущественно академики-иностранцы, которые отдавали предпочтение иностранным же студентам. Кроме того, получить там образование могли исключительно представители дворянского сословия. Все это не позволило Академии наук стать основой российского просвещения.

Вместе с тем потребность Российской империи в собственных специалистах постоянно росла. В рядах передовых людей того времени появилась идея - создать высшее учебное заведение, в котором бы обучались, помимо дворян, лица других сословий. С этой идеи и началась история Московского университета.

Роль Ломоносова в организации университета

Михаил Васильевич Ломоносов - один из инициаторов создания в Москве государственного университета. Он разработал структуру образовательного учреждения нового типа, а также составлял планы по его развитию в первые годы существования. В частности, он добивался того, чтобы обучение вели российские преподаватели на русском, а не латинском, как было принято ранее, языке. Ведь, как считал Ломоносов, Московский университет должен стать центром российской науки. Правда, реализовать это удалось не сразу, необходимо было сначала вырастить кадры.

Заслуги И. И. Шувалова в деле просвещения

Иван Иванович Шувалов - фаворит императрицы, человек образованный и влиятельный, опекал ученых и представителей творческих профессий. Он поддерживал разные идеи М. В. Ломоносова, одобрил и предложение по созданию университета для всех сословий. Открытие Московского университета отметили с большим размахом. После этого Елизавета назначила И. И. Шувалова его куратором. Он следил за ходом учебного процесса и оказывал всяческое содействие университету на этапе его становления.

25 января, в день святой великомученицы Татьяны, Елизавета подписала проект об организации нового университета. Сегодня этот день, получивший впоследствии название День студента, празднуют учащиеся всей страны. Да и тогда, в 1755 году, его отметили с большим размахом. Целый день звучала музыка, яркими огнями сияло здание. Тысячи людей собрались на торжество и не расходились до глубокой ночи.

Формирование материально-технической базы

Открытие Московского университета сплотило людей вокруг общего дела. Средства на его обустройство поступали из разных источников. Императрица выделила порядка 15 000 рублей, сумму по тем временам огромную. Деньги пошли на формирование библиотечных фондов, создание лабораторий со всеми необходимыми приборами. Весомый вклад внесли меценаты, в первую очередь семьи Демидовых и Строгановых. Они выделяли средства на книги, оборудование, а также на стипендии для студентов.

Впоследствии сбор денег на нужды университета проводили и его выпускники, никогда не забывавшие своей alma mater. Среди профессорского состава доброй традицией стало завещать учебному заведению свои книги, монографии, рукописи и другие ценные для науки предметы из личных собраний.

Здания и строения Московского университета

Изначально для университета было выделено здание, расположенное в самом сердце города, на Красной площади (сейчас эту территорию занимает Исторический музей). В конце XVIII века его переместили на Моховую. Это здание сгорело во время пожара 1812 года и было восстановлено только через 7 лет. В наши дни там находится факультет журналистики МГУ.

В начале XIX века Александр I своим указом изменил структуру университетского правления. Была введена должность ректора, которого выбирали на собрании Совета профессоров и утверждал сам император. С тех пор университет стал именоваться императорским.

После революции слово «императорский» было изменено на «государственный». А в середине XX века, во время празднования 185-летия со дня открытия университета, ему было присвоено имя выдающегося ученого XVIII века, стоявшего у истоков российской науки, - М. В. Ломоносова. Такой путь становления прошел Московский университет имени Ломоносова.

Высшее образование отличается от школьного в первую очередь фундаментальностью — другая методология преподавания, другая схема оценки знаний учащегося — и, конечно же, совершенно другая жизнь самих студентов, которые давно перестали быть детьми, но и совсем уж взрослыми их назвать не получается. Так ли обстояли дела столетие-другое назад и как выглядели самые первые университеты? Где они возникли и что тогда было принято изучать?

Самый первый университет — Константинопольский

Традиционно историю университетов принято отсчитывать с XII века — и рассматривать в контексте западноевропейской традиции. Однако самое первое учебное заведение, которое полностью может соответствовать университетскому уровню, появилось в середине IX века — это Константинопольская, или Магнаврская школа, которая просуществовала до 1453 года.

Этот университет был основан на базе еще более ранней школы, и в нем преподавались философия, риторика, медицина и юриспруденция. К моменту его закрытия в Западной Европе уже существовало большинство университетов, которые действуют и в наши дни.

Первые университеты Западной Европы

В Западной Европе высшие учебные заведения были совсем не такими, как сейчас, в момент своего зарождения — который, кстати, невозможно точно установить, поскольку университеты изначально имели к образованию очень отдаленное отношение (скорее, это были коммуны, образованные по языковому или другому признаку) — куда больше эти общественные группы и поселения походили на религиозные братства, ремесленные и купеческие гильдии. Этот эволюционный процесс происходил естественным образом вокруг отдельных кафедральных и монастырских школ в конце XI — начале XII веков.

Принципы формирования первых университетов

Именно таким образом возникли, например, Парижский университет в 1200 году (он вырос из богословской школы, к которой далее присоединились медицинская и юридическая школы), Неапольский в 1224 году, Оксфордский в 1206-м, Кембриджский в 1231-м, Лиссабонский — в 1290 году. Официальное рождение университета подтверждалось привилегиями — особыми документами, которые были подписаны римскими папами или вельможами высокого ранга. Эти документы определяли университетскую автономию — собственный суд, локальное управление, право дарования ученых степеней.

Студенты были освобождены от военной службы и некоторых других форм обязанностей. Университеты начали появляться очень быстро — если в XIII веке их было всего 19 по всей Европе, то уже через столетие к ним прибавилось еще 25. Открыть университет было довольно просто: порой городская община просто обозначала минимум студентов, при наличии которых соглашалась оплачивать нанятого профессора, а затем — и последующих. На скамьях Сорбонны в разное время можно было увидеть мужчин совершенно разных возрастов и сословий из разных стран, иногда аудитория для лекций была обычным амбаром, а слушатели вольготно располагались на соломе вместо скамей.

Церковь и университеты

Во времена средневековья церковь старалась удерживать университетское образование под своим покровительством, главным предметом очень долго оставалось богословие, а преподавателями были в основном представители монашеских орденов — тем не менее обстановка царила весьма демократичная, так что образование было скорее светским.

Университеты могли перемещаться — если в окрестностях возникали эпидемии опасной болезни, голод или вспыхивала война, весь университет просто перебирался в соседний город или даже страну.

Ваганты и “Гаудеамус”

Порядок записи в университеты был вполне условным, студенты снимали каморки поблизости, нищенствовали, странствовали — к XIV веку возникла особая категория постоянно кочующих с места на место (и из университета в университет) студентов, которые назывались вагантами, менестрелями, или голиардами. Многие из них превращались в настоящих разбойников и теряли моральный облик, но из них же выросло немало подвижников образования и науки.

Поскольку преподавание в первых университетах долго велось на латыни, бродячие студенты отлично владели этим языком и совершенно спокойно могли общаться между собой. Ваганты зародили целую культуру стихов и песен — в частности, некоему анонимному перу одного из них принадлежит и знаменитый гимн “Гаудеамус”, который столетиями поют студенты всех университетов во всех странах мира. Этот гимн прославляет молодость и торжество свободы: “Итак, будем веселиться, пока мы молоды! После приятной юности, после тягостной старости нас возьмет земля” — и далее семь куплетов в таком примерно духе. Гимн передавался устно в течение нескольких веков, поэтому насчитывает несколько вариантов.

Возникновение факультетов или колледжей

Изначально и студенты, и преподаватели объединялись в национальные землячества — нации или коллегии, которые во второй половине XIII века трансформировались в факультеты или колледжи. Представители факультетов — деканы — выбирали официального главу — ректора, часто эта должность давала годовые полномочия. Позже демократия постепенно закончилась и главные должностные лица стали назначаться местными властями.

Факультеты присуждали ученые степени — иногда выпускников, подобно рыцарям, громко называли титулами наподобие “граф права”. Содержание обучения определялось семью свободными науками. Например, на факультете искусств читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике и метафизике — некоторые труды переводились на ходу с арабского и греческого языков и бурно обсуждались в процессе.

Специализация университетов

Постепенно усиливалась и специализация высших учебных заведений — например, парижский университет охотно выпускал знатоков теологии и философии, Оксфордский университет славился преподаванием канонического права, Орлеанский же — гражданского права. В университете Монпелье было очень сильно преподавание медицины, в университетах Испании существовали очень серьезные математическая и естественнонаучная школы, а в университетах Италии подробно и глубоко изучали римское право.

Первый университет в России

В Российской империи первый университет появился через 600 лет после открытия Болонского — в 1755 году. По какой-то странной причине, хотя совсем рядом — в Праге, Львове, Кракове — университеты процветали, никому из царей в голову не приходило озаботиться высшим образованием. Это удалось только самоучке Михайле Ломоносову, пришедшему пешком, в лаптях, бог весть откуда и убедившего императрицу Елизавету Петровну своим энтузиазмом и конкретными инициативой и планом.

Указ царствующей особы был подписан 25 января, в День Святой Татьяны, которая и стала покровительницей всех российских студентов. Предусматривалось создание трех факультетов, десяти кафедр и двух гимназий. Срок обучения составлял тогда всего три года, а сам университет находился в ведении Сената. Сейчас Московский университет носит имя своего создателя — Ломоносова, сегодня это учебное заведение, входящее в сотню самых сильных вузов мира.

В каком году был открыт первый университет, Вы узнаете из этой статьи.

Где был открыт первый университет?

Образование играет очень важную роль в жизни каждого человека. Первые университеты были открыты именно с этой целью. Учебные заведения имеют долгую историю.

Старейшие университеты Европи:

  1. итальянский Болонский университет, открытый в 1088 году,
  2. английский Оксфордский университет, открытый в 1100 году (на фото),
  3. английский Кембриджский университет, открытый в 1200 году,
  4. французский Монпельеский университет, открытый в 1220 году.
  5. германский Хайдельбергский университет, открытый в 1386 году,
  6. американский Гарвардский университет, открытый в 1636 году,
  7. японский Рюгеский университет, открытый в 1639 году
  8. Токийский университет, открытый в 1877 году.

Но первый университет в мире был основан в 372 году в государстве Когуре . Он носил название «Тхэхак» или «Кендан». В 992 году был открыт государственный вуз «Кугчжагам», в котором обучали ученых и феодальных чиновников. Сегодня он известен как университет легкой промышленности.

Когда открыли первый университет в Европе?

В Константинополе в 425 году открыли первое высшее учебное заведение. Но статус первого университета он получил в 848 году.

Также интересный факт, что в 859 году в Марокко основали университет Аль-Караун, который непрерывно действует с этого года и до сегодня.

Когда открыли первый университет в России?

Первый университет в России был открыт 12 января 1755 года по Указу императрицы Елизаветы . Он назывался Московский университет. Интересно, что его открыли в день святой Татьяны, поэтому современные студенты считают ее своей покровительницей и отмечают этот день как день студента. Для университета выделили здание Аптекарского дома, которое расположилось около Красной площади рядом с Воскресенскими воротами. Основателем Московского университета является известный ученый

error: