Дистанционное обучение: плюсы и минусы. Высшее образование: плюсы и минусы дистанционного обучения Дистанционное обучение плюсы и минусы эссе

В современном мире многое переходит в плоскость виртуальной реальности, даже образование. Если раньше о том, чтобы учиться не посещая занятий в университете и не просиживая дни напролет за партой нельзя было даже помыслить, то сегодня каждый желающий может получать знания не выходя из дома.

При этом такой вид образования не будет считаться самообучением. Студент будет иметь возможность консультироваться с преподавателями, те будут ставить ему оценки, а по окончании учебы он получит диплом.

Очень важно выбрать такое учебное заведение, где подобная форма обучения уже отработана и налажена. Иначе в процессе учебы могут постоянно возникать технические сложности, переносы виртуальных лекций, срывы занятий, проблемы с оплатой. Кстати, ошибочным является мнение о том, что дистанционное обучение можно получить практически бесплатно. По стоимости оно ничем не уступает заочному.

Плюсы дистанционного образования

Главный плюс дистанционного обучения заключается в том, что вы можете учиться в престижном ВУЗе даже если живете в отдалённой деревне и не имеете возможности каждый день ездить в город. Более того, вы можете поступить в любой столичный ВУЗ, имеющий такую форму обучения живя в Курске, при этом не нужно будет тратить деньги на дорогу и проживание.

Но самое главное достоинство ДО в том, что оно позволяет человеку легко подстраивать свой график под процесс учебы. Многие днем работают, а вечером пару часов уделяют учебе. Это позволяет экономить время, а гибкий график обучения не будет вынуждать вас раз в полгода отпрашиваться с работы на сессию.

Поступая на определенный курс вы получаете доступ к системе, в которой регулярно размещаются основные лекции и задания. Студент в праве самостоятельно выбирать время, когда он просматривает эти видео-лекции. При этом большинство учебных заведений не ставит каких-то жестких дедлайнов, когда необходимо сдать ту или иную работу.

Этот вид образования использует новейшие технологии, которые в стационарных ВУЗах пока еще только осторожно внедряются. Поэтому современные компании ценят сотрудников, имеющих диплом о высшем образовании, полученном дистанционно даже больше тех, кто пять лет протирал штаны за партой. Потому что опытный работодатель знает, что человек, который тратит время на самообучение и заинтересован в этом является намного более опытным специалистом, чем тот, кто поступил в ВУЗ по совету родителей.

Дистанционное образование в Курске можно получить на базе РФЭИ и ЮЗГУ. Вы можете поступить на такие специальности, как бухгалтерский учет, информационный бизнес, управление персоналом, экономика и многие другие. А можно выбрать любое другое учебное заведение страны, в котором существует форма ДО.

Минусы дистанционного образования

Но есть у такой формы обучения и свои недостатки, которые иногда даже перекрывают её положительные стороны. Главный из них заключается в том, что в процессе такой учебы возможность взаимодействия студента и преподавателя существенно снижается. Не будет тут и индивидуального подхода, который часто мотивирует студентов к улучшению своих показателей.

Более того, такой вид учебы подойдет не всем. Особенно тяжело будет получать знания виртуально тем людям, у которых плохо налажена самодисциплина. И если вы были склонны прогуливать уроки в школе скорее всего вы будете делать это и во время дистанционной учебы. Ведь согласитесь, выбор между встречей с друзьями за бутылкой вина и просмотром видео лекции от незнакомого скучного преподавателя очевиден.

Этот же фактор повлияет и на качество получения практических знаний. Их во время ДО будет минимум. А это как известно отрицательно скажется на будущем опыте работы. Сдавать работы студенту нужно будет преимущественно в письменном в виде. То есть вы не сможете изложить своё видение той или иной темы устно и получить при этом обратную связь.

Не будет также и привычного контроля знаний. А это для русского человека очень опасно, ведь мы привыкли все откладывать на последний день. Но, если вы серьезно настроены на получение знаний, готовы регулярно выполнять задания и не давать себе поблажек - скорее всего дистанционное образование в Курске принесет Вам много пользы.

Сегодня нас будет интересовать такая тема, как дистанционное обучение. Плюсы и минусы такой системы - вот то, о чем нужно узнать. Ведь данное направление в современном мире начинает вживаться в систему образования. Можно ли допустить это? Или придется всеми силами держаться за "классику"? Какие есть недостатки и преимущества у дистанционной формы получения знаний? Так ли она страшна на самом деле, как некоторые предполагают? Во всем этом придется разбираться досконально. Иначе можно принять неверное решение!

Новинка

Исследование возможностей дистанционного обучения (плюсы и минусы этой системы) в последнее время стало интересовать многих. Ведь прогресс на месте не стоит, с каждым днем в мире появляются новые теории и приспособления для облегчения современной жизни человека. Причем захватываются все сферы - и образование в том числе.

Вообще, - это новинка. Она многих привлекает. Ведь не нужно будет ходить в школу или университет - достаточно просто появиться в интернете, пройти небольшую авторизацию, и вы сможете получить лекцию или посетить занятие. Экономия времени и для детей, и для взрослых. Но вот только учителя, а также ученики разделились на несколько категорий. Первые признают то, что такая система действительно способна помочь, а вторые опровергают это. Так какие есть плюсы и минусы дистанционного обучения школьника? Кому и чему верить?

В любое время

Конечно же, однозначно ответить никак не получится. Ведь наш сегодняшний вопрос - это вечная проблема всего современного образования. В некоторых случаях дистанционное обучение может помочь. А иногда - навредить. Тут роль играют многие факторы.

Например, плюсы и минусы имеет в одинаковом количестве, в принципе. Роль играет только важность каждой области. Среди преимуществ такого обучения - его универсальность. Без проблем, в любое время школьник или студент сможет заниматься своим образованием. Сразу же жить становится проще. Конечно же, это плюс. Вы не связаны временными рамками, можете распределять время так, как хотите. Ведь главное в нашем сегодняшнем образовании - это результат. Хоть весь материал за день усваивайте, хоть растягивайте его на неделю.

Самообразование

Имеет дистанционное обучение плюсы и минусы. Отзывы от учителей, родителей и учеников указывают на то, что при подобной форме изучения материала огромную роль играет самообразование. Фактически именно им вы и будете заниматься. То есть никаких учителей за спиной, никакой слежки и ограничений во времени. С одной стороны, это плюс - можно научиться рационально пользоваться временем, лучше усваивать материал. Кроме того, есть такие люди, которым проще учиться, когда никто не отслеживает процесс. Можно сказать, "со стержнем" ученики.

С другой же стороны, дистанционное обучение требует организованности и собранности. К примеру, маленьким детям такое образование, скорее всего, дастся с огромным трудом - им сконцентрироваться трудно. Особенно когда нет контроля. Также есть ученики, которые к самообразованию вообще не предрасположены. Такие дети будут все время развлекаться, а не учиться.

Всегда и везде

Плюсы и минусы дистанционного образования - это спорный вопрос. Он требует досконального изучения всех нюансов. Иначе можно сделать неправильные выводы. Разумеется, раз уж в Европе такая форма уже давно используется, значит, и в России при хорошо продуманной системе она даст результаты.

Помимо уже перечисленных преимуществ, можно выделить то, что обучение школьников на расстоянии позволяет не пропускать занятия по тем или иным причинам. Например, если ученик заболел. Достаточно только включить компьютер, присоединиться к виртуальной конференции - и вы сможете побывать на занятии. И это без вреда для здоровья.

Получается, прогулы могут быть сведены к минимуму. Да, с интернетом иногда случаются разнообразные сбои. Но их как раз проверить можно. А вот реальный прогул - нет. Нередко именно дистанционное обучение помогает даже во время долгой болезни или невозможности посещать школу оставаться в общем потоке и не отставать от прочих учеников.

Обстановка

Еще один плюс, который, как правило, не сильно выделяется - это обучение в комфортной обстановке. Нередко детям просто не хочется ходить в школу. Им там некомфортно, неприятно. В таком случае ни о какой результативности обучения и речи быть не может.

А вот если дома материал усваивается лучше, то ДО - прекрасный выбор. Он не только позволит заниматься самообразованием и всегда оставаться на связи, но и не причинит никакого дискомфорта. Вы можете создать себе максимально удобные условия для обучения, а затем просто слушать лекции и уроки.

Правда, за младшими школьниками родителям все равно придется следить в таком случае. Они еще не умеют концентрироваться и заниматься самообразованием. Пожалуй, дистанционная форма обучения больше подходит средней и старшей школе. Детям, которые уже могут осознанно контролировать свою деятельность и делать то, что необходимо.

Свобода действий

Дистанционное обучение плюсы и минусы имеет многочисленные. Можно сказать, что у каждого преимущества есть свой антипод-недостаток. И наоборот. Говоря о школьном дистанционном обучении, среди минусов зачастую выделяют полную свободу действий. Действительно, если за ребенком не следить - он, вполне вероятно, вообще забросит учебу. Так что плюсы и минусы дистанционного обучения школьников - вопрос очень спорный.

Интернет-семинар контролировать крайне трудно. Разумеется, если система дистанционного образования в школах будет разработана и продумана до мелочей (как контролировать детей, проводить тестирование и так далее), то такая форма даст видимый прогресс и максимальные результаты. В противном случае дистанционное образование просто еще больше отдалит детей от образовательного процесса.

Удобство

Плюсы и минусы дистанционного обучения (на английском, русском или любом другом языке) можно обсуждать бесконечно долго. Но главное преимущество такой формы получения знаний - это удобство. Неважно, по каким именно причинам - будь то свобода времени и действий либо экономия времени. Учить и учиться таким образом просто удобно.

Особенно для учителей такой вариант подходит больше всего. Можно не отрываться от собственных дел, а также заниматься подработками во время урока. К примеру, если ввести такую форму обучения, у женщин в декрете отпадет надобность в оформлении отпуска. Вы сможете без проблем присматривать за малышом и параллельно обучать учеников в школе. Легко все и просто. А главное - удобно! Да, важно проработать систему образования на расстоянии. Но это не отменяет факт того, что подобный прием сделает учебу доступной для всех - и для учеников, и для учителей!

Учебные материалы

Какие имеет дистанционное обучение плюсы и минусы? Признаться честно, преимущества данной системы образования описывать куда проще. Да и заметить их можно невооруженным глазом. Разумеется, при правильной реализации процесса.

К примеру, очередное преимущество - это доступность учебных материалов. В электронном виде можно читать любой учебник или конспект. Всю информацию при необходимости вам дадут просторы интернета. Речь идет о дополнительном материале. Не нужно тратить уйму времени и денег на покупку и поиск учебников, методичек и прочих учебных конспектов.

К слову, дистанционное обучение избавит детей от массы книг в сумках. Сейчас даже у первоклассника портфель иногда весит столько, что и подумать страшно, как дети ходят так в школу! Все это оказывает на здоровье негативное влияние. А электронные учебники вообще ничего не весят. Да и на занятии говорить, что вы забыли методичку дома, больше не получится. Есть доступ в сеть - значит, и весь материал будет у вас под рукой!

"Вышка"

Как видите, плюсов и минусов у нашей сегодняшней системы много. Если ее хорошенько проработать, то останутся только преимущества. К сожалению, настолько хорошо еще не разрабатывалась ни одна образовательная система. Но такая вероятность не исключена.

Если говорить об образовании более взрослых людей, то здесь дистанционная форма стала крайне популярной. Ею активно пользуются. Вы сможете учиться и получать высшее образование (и даже несколько), не отрываясь от повседневной жизни, работы и семьи. Это все - огромные возможности. Таким образом, можно жить в одном городе, а обучаться - в другом. И даже не нарушая ваш привычный уклад. Выбор вузов, которые предусматривают обучение на расстоянии, с каждым годом увеличивается.

Кроме того, подобная форма отличается по стоимости. Затраты на дистанционное обучение меньше. А значит, получить высшее образование вы сможете безо всяких проблем и по доступным ценам. Так что не стоит думать, что отсутствие личности в стенах учебного университета - это плохо. Вовсе нет.

Как видите, дистанционное обучение плюсы и минусы в школе и в университете имеет разнообразные. Плюсов много. Но и недостатков тоже хватает. Рекомендуется использовать такую форму, если ребенок лучше занимается самостоятельно (предрасположен к самообразованию), а также когда нет возможности посещать уроки в школе. Помните, при правильной организации образовательного процесса от ДО останутся только плюсы. А вот в качестве получения "вышки" уже сейчас это прекрасный выбор!

Доступность


Обучение на расстоянии - отличная возможность повысить свой уровень знаний и получить диплом, где бы вы ни находились: хоть в столице, хоть в глубинке России, хоть за рубежом. Поэтому такая форма обучения будет очень удобна для лиц с ограниченными возможностями, молодым мамам, домохозяйкам и даже военнослужащим. В большинстве учебных заведений за все время дистанционного обучения личное присутствие студента в университете требуется только для сдачи государственного экзамена и защиты дипломной работы.


Приемлемая стоимость


Как правило, образование через интернет, по сравнению с очной и заочной формой обучения, является более бюджетным вариантом. А некоторые вузы даже предоставляют возможность получить бесплатное на конкурсной основе. Также такой способ обучения помогает избежать расходов, без которых обычные студенты не могут обойтись, например, на учебники и канцелярские принадлежности.


Широкие возможности и спокойствие


Интернет вмещает в себя огромное количество информации, и студенты имеют возможность не только переписываться с преподавателем, но и проводить видеоконференции. Кроме того, в виртуальном мире, как и в стенах института, пишутся рефераты и контрольные, сдаются зачеты и экзамены, но уже без того характерного студенческого страха и нервного напряжения.


Государственный диплом


Если вы в государственном вузе, прошедшим аккредитацию, можете не беспокоиться, что впоследствии диплом не будет котироваться на рынке труда. Вам выдадут такой же диплом государственного образца, как если бы вы учились на очном или заочном отделении, причем в документе об образовании форма обучения не указывается. Тем более всем известно, что работодатели ценят специалистов-практиков, которые не прерывают трудовой стаж на время учебы.


Доступно для лиц с разным уровнем образования


Большим плюсом является то, что с помощью этой формы обучения можно получить как основное высшее, так и дополнительное или второе высшее образование. Палитра программ, сроков обучения и квалификаций также довольно богата.


Не для всех специальностей


Это основной минус - ведь нельзя без практики выучиться, например, на врача. Поэтому если вы имеете медицинское образование, освоить такую важную и ответственную профессию не получится. Это касается и творческих специальностей, например, актерского мастерства, музыкального образования, балета.


Личная мотивация


Студенты на дистанционном обучении должны хотеть учиться. При обучении по интернету преподаватели не смогут вас контролировать. Поэтому такой формой обучения обычно пользуются взрослые и самостоятельные люди, понимающие, зачем им и диплом.


Недостаточно развита система


Дистанционное образование в России из-за технических и законодательных пробелов еще не так сильно развито, как за границей, его качество иногда может уступать традиционным формам обучения.

Международная комиссия ЮНЕСКО определяет два основных принципа современного образования: "образование для всех" и "обучение в течение всей жизни". Эти принципы, несомненно, верны, но в суровых российских условиях и под влиянием стереотипов возникает несколько проблем проблем.

1) Проблема неравномерной плотности населения на территории России. Подавляющее большинство высших учебных заведений и высококвалифицированных преподавателей концентрируются в Центральном регионе (Московская и Санкт-Петербургская область), а население рассредоточено по всей необъятной стране, где, бывает, совсем нет ВУЗов. Поступление в ВУЗ в другом городе стоит отнюдь не маленьких денег, поэтому часто недопустимо. А что говорить о существовании потребности в повышении квалификации и образования рабочих, живущих в отдаленных в регионах? Они, кроме всего прочего, часто имеют семьи, и переезд в другой город для них означает возникновение множества значительных проблем.

2) П роблема времени. Сегодня темп жизни большинства современных людей вынуждает их расписывать свое время по минутам. Учиться необходимо всем, но как? И даже такие формы обучения как вечернее и воскресное эту проблему не решают.

3) П роблема денег. О том, сколько стоит сейчас образование, особенно высшее, и говорить не стоит. А так же существует подготовка к поступлению с множеством репетиторов и куча другие расходов! Конкурс на бюджетные места очень трудно выдержать, но ведь платное обучение мало кто сможет «потянуть».

Дистанционное образование является компромиссом для всех вышеперечисленных проблем. Что же это такое? Исходя из вышесказанного, это отдаленное обучение, т.е. на расстоянии, когда преподаватель (тьютор) и ученик могут находиться на любом расстоянии друг от друга. Учебные материалы предоставляются через Интернет, да и практически все обучение проводят с помощью новых технологий. Именно они и обеспечивают общедоступность и низкую стоимостьдистанционного образования, предоставляя возможности получить образование без переезда в другой город. Развитие дистанционного образования появилось благодаря современным достижениям в области развития технологий, средств массовой информации и связи и т.д. Оно использует такие достижения как компьютерные и информационные технологии, учебное телевидение, спутниковые системы связи, распространение компьютерных учебных программам, видеодисков с ними и т.д.

Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах. Вторая технология - телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, третья технология - это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

Дистанционное образование берет своё развитие в Европе и США в начале 70-х годов. Причины распространения и возникновение данного вида образования просты: каждый человек, желающий получить образование, вне зависимости от его демографических признаков и места нахождения может учиться иполучить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области образования считают, что дистанционное образование подает большие надежды, так как оно подходит многим людям, и стоит значительно дешевле традиционного. Кроме того, можно исключать определенные дисциплины, если вы их уже проходили, т.е. получать "образование по заказу", которое также дает некоторые преимущества в цене.

Естественно, у этого вида обучения, как и у других, существуют свои плюсы и минусы в получении и усвоении материала. Если вы склоняетесь к этому варианту образования, то следует помнить следующее:

К плюсам дистанционного образования относится:

·Обучение дисциплинам в индивидуальном темпе - скорость изучения материалов устанавливается самим студентом в зависимости от его личных обстоятельств и желаний.

·Свобода и гибкость обучения – студент может выбрать любой из предоставляемых на выбор многочисленных курсов обучения, а также абсолютно самостоятельно рассчитывать время и продолжительность своих занятий.

·Доступность обучения для любого человека – независимо от вашего географического и временного положения, вы можете получить образование дистанционно в любом ВУЗе, поддерживающем данные технологии, что позволяет удовлетворить образовательные потребности любого человека.

·Скорость общения - эффективное осуществление обратной связи между преподавателем и студентом является неотъемлемым элементом процесса обучения.

·Технологичность образовательного процесса - использование в процессе обучения новейших достижений и открытий информационных и телекоммуникационных технологий.

·Социальное равноправие - подразумевает равные возможности получения дистанционного образования в независимости от места проживания, состояния здоровья, национальности и материального состояния обучаемого.

·Творчество – благоприятные условия для творческого самовыражения студента в процессе усвоения знаний.

Но существуют и очевидные минусы:

·Отсутствие реального, «людского» общения между учениками и преподавателями. То есть отсутствуют все те моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению и воспитанием. А если рядом нет преподавателя, который обычно эмоционально окрашивает знания и способствует восприятию материала, это, конечно, значительный минус.

·Целый ряд индивидуально-психологических условий отсутствует при домашнем обучении. Для получения дистанционного образования необходима регулярная жесткая самодисциплина, а результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и самосознательности студента.

·Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома, но не все желающие получить образование имеют компьютер и доступ к Интернету.

·Отсутствие практических занятий, необходимых для закрепления теории и более качественного усвоения знаний.

·Отсутствует регулярный контроль со стороны над обучающимся, что для русского человека является скорее отрицательным признаком. Мало кому удается самостоятельно перебороть лень.

·Обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям из-за недостаточной квалификации специалистов, создающих подобные учебные пособия, так как на сегодняшний день это ещё новое и недостаточно изученное направление.

·В дистанционном образовании обучение ведется в основном только в письменной форме. Для некоторых студентов отсутствие возможности и требований излагать свои знания в устной форме может повлечь за собой некачественное усвоение знаний и множество других проблем

Если подвести итог, то дистанционное образование - вещь достаточно удобная и полезная. Несомненно, это шаг в образование будущего. Но все-таки не стоит забывать традиционное образование, которое даст вам больше навыков, особенно при получении основного образования. Дистанционное обучение пока рекомендуется получать, как дополнительное или если у вас нет возможности учиться традиционно по каким-то веским причинам. А вот в качестве дополнительного образования или повышения профессиональной квалификации дистанционное обучение лидирует, потому что «ученик» уже имеет профессиональные навыки в области изучаемого предмета и имеет возможность продолжать образование без отрыва от работы.

Сегодня в России спрос на дистанционную форму обучения, как и ожидалось, в основном сосредоточен в отдаленных регионах. Ведь именно там не хватает высших и средне профессиональных образовательных учреждений, соответствующих уровню высокоразвитых городов. Таким образом, при прочих равных условиях, традиционное образование предстает в выигрышном свете.

Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) провозгласила два основных принципа современного образования: "образование для всех" и "образование через всю жизнь". В правильности данного подхода к построению системы образования никто, конечно, не сомневается. Но с точки зрения сегодняшних российских реалий возникает ряд проблем.

Первая : проблема огромных территорий с неравномерной плотностью населения. И хотя население рассеяно по всей стране, в центральном регионе (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) сосредоточено большинство учебных заведений высокого уровня и преподавателей высшей квалификации. А поездка для поступления в другой город часто является невозможной из-за высоких расходов. Существует еще потребность в повышении образования работающих в регионах людей, как правило, имеющих семьи, для которых переезд в другой город сопряжен со значительными проблемам.

Вторая : это проблема времени. Сегодня у большинства современных специалистов время расписано по минутам. И тем не менее, без новых знаний, без обучения в течение всей жизни никому не обойтись. И даже вечернее и воскресное образование данную проблему не решает.

Третья : проблема денег. Это в большей степени касается высшего образования и подготовки к нему. Конкурс на бесплатные места высок, а платное обучение далеко не всем по карману.

Помогает в решении всех вышеперечисленных проблем как раз дистанционное образование. Что же это такое? Ответ содержится уже в самом определении. Это обучение "на дистанции", т.е. на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Естественно, применяются новые технологии представления учебных материалов. Именно они и делают дистанционное образование дешевым и общедоступным, открывая возможности общения на больших расстояниях. Условием для развития дистанционного образования явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств. Это в первую очередь компьютерные и информационные технологии; спутниковые системы связи; учебное телевидение; массовое подключение к информационным системам; распространение компьютерных учебных программам, видеокассет с ними и т.д.

Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах. Вторая технология - телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, третья технология - это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

Дистанционное образование начало интенсивно развиваться в Европе и США еще в начале 70-х годов. Причины распространения данного образования просты: каждый человек вне зависимости от его национальности и места нахождения может получить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области обучения рассматривают дистанционное образование как подающую большие надежды форму, так как она может подойти многим, и стоит дешевле. Кроме того, можно выбрать определенные учебные курсы, т.е. получать так называемое "образование по заказу", которое также дает преимущество в цене.

В России дистанционное образование начало развиваться в 90-е годы. В 1997 году был начат и в 2002-м завершен всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения. В нем участвовали государственные и негосударственные образовательные учреждения. В июне 2002 года состоялось заседание коллегии Минобразования РФ, которая подвела его итоги. Участники эксперимента - 20 учреждений высшего профессионального образования - отработали такие основные группы дистанционных технологий, как кейс-технология (она применяется, как правило, в сочетании с очными формами обучения), сетевая (интернет-обучение) и телевизионно-спутниковая. Вузами были созданы и апробированы специализированные учебные материалы (базовые интерактивные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы и т.п.). На их основе разработаны специальные методики ДО.

Важным результатом эксперимента стало создание нормативно-правового обеспечения. Это дало возможность всем учреждениям образования работать на основе дистанционных образовательных технологий. В декабре 2002 г. была утверждена "Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации". В январе 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Дистанционные технологии, согласно внесенным в законодательство изменениям и дополнениям, стали юридически признанными.

Естественно, у данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся. Если вы рассматриваете вариант образования с помощью данной технологии, то следует учесть следующее:

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

  • Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
  • Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
  • Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
  • Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
  • Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
  • Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но существуют и очевидные минусы:

  • Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.
  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
  • Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
  • Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.
  • В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
С нашей точки зрения, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом мы советуем получать только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным, временным или денежным) вам недоступен традиционный вариант обучения. А вот в дальнейшем предпочтение вполне можно отдать дистанционным формам. Они очень эффективны в сфере дополнительного образования или повышения квалификации, потому что обучаемый уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения.

Наше мнение по этому поводу подтверждает тот факт, что сегодня в России основной спрос на дистанционную форму обучения сосредоточен все-таки в регионах. Ведь именно там не хватает образовательных учреждений, соответствующих столичному или международному уровню. То есть, при прочих равных, традиционное образование пока выигрывает.

error: