Ошибки в употреблении наречий. Использование наречий в речи

Морфология занимает важное место в начальном курсе русского языка, так как изучение частей речи способствует развитию логического мышления младших школьников, обеспечивает возможность совершенствования речи учащихся на сознательной основе, является необходимой базой формирования у них навыков правописания.

В то же время морфология является и самым сложным для ребенка разделом курса, поскольку его изучение предполагает усвоение понятий высокой степени абстракции и требует определенного уровня развития мыслительных операций, способности к обобщению. Кроме того, необходимыми условиями для овладения морфологическими знаниями и умениями являются достаточный словарный запас, умение устанавливать связи между словами в предложении, а также знания из области словообразования и синтаксиса.

В соответствии с Государственным стандартом учащиеся начальных классов должны усвоить основные признаки трех знаменательных частей речи : имени существительного, имени прилагательного, глагола. Независимо от образовательной программы младшие школьники учатся различать названные части речи на основе общего лексического значения, вопросов, постоянных и непостоянных морфологических признаков, синтаксической функции. Также у учащихся формируется представление о местоимении (на примере личных местоимений).

В большинстве современных программ по русскому языку для начальной школы предусмотрено увеличение объема усваиваемых школьниками знаний по морфологии и более высокий уровень их обобщения. Расширение круга изучаемых частей речи, включение в содержание курса многих не изучавшихся ранее грамматических категорий, усиление внимания к значению грамматических категорий, формирование у младших школьников представления о системе частей речи - все это характеризует программы по русскому языку в образовательных системах Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, «Начальная школа XXI века», «Гармония».

Такие изменения в содержании курса русского языка объясняются не только необходимостью создания условий для развития ребенка в процессе усвоения знаний.

Это связано и осознанием недостатков «традиционного» подхода к изучению морфологии, к которым относятся формализм при рассмотрении грамматических категорий, опора не на понимание учениками способов действия со словом как частью речи, а на запоминание, стихийно формирующаяся у школьников ориентация на вопросы при распознавании частей речи.

Наши наблюдения показывают, что не только ученики начальных классов, но и большинство выпускников школы, а также учителей начальной школы не могут раскрыть содержание таких морфологических понятий, как «часть речи », «предмет », «признак » или «действие » как категориальное значение определенной части речи, затрудняются при объяснении значения грамматических категорий падежа, времени, лица.

В лучшем случае понятие конкретизируется: «часть речи - это глагол, существительное, прилагательное...»; «существительное обозначает предмет, это может быть еще человек или животное, явление природы...». Между тем результаты обучения младших школьников в системах развивающего обучения показывают, что понимание действительного лингвистического содержания грамматических понятий оказывается вполне доступным уже на начальной ступени обучения.

Предметом нашего рассмотрения являются условия содержательного усвоения младшими школьниками понятия «наречие». Включение этого понятия в большинство новых программ по русскому языку вызвано высокой частотностью наречий, значимостью их изучения для совершенствования речи учащихся.

В отличие от основных частей речи, изучаемых поэтапно, наречие вводится сразу на основе всех существенных признаков в четвертом классе. Хотя объем усваиваемых учащимися знаний и умений по теме «Наречие» в начальных классах невелик, при изучении наречия могут возникать трудности.

Какие трудности возникают у младших школьников при изучении наречия?

1. Во-первых, разнообразие лексических значений , выражаемых наречиями, может помешать их обобщению и усвоению категориального значения наречия как части речи.

Наречия обозначают самые разные признаки действия:

  • место (вдали )
  • время (вчера )
  • причину (сгоряча )
  • цель (в насмешку )
  • способ действия (наизусть )
  • его качественные характеристики (быстро, громко )
  • степень проявления действия или признака (очень, часто ).

Данные значения мало связаны в сознании ребенка со словом «признак», которое дети привыкли употреблять по отношению к прилагательному и, вероятнее всего, должны осмыслять как называющее какую-то особенность предмета.

Кроме того, наречия в соответствии со своим значением отвечают на разные вопросы (где? когда? почему? зачем? как? и др.), что еще больше затрудняет объединение столь разных по значению слов в один класс. Надо отметить, что недостаточное осознание категориального значения наречия наблюдается не только у младших школьников, но и у учащихся основной школы, что приводит к формальному усвоению данного понятия, к затруднениям в распознавании наречий, смешению наречия с прилагательным. Для предупреждения возникновения подобных нарушений в учебниках имеется материал для сопоставления наречия с прилагательным.

2. Вторая трудность связана с разграничением наречий и омонимичных им словоформ других частей речи . С одной стороны, образуясь от существительных, прилагательных, деепричастий, наречия могут по форме полностью или частично совпадать с мотивирующими словами (осенью, быстро, вдали, на цыпочках и под.). В подобных случаях при распознавании наречия необходимо ориентироваться прежде всего на значение, что, как мы уже отмечали, также затрудняет ученика, и особенности сочетаемости слова, его синтаксическую функцию.

С другой стороны, наречия переходят в другие лексико-грамматические разряды:

  • слова категории состояния (весело играть - мне весело )
  • предлоги (хорошо вокруг - обойти вокруг дома )
  • частицы (дождь всё идет - дождь всё усиливается ).

Конечно, в начальной школе подобные трудные случаи разграничения частей речи не рассматриваются, так как для этого у учащихся нет еще соответствующей теоретической базы, однако учителю начальных классов необходимо предвидеть возможные затруднения учащихся и учитывать их при отборе материала для упражнений. Вряд ли можно признать целесообразным включение в упражнение, предполагающее выделение наречий, таких предложений, как Посередине реки медленно плыли облака или Опасно передвигаться по льду во время оттепели .

Ориентируясь на неизменяемость слова, дети могут относить к наречиям и не совпадающие с ними по форме неизменяемые слова, чаще всего частицы и предлоги (только, будто, близ, вопреки ). Для предупреждения подобных ошибок в дальнейшем обучении необходимо уже в начальной школе обеспечить понимание учащимися категориального значения наречия как части речи.

3. Большие затруднения возникают у школьников также при усвоении правописания наречий , поскольку оно недостаточно систематизировано, однако это создает проблемы при изучении наречия уже в основной школе. Наиболее частотные наречия включены в орфографический минимум для начальной школы, и их правописание младшие школьники запоминают в словарном порядке независимо от того, изучается ли наречие как часть речи.

В тех случаях, когда изучение наречия включено в программу начального образования, рассматриваются только самые простые правила:

  • правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих;
  • правописание суффиксов и на конце наречий с приставками в-, на-, за-, из-, до-, с- ;
  • правописание суффиксов и на конце наречий после шипящих.

Усвоение этих правил обычно не вызывает у учащихся больших трудностей, если они овладели умением распознавать наречия.

Все выделенные нами возможные затруднения школьников при изучении наречия обусловлены особенностями данной части речи. Главной трудностью для учащихся начальных классов, по-видимому, является усвоение категориального значения наречия . Представляется особенно важным добиться его глубокого осознания на основе содержательного обобщения, поскольку это предупредит возникновение многих трудностей в дальнейшем изучении наречия уже в основной школе.

УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРЕЧИЙ В РЕЧИ

Ход урока

I Слово учителя: «Внимательно послушайте стихотворение «Наш язык и скромен и богат». Подумайте, какова основная мысль текста? Как вы думаете, какова будет тема нашего урока сегодня?»

Чтение учеником наизусть стихотворения:

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело» -

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспоминается наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою – сразу вся Россия!

(Э.Куклина )

После обсуждения учащиеся записывают в тетради тему урока. Учитель называет основную цель урока: «Сегодня мы будем учиться определять роль наречий в тексте как средства выразительности и средства связи предложений в тексте, а также учиться использовать наречия в собственной речи».

II Анализ текста, распечатанного на отдельных листах для каждого учащегося:

Темное чистое небо торжестве(н, нн)о и необ…ятно высоко стояло над нами со всем своим таинстве(н, нн)ым великолепием. Сладко ст…снялась грудь вдыхая тот особенный томительный и свежий запах – запах русской летней ночи.

Кругом не слышалось почти (ни)какого шума… Лишь изредк… в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и пр…брежный трос…ник слабо зашумит едва поколебле(н, нн)ый набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали.

Задания к тексту:

    Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

    Определите главную мысль текста. Как можно его озаглавить?

    Определите стиль текста, тип речи. Докажите, что стиль – художественный. Найдите художественные средства в тексте.

Цель художественного текста – воздействовать на ум и чувства человека.

Особенности художественного стиля:

- изображение словами каких-то картин (образность);

- выражение определенного чувства (эмоциональность);

- использование выразительных средств языка (олицетворение, эпитеты, сравнения).

Эпитеты: темное чистое небо, томительный и свежий запах, таинственное великолепие

Олицетворения: огоньки потрескивали, тростник слабо зашумит.

Тип речи – описание природы.

5. Найдите в тексте наречия, докажите, что эти слова являются наречиями.

Основные признаки наречия

вопрос

грамматическое значение

неизменяемость

сочетаемость чаще с глаголом

синтаксическая роль – обстоятельство

6. Вспомним, что в зависимости от грамматического значения все наречия делят на две группы: определительные и обстоятельственные. Выполним задание по вариантам:

Найдите в тексте наречия, которые "живописуют" действия;

Найдите наречия, которые указывают на место и время действия.

Сделайте вывод, какую роль играют наречия в данном тексте.

7. Орфографическая и пунктуационная работа с текстом. Один ученик объясняет правописание слов, другой читает предложения, где пропущены знаки препинания, и объясняет их.

III Слово учителя: «Наречия могут использоваться не только для описания состояния природы, но и для описания внешнего вида человека, для оценки поступков, поведения человека, его характеристики, а также для описания процесса действий человека. Давайте выполним творческую работу и посмотрим, как вы умеете использовать наречия в собственной речи».

Класс делится на группы.

1 группа

Дать небольшое описание происходящего на катке, используя для характеристики действий опытного конькобежца различные наречия: плавно, изящно, стремительно, великолепно и т.д.

2 группа

Дать небольшое описание происходящего на катке, используя для характеристики действий начинающего конькобежца различные наречия: еле-еле, неуклюже, робко, неповоротливо и т.д.

3 группа

Описать состояние болельщиков на футбольном матче, если их команда одержала победу, используя различные наречия: восторженно, ликующе и т.д.

4 группа

Описать состояние болельщиков на футбольном матче, если их команда проиграла, используя наречия или слова категории состояния: удрученно, досадно, возмущенно, огорченно и т.д.

После выполнения задания зачитываются сочинения-миниатюры от каждой группы. Остальные учащиеся внимательно слушают, оценивают и выбирают наиболее удачные работы.

IV Слово учителя: «Чтобы наша речь была более выразительной, яркой, чтобы не повторять одни и те же наречия, надо уметь подбирать синонимы. В качестве синонимов у наречий часто используются фразеологические обороты. Что такое фразеологический оборот?».

Далее проводится игра-конкурс: «Кто больше и лучше?», который заключается в том, чтобы заменить наречие фразеологическим оборотом. Потом подводится итог: какая команда является победителем? Список слов и словосочетаний выводится на экран с помощью проектора.

сильно краснеть - до конца волос ;

крепко спит - как убитый ;

быстро скакать - во весь опор ;

быстро бежать - во весь дух, во все лопатки, сломя голову; одна нога здесь, другая там;

громко кричать - во все горло, во всю ивановскую ;

хорошо знать - как свои пять пальцев ;

тесно - яблоку негде упасть ;

темно - хоть глаз выколи ;

мало - кот наплакал, раз, два- и обчелся ;

медленно - черепашьим шагом, в час по чайной ложке ;

рано - чуть свет, ни свет ни заря ;

плохо - из рук вон, некуда не годится; спустя рукава; с грехом пополам ;

много - куры не клюют ;

скоро - со дня на день ;

близко - рукой подать ;

далеко – на краю света; у черта на куличиках; бог знает где; за тридевять земель; за морями, за долами; где раки зимуют .

V Слово учителя: «В употреблении наречий часто допускаются лексические и орфоэпические ошибки.

Что вы понимаете под лексическими ошибками?

Что вы понимаете под орфоэпическими ошибками?»

1. Слушается инсценировка «РЕЦЕПТ».

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:

В каком классе ты учишься, молодой человек?

В шестом " Бы".

- "Бы"? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...

Жутко дружно. Ужасно весело! А учитесь- то хорошо?

Нормально! Особенно девочки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

Нормально... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач дает рецепт - учебник грамматики русского языка.

"Актеры" задают вопрос: "Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем здесь ошибки? "

2. На доске записаны словосочетания:

пиши красивее

не увидеть сослепу

вытереть досуха

вымыть добела

ударить наотмашь

вытри дочиста

увидеть мельком

упасть навзничь

сделай иначе

уехать надолго

наесться досыта

Задание – переписать словосочетания, поставить ударение в наречиях, прочитать их правильно. К доске вызывается один ученик.

3. На доске записаны предложения:

а) Мальчик навзничь упал на землю и уткнулся лицом в ладони.

б) Вперед подумай, потом отвечай.

в) Отряд двинулся в путь, спереди шел вожатый.

г) Раздели яблоко напополам.

д) Держитесь долее свободнее.

е) Я приду к тебе днями.

Задание – исправить лексические ошибки в употреблении наречий. К доске вызывается один ученик.

VI Слово учителя: «Наречия в нашей речи могут выполнять еще одну функцию – связывать в тексте предложения. Выполним практические задания и сделаем вывод о роли наречий как средстве связи предложений в тексте».

1. Чтение текста (Русский язык: рабочая тетрадь для 7 класса. Часть II / Богданова Г.А., упр.16):

Лесистую долину мы облюбовали для своих детских игр еще в младших классах. Тут всегда было прохладно и тихо. Став взрослыми, мы по привычке приходили туда, если надо было о чем-то поговорить. Там мы снова собрались, когда узнали, что долину скоро начнут застраивать. Пока же здесь щебетали птицы и шелестели ветки деревьев и кустов.

Задание: с помощью каких наречий связываются слова в тексте, укажите смысловой разряд наречий.

2. Раздается текст на листочках. Работа проводится в парах. Задание: заменить в тексте повторяющиеся слова наречиями и местоимениями, определить, какие изменения вызвала эта замена:

Рано утром я вошел в сарай. Вдруг кто-то прошмыгнул мимо моих ног и бросился в сарай. Я вошел в сарай. Из угла, где лежало сено, доносились какие-то звуки. В углу кто-то возился. Не успел я что-либо предпринять, как из угла выскочила мышь, а за ней наш кот Васька. В то же мгновенье мышь юркнула в щель под сараем.

Слова для замены: туда же; там; оттуда; она.

Чтение исправленного текста.

Вывод о роли наречий.

VII Подведение итогов конкурса на лучшую творческую работу по теме "Наречие". Конкурс проводился за неделю до проведения урока. Учащимся было предложено сочинить стихотворение, рассказ, сказку о наречии, составить кроссворд и т.д. Зачитываются лучшие работы. Мы представляем стихотворение Сипилина Романа, ученика 7Б класса, ставшего победителем в конкурсе на лучшую творческую работу о наречии.

Наречие

Я, конечно, не поэт,

Спору с этим нету,

Но готов я изложить

Мысли по предмету.

"Наречие, наречие", -

Мы слышим очень часто,

Сейчас узнаем, что это,

И будет просто классно!

Признак действия обозначает

И на вопросы отвечает:

Как? Куда? И

Где? Когда?

Почему и отчего?

С какой целью? Для чего?

Но не буду на месте стоять,

Буду я свой рассказ продолжать.

Наречие не склоняется,

Наречие не спрягается,

Скажу вам по секрету,

Что форм у него нету…

Без наречий нам, конечно,

Ну, никак не обойтись!

Для дальнейшего ученья

Надо ими запастись.

Наречий много в мире есть,

Но всех их мне не перечесть:

По-французски, по-немецки,

Да по-братски, по-советски,

Во-вторых и как-нибудь,

Вдалеке, как-либо,

И по-рысьи, и чуть-чуть,

Дружески, игриво,

Сгоряча и поневоле,

Оттого и потому,

Сдуру, сослепу и вволю,

Вдвое, так и почему.

Люди умные здесь жили,

Хорошо язык учили.

Вместе все наречия были,

Их на группы разделили.

Наречия имеют значения:

Образа и способа действия,

Цели, меры и степени,

Причины, а также и времени.

Есть близняшки "ни" и "не",

Но какую ставить где?

Ударенье любит "не",

Без ударенья – "ни" везде:

Нигде, нисколько, никогда,

Никак и ниоткуда,

И негде, некто, некогда,

А также неоткуда.

Язык не может состоять

Лишь только из наречий,

Нам не надо исключать

Другие части речи.

Ну, а если отличить

Стих сей сколько сможешь.

Кто будет знать наречия "на пять",

Учить их долго и упорно,

Тот без запинки будет отвечать

На уроке Ларисы Федоровны!

VIII Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Чью работу на уроке вы бы оценили на «хорошо» и «отлично»?

Килина Александра Феофановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №1 - Базовая школа» п. Куеда Пермского края Просмотрите видеоряд «Зимние пейзажи» и подберите слова, с помощью которых можно выразить отношение к увиденному. Слова должны отвечать на вопрос как? Как? Изумительно, восхитительно, завораживающе, великолепно, необыкновенно, красиво, загадочно, волшебно, таинственно, необычно, ажурно, морозно… Инсценировка-рецепт Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика: - В каком классе ты учишься, молодой человек? - В 7 Бы - Бы? Не знаю такого класса, А дружно вы живёте в своём классе? - Нормально. Жутко дружно, ужасно весело… - Жутко дружно, ужасно и весело…А хорошо учитесь-то? - Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит. - Нормально… В пух и прах хвалит…Да, болезнь серьёзная, У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Вот тебе рецепт- учебник грамматики русского языка. ? Как вы думаете, о чём на уроке пойдет речь? Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чём тут ошибки? Прочитайте эпиграф. О какой части речи говорит П.Чесноков? Иногда бывает Вам желательно Действие иль признак пояснить. Это значит нужно обязательно Вам меня на помощь пригласить. П. Чесноков Отгадайте слово 1) Корень у этого слова такой же, как у слова гонит. 2) Приставки две: как у слова вдвоём и досуха. 3) Суффиксов два: один из слова скользко, другой из слова наизнанку. 4) Это слово является синонимом слову вслед. В-ДО-ГОН-К-У М.В.Ломоносов об этой части речи сказал: «Наречие для краткого изображения обстоятельств служит». Веришь или нет? 1. Верите ли вы, что наречие неизменяемая часть речи? 2. Верите ли вы, что наречия своим внешним видом похожи на прилагательные и существительные? 3. Верите ли вы, что наречия не связаны с глаголом? 4. Верите ли вы, что у наречия нет степени сравнения? 5. Верите ли вы, что в отрицательных наречиях под ударением пишется НЕ? 6. Верите ли вы, что у наречия есть зависимые слова? Веришь или нет? 7. Верите ли вы, что на конце наречий после шипящих всегда пишется Ь? 8. Верите ли вы, что наречие в предложении выполняет роль обстоятельства? 9. Верите ли вы, что наречия с НЕ всегда пишутся раздельно? 10.Верите ли вы, что знаете, что такое наречие и сможете его определить в любом тексте? Выполнение цифрового теста. В каком словосочетании даны «гл. + нареч.»? 1) купить в рассрочку 2) очень грамотно 3) макароны по-флотски 4) бежать без оглядки 5) медленно передвигаясь 6) наесться до отвала 7) посмотреть вдаль 8) крайне холодный 9) идти навстречу 10)выстрелить в упор Найдите предложение с наречием. 1.Утро хорошо сегодня! 2.Я хорошо себя чувствую. 3.Хорошо зимой в лесу. Выдвижение рабочей версии исследования. Выдвинем гипотезу. ? . Часто ли мы используем наречия в речи? . Какую роль они играют в речи? . Предположим, что наречия часто используются в речи, играют важную роль. . Предположим, что с помощью наречий можно охарактеризовать действия. . Предположим, что по частоте употребления занимают 5 место после существительных, глаголов, местоимений, прилагательных. ? Исследование художественных текстов через призму рабочей версии. . Работа по группам. Класс делится на 6 групп. Выполнение исследовательских заданий Задание 1-й группе Прочитайте текст, озаглавьте его. Определите стиль текста. Сколько существительных, глаголов, местоимений, предлогов, прилагательных, наречий вы встретили? Выясните, какое место занимают наречия по частоте употребления. С какой целью они вводятся? Понаблюдайте за ролью наречий в тексте, попробуйте убрать наречия из текста. Что изменится в тексте? Какова цель вашего исследования? Сначала мы встали и по-прежнему тихонько пошли бок о бок вперёд. Вскоре невдалеке мы увидели виновника шума. Медведь средней величины возился на скале около большой липы. Дерево росло почти вплотную около скалы, сплошь покрытой кустарником. Медведь на цыпочках добывал мёд. Он стоял на задних лапах и кудато как будто тянулся. Протиснуть лапы в дупло ему мешали камни. Медведь был нетерпеливый, а решительный. Он тряс дерево изо всей силы, чтобы наесться досыта. Вокруг улья вились пчёлы и жалили его в голову. Медведь сослепу тёр морду лапами, кричал тоненьким голосом, валялся по земле слева направо. Мало-помалу он утомился, сел на землю по-человечески и, раскрыв рот, стал смотреть на дерево, по- видимому, что-то соображая. Затем он вмиг залез на вершину. Взобравшись наверх, он протиснулся между скалой и деревом и, упершись передними и задними лапами в камни, начал сильно давить спиной в дерево. Дерево подалось понемногу вперёд. Тогда он переменил положение и, упершись спиной в скалу, стал лапами давить на дерево. Липа затрещала и рухнула наземь. Задание 2-й группе 1.Проведите опрос: Часто ли вы используете в речи наречия, в каких речевых ситуациях встречаете? Сложная ли это часть речи, на ваш взгляд? Предложите опрашиваемым произнести следующие слова: завидно, скучно, досыта, донельзя, счастливо, красивее. 2.Найдите ошибки, связанные с употреблением наречий. Устраните их. 1. Обратно проливной дождь пошёл. 2. Мальчик навзничь упал на землю и ткнулся лицом в ладони. 3. Реки в Сибири ужасно глубокие. 4. Папа взял длинную рейку и распилил ее пополам. Потом рубанком тщательно обстрогал её. Потом шкуркой отшлифовал рейку. 5. Вперед надо подумать, а потом отвечать. 6. Отряд двинулся в путь, спереди шел Володя. 7. Иван, держитесь более свободнее. Задание 3-й группе Прочитайте выразительно текст, озаглавьте его. Определите стиль текста. Какова основная мысль этого текста? Найдите в тексте наречия и замените их синонимичными фразеологизмами. Шёл медленно пёс Барбос И вот что говорил невнятно: « Мы жили с котом дружно, Но внезапно он закон нарушил». Теперь уйду я далеко, Никогда не передам привета. Вы дружбу дорого цените, Необдуманно лишних слов не говорите. Для справок: Душа в душу, на край света, черепашьим шагом, с бухтыбарахты, во веки вечные, себе под нос, как снег на голову, на вес золота. Задание 4-й группе Прочитать отрывки из стихотворений, найти и в них наречия. Определите способ их образования слов. Какова роль наречий в поэтических текстах? 1.Деревья жалобно шумели, Когда настали холода; Лишь ель молчала равнодушно И зеленела, как всегда. (А.Плещеев) 2.Солнце раз ещё взглянуло Исподлобья на поля, И в сияньи потонула Вся смятенная земля. (Ф.Тютчев) 3.Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу! За тучей прогремело, Принахмурилась земля. (Ф.Тютчев) 4.Серый день ползёт лениво, И болтают нестерпимо На стене часы стенные Языком неутомимо. Сердце стынет понемногу. (А.Фет) 5.Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул. (А.Фет) Задание 5-й группе Прочитайте текст, определите стиль текста, озаглавьте его. Вставьте подходящие по смыслу наречия, определите их роль. Объясните орфограммы в наречиях. ………. поднимается солнце. Оно всходит …….. ярким светом. ……… это огненное чудо только ……. пригревает землю, ……… смотрит на распускающиеся цветы, ……… улыбается щебечущим птичкам. ….…. оно ………… сверкает и ……… припекает. Солнце ………. трудится весь день, ……. даря тепло и радость. Слова для справок: (с)начала, весело, (без) устали, рано, медлен…о, горяч.., (по)дружески, ослепительно, постепен… о, (с)легка, потом, щедро. Задание 6-й группе Прочитайте загадки, отгадайте их. Найдите в загадках наречия, определите, к какой смысловой группе относятся наречия. Вспомните загадки, где встречаются наречия. 1. Летом спит, зимой горит, Пасть открывает, что дают, глотает. 2.Я умею чисто мыться Не водой, а язычком. Мяу! Как мне часто снится Блюдце с теплым молочком. 3.Носить легко, а считать тяжело. 4.Быстро грызёт, мелко жуёт, Сама не глотает. Что это? 5.Я мала, да зла, Чуть-чуть свечу, Иногда так упаду, Что много горя принесу. Заслушивание результатов работы групп. . Общие выводы: все тексты относятся к художественному стилю. В художественном стиле часто используются наречия, придают выразительность, делают речь меткой, яркой, точной. Служат для создания средств выразительности - эпитетов. . Наречия употребляются и в письменной речи и в устной. Выдвижение итоговой версии исследования. Вернёмся к гипотезе. Часто ли мы используем наречия в речи? Какую роль они играют в речи? Сравним. . Предположим, что наречия часто используются в речи, играют важную роль. . Предположим, что с помощью наречий можно охарактеризовать действия. . Предположим, что по частоте употребления занимают 5-е место после существительных, глаголов, местоимений, прилагательных. . Наречия мы используем часто. . В речи наречия играют изобразительную роль, используются для характеристики действий, для описания качеств предметов и явлений. . По частоте употребления наречия занимают 6-е место после существительных, глаголов, местоимений, предлогов и прилагательных. Подведение итогов исследования. . Оцените результаты исследования. . Используя наречия, проведите рефлексию. Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали. Поработали - … . В заключение хочется привести слова П.С.Пустовалова: «Без наречий утратились бы живописность, эмоционально-экспрессивная окраска, точность авторских характеристик». . Согласны ли вы с этим высказыванием? Домашнее задание. 1. Понаблюдайте за речью родителей и заполните таблицу, как часто они используют в речи наречия и слова категории состояния. Наречие Категория состояния Кто произнес слово? Речевая ситуация Наречие вкусно папа За ужином похвалил маму. Домашнее задание 2.Подберите тексты научного стиля (1ряд), публицистического стиля (2ряд), официальноделового стиля (3 ряд). Выполните задания по тексту: Запишите текст, найдите в нём наречия. Выясните, с какой целью вводятся наречия? Понаблюдайте за ролью наречий в тексте, попробуйте убрать наречия из текста. Что изменится в тексте? Сделайте выводы.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и , способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в , так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о « », неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение : «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).

Ударение : «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении . Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный .
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство . Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов . Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост» , поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при .

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный .

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс « ». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Учитель МБОУ СОШ № 42, г. Владикавказ

Особенности употребления форм наречий (§ 109).

Цель урока: 1) предупредить возможные ошибки в употреблении форм наречий, в постановке ударения в наречиях; формирование умения отличать их от частей речи, от которых они образованы; 2) обратить внимание учащихся на связь параграфа с тестовыми заданиями ЕГЭ (А1, А3).

I. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос (§ 108):

    Дефисное написание наречий. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий.

II. Сообщение темы и цели урока.

1. Работа с §109

Употребление форм степеней сравнения наречий

Нельзя образовывать составную форму сравнительной и превосходной степени наречия от простой формы + слова более, менее, наиболее, наименее-, выразился более изящнее, сделал наиме­нее . Это грубая ошибка! Наречия выше и ниже в значении «ближе к началу или концу текста» употребляются только в письменной речи, в устной речи сле­дует говорить: как было сказано раньше, как будет сказано позднее. Нельзя употреблять наречие обратно в значении «снова, опять».

Трудности образования форм наречий

В связи с тем, что наречие — неизменяемая , употреб­ление тех или иных наречий чаще всего связано с исторически усто­явшейся традицией. В частности, ряд наречий имеет на конце а или у, в то время как другие могут употребляться и с а, и с у на конце. Напри­мер, только с а: без отказа, с носа; только с у: без году, без умолку, саиу: без промаха и без промаху, сослепа и сослепу.


2. Тренировочное упражнение.

Учащиеся выполняют упражнение 276 (первые два предложения письменно в тетрадях, остальные устно).

276. Спишите предложения, устраняя грамматические ошибки в употреблении форм наречий.

1) Новые лекарства действуют более эффективнее. 2) Он как в ста­ром, так и в новом коллективе чувствует себя сбока припёку. 3) На засуш­ливых почвах вырастить обильный урожай наиболее сложно. 4) Обласкан­ные весенним солнцем воробьи чирикали без умолка. 5) Мы готовы со­гласиться с , о которых сказал выше предыдущий оратор. 6) Бабушка сослепу долго не могла разобрать, что написано в те­леграмме. 7) Мой младший брат обратно принёс «двойку» за чистописа­ние. 8) Опытный менеджер должен уметь вести переговоры более гибче.

9) На свадьбе гости плясали весь вечер до упада. 10) Использовать на уроках видеотехнику после её стационарного подключения стало наибо­лее удобно. 11) Мне необходимо поговорить с тобою с глаза на глаз.

3. На материале параграфа учебника один из учащихся подготовил сообщение на тему: "Трудности постановки ударения в наречиях" (Постановка ударения в наречиях обусловлена исторически сло­жившимися нормами. Таким образом, ударение может как оставаться на корне, так и перемещаться на приставку, например: донельзя, за­видно — ударение на корне; досуха, издавна — ударение на приставке.

Наречия могут быть образованы из сочетания одного или двух су­ществительных с предлогами. В них часто ударение переносится на предлог, например: без вести, без году — ударение на предлоге. Но мо­жет оставаться и на существительном, например: без умолку, на износ. Необходимо запомнить место ударения в следующих наречиях:

валом (валить), втридорога,

вблизи, вчистую,

вдосталь, исконно,

взапуски, опрометью,

внаймы, равно,

внове, сторицей,

тотчас, умно.

Следует различать значения наречия наголо: наголо — совсем не оставив волос: побрить наголо; наголо — вынув из ножен (о холод­ном оружии): держать шашки наголо.)

4. Работа со словами, записанными на доске.

Укажите номер группы слов, в которой все наречия имеют ударение на первом

1) мастерски, валом, набело, искони; 2) завидно, докрасна, втридо­рога, наотмашь; 3) вдосталь, взапуски, поверху, опрометью; 4) сторицей, издревле, набело, наверх.

III. Работа с текстом упражнения 278.

278. Внимательно прочитайте текст и выполните задания.

Автобус подали после завтрака к подъезду дома отдыха Академии наук. На турбазе для поездки учёных выделили лучшего работника — об­разованного и умного человека. Водитель оглянулся — все ли уселись. Ну, поехали... Каждый новый виток дороги открывает по-новому красоту мира. Нежный солнечный свет легко лежит на голубоватом асфальте, на полу­круглой воде, скользящей по круглым камням. У каждого пятна света своя отдельная жизнь, со своим теплом, смыслом, формой. И то ли постепенно, то ли вдруг, душа человека наполняется сво­им светом, ощущает самоё себя, видит себя в этом мире с пустынным мо­рем, с садами, с горным ущельем, с пятнами солнца; этот мир — она и не она, — она его видит, то ли не видит, она полна сама в себе покоя, мыслит и не мыслит, прозревает глубины жизни и , слепо дремлет. Она не думает ни о чём, но она погружена в глубину большую, чем та, в кото­рую может проникнуть межзвёздный корабль. Дивное состояние, подобное счастью ящерицы, дремлющей на го­рячем камне вблизи моря, кожей познающей солёное тепло воздуха, тень облаков. Мудрость, равная счастью паучка, застывшего на нити, протяну­той между двумя травинками. Чувство познания жизненного чуда теми, кто ползает и летает. Время от времени автобус останавливался, и Иван Петрович, экс­курсовод, негромко, словно боясь помешать кому-то в горах, рассказывал о геологической истории абхазской земли, о первых древнейших поселе­ниях людей. Ивана Петровича чем-то тревожил один пожилой человек — во время остановок он стоял поодаль от всех и не слушал объяснений. Иван Петрович заметил, что другие путешественники часто поглядывают на это­го пожилого, неряшливого человека. Экскурсовод спросил: «Кто сей дядя?» Ему шёпотом назвали знаменитое имя. Ивану Петровичу стало приятно — исследователь сложнейших вопросов теоретической физики, создатель нового взгляда на происхождение вселенной участвует в его экскурсионной группе. В то же время ему было обидно: знаменитый учё­ный, в одной статье его назвали великим мыслителем, не задавал Ивану Петровичу вопросов и, казалось, не слушал его объяснений. Через несколько дней Иван Петрович столкнулся на улице со зна­менитым учёным. «Наверное, не узнает меня», — подумал Иван Петрович. Но учёный подошёл к Ивану Петровичу и сказал:

—Я вас всей, всей душой благодарю.

—За что же? — удивился Иван Петрович. — Вы не задали мне ни единого вопроса и даже не слушали моих объяснений.

—Да, да, нет, нет, ну что вы, — сказал учёный. — Вы мне помогли от­ветить на самый важный вопрос. Ведь и я экскурсовод вот в этом автобу­се, — и он показал на небо и землю,— и я был очень счастлив в этой по­ездке, как никогда в жизни. Но я не слушал ваших объяснений. Мы, экс­курсоводы, не очень нужны. Мне даже показалось, что мы мешаем.

(По В. Гроссману)

1. Укажите, какие изобразительные средства языка использует автор в пред­ложениях абзацев III—V.

Выпишите из предложений абзацев I-III все предлоги. Выпишите из предложений абзаца X все частицы. Выпишите из предложений абзацев VII, VIII определительные и указатель­ные .

IV. Подведение итогов урока и задание на дом упр.279.(Напишите по тексту упражнения 278 сочинение в формате части С1 ЕГЭ)

Учитель МБОУ СОШ №42 г. Владикавказа

error: