Урок «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ. Конспект урока на тему «Правописание приставок при- и пре Игра «Четвертый лишний»

"Правописание приставок при- и пре-"

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с)

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, сигнальные, индивидуальные карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"

П. Мобилизующий этап.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить правописание изменяемых приставок на -з(-с)

На доске написаны слова:

Бе..вкусный, бе..шумный, бе..мятежность, бе..покойство, пр..бежать, пр..школьный, и..толковать, и..давать, пр..добрый.

На какие группы и почему можно разделить эти слова?

Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на -з(-с). Выделить орфограмму в приставке, вспомнить правило.

Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило.

Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила)

III. Формулирование темы и цели урока.

Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Сформулируйте тему урока.

Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

(Познакомиться с правилом написания гласных е - и в приставках при- и пре-)

IV. Изучение нового материала.

Обратимся к материалу для наблюдений и анализа. На доске написаны слова:

Пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть

Пр..шить,пр..клеить, пр..битъ

Пр..школьный,пр..дорожный

Пр..открыть,пр..гореть,

пр..добрый,пр..милый,

пр..градить, пр..рвать

Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?

Выслушать мнения ребят.

Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.

Какое общее значение объединяет слова 1 группы (2 - 6)?

Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, учитель на доске вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записываем значение.

Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и - е в приставках?

В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:

ПРИ -

Приближение = близко

Присоединение = друг к другу

Расположение вблизи = около

Неполное действие = чуть-чуть

ПРЕ-

Пре = очень

Пре = пере-

Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах

преградить - перегородить

преступить - переступить

прервать - перервать

Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-?

В одной детской передаче "Радионяня" звучала такая песенка:

ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-?

Это совсем не секрет.

-Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл

Пароход

Космонавт ппилетел из

Вселенной -

Обо всех, кто придет,

Прилетит, приплывет,

Пишется ПРИ -, несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело

-Помни, что пишется ПРИ -Обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил ~ не совсем откусил

Пригорело - не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем

Пишут с приставкой ПРИ -.

Предлинный достанет с крыши рукой

прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой

-ПРЕ - мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным - дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ

-Там только ПРЕ - ставить надо.

Физминутка "Приставочки".

V. Закрепление изученного.

Цель: закрепить полученные знания.

1 этап - первичное закрепление: применение алгоритма рассуждения.

1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием)

На доске записаны слова:

приехать, приморье, припаять, премилый, презабавный, преломить, присесть.

2) Осложненное списывание

ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, потом вставляют пропущенную букву

Пр..винтить, пр..лететь, пр..веселый, пр..морский, пр..града

3) Кто больше? Привести свои примеры на каждое значение. Объяснить написание.

2 этап - вторичное закрепление.

4) Индивидуальные карточки (для тех, кто вперед выполнил упражнение)

5) Работа с сигнальными карточками Е И

Приземлиться, прицепить, пресерьезный, приморский, прекрасный, прискакать, прижечь, предобрый, приоткрыть, присесть, предлинный, преградить.

6) Морфологическая шарада "Собери слово".

Составить слово, взяв указанные морфемы из других слов

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале.

(оценка)

VI.Итог урока.

С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ- ?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VII.Домашнее задание: § 54 (составить ОК)

Васильева Нина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Петъяльская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д.Петъял, Волжский муниципальный район, Республика Марий Эл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правописание приставок пре- и при-".
Дата публикации: 26.12.2015
Раздел: среднее образование

Технологическая карта конструирования урока
в условиях реализации ФГОС Предмет, класс Русский язык, 5 Тема урока Правописание приставок пре- и при-. Тип урока Изучение нового материала Используемые педагогические технологии Технология проблемного обучения, развития критического мышления Цель урока Ознакомление с правописанием приставок ПРЕ- и ПРИ- Задачи урока
Образовательные:
1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках; 2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-; 3. Повторить морфемный разбор слов; 4. Развить умение формулировать определение понятий; 5. Обогащать словарный запас учащихся; 6. Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
1. Осуществление системно-деятельностного подхода; 2. Развитие внимания; 3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): 4. развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; 5. развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; 6. развивать умение применять новые знания; 7. развитие творческих, речевых способностей учащихся;
8. формирование логических умений; 9. развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; 10. развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса и уважения к родному языку; 2. Воспитание ценностного отношения к слову; 3. Развитие коммуникативных УУД:  создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества. Планируемые результаты:
Личностные:
1. Уважительное отношение к родному языку; 2. Стремление к речевому самосовершенствованию; 3. Пополнение словарного запаса; 4. Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности; 2. Владение разными видами речевой деятельности; 3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5 . Проведение морфемного анализа слов. Оборудование Экран, компьютер, презентация к уроку «Правописание приставок пре- и при-», учебник «Русский язык. 5 класс.»(авторы: (Е.А. Быстрова, Л.В.Кирибеева, Ю.Н.Гостева)
Этап урока

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Приемы и формы

работы

Формируемые УУД
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Подготовка обучающихся к работе на уроке, создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, психологический настрой Приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность к уроку, организует внимание и внутреннюю готовность Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Принцип психологической комфортности Коллективная Личностные, коммуникативные 2. Актуализация знаний Совершенствование знаний, умений и навыков Организует игру «Веришь – не веришь» Подтвердить данные определения на тему «Морфемика» Письменно отвечают на вопросы условными знаками. Правильное утверждение - цифра 1, неверное – 0. Индивидуальная познавательные 3. Постановка Организация и Создает Отвечают на Развитие Регулятивные
учебной цели целенаправленность деятельности обучающихся, проблемную ситуацию, предлагает определить тему и цель урока, конкретизирует их поставленные вопросы, определяют тему и цель урока, оформляют тетрадь критического мышления через чтение Коллективная (самостоятельное формулирование темы и цели урока) 4. Усвоение новых знаний Обеспечение восприятия, первичного запоминания изучаемого материала Организует работу с дидактическим материалом, выясняющим правила написания приставки ПРЕ-, ПРИ- 1. Вместе с учителем выводят правило написания приставки ПРЕ- в словах. 2. Работают в группах. Прочитав небольшой текст, находят слова с приставкой ПРИ- и делают вывод, в каких случаях пишется данная приставка Коллективная Групповая Коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, обобщение, рассуждение) 5.Первичное закрепление новых знаний Развитие умения применять новые знания. Организует работу, включающим тренировочные упражнения Выполняют упражнение 79 учебника (по вариантам), выявляют слова, в которых ПРЕ и ПРИ не являются приставками, а входят в состав слова Индивидуальная Коллективная Регулятивные (работа со словами) 6. Физкультминутка (пауза релаксации) Организует физкультминутку Выполняют упражнения Коллективная
7. Закрепление изученного материала Закрепление полученных знаний Организует работу по закреплению правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-, проводит распределительный диктант, тест Распределяют словосочетания в нужную графу Работа в парах Индивидуальная Познавательные (опираются на уже известное), коммуникативные (способ взаимодействия, сотрудничества 8. Рефлексия деятельности Обобщение, вывод, самооценка Обращает внимание на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. Поощряет и оценивает Каждый анализирует свои достижения Коллективная Познавательные, регулятивные 9. Домашнее задание Сообщение информации о домашнем задании, методики его выполнения Предлагает выбрать задания на выбор: задания трудные – на «5», средней трудности – на «4», легкие – на «3». Выбирают и записывают домашнее задание Ход урока
1. Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Добрый день, дорогие ребята! Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы! Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
Мне очень приятно видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Актуализация знаний

-
А урок у нас с вами необычный. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя оценивать. А я буду помогать, если потребуется. Ну а начнем наш урок с повторения изученного материала. Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь». Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку “1”, если нет – “0”. 1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа. 2. Значимая часть слова – морфема. 3. Основа- часть слова без окончания. 4. Окончание - морфема, стоящая после корня, образующая новые слова. 5. Корень - главная значимая часть слова. 6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень. 7. Приставка - морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова.
(слайд 1)
- Все справились с заданием? А теперь давайте проверим ваши ответы. Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки - ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 .
(слайд 2)
Лист достижений ученика(цы) 5 класса_________________________ по теме «Правописание приставок пре-при» Задание Оценка «Веришь – не веришь» Работа в группах Упр.79 Распределительный диктант Тест Оценка учителя Общая оценка Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» 23 – 25 баллов 18 – 22 баллов 15 – 17 баллов

3. Постановка учебной цели.
- Ребята, утром на своем рабочем столе я обнаружила листок с текстом. Только вот незадача: я не смогла его прочесть - некоторые буквы куда-то подевались. Давайте вместе попробуем прочитать. Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия. - Легко ли читать текст? Почему? (трудно, так как пропущены буквы) - Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и). - А в какой части слова пропущены буквы? (в приставках) - Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре- и при-). - Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ- .Запишите число и тему урока. - Ребята, а смогли бы вы вставить пропущенные буквы правильно? (нет) - Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило) - Вы правы. Так какова цель нашего урока?
Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть?

(
научиться правильно писать слова с такими приставками). при каком условии надо писать пре-, а когда при-.) -Мы должны научиться определять правильный выбор написания приставки, в зависимости от её значения. Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика.
4. Усвоение новых знаний.
Прекрасная погода, Приятели мои, Два неразлучных друга- Приставки Пре- и При- . Ребята, эти приставки входят в отдельную группу и считаются трудными. Наверняка, у вас возник вопрос: «Почему?» Я отвечу – по двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть! Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания приставок ПРЕ- и ПРИ- придется сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам.
Но прежде научимся узнавать их в лицо. А для этого послушаем лингвистическую сказку. Жили были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка Пре- была очень добрая, очень гордая, очень серьёзная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая. - Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель выводит на экран - ПРЕДОБРАЯ, ПРЕГОРДАЯ, ПРЕМУДРАЯ).
(слайд 3)
- Итак, при каком же условии, как вы думаете, пишется приставка ПРЕ - ? (Когда приставку можно заменить словом «очень») заполняем таблицу. В одну колонку примеры, в другую – значение. - Слушаем сказку дальше. Приставка пре- была дочкой приставки пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить, пересечь – пресечь.
-
Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель записывает на доске - ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ, ПРЕСЕЧЬ)
(слайд 4)
-
Давайте сделаем вывод:
в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?(когда приставка Пре- = Пере- (Снова заполняем таблицу) ПРЕ – отличная приставка. Ей во всём нужна добавка. Словом
«ОЧЕНЬ»
проверяем Или
ПЕРЕ-
заменяем. - Но сказка на этом не заканчивается, нам следует рассмотреть случаи правописания приставки ПРИ. У нас осталось незаполненными четыре строчки. У вас на столах лежат отрывки из работ шестиклассников. Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками При - , выписать и также сделать вывод, в каких случаях ещё пишется данная приставка.
(работа в группах)

1 группа
Язык прикусил – не совсем откусил, Пригрело – не значит горит. Помни, что сделано, но не совсем, Слегка, едва, чуть-чуть: Пришёл, привстал, затем прилёг- Не хочет снова в путь.
-
Какие слова с приставкой при- встретились в данном отрывке? Ученики называют, а учитель записывает на доске ПРИКУСИЛ, ПРИГОРЕЛО, ПРИШЁЛ, ПРИВСТАЛ, ПРИЛЁГ. (слайд 5) Какое же значение имеет приставка ПРИ в данном случае?
(
Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»)

2 группа
Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл, поезд - «прибыл» , пароход – «приплыл», космонавт «прилетел» из Вселенной, конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился. - Какие слова с приставкой при вы нашли? ПРИШЁЛ, ПРИПЛЫЛ, ПРИЛЕТЕЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ. (слайд 6) Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?
(
Приближение)
3 группа.
Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать. - Какие слова с приставкой при- вы нашли? ПРИШИВАТЬ, ПРИВЯЗЫВАТЬ, ПРИБИВАТЬ, ПРИКРУЧИВАТЬ. (слайд 7) - Итак, какое значение имеет приставка в этом случае? (Присоединение, прибавление)
4 группа.
Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький. - Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в тексте? ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ. (слайд 8) - Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?(Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».) - Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ? (Ребята делают вывод по таблице)
5. Работа с учебником
. - Сверим наши выводы с учебником (§9, стр.47,48). - Есть расхождения? Нет? - Проблема решена? (Да).
6. Усвоение новых знаний и первичное закрепление. (Тренировочные упражнения.)
- Ребята, как вы думаете, может неспроста нам подложили текст? Теперь вы достаточно знаете и сможете самостоятельно его восстановить. Это будет вашим домашним заданием. А для того, чтобы проверить насколько вы усвоили сегодняшнюю тему, выполним упражнение 79 на станице 49 по вариантам. 1 вариант выписывает слова с приставкой ПРЕ-, 2 вариант – с приставкой ПЕРЕ-(самостоятельная работа,
2 ученика работают у доски).

Закончили? Давайте проверим. -Есть ли трудности в распределении слов по столбикам? (да, слова преподаватель, привередливый, препятствие, приветствие не входят ни в один столбик) - В русском языке есть слова, в которых пре- и при не являются приставкой, а входят в состав корня. Написание таких слов надо запомнить.
Внимательно прочитайте слова, данные в синей рамочке, и навсегда запомните их правописание.
- Оцените свою работу. 2)
Физкультминутка «Приставочки».
(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова) - Ребята, мы с вами хорошо потрудились, пора и отдохнуть. Все мы дружно тихо встали, присмотрелись, приосанились, руки медленно подняли, пригнули пальчики, распрямили их, руки вниз приопустили. А теперь присели, привстали, присели, привстали, принагнулись, снова приосанились да призадумались: «А ведь преинтересный урок у нас получился!» И снова присядьте на стул и прислушайтесь к новому заданию.
7. Закрепление изученного материала.

-
Следующее задание - распределительный диктант. Ваша задача – распределить словосочетания в нужную графу.
1. Распределительный диктант.
Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.
при

приближение

присоединение

близость

неполнота

действия

очень

пере-

Закончили? Поменяйтесь тетрадями, проверьте по критериям и выставьте оценку друг другу. (Взаимопроверка работы)
(слайд 9)

2. Тест
1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр…рекаться, пр…одолеть б) пр…лестный, пр..красный в) пр..прыгнуть, пр..вратить г) пр..городить, пр..мудрый 2. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..выкаю, пр..глашаю б) пр..пятствие, пр..ступить (к работе) в) пр..творить (мечту), пр..выкаю г) пр..шить, пр…града 3. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..сутствовать, пр..рода б) пр…близить, пр..града в) пр..гласить, пр…неприятный г) пр..смотреться, пр…тяжёлый 4. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..одолеть, пр..града б) пр..ставка, пр…дворный в) пр..казать, пр…вязать г) пр..кратить, пр..вратить 5. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..учить, пр..рвать б) пр..интересный, пр..годится в) пр…морский, пр..зидент г) пр..одолеть, пр…длинный
6. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..милый, пр…коснуться б) пр...неприятный, пр..дворный в) пр..усадебный, пр..рвать г) пр…бежать, пр…плыть 7. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: а) пр..кусить, пр..открыть б) пр..вокзальный, пр..клеить в) пр..тащить, пр..винтить г) пр..интересный, пр…любопытный - Проверьте себя по слайду. У вас должна была получиться 5
.
а б в г 1 х х х х 2 х 3 х 4 х х х х 5 х 6 х 7 х х х х
(слайд 10)
А если не получилось, не стоит огорчаться. На следующем уроке обязательно получится. 3.
Игра «Одним словом».
- Время летит незаметно. Подходит к концу наш урок. Напоследок проведем небольшую игру, которая называется
«Одним

словом».
Я буду читать словосочетания, а вы заменить их одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.
Спросить еще раз (переспросить) Расположенный у берега (прибрежный) Очень добрый (предобрый) Сесть на краешек (присесть) Немного открыть окно (приоткрыть) Заболеть, но не сильно (приболеть) Нарушитель закона (преступник) Очень скверный (прескверный) Участок около школы (пришкольный) Кем является Владимир Владимирович Путин? (президент)
8. Рефлексия деятельности. (подведение итогов занятия)
- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги. 1. Какова была цель нашего урока? 2.Выполнили мы поставленные цели? 3.Понравился ли вам урок? Если да, то хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове, нет – топните ногой. 4.Довольны ли вы своей работой в течение урока? Да - хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове, нет – топните ногой. 5.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?
Да - хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове, нет – топните ногой. 6.Какая форма работы вам понравилась больше? - Подсчитайте свои баллы, выставьте соответствующую оценку за работу. Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).
Домашнее задание
А теперь настала очередь домашнего задания. Задание на ваш выбор. (
Задание дифференцированное)
Выберите одну карточку для работы. 1. Карточка с красным заголовком – трудная, на «5» Составить алгоритм написания приставки ПРИ- и ПРЕ- в словах, то есть описать необходимые действия, а также порядок их выполнения с целью решения поставленной задачи. (Что надо делать, чтобы правильно написать приставку в слове?) 2. Карточка с зелёным заголовком – средней трудности, на «4». Восстановить текст, воспользовавшись словами из «справочного бюро».
Из снежного плена.
Все…в лесу. Деревья стараются ….вырваться из снежного плена. С юга …..лесные птицы, наполняют лес птичьим звоном. Весь лес…. в движение. Всё оживает. СПРАВОЧНОЕ БЮРО: необходимо и его привести в порядок. Пр…образилось(е), пр…одолеть(е) пр…грады(е), пр..бывают(и), пр…ходит(и). 3. Карточка с синим заголовком – простая, на «3».
«Корректор».
Исправьте ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ- Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел Иванушка на предорожный камень и презадумался. - Завершая урок, хочу пожелать вам цвести, расти, копить, крепить здоровье, Оно для дальнего пути – Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет. Спасибо за урок!

Тема урока : « Приставки пре - и при»

Класс : 5

Предмет : русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока : открытие нового знания

Цели урока : - формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;

Изучить правописание приставок при- и пре-;

Научить видеть в тексте слова с приставками пре- и при-;

Усвоить зависимость написания гласных в приставках пре и при от их значения;

Создание ситуации для развития внимания, памяти;

Развивать орфографическую зоркость;

Формирование чувства уверенности в своих силах;

Воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

В разнообразии приставок – разнообразие смысла

К. Чуковский.

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II . Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1.Повторение пройденного.

Что такое приставка?

Почему приставка значимая часть слова?

Обратите внимание на эпиграф. Прочитаем.

Согласны ли вы с мнением К.Чуковского, который сказал, что « в разнообразии приставок – разнообразие смысла»? А чтобы доказать это, проведём такую работу.

Прочитайте слово ЛЕТЕЛ. А теперь образуйте однокоренные слова, используя следующие приставки: ЗА-, ВЫ-, С-, В-, ПРО-, ДО-, ПЕРЕ-, ВЗ-. Какой смысл вносят данные приставки?

На какие группы можно разделить все приставки?

Давайте вспомним, когда на конце приставок нужно писать букву З, а когда С?

ЗАДАНИЕ: из данного текста назовите слова с приставками и разделите их на 2 столбика:

    Неизменяемые приставки

    Приставки, заканчивающиеся на З и С

2.Работа с текстом.

Слайд № 5.

Солнце выглянуло ещё раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Всё изменяется и приобретает мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния. Над головой раздаётся гул.

Какое слово не вошло ни в 1-ый столбик ни во 2-ой?

Скажите, а можем ли мы сейчас определить, почему в приставке пишется И?

Написание приставок зависит от их значения.

3. Целеполагание. Определение темы и целей урока.

Как думаете, какова тема урока?

Какова главная цель урока?

Какова задача урока?

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

приставки вносят различные смысловые значения

Читают эпиграф.

Слайд 3-4.

ЗАЛЕТЕЛ, ВЫЛЕТЕЛ, СЛЕТЕЛ, ВЛЕТЕЛ, ПРОЛЕТЕЛ, ДОЛЕТЕЛ, ПЕРЕЛЕТЕЛ, ВЗЛЕТЕЛ.

    Неизменяемые приставки ( За-, на-, об-, по- и др.)

    Приставки, написание которых определяется правилами.

Отвечают на вопросы.

1 учащийся у доски.

1 столбик - выглянуло, осветило, пропало, задрожала, пролетают.

2 столбик – изменяется, вспыхивает, раздаётся.

ПРИОБРЕТАЕТ.

нет

Рефлексия, вывод.

Формулируют тему урока (Приставки пре- и при-.)

Формулируют цель.

Изучить правило написания приставок пре- и при-.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.

1.Организация наблюдения.

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами, при каком условии надо писать пре-. а когда при-.

Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика. Хочу обратить внимание, что в толковом словаре С.И. Ожегова на слова с приставками «пре» и «при» отведено 8 страниц, а это значит, что такие слова довольно часто встречаются в нашей речи.

Итак, давайте сначала определим, когда же пишется приставка ПРЕ?

Проведём небольшое исследование.

А для этого прослушаем лингвистическую сказку.

3.Лингвистическая сказка.

Жили были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка Пре- была очень добрая, очень гордая, очень серьёзная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая.

Итак, при каком же условии пишется приставка ПРЕ - ?

Заполняем таблицу. В одну колонку примеры, в другую – значение.

- Слушаем сказку дальше.

Пристака пре- была дочкой приставки пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.

Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?

Давайте сделаем вывод: в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?

Снова заполняем таблицу.

А теперь давайте посмотрим, при каком условии пишется приставка ПРИ?

Слушаем продолжение сказки.

Приставка ПРИ была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет.

Какие слова с приставкой при- встретились в данном отрывке?

Какое же значение имеет приставка ПРИ в данном случае?

Сказка на этом заканчивается, но мы рассмотрели не все случаи правописания приставки ПРИ. У нас осталось незаполненными ещё три строчки. Посмотрите на слайд № 7. Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками При - и также сделать вывод, в каких случаях ещё пишется данная приставка.

3. Работа с текстами.

Слайд № 8-10.

1 текст.

Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл», конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.

Какие слова с приставкой при вы нашли?

2 текст.

Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать.

Какие слова с приставкой при- вы нашли?

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?

3 текст.

Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький.

Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в 3 тексте?

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?

Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ?

4.Чтение стихотворения.

Слайд № 11- 14.

Правило ты повтори.

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход

Космонавт прилетел из Вселенной –

Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт

Пишется ПРИ несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело.

Помни, что пишется ПРИ. – Обо всём,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригрело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой ПРИ.

Около что-то или вблизи

И непременно в приставках пиши.

Предлинный достанет с крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой

ПРЕ мы напишем при этом.

Дожди непрерывно льют в октябре,

Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ,

Там только пре ставить надо.

- А теперь откроем учебник и познакомимся с параграфом № 9 (ученики читают только правило).

Для тех, кто ещё не совсем запомнил правило, у нас висит таблица, которую вы можете использовать как подсказку.

Слушают учителя.

Учащиеся перечерчивают таблицу себе в словарик.

Слайд №6.

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

Слайд № 6.

ПРЕДОБРАЯ, ПРЕГОРДАЯ, ПРЕМУДРАЯ.

Когда приставку можно заменить словом «очень»

Заполняют таблицу.

Ученики называют, а учитель записывает на доске: ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ

когда приставка Пре- = Пере-

Ученики называют, а учитель записывает на доске: ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»

ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ, ПРИБЛИЖАЕТСЯ.

Приближение

ПРИШИВАТЬ, ПРИВЯЗЫВАТЬ, ПРИБИВАТЬ, ПРИКРУЧИВАТЬ.

Присоединение.

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.

Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

Ребята делают вывод по таблице.

Получают отпечатанное стихотворение для запоминания и занесения в словарик.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV . Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1.Тренировочные упражнения.

Упр. 73(устно)

Физкультминутка.

Цель: сменить вид деятельности.

2.Обращение к рубрике « Пишем правильно». (на стр. 48- 49).

Упр. 76(устно), 77(устно), 81(письменно).

3.Работа с текстом.

Слайд № 15.

ТЕКСТ

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр..снился сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали по полям. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кощей Василису найти и к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча пр…грады.

На центральной доске. Исправь ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-

Слайд № 16.

Прикатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на предорожный камень и призадумался.

Задание (если останется время): Замените выражение одним словом с приставкой пре- или при- Приставки графически выделить.

Слайд № 17.

Лечь ненадолго – прилечь

Очень добрый – предобрый

Сесть на краешек – присесть

Очень скверный – прескверный

Заболеть, но не сильно – приболеть

Очень хорошенький – прехорошенький.

Нарушитель закона – преступник.

Чуть-чуть открыть окно – приоткрыть

Канава при дороге – придорожная

Кем является Дмитрий Анатольевич Медведев – президент

Обратите внимание на последнее слово. Можем ли мы проверить написание Пре- или при-?

Зачитывают слова из упражнения, называют значение приставок.

Выполняют задание поочерёдно.

ПРЕ

прекрасным премудрой Презабавные Прехорошенький Преогромная Презлой Преграды

ПРИ

Приснился

прилетел

приземлился

призадумался

приказал

присел

Правильный вариант

Прикатился клубок, приостановился. Присмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот преспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие преграды. Хотел прилечь, только прикоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на придорожный камень и призадумался.

нет.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

А сейчас давайте подведём итог. Что мы узнали сегодня на уроке?

Где можно применить новые знания?

А закончить наш урок я хочу стихотворением.

Слайд № 18.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова,

Выучи русский язык!

- Домашнее задание. § 9 упр. 79,82, подготовиться к словарному диктанту.

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Проект по русскому языку По теме, Приставки -рас- и –рос-

Правило Приставка ПРЕ- пишется: Если обозначает высокую степень качества (возможно заменить приставку словами "очень" и "весьма"), например: презабавный ↔ очень забавный, премилый ↔ весьма милый. Если значение приставки близко к значению приставки пере- (но прямая замена чаще всего невозможна), например: преградить ↔ перегородить, преобразиться ↔ переделать образ, преодолеть ↔ пересилить что-либо, преподавать ↔ передавать знания. Примечание. Не путать приставку пре- с приставкой пред-, которая всегда пишется неизименно с буквой е, например: предчувствовать, предусмотреть, предыдущий, предсказание, представить, предубеждение. Приставка ПРИ- пишется: Если обозначает приближение, например: приехал, примчался, пригнал. Если обозначает присоединение, например: приклеил, прибил, привинтил. Если обозначает пространственную близость, например: привокзальный ↔ около вокзала, приморский ↔ возле моря, пришкольный ↔ около школы. Если обозначает неполноту совершения действия, например: приоткрыл ↔ открыть не до конца, пригнуться ↔ чуть-чуть нагнуться, прикусить ↔ слегка кусить. Примечание. Во многих случаях написание слов, начинающихся с пре-, при-, необходимо проверять по словарю или запоминать, так как: бывает трудно определить значение приставок пре-, при- или они стали частью корня например: приключение, приглашение, природа, пресмыкающиеся, преследовать, признание. слова являются иноязычными например: президент, презент, препарат.

Пре При презабавный ↔ очень забавный, приехал, примчался, пригнал преградить ↔ перегородить, преобразиться приклеил, прибил, привинтил преодолеть ↔ пересилить что-либо, приморский ↔ возле моря и т. д презабавный ↔ очень забавный, приехал, примчался, пригнал преградить ↔ перегородить, преобразиться приклеил, прибил, привинтил

Стих о приставке при и пре Бытуют в русском языке Приставки-сёстры При и Пре. Король Язык им повелел Творить со смыслом на земле. Приставка При работать любит: Пришить, приделать, приголубить, Приклеить, присоединить… Близко к чему-то хочет жить: Приморский и прибрежный быт Её к себе всегда манит. Но любит и присесть, прилечь, К себе внимание привлечь, И действие не до конца свершить… Приставке Пре такой не быть! Она во всём уж очень-очень: Прекрасна, преприятна …Впрочем, Перечить любит всем на свете. И отличить, где Пре, где Пере Так сложно детям в самом деле! И чтобы правильно писать, Преград нигде нам не встречать, Правописанье детям знать, Приставки надо изучать!

Вопросы на засыпку (Могут быть и по другим темам) Как могут получиться сложные слова? Какие могут быть сложносокращённые слова? Какие слова могут быть заимствованными? Вспомните какие бывают падежи? Какие слова называются диалектизмами, а какие профессионализмами?

Подумай и расскажи На каком языке говорят молча? В каком городе спрятались мужское имя и сторона света? По чему ходят часто, а ездят редко? Сколько лет в году? В каком слове «спрятался» напиток и природное явление? Завязать можно, а развязать нельзя? Какие 2 ноты обозначают съедобный продукт? Что разбивается, но никогда не падает? Что падает, но никогда не разбивается Где люди платят за то, что у них отнимают?

Весёлые стишки

Итог Проекта Что мы узнали на сегодняшним уроке? Как узнать где писать приставку пре, а где при? Какие есть значения способов правописания приставок пре, при?

ФГОС урок русского языка в 6 классе: "Приставки ПРЕ и ПРИ" Задачи: Образовательные: ­ сформировать представление о правописании приставок при­ и пре. ­ показать условия правильного выбора букв е ­ и в приставках при­, пре­. Развивающие: Обеспечить развитие у обучающихся умений классифицировать факты, делать обобщающие вывод; ­ содействовать развитию орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебных задач; ­ развивать умения применять знания в новой учебной ситуации; ­ отрабатывать навыки самостоятельной работы; ­ совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.; ­ создавать условия развития у обучающихся умения работать со временем; ­ развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия. Воспитательные: ­ формировать положительное отношение к знаниям. ­ воспитывать чувство уважения к богатству родного русского языка. Планируемые результаты Личностные: ­ формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей; ­ воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову; ­ создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; ­ взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу. Предметные: осуществляют выбор приставки пре­(при­) в зависимости от значения, научатся объяснять написание гласных в приставках. Метапредметные: Познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова. Регулятивные: осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией, обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать. Методы и формы обучения: ­ частично­поисковый; ­ наглядно­словесный; ­ методы самостоятельной работы; ­ индивидуальная; ­ парная; ­ групповая. Технологии: педагогика сотрудничества, коллективной проектной деятельности обучающихся. дифференцированного здоровьесбережения, обучении, и исследовательской индивидуальной подхода в деятельности,

Урок­путешествие в сказочную страну. Тема. Правописание приставок при­, пре­. Ход урока. I Организационный момент (1 мин.). 8.00­8.01 II Цели и задачи урока. Слайд: ­ Здравствуйте, ребята, проверьте свою готовность к уроку. ­ Давайте поздороваемся друг с другом и с нашими гостями. Садитесь. ­ Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в сказочную страну, нам предстоит побывать в одном из её городов. Слайд: Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке, помогали друг другу, Слайд: чтобы решали возникающие у вас проблемы вместе, Слайд: чтобы открыли для себя что­то новое и интересное, Слайд: и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало вас. Итак, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям. Слайд: Запишем в тетрадях дату отправления в путешествие (Тридцатое ноября) и место отправления (Классная работа). листах запишите ­ В оценочных Ф.И. III Актуализация полученных ранее знаний учащихся (5 мин): 8.01­8.06 Слайд: 1. Лингвистическая разминка. ­ Сначала проверим, как вы готовы к путешествию. ­А для этого нам нужно разгадать лингвистическую загадку. Приставляемся всегда Мы к началу слова И меняем без труда Смысл его на новый. В речи очень много нас! ЗА, У, ДО, НЕ, БЕЗ, ПО, РАС! И другие тоже есть, Всех нас трудно перечесть! Твердо помните, друзья, ­ В языке без нас нельзя!!! ­ О какой морфеме идет речь? (Речь идет о приставке) ПРИСТАВКА (на доску) ­ А что такое приставка? Дайте определение (Часть слова). ­ Итак, ПРИСТАВКА ­ ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПЕРЕД КОРНЕМ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ (на доску). А к каким группам можно отнести приставки, встретившиеся в стихотворении?

1. 2. Неизменяемые приставки Приставки на З (С). ­ Перед нами ворота в сказочную страну. Чтобы открыть их, нужно выполнить задание. ­ В стихотворении только часть приставок, а остальные рассыпались и перепутались. 2. Работа с таблицей Слайд: – Распределите все приставки на 2 группы­ неизменяемые приставки и приставки на з (с). Ответы записываем в тетрадь в два столбика. Слайд:­ Обменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте правильность выполнения заданий по образцу. балл оценочный лист впишите ­ В за первое задание, поставленный вам одноклассником. 3. Формулирование проблемы урока. А какие приставки не вошли ни в 1­ый ни во 2­ой столбик? Пре­ и при­ – Можете вы сказать, почему в одних приставках пишется буква и, а в других - е? Нет, так как это правило мы еще не изучали. ­ У нас возникла проблема. Какая? (КОГДА ПИСАТЬ ПРИ­, А КОГДА – ПРЕ­? – на доску) III. Изучение нового материала (10 мин). 8.06­8.10 1. Определение темы и целей урока. – Попробуйте сформулировать тему урока – (ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРИ­, ПРЕ­) – на доску – Запишите тему в рабочие тетради. – Попробуйте сформулировать цель урока, используя опорные слова: – ПОЗНАКОМИТЬСЯ С… ПРАВОПИСАНИЕМ ПРИСТАВОК ПРИ­ И ПРЕ­. – УЧИТЬСЯ …… ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ ПРИ­ И ПРЕ­ НА ПИСЬМЕ (на доску) Приставки – Ангелина + Аня Город Приставок встретить вас рад. Здесь вас встречает приставок парад. Дамы Приставки здесь, посмотри, Пишутся слитно с корнем они. Корень, как истинный гражданин Дамам дорогу уступит своим. Встанут Приставки все впереди, С корнем сольются – им по пути!

Именно в городе «Приставок при­ и пре­» мы сегодня с вами и окажемся. Пре: Здравствуйте, ребята! При: Приветствуем вас всех! Пре: Мы узнали, что вы как раз сегодня собираетесь поговорить о правописании приставок Пре­ и При­ При: Поэтому поспешили к вам, чтобы помочь. Ведь кому понравится, если его не просто не знают, да еще и неправильно пишут. Пре: Поэтому мы решили познакомиться с вами лично. При: ПРЕ­ парень преспокойный и презабавный ПРЕ, Пре: А ПРИ­ приятель скромный, придворный паж, поэт. При: Коль на пути преграда, не унывает ПРЕ, преодолевает сразу. Где Пре – всегда успех. Пре: А ПРИ спешить не будет, и, глазки чуть прикрыв, Прицелится, присядет, приставит стул и прыг… При: Пре чуть преувеличить. Пре: ПРИ приуменьшить рад. При: ПРЕ прерывает песню. Пре: ПРИ припевает в лад. Учитель: Такие вот ребята различные они, приятели, два друга: Приставки ПРЕ­ и ПРИ­. ­ Ну вот, можно считать, что первое знакомство состоялось. Вы заметили, ребята, какие разные наши гости? И у каждого своя задача. ­ Прежде всего научимся узнавать их в лицо. ­ Предлагаю разбиться на 3 группы. 2. Исследовательская работа. 8.10­8.16 Вторая остановка ­ переулок Новых Знаний. ­ Я предлагаю вам самостоятельно провести небольшое исследование и узнать, при каком условии мы будем писать при­, а при каком ­пре­. Вам нужно заполнить таблицу в маршрутном листе, который станет вашим входным билетом в сказочный город. Слайд: Но прежде откройте учебник на страницах 128 и 130, прочтите теоретический материал, который поможет вам в выполнении данного задания. А также информация о правописании приставок содержится в строчках стихотворений. Повнимательней смотри. Мы приставки пре­ и при­. Научись нас различать, Друг от друга отличать. Запомни сначала четыре значенья: Неполное действие и приближенье, Близость чего­то к чему­нибудь, Присоединенье ещё не забудь. При­ Приближение Прибыл ли поезд, приплыл пароход, Космонавт прилетел из Вселенной­ Обо всех, приплывёт, Пишется при­, несомненно. придёт, кто прилетит, Присоединение Винт привинтил, прикрутил колесо. Приклеил, пришил умело­ Помни, что при­ говорят обо всём, Что добрые руки приделали… Нахождение вблизи чего­нибудь На пригорке придорожном, Пре­ ПРЕ – отличная приставка. Ей во всём нужна добавка. Словом, «ОЧЕНЬ» проверяем Или ПЕРЕ­ заменяем. В значении «очень» Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету. Кто очень такой и очень сякой­ Пре­ мы напишем при этом. Сходна с приставкой пере­ Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным дождь ­ не преграда. Где очень похожи пере­ и пре­,

В пригороде приморском, На пришкольном участке пригожем Даже привередливому – приволье. Неполнота действия Язык прикусил ­ не совсем откусил. Пригорело ­ не значит горит. Помни, что сделано, но не совсем, Пишут с приставкой при­. Там только пре­ ставить надо… (Э. Успенский) ­ Итак, знакомство с приставками ПРЕ­ и ПРИ­ состоялось. ­ Подведем итог нашей исследовательской работы. Слайд: ­ Проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу, внимание на экран. Оцените свою работу. ­ Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРИ­, а когда ПРЕ­? (на доску) прокомментируй Матвей Древаль (по слайду). Вывод: Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква И (это приставка ПРИ­) Вывод: Если приставка близка по значению к слову ОЧЕНЬ или к приставке ПЕРЕ, то в ней пишется буква Е (это приставка ПРЕ­) От чего же зависит выбор гласной в приставках ПРИ­ и ПРЕ­? Вывод: Выбор гласной в приставках ПРИ­ и ПРЕ­ зависит от значения приставки Слайд: Рассмотрим алгоритм. Как действовать по правилу? Кто прокомментирует? Рома, пожалуйста к доске. Слайд: Потому, что есть, ребята, еще такие слова, которые нужно запомнить. О таких словах мы поговорим на следующем уроке. ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРИ­ и ПРЕ ­» Значение приставки 1.Неполнота действия, можно приравнять к слову «чуть­ чуть», «немного», ненадолго» 2.Приближение 3.Присоединение. 4.Близость к чему­либо, можно приравнять к слову «около», «близ» ПРИ­ Примеры прикусил, пригорело прибыл, приплыл, прилетел, придёт, прилетит, приплывёт привинтил, прикрутил, приклеил, пришил, приделали на пригорке придорожном, в пригороде приморском, на пришкольном, пригожем, приволье ПРЕ­ Значение приставки Сходное со значением слова «очень» Сходное со значение приставки пере­ Примеры предлинный, прежадный непрерывные, не преграда IV. Первичное закрепление нового материала (10 мин). 8.16­8.26 ­ Итак, мы разгадали тайну города Приставок. ­ Теперь на практике проверить можно точно, кто теорию усвоил прочно.

­ Следующая остановка­ «Бульвар Грамотеев». 1. Засиделись: предлагаю размяться. Нужно распределить словосочетания в группы на доске. Словосочетания у вас на столе. Каждый должен выйти и определить их местонахождение. Кто готов? Ответы: приближение присоединение близость при неполнота действия пре очень пере­ приехать на автомобиле пришить пуговицу приклеить на картон примчаться первым прибежать первым привокзаль ная гостиница пришкольн ый участок придерживаться правила преинтересный рассказ приподняться на носочках приколоть булавку премиленький ребенок предобрый человек неожидан ная преграда прервать разговор Оцените свою работу. За верный ответ ­ 5 баллов. ­ Молодцы! Мы продолжаем наше путешествие. 2. Улица «Соображайка» Найдите упр. 329. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ­. Называем по цепочке и записываем слова. 5 баллов ставят себе те, кто правильно назвал слово. V. Контроль первичного понимания учебного материала (4 мин). 8.26­ 8.30 1. Площадь «Проверяйка». Слайд: Подпиши приставку прИ­ или прЕ­, выдели ее и соедини слово с близким значением. _клеить присоединение _уменьшить приближение _неприятный близость _быть (приблизиться) неполное действие _озерный пере­ _рвать «очень» Слайд: Проверьте по эталону. Оцените свою работу. приклеить приуменьшить пренеприятный прибыть приозерный прервать присоединение (соединить с клеем) неполное действие «очень» приближение (приехать, прийти к кому­то) приблизиться близость (около, рядом) пере­ (перервать)

2. Остановка «Закрепляйка». 8.30­8.35 Выбери одну карточку для работы ­ посильное для себя задание. Вы можете совещаться с теми, кто выполняет такую же карточку. Пользуйтесь теоретическим материалом. Карточка красного цвета – трудная (кто с нею справится получит 5 баллов). Карточка зелёного цвета – средней трудности (кто с нею справится получит 4 баллов). Карточка синего цвета – простая (кто с нею справится получит 3 балла). 1 группа (сильные, карточки красного цвета) 1. Вставить слова с приставками ПРЕ­ и ПРИ­ по смыслу. Весь день шел Иванушка, и () его тропинка к высокой стене. () он на () камень и задумался. Как проблему эту решить? И () он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! () ко мне, дружок! 2 группа (средние, карточки зелёного цвета) 1. Вставьте слова вместо скобок, учитывая значение приставок, данные в скобках. Весь день шел Иванушка, и () (приближение) его тропинка к высокой стене. () (неполнота) он на () (близость) камень и задумался. Как проблему эту решить? И () (неполнота) он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! () (приближение) ко мне, дружок!» 3 группа (слабые, карточки синего цвета) 1. Вставить слова приставками ПРЕ­ и ПРИ­, пользуясь словами для справок. Слова для справок: привела, присел, придорожный, призвал, прибегай. Весь день шел Иванушка, и () его тропинка к высокой стене. () он на () камень и задумался. Как проблему эту решить? И () он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! () ко мне, дружок!» Слайд: Проверьте по эталону и оцените свою работу. Окончательный вариант. Весь день шел Иванушка, и привела (приближение) его тропинка к высокой стене. Присел (неполнота) он на придорожный (близость) камень и задумался. Как проблему эту решить? И призвал (неполнота) он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай (приближение) ко мне, дружок!» VI. Подведение итогов. (4 мин). Рефлексия. 8.35­8.39 ­ Наше путешествие подошло к концу, но с приставками при­ и пре­ мы не прощаемся. Мы встретимся с ними на следующем уроке. Но чтобы знания были впрок, повторим сейчас урок. ­ Я хочу вернуться в начало нашего урока. Вспомните, какие цели урока мы ставили? Достигли? ­ Что нового узнали мы в сказочной стране? Узнали еще об одной группе приставок у которой 6 различных значений. Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на 3 группы. ­ Чему учились? (учились применять правила правописания при­ и пре­ на письме­). Преодолеть преграду, Не преступить закон, В прекрасную погоду С приставкой При­ приблизим, Приклеим и пришьем. Чуть выше приподнимем

Прервать прескверный сон, Предобро улыбнуться, Путь преградить тебе, Здесь мы везде напишем Приставку… Все вместе: Пре­. И что­то привнесем. Немного приуменьшим, Совсем чуть­чуть приврем, Расставим по порядку И сядем отдохнем. 1. Улица «Итоговая». Выставление оценок. В листе самооценки сложите все баллы и по шкале поставьте себе оценку. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами. Вы новые знания. Преодолели трудности. Призадумались над ошибками. Я получила преогромное удовольствие от общения с вами. Русский язык для вас не преграда. поработали. прекрасно Приобрели Слайд: Закончите фразу: Я узнал … Теперь я могу … Было интересно … Знания, полученные на уроке, пригодятся …. Напротив темы сделайте для меня пометку. +­усвоил(а) тему, ? ­ есть нюансы, требующие пояснения, ­ ­ ничего не понял(а). VII. Домашняя работа (1 мин). 8.39­8.40 На выбор: Найти в художественном тексте и выписать 5 предложений, в которых есть слова с приставками пре­ и при­. Или Придумать связный текст на тему «Приключения приставок пре­ и при­». Выполняя д/з, перечитайте параграф 31. ­ Играем «Комплимент». ­ Урок окончен. Спасибо за урок. Если останется время

А теперь обратите внимание на высказывания. Как приятно знать, что ты что­то узнал. (Мольер) Я знаю, что я ничего не знаю. (Сократ) Познание начинается с удивления (Аристотель) Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и тогда я постигну. Конфуций ­Какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке? Что больше подходит к вам, как вы работали.

error: