Причины возникновения творческого ступора. Как преодолеть творческий ступор? Марина Снежная Студия дизайна и иллюстрации, США

Как часто у вас случалось такое? Вы открываете файл с начатым произведением или тетрадку с ним же (если пишете от руки), с минуту тупо смотрите на белый лист и закрываете его. Думаю, такое состояние знакомо многим творческим людям. А если некоторым незнакомо, то им остается только позавидовать. Или усомниться в том, что они говорят правду.

Что это за странное состояние? Его называют ступором, творческим кризисом, отсутствием вдохновения и прочее. Как же преодолеть это противное состояние и вернуться в нормальный ритм работы?

Для начала приведу несколько фраз. А вы ставьте мысленно галочки там, где узнаете себя в тот момент, когда считаете, что вы в ступоре.

1. Что-то вообще нет настроения сегодня писать. Может, завтра появится?

2. Вот сейчас загляну на свою страничку в контакте (фэйсбуке, СИ и т.п.), посмотрю свежие обновления, посмотрю, что там новенького у друзей, отвечу на сообщение и сразу начну писать.

3. Сначала я выпью кофе, съем пирожное, включу музычку для настроения и сразу же начну писать.

4. Работа совсем достала, я не могу достаточно времени уделять творчеству. Да еще куча домашних дел. Еще надо встретиться с друзьями, помочь тому-то и тому-то, сходить туда-то. (Поток мыслей может касаться чего угодно, но главное, что они все вас атакуют именно в тот момент, когда вы открыли злосчастный роман и пытаетесь себя заставить его писать.)

5. Без вдохновения все равно ничего толкового не получится. Поэтому сегодня даже смысла нет пытаться что-то писать. Все равно получится фигня.

6. Я - бездарность, никому мои произведения все равно не нравятся. Критик Пупкин сказал, что мое произведение - отстой, а критикесса Лошадкина, что я никогда не научусь писать. Так что кого я обманываю? Зачем вообще что-то писать, если все равно нормального результата не будет?

Список можно продолжать до бесконечности, но если вы поставили хоть одну галочку - вы сами загоняете себя в творческий ступор. Никого, кроме себя, винить в этом не можете. Не придет Витя, Маша, Петя, Вася и не прилетит волшебный Муз на крыльях вдохновения и не напишет ничего за вас. Если Муз в какой-то из редких ваших удачных дней прилетит, то вы собьете его еще на подлете, чтобы в следующий раз прилетал как можно реже.

Почему кто-то может на гора выдавать по 3-4 романа в год, при этом особо не напрягаясь, а вы за этот год и одного не смогли написать? Думаете, что ему это дано, а вам нет? Глупости и очередные отговорки. Все решает упорство и внутренний настрой. Не ждите, что вы получите что-то, не прилагая к этому ни малейших усилий. Все только в ваших руках.

Если настроились довести дело до конца, приступайте немедленно, а не ждите завтра или Нового Года.

Руководство к действию:

1. Убрать то, что может вас отвлечь . Когда вы открываете файл, интернет должен был наглухо закрыт. Ни одна вкладка не должна быть открыта. Если трудно удержаться от ответов на звонки или вас могут сбить звуковые сигналы смартфонов или планшетов, отключите и их.

2. Изгнать из головы посторонние мысли . Все прочие мысли и проблемы должны на эти полчаса, час или любое другое количество времени, которое вы решили уделить творчеству, быть изгнаны из головы.

3. Создайте творческую атмосферу . Если вам помогает сосредоточиться музыка или приглушенный свет, создайте эту атмосферу. Но если они вас отвлекут от дела, работайте в обычном режиме.

4. Создайте особый настрой в голове. Не думайте сейчас о том, что завтра на работе нужно будет сделать то-то и то-то, ребенка отвезти к бабушке и прочее. Для этих мыслей у вас будет куча времени. Сейчас постарайтесь погрузиться в тот мир, который вы описываете в романе. Нырните туда с головой. Если вам это поможет, представьте себя на месте героя, который сейчас в фокусе вашего внимания. Влезьте в его шкуру и проживите эти минуты его жизнью.

5. Просто начните. Достаточно написать несколько предложений и все - мозг включится в работу. И вас уже не остановить. Вы поймали вдохновение за хвост. Именно так: оно не приходит, когда ему вздумается, оно с вами всегда, просто вы упорно его не замечаете. Достаточно понять эту простую истину - и вы всегда на коне.

6. Пишите регулярно. Чем больше вы делаете перерыв в творчестве, тем сложнее вам снова войти в нужный ритм. Даже если пропускаете два дня, настроиться тяжело. Я уже молчу про недели и месяцы. Постарайтесь не делать долгих перерывов. Даже если напишете всего страничку или абзац - это уже считается. Вы поддерживаете себя в отличной писательской форме.

Воспринимайте писательство как зарядку. Если второе необходимо вашему телу, то первое той божественной искре, которой вы наделены в отличие от многих других. Не зарывайте свой талант в землю и не ведите себя как капризный ребенок, отвергая его. Кому будет лучше от того, что вы сдадитесь и поддадитесь своей лени и нежеланию настраиваться на работу? Будет лучше куче ваших конкурентов, которые злорадно потирают руки. Будет лучше критикам Пупкину и Лошадкиной (Вау, мы зачмырили очередного начписа. Мы круты!) Одним неудачником больше. Правда, хотите быть таким неудачником? Воля ваша. Хуже от этого только вам.

Но если хотите доказать в первую очередь самому себе, что вы на что-то способны в этой жизни, вперед. Все в ваших руках!

П.С. Для тех, кто сейчас начнет придумывать новые отмазки (нет времени, я так занят и прочее): сколько вы сейчас потратили времени на прочтение этой статьи? Сколько до этого бесцельно клацали мышкой, открывая и закрывая различные странички интернета? Даже если 10 - 15 минут, то подумайте о том, что за это время вы могли написать целую страницу. И не говорите о том, что вы не могли. Могли, просто не захотели. В этом вся суть - просто захотеть и сделать.

Alex Cornell

Известный блогер, музыкант и дизайнер Алекс Корнелл

Столкнувшись в очередной раз с творческим кризисом, решил задать двадцати пяти креативщикам вопрос: «К каким средствам вы обращаетесь, чтобы в повседневной профессиональной рутине не терять творческого вдохновения?» Как дизайнер и ожидал, ему представили множество стратегий, начиная с прослушивания в полном одиночестве в лесу «Boards of Canada», заканчивая приготовлением шторма и ожиданием просветления ума.


Nicolas
Felton

Графический дизайнер, Нью-Йорк

У меня еть несколько тактик, которые позволяют мне поддерживать мой поток креативности. Я чередую течение моей жизни, как севооборот в сельском хозяйстве. В нечетные года я стараюсь больше путешествовать и в основном работаю с персональными проектами и личными инициативами. А в четные годы я предпочитаю больше работать и зарабатывать, чтобы потом отправляться в длительные путешествия. Например, в 2005 году я провел пять недель в путешествии вокруг света. В 2007 году я ездил в Непал, Китай и Тибет на три недели. Эти поездки были настолько впечатляющими, что я возвращался за свой рабочий стол с головой полной мыслей и идей.


Графический дизайнер, Бельгия

В творческий ступор я впадаю весьма редко, у меня в голове постоянно бурлит большое количество разнообразных идей. Все остальное вопрос времени и приоритетов. Уже целый году я то начинаю, то бросаю, то снова продолжаю работу над гарнитурой. И этот процесс доставляет мне огромное удовольствие, а также дает бесценный опыт, но это и мешает мне работать над каким-либо другим проектом. Поэтому можно сказать, что я впадаю в своего рода интеллектуальный ступор: хочу развиваться и продолжать двигаться дальше, но не раньше чем закончу проект с гарнитурой. Я могу назвать себя медлительным и дотошным, мне хочется, чтобы все было идеально. Так я продолжаю бег по кругу. Сама идея гарнитуры мне в голову пришла в то время, когда я просматривал старый шрифт, который я сам разработал (да-да, иногда моя собственная работа тоже может стать источником вдохновения, для этого и нужны записки и наброски), постер Wim Crouwel «Hiroshima» и винтажную обложку книги. Поэтому предметный фактор срабатывает в конце концов.


Audrey
Kawasaki

Художник, эротическая живопись, Лос-Анджелес

Когда у меня возникает чувство, что я впадаю в творческий ступор, то это случается по той причине, что я отвлекаюсь и думаю о чем-то не относящимся к моей работе. Или я просто не могу спокойно сидеть и сконцентрироваться на том, что мне необходимо делать. Чтобы с этим справится, на протяжении многих лет я просто включала музыку в наушниках, или смотрю разного рода информационные передачи. Их прослушивание во время работы дает возможность моему мозгу работать в двух направлениях: освобождать от ненужных мыслей творческую составляющую и спокойно трудиться. Создавать своего рода барьер для ежедневных отвлекающих факторов и разделять себя на две части — это самый лучший для меня способ, который позволяет войти в медитативное состояние во время написания картины.

Khoi Vinh

Руководитель группы дизайнеров ресурса NYTimes.com

Много рисовать и читать. Чтение я могу сравнить со стратегией: это постоянное пополнение запаса идей, метафор, точек зрения, деталей. В своей голове ты хранишь все прочтенное для того, чтобы позднее в твоем распоряжении оказался внушительный каталог «отправных точек». Рисование дает возможность активировать всю информацию, которая храниться в голове и помогает решать поставленные задачи. Сам процесс рисования представляет собой визуализацию различных идей и позволяет классифицировать большое количество элементов, установить между ними неожиданные связи. Главное – рисовать быстро и не отвлекаться на технику исполнения. Только так можно удержаться в рамках контента и не зацикливаться на форме.


Kalle
Gustafsson

Фотограф, Швеция

Если у меня появляется ощущение нехватки вдохновения, значит нужно взять тайм-аут. В моем случае это самый лучший вариант. Я уезжаю на неделю или две в отпуск, чтобы просто слушать и смотреть. Я смотрю на людей, слушаю музыку. Я мог бы сказать, что меня вдохновляет все вокруг, независимо от места и времени. Чтобы найти вдохновение нужно просто выйти за рамки привычной работы и отвлечься.


Иллюстратор, дизайнер, Атланта

Когда у меня возникает необходимость в источнике вдохновения для запуска креативных механизмов, то я обращаюсь к экспериментальной музыке, дизайну или кинематографу середины прошлого века, дикой природе и многому другому. Для достижения максимального творческого потенциала мне необходимо одновременно сидеть в лесу, слушать «Boards of Canada», смотреть сериал «Безумцы».


Chad
Hagen

Дизайнер и художник, Миннеаполис

Все время оставаться креативным – это тяжелый труд. Если быть честным, то я не думаю, что был достаточно талантлив, когда поступал в школу искусств. Мне необходимо было трудиться для того, чтобы оставаться креативным. Единственное, что меня заставляло сфокусироваться, это мое бесконечное желание быть хорошим художником. И об этом я думал постоянно, если я буду постоянно заниматься тяжелым трудом, изучать изобразительное искусство, как сложные и не очень математические уравнения, то я смогу расслабиться и делать крутые вещи, а также позволять событиям идти своим чередом.

Если со мной случается творческий ступор, лучшим способом с ним справиться будет то место, в котором мне захотелось бы стать еще лучше. А для этого мне нужно взглянуть на работы других людей. На мой взгляд, нет способа лучше зажечь собственный творческий потенциал, чем посмотреть на удивительные вещи, которые сделали другие люди. Подобные вещи можно увидеть в музеях, галереях, на выставках. Меня это всегда вдохновляет, а также пробуждает желание вернуться за работу и сделать что-нибудь стоящее.


Фрилансер, иллюстратор, Англия

Я могу дать несколько советов: В первую очередь необходимо отвлечься от компьютера/набросков/записной книжки, прогуляться по улице, посетить новый город. Как-то раз я сидел в кафе в Берлине, и мне в голову пришло такое количество идей, что я даже не представлял, что с ними делать теперь. Иногда я посещаю библиотеку и закапываюсь в старых изданиях по графическому дизайну или журналах по фотографии. Из них я выхватываю вещи, которые просто поражают мое воображение. После этого я иду домой и распечатывают их или вклеивают в мою книжечку для журнальных и газетных вырезок. В моей голове после этого обычно остается еще масса идей.


Kim
Holtermand

Фотограф, Дания

Каждый раз, когда у меня заканчиваются идеи, я обычно слушаю музыку, чтобы вернуть прежнее расположение духа. Для меня она является колоссальным источником вдохновения. Многие мои роботы создавались при прослушивании таких музыкантов как Sigur Ros (самые любимые), Max Richter, Trentemøller, M83, Helios, Dead Can Dance, Jonsi and Alex, Air, Olafur Arnalds, Johann Johannasson … список можно продолжать до бесконечности. Музыкальная меланхолия создает у меня определенное настроение, в котором легко начинают продуцироваться идеи.


Erik
Spiekermann

Легендарный немецкий типограф

1 Избегай (Сделай что-то другое, создай резервную копию данных, помой машину, выполни поручения и так далее). 2 Думай (Постарайся расслабиться и подумать о проблеме, дай волю своему мышлению). 3 Исследуй (Ищи подходящий материал, просмотри бывшие проекты. Главное избегать Googlе, чтобы найти что-то стоящее и полезное необходим очень много времени). 4 Собирай (Много всяческого хлама есть у каждого. А именно среди него должно оказаться то, что будет наиболее полезным). 5 Делай наброски (Рисование – это очень классная штука, даже если у тебя нет таланта к рисованию. Визуализация простых вещей помогает воплощать их в жизнь). 6 Реконструируй (Проблему нужно разбить на части и на каждую из них посмотреть отдельно, а после этого собрать все части вместе).


Si
Scott

Иллюстратор, графический дизайнер, Англия

Творческие кризисы у меня случаются весьма часто (как и у большинства творческих людей, насколько я полагаю?). Для борьбы с ними у меня есть единственно верный способ – продолжать дальше работу и генерировать идеи, даже если они кажутся незначительными. Биться головой о стену в поисках решения – это самая трудная и самая безысходная на свете вещь.

Свое вдохновение я черпаю в книгах и стихах. Кроме чтения еще музыка весьма продуктивно воздействует на меня. Слова способны зажигать что-то во мне и появляется желание творить дальше, думать, исследовать, анализировать.


Художник, дизайнер, Мичиган

Первым и лучшим вариантом борьбы для меня будет прекратить попытки заставлять себя что-то делать и просто отвлечься от работы на время. Перерывы делать достаточно важно.

В поисках вдохновения я обычно отправляюсь в книжный магазин. Это мой самый любимый способ времяпрепровождения. Там я мо по-настоящему расслабиться. Стопка книг, журналов и кофе. Иногда я могу брать компьютер с собой, но в основном пользуюсь возможностью оторваться от экрана и полистать бумажные страницы, посмотреть, почитать и почерпнуть что-то новое для себя. Издание о музыке, искусстве, дизайне, культуре, тату, музыке – вот что мне больше всего нравится. Я перегружаюсь этой информацией и этот факт помогает мне выйти из творческого ступора.


Иллюстратор, художник, Калифорния

В творческий ступор я впадаю не так уж и часто, но если это случается, то я просто делаю перерыв. Не рисую и делаю все, что пожелаю до того времени, пока я снова не почувствую, что хочу взяться за работу. Я стараюсь не допускать творческих кризисов, поэтому постоянно активизирую мыслительную деятельность, читаю слушаю подкасты, смотрю DVD. Также я люблю встречаться с друзьями, у которых есть другие интересы.

В моей области непосредственных источников вдохновения очень мало, поэтому большинство работ, которые я создаю, — это то, о чем рассказывают мои друзья и что их больше всего интересует. К примеру, я не являюсь большим любителем фильмов ужасов или фильмов о восставших их мертвых или фильмах о магических кристаллах, обладающих магической силой, но все это я рисую, потому что мои друзья об этом рассказывают. Вообще у каждого это происходит по-своему. У меня вот так.


Креативный директор Google Create Labs

— Принимаю долго душ. Стоя под душем я думаю совсем иначе. Он способен смывать все мои старые мысли и позволяет чувствовать себя обновленным.

— Делаю уборку. Беспорядок вокруг мешает мне ясно мыслить.

— Если эти два варианта не сработали, то я сажусь за руль мотоцикла и еду кататься, стараясь совершенно не думать о проекте.

В конце-концов каким-то непонятным образом ступор проходит.


Дизайн-студия, Дания

Наша студия состоит из двух дизайнеров, которые работают друг с другом достаточно тесно. Мы очень часто сотрудничаем с фрилансерами, на их нельзя назвать частью нашего творческого процесса. Мы стараемся постоянно искать в чем-то вдохновение, поэтому все, что нас может вдохновить, мы добавляем в архив, чтобы источники вдохновения постоянно находились под рукой. В качестве таких источников может выступать что угодно. Если это что-то, что мы видим на улице, то мы фотографируем это. Кроме уличных событий такими источниками могут быть журналы, показы мод, книги, блоги, кино и многое другое. Если мы начинаем работу над новым проектом, то сначала мы его обсуждаем, рассказываем друг другу о том как мы его видим, затем листаем наш «архив вдохновения», делаем наброски. Когда визуальная составляющая уже будет скомпонована, мы можем начинать процесс создания.


Дизайнер, иллюстратор, художник, Бруклин

Для меня самый лучший способ выйти из ступора – это отправиться в любую сторону поездом Amtrak. Но, к сожалению, к этому варианту я не могу прибегать настолько часто, насколько бы мне хотелось. Тем не менее, мне очень нравится это принудительное сидение на одном месте. Оно намного удобнее, чем в самолетах. Мой дедушка каждый год ездил на Аляску и писал романы во время путешествия. Мне кажется, что путешествия по железной дороге чем-то похожи на поездки моего деда на Аляску. Когда передвигаешься по миру, ты начинаешь чувствовать себя живым.

Однако это не всегда бывает просто сделать. И большую часть времени я просто мчусь сквозь свою работу. Если я начинаю чувствовать недостаток вдохновения, то я мирюсь с тем фактом, что могу допустить некоторые ошибки. И продолжаю трудиться дальше.


MINE

Студия графического дизайна Кристофера Симонса, Сан-Франциско.

Можно назвать три фактора, которые способствуют наступлению творческого кризиса: осознание того, что попал в тупик, осознание того, что попал в тупик и не знаешь как из него выбраться, осознание того, что попал в тупик, знаешь как из него выбраться, но сомневаешься, что у тебя получиться это сделать.Сперва я спрашиваю себе, действительно ли я в тупике? Случается так, что мы думаем, что застряли или хотим так думать, но на самом деле мы идем по нужному следу и даже не догадываемся об этом. Некоторые пути неизбежны. Кризис может быть всего лишь ямой на пути.Я не делаю ничего. Находиться в тупике – значит не иметь четкого представления об образовавшейся проблеме. В таком случае лучше лекарство – перспектива. Ее я рассматривают в территориальном и временном аспекте. Когда я отвлекаюсь от проблемы, мне становится проще взглянуть на нее со стороны. Иногда вместо того, чтобы биться при поиске решения, лучше сделать что-то мало относящееся к делу. Посмотреть кино или сходить на выставку, к примеру. Что-то из другого мира может оказаться решением проблемы, с которую я стараюсь игнорировать. Я становлюсь крутым. Иногда может возникнуть проблема, которой я могу найти решение, но мне оно кажется очень сложным. Такую неуверенность я преодолеваю с помощью одного трюка: я берусь за другие, более легкие задания, которые не относятся к делу: дописываю пост в блоге, навожу в гараже порядок и так далее. После успешного выполнения этих задач, я становлюсь уверенным в том, что я все смогу. А когда я в очередной раз возвращаюсь к неразрешимой проблеме, то она уже становится для меня очередным пунктом в списке. И нет никакого волнения.


Креативное агентство, Англия

Заведите будильник на 5 утра, и когда он зазвенит, у вас есть только два варианта: либо встать и наслаждаться уникальным ощущением этого времени суток, либо заснуть дальше и увидеть странные бредовые сны. Один из двух вариантов точно вдохновит. Не стоит сидеть на креативном собрании в ожидании того, что что-то может щелкнуть в твоем сознании. Не следует читать о дизайне и смотреть картинки в Google или YouTube. Не стоит себя заставлять, лучше уйти из студии и сходить в театр или на концерт, или в музей. Главное отдохнуть от работы, проветриться, перестать пялиться в монитор, отключить мобильный, поговорить с друзьями о любой ерунде. Расширяйте свои интересы. Чем они будут шире и чем выше будет культурная образованность, тем более значительными станут ваши проекты для клиентов. Постарайтесь поставить себя на место клиента и попробовать представить его ход мыслей. Производите кучу идей, обменивайтесь ими с коллегами, тестируйте на них свой ход мыслей. Думайте о проекте, рассматривайте его со всех точек зрения. Будьте строги и непреклонны во время создания своего проекта. Или же наоборот, руководствуйтесь своими инстинктами, потому что вы устали от надуманных и вымученных ответов, которые только отнимают радость жизни настолько, что вы даже не можете представить себе, зачем пошли в сферу креатива, если в ней все решают комитеты и компромиссы. Много рисуйте, просто ради самого рисования. Будьте смелыми в суждениях, в том случае, если вы чрезвычайно талантливы, в противном же случае просто слушайте. Слушайте в любом случае.


Dan Covert и Andre Andreev, дизайн-студия, Нью-Йорк

Дэн: Если мне случается впасть в креативный ступор во время повседневной работы, то я иду гулять или брожу по сети, или беру фильм посмотреть, могу купить книгу или сходить в музей, делаю какие-то вещи из стандартного набора клише поиска источника вдохновения. Однако иногда мне надоедает заниматься поиском этих источников и просто стараюсь почистить мысли, покинув офис. Идеи ко мне приходят тогда, когда я жду их меньше всего.

Андре: Если говорить о повседневной креативности, то у меня есть жесткое расписание, которого я стараюсь придерживаться. Я работаю над проектом, только и всего. Я не трачу весь день на один проект, если в этом нет жесткой необходимости. Я стараюсь отключить IM и e-mail, или проверяю их лишь раз в час.Жесткое распределение времени мне очень помогает. Если у меня остается два часа на то, чтобы закончить работу, я концентрируюсь на деталях и элементах, которые мог упустить из виду.

Мне кажется, что это и помогает быть творческим. Я с нетерпением жду момента, когда сновам смогу взяться за проект и заставлю себя от него немного отвлечься и подумать, что бы я смог для него сделать в следующий раз. Благодаря расписанию я могу переключаться с одного вида деятельности на другой. Большое количество задач не для меня, я не умею одновременнно разговаривать по IM, вести беседу с интерном, подписывать контракт, пытаться что-то спроецировать и ожидать e-mail. Мне необходимо избавиться от всего, что меня отвлекает, а также сфокусироваться только на одном проекте.

Дэн: Наша студия так устроена, что очень часто случается частичное совпадение или наложение того, чем занимается каждый из нас. Мы не оказываем давления на людей, которое относится к творческой ответственности. Это может немного обескураживать, но позволяет нам быть значительно свободнее в некоторых вещах. А если говорить о творческом кризисе в широком смысле слова, то мы все время стараемся развивать свой бизнес в нескольких направлениях.

Андре: Если говорить о моем вдохновении в широком смысле слово, то оно то появляется, то исчезает. Мне сложно предсказать, когда я снова смогу загореться новым проектом. Я стараюсь быть счастливым в личной жизни, что во многом положительно влияет на мою работоспособность. Продуктивная составляющая является одним из главных факторов счастливой личной жизни. По этой причине я и стараюсь делать как можно больше того, что я люблю: читаю книги, встречаюсь с девушкой, играю в футбол или видеоигры, напиваюсь, все зависит только от моего настроения. На мой взгляд, трудно оставаться креативным, если ты о чем-то беспокоишься, злишься или расстраиваешься.

Дэн: Мы работаем в различных направлениях, что немного освежает. В один день мы можем заниматься моушеном, а на другой день делать брендинг или футболку. Обучение тоже во многом помогает, поэтому каждую неделю мы занимается с новыми идеями или талантами. Мы учимся у них точно также как и они у нас.


Графическая студия, Роттердам

Наша студия – это дизайнер и художник. Такую комбинацию можно назвать весьма динамичной, в том смысле, что мы всегда рассматриваем проблему с нескольких сторон. Методы и взгляды, которыми мы пользуемся, часто выглядят весьма противоречиво, но это создает движущую силу. Такой способ работы мы считаем весьма продуктивным. Наш союз получается достаточно живым и прогрессивным, поэтому мы никогда не стоим на месте. Кроме того, нам нравится создавать работы для себя. Это помогает сохранить ясность и оттачивает мастерство. Поэтому, чтобы двигаться вперед необходимо все время занимать себя работой.


Christpher David Ryan, дизайн-студия, США

Мне часто доводится ощущать своего рода творческий ступор. Не могу сказать чтобы я вообще не мог сделать чего-то креативного, просто время от времени ничего из того, что приходит ко мне в голову, я не воспринимаю как нечно особенное. Сколько себя помню, я просто садился и позволял соим творческим мыслям струиться. Но сок этот не всегда был сладким.

Я заметил,что чем больше я требую в таких ситуациях от себя результата, тем больше вероятности остаться ни с чем. Но в моем арсенале есть запас оружия от творческого ступора: разговоры, рисование, прогулки, винтажный шопинг, чтение, йога, просмотр старых записей, красное вино, ТВ, виски и так далее. В поисках вдохновения я избегаю только интернета. Этот вариант мне кажется слишком банальным и простым.

Самые яркие идеи ко мне приходят к концу дня, когда я этого меньше всего ожидаю: когда я в метро, в душе, в кровате, на встрече. В те моменты, в которые на поиск идей настроен меньше всего. У меня складывается такое впечатление, что энергия, которую я трачу в течние для создает вокруг меня облако для того, чтобы потому рассеяться и тогда идеи добираются до меня.


Kevin
Dart

Фрилансер-иллюстратор, Лос-Анджелес

У меня есть куча способов избавиться от творческого опустошения. К примеру, искать в сети классные фото референсов, находить и слушать новую музыку, просматривать старые рисунки, рисовать в кафе, выходить из дома на прогулку. На самым лучшим способом для меня остается разговор с друзьями. Они всегда могу продемонстрировать новый взгляд на проблему, который мне даже в голову не пришел бы. Или какие-нибудь красивые иллюстрации, которых я до этого не видел. Или же просто подбадривающие слова, которые меня заставляют двигаться дальше.


Студия дизайна и иллюстрации, США

Сбежать. У этого простого слова столько различных интерпретаций. Если же брать самую простую, то мы уходим. Куда? Всегда получается по-разному. Это может быть и книжный магазин, и антикварная лавка, и кофейня, и кинотеатр, и лес, и берег реки, парк, иногда даже просто гостинная. Цель остается всегда одна – почувствовать или увидеть то, что нас вдохновило бы. Причем это не обязательно должно быть что-либо новое или свежее, но обязательно что-то, что смогло бы вернуть нам желание взяться за работу. Наши проекты мы очень часто обсуждаем в кофейне, а не в рабочем кабинете – в такой обстановке рождаются лучшие идеи.

В целом подобные освежающие моменты рефлексии, вне зависимости от того, длятся они целый день, несколько минут или половину дня, могут быть весьма плодотворными. Мы уже давно включили их в наше рабочее расписание.


Креативный “мозговой центр”, Калифорния

Justin Krietemeyer: Очень частоя отправляюсь на длительную пробеждку, прогулку с собакой или на мотоцике. Я делаю все что угодно, только не работу связаную с проектом. Хорошие идеи храняться в жире и если я сожгу немного своего, то я смогу их освободить и пользоваться ими. Я беру с собой телефон, чтобы записывать идеи, которые возникают в моей голове.Самый худший вариант – напрячься и сделать все за раз.

Tess Donohoe: Если я испытываю недостаток вдохновения, то встаю и отхожу от компьютера. Верным способом получить разочарования для меня считается уставиться на картинку или пустой экран. Мне нравиться прогулки и пробежки по улице. Ты идешь или бежишь, осматривая все вокруг. Решение сложных проблем я нахожу в тот момент, когда о них совершенно не думаю. У меня в голове возникают интересные модели и образы, когда я просто смотрю по сторонам: на асфальт, на грузовик с мороженным, на деревья. Чаще всего, когда я перестаю думать о проекте, ко мне приходят новые идеи.

Брэндон Тёрнер (Brandon Turner)

Предприниматель, инвестор, автор нескольких книг и главный редактор социальной сети, специализирующейся на недвижимости. Брэндон вывел свой собственный алгоритм, соблюдая который можно навсегда забыть о том, что такое творческий кризис. Используя его, он смог написать 250 000 слов за год.

Вы твёрдо решили что-то написать, уселись за рабочее место, открыли ноутбук и текстовый редактор, но вдохновение внезапно куда-то коварно улетучилось. Прошло уже добрых полчаса, а вы так и продолжаете сидеть перед абсолютно пустой страницей.


Неважно, что вы пытаетесь писать: книгу, статью для блога или что-то ещё. Писательский блок, или творческий тупик, - вполне реальная вещь, которая будет тормозить вашу работу и до невозможности раздражать.

Вряд ли кто-то из нас может стопроцентно гарантировать, что каждый день при любых условиях и погоде сможет беспрепятственно выдавать по одному, а то и по несколько .

Вдохновение - штука капризная и непостоянная, поэтому необходимо уметь писать не дожидаясь его. Ниже рассмотрим четыре простых совета, которые должны помочь в такой ситуации.

1. Используйте «детсадовские» уловки

Вспомните, когда вы были ребёнком, учителя наверняка не раз предлагали вам выполнить задание, в котором необходимо было заполнить пробелы недостающими словами. Что-то вроде этого:

Мой любимый цвет - ________.
Имя моей мамы - ________.
Когда я вырасту, я хочу стать ________, потому что ________.

Вряд ли вы тогда испытывали какие-то особые затруднения выполняя это задание, правда ведь? Ни о каких творческих блоках и речи не шло. Причина такой простоты в том, что тема была уже заранее определена и всё, что от вас требовалось, - это просто-напросто вписать нужные слова в подходящие места.

Именно поэтому заполнение пробелов в работе считается самым лёгким способом преодолеть писательский блок. Вам поможет детальный план действий. Чем больше подробностей и тонкостей вы сможете предварительно обдумать и мысленно поместить в свой пока ещё воображаемый текст, тем легче будет его в конечном счёте написать.

Сегодня, прежде чем ответить на письма нужным людям, я провёл пять минут обрисовывая в общих чертах каждую мысль, которую мне хотелось бы донести. Поэтому, когда пришло время писать сами письма, всё, что мне оставалось сделать, - это всего лишь «восполнить пробелы» для каждого конкретного письма, расширить по пунктам каждую идею. Написание писем не отняло много времени: на то, чтобы разобраться с почтой, ушло всего-то полчаса. Я так быстро справился только потому, что не должен был принимать никаких решений. Не было такого, что я просто сидел и думал: «Хм-м, а о чём же я должен был написать сегодня?»

Брэндон Тёрнер

Самое трудное в работе - процесс принятия решений. Поэтому если вы справитесь с этой задачей заранее, то намного . Не усложняйте: когда вы понимаете, что не можете сдвинуться с мёртвой точки, просто вспомните про этот наивный детсадовский метод.

2. Берите пример с профессиональных спортсменов

Вы когда-нибудь видели, как профессиональный гольфист готовится загнать шарик в лунку? Обращали внимание, как баскетболист реализует штрафной бросок? Или как бейсбольный питчер подаёт мяч?


playbuzz.com

Когда спортсмены собираются выполнить трюк, который проделывали уже миллион раз, они практически всегда придерживаются какого-то заранее установленного . Например, делают три шага вправо, прокручивают мяч в руке или отбивают его от пола. У них у всех есть маленький ритуал, который предшествует рутинному действию.

Для чего им это? Заранее установленный порядок помогает настроиться на правильное выполнение действия и усиливает своеобразное «мышление успеха». Те же правила работают и для писателей. Самое время придумать для себя парочку ритуалов.

Когда Брэндон Тёрнер (Brandon Turner) писал свою первую книгу, его распорядок дня был очень прост:

Встать в 5:30.
Выпить стакан воды.
Сделать пятиминутную зарядку.
Немного посидеть на диване (всегда на одном и том же месте).
Открыть ноутбук.
Просмотреть заранее продуманный план действий.
Начать «заполнять пробелы».

Брэндон уверяет, что следовал этому ежедневно на протяжении ста дней и ни разу не сталкивался с творческим кризисом. Благодаря чёткому режиму дня он сразу же приступал к работе, ограничив воздействие всех отвлекающих факторов, которые могли бы привести к потере работоспособности.

  • Пишите в одном и том же установленном месте.
  • Пишите в одно и то же время.
  • Слушайте перед работой одну и ту же песню.
  • Используйте для письма один и тот же текстовый редактор.
  • Пишите каждый день. Ничто не убивает установленный порядок быстрее, чем выходные.

3. Добавьте немного странности

Этот пункт может показаться вам немного диковатым, но Брэндон уверяет, что это один из лучших способов преодолеть трудности, которые могут возникнуть при письме.

Во-первых, решите, для кого вы пишете. Нет, не надо придумывать абстрактный персонаж какого-то пола, возраста или профессии. Найдите настоящего, реально существующего человека, для которого вы будете писать.


После того как вы нашли счастливчика, распечатайте его фотографию (да, это именно тот момент, когда всё начинает становиться странным). Не стоит печатать огромный портрет, ограничьтесь маленькой фотокарточкой. Поместите её неподалёку от своего рабочего места (иголки в неё втыкать не надо).

Теперь всё, что от вас требуется, - писать для этого человека. Как бы вы объяснили тему ему или ей? Как рассказали бы свою историю? Получается, что, вместо того чтобы писать некоему неизвестному читателю, вы теперь пишете для определённого человека. Удивительно, но эта небольшая уловка реально работает.

4. Пишите как можно больше

Зачастую причиной творческого тупика становится не отсутствие вдохновения, а банальная . Вы начинаете писать, потом перечитываете, и через мгновение вас уже переполняет тотальное недовольство собой. Единственный вопрос, который вы в данную секунду задаёте себе: «Кто вообще написал эту чертовщину?»

Вместо этого просто притормозите. Остановитесь, возьмите паузу. Вы сейчас слишком выбиты из колеи, чтобы двигаться дальше, в вас закралось сомнение относительно ваших писательских навыков. Именно поэтому вы пробуксовываете.

Когда я пишу, то я просто пишу. Я не редактирую, не оглядываюсь назад, не пытаюсь перепроверить каждое предложение. Если мне кажется, что я застрял, то я просто пишу больше. Ещё больше. И потом ещё чуточку. После того как я заканчиваю писать дневную норму, я могу возвратиться для того, чтобы немного поправить текст, но никогда не позволяю самокритике брать верх. Продолжать писать - это лучший выход для меня.

Брэндон Тёрнер

Если вам кажется, что вы не можете писать, не паникуйте. Чтобы преодолеть творческий кризис, попробуйте применить на практике какой-нибудь из этих советов.

Фото: Ihor Savchenko/Rusmediabank.ru

Такое ощущение, что все мысли разбежались, а поймать их никак не получается? Надо что-то придумать, но ни одна идея не рождается? Такое время от времени случается со всеми. Творческий ступор. Состояние, когда вы больше не можете создать ничего нового. Причиной может стать все, что угодно – психологическое перенапряжение, личные проблемы, физическая усталость и нехватка сна, лень, разочарования, конфликты, апатия от того, что в жизни не происходит ничего нового. И хотя часто это состояние преодолевается само собой, игнорировать его нельзя.

Как разобраться в проблеме?

Поскольку причины творческого ступора самые разные, то и способов их преодоления тоже много. С чего начать?
Оцените ситуацию, в которой вы оказались. Разберитесь, почему вам стало не хватать мотивации, что вам мешает, чего вам не хватает? Может, ситуацию можно легко исправить. Если причина в переутомлении, то вам ничего не поможет, пока вы не вернете себе жизненные силы. В этом случае лечение одно – отдых.

Если ответы и решения в голову не приходят, займите себя чем-нибудь, например:

Устройте себе перерыв. Не пытайтесь больше насильно выудить из себя нужную мысль. Сходите на прогулку, займитесь чем-нибудь совершенно новым для себя.

Почитайте книгу – при этом активизируется воображение. Печатные издания – отличный источник вдохновения.

Включите хорошую музыку. Под ритмы музыки в разные времена создавались настоящие шедевры!

Задайтесь множеством вопросов. Возможно, вы не можете решить свою задачу потому, что мало знаете о ней?

Выспитесь! Сон придаст силы и подготовит мозг к творческому озарению.

Съездите к друзьям или родителям.

Развлекитесь! Например, займитесь танцами, аэробикой.

Найдите хорошую компанию и поиграйте. Подурачьтесь от души. Подойдут любые игры, ведь это – ключ к энергии и новым открытиям, а значит – к творчеству.

Кризисная ситуация. SOS!

Но! Все эти варианты подходят, если работа не срочная. А что делать, если надо в краткий срок выдать идею, а не то будут проблемы? Время идет (да что там – почти уже вышло!), но в вашей голове ровным счетом ничего, и чем больше вы пытаетесь что-то из себя выдавить, тем лучше понимаете, что все тщетно...

Самое главное – ничего не делайте в панике. К добру такое не приводит. Где паника, там нет ни вдохновения, ни гениальных идей. Они от нее разбегаются в страхе.

1. Если дело совсем плохо, начните перебирать любые приходящие в голову идеи. Не стремитесь сразу к гениальному озарению. Перебирайте одно, другое, третье, записывайте все на бумаге. Вполне возможно, на 5-6-й идее вы войдете во вкус, мозг разработается, втянется в интересное дело и выдаст наконец-то что-то особенное!

2. Вы замечали, что иногда сложно только начать? А потом все начинает литься само собой. Вы оказываетесь в процессе.

3. Не отвлекайтесь на посторонние вещи. Выключите телефон, отключите скайп, выйдите из социальных сетей – словом, устраните все то, что отвлекает ваше внимание.

4. Все равно ничего не получается? Выплесните эмоции. Если надо, скомкайте бумагу, порвите ее, даже можете выругаться!

5. Позвольте разуму окунуться в пучину хаоса и беспорядка. «Свободное плаванье» может привести к неплохому результату. Вы можете оказаться там, где никогда и не мечтали! Как добиться этого? Добавьте в свою жизнь нотку спонтанности. Включите телевизор на первом попавшемся канале, сходите в кинотеатр на неизвестный фильм. Ваша цель – все неожиданное, непредсказуемое. Как и сам творческий процесс! В этом и кроется весь смысл. Внезапное озарение!

6. Попробуйте поработать в непривычном для себя месте. Смена обстановки – самое лучшее лекарство от всех напастей. Куда пойти? В парк, в библиотеку – куда угодно, только бы это место никак не ассоциировалось у вас с работой. А можете просто пойти, куда поведут ноги. Идите, идите, пока вдруг не увидите то самое место. У вас как щелчок раздастся внутри – сюда!

7. Расслабьте мозг, напрягите мышцы! Не смотрите загнанно в одну точку, ожидая озарения. Помойте посуду, приберитесь в комнате, примите душ, разберите гардероб на наличие ненужных вещей.

8. Появилась идея? Отлично! Продолжайте чередовать умственный труд с физическим.

Подавление масштабностью

Бывает так, что вас захлестывают эмоции в самый неподходящий момент. Например, вам наконец-то поручили новый невероятно масштабный проект. И вдруг вы осознали, что столько добивались его, а теперь понятия не имеете, с какой стороны подойти к нему... Было столько планов и идей, а развить ничего не получается.

Масштабность и грандиозность того, что надо свершить, заставляет мысли запутаться. Вы не знаете, за что взяться. Рождается напряжение и нервозность – враги вдохновения.

Что делать в этом случае? Поставьте цели, распланируйте время. Разбейте свой гигантский проект на части – и он утратит свою масштабность и перестанет подавлять вас. Обозначьте себе мысленно сроки (а еще лучше - запишите на бумаге и повесьте листок на видное место), за которые вы должны справиться. И, шаг за шагом, вы преодолеете всю длинную дорогу. Вы же знаете – все начинается с первого шага. Сделайте его!

Каждому, кто хоть раз выполнял какое-либо творческое задание, знакома ситуация, когда работа остановилась, вдохновение пропало, идей нет, а вокруг все отвлекает и не дает собраться с мыслями. В английском есть для этого специальный термин - creative block. Автор блога ISO500 решил расспросить востребованных дизайнеров, художников и представителей других творческих профессий о том, как они преодолевают творческий ступор и откуда черпают идеи, и в результате получил 15 советов, как вернуть потерянное вдохновение.

Ким Хольтерманд

Фотограф из Дании, специализируется на съемке архитектуры и ландшафта, начал карьеру всего пару лет назад, так что продолжает работать экспертом по отпечаткам пальцев в отделе криминалистики датской полиции.

«Только музыка может вернуть мне творческий настрой - это неиссякаемый источник креатива. Многие из моих работ были созданы под треки от Sigur Rós (это музыка на все времена), Hammock, Max Richter, Air, Dead Can Dance, Helios, Johann Johannsson, Jonsi and Alex, M83, Olafur Arnalds, Trentemøller… В общем, я могу продолжать бесконечно».

Джаспер Гудалл

Иллюстратор-фрилансер из Бирмингема. Занимается продвижением собственного лейбла купальных костюмов JG4B и называет их искусством, которое можно носить.

«Мне помогают несколько вещей: во-первых, оторваться от компьютера. Поехать в какой-нибудь город, в котором я еще не бывал, и просто побродить: однажды я сел в кафе в Берлине, и в голову пришло столько идей, что я искренне не знал, что с ними делать.

Еще я хожу в библиотеку местного Университета искусств и дизайна: там можно просмотреть старые издания журналов о дизайне и фотографии. После я прихожу домой, распечатываю понравившиеся статьи и картинки и вклеиваю их в толстую тетрадь. Идей после этого - хоть отбавляй».

Эрик Шпикерманн

Легендарный немецкий типограф, профессор Бременского Университета, соотечественник и продолжатель дела первопечатника Гутенберга. Считает свой интерес к типографии неизлечимой болезнью и называет типографической манией.

У меня есть 5 советов:

Отвлекайся . Займись чем-нибудь другим, что тебя отвлечет - помой машину или разбери старые файлы на компьютере.

Думай . Откинься в кресле и просто перестань контролировать свой поток мыслей.

Исследуй . Ищи информацию, подними свои старые проекты, но избегай Google -

можно потратить слишком много времени, прежде чем натолкнуться на что-то полезное.

Делай наброски . Рисование - это здорово, даже если ты совершенно к этому не способен. Визуализация мыслей сразу их оживляет.

Разделяй . Отвлекись от проблемы, разбей свой проект на маленькие части и собери их обратно в одно целое.

Джи Ли

В данный момент занимает должность креативного директора Facebook. До этого работал на аналогичной позиции в Google. Не только ведет креативные разработки, но и читает лекции по всему миру - в том числе, давал мастер-класс в СПбГУ.

«Когда наступает “идейный ступор”, я делаю несколько вещей. Надолго иду в душ - там смываются старые мысли, и я чувствую, как обновляюсь. После этого я убираюсь в квартире: не могу думать, когда кругом бардак. Если результата все еще нет, я еду кататься по окрестностям на велосипеде и стараюсь не думать о своем проекте вообще. Так или иначе, эта схема всегда работает».

Си Скотт

Графический дизайнер и иллюстратор из Великобритании, знаменитый своими бумажными 3D-моделями. Читает лекции в Leeds College of Art and Design, периодически - в разных городах мира. Среди его заказчиков были Vogue, Nike и Tiffany&Co.

«Со мной довольно часто случается, что я не могу ничего придумать, но так бывает у всех творческих людей. Я понял, что есть только один способ преодолеть это: не сидеть и ждать, пока вдохновение вернется, а продолжать работать, использовать все идеи, которые есть, какими бы неподходящими они не казались».

«В нашей студии только два креативщика. Для каждого отдельного проекта мы привлекаем разных людей, фрилансеров, которые, на наш взгляд, наиболее подходят для выполнения данной работы. Мы все время ищем источники вдохновения и обязательно записываем их, чтобы потом в случае необходимости вернуться к ним снова. Это могут быть предметы на улице, на которых остановился взгляд (их надо обязательно фотографировать), книги, модные показы, фильмы, блоги и т.д. Так что каждый раз, когда мы начинаем новый проект, мы обсуждаем вещи, которые могут привести нас на правильное настроение, и делаем мудборды - коллекции вдохновляющих нас картинок».

MINE

Студия графического дизайна из Сан-Франциско, на сайте которой нет вообще ничего, кроме одной надписи: «Мы делаем книги, упаковку, графику и интерактивные кампании для визионеров в области науки, революционеров в области образования, авторов бестселлеров, музеев, гигантских телекоммуникационных корпораций и голливудских продюсеров».

Ты застрял, если всерьез веришь, что идей нет, не знаешь, как выбраться из застоя, и если ты знаешь, как выбраться, но сомневаешься в своих силах. В этих случаях делать надо так:

Я спрашиваю себя, а правда ли я застрял? Иногда мы все еще генерируем массу идей, но зачем-то себя убеждаем в том, что это творческий кризис. И потом, творческий кризис - это тоже что-то новое: нужно воспринимать его как новый опыт.

Я ничего не делаю . Если ты застрял - это значит, ты не можешь четко обозначить проблему, которая мешает идти дальше. Лучшее лекарство в этой ситуации - новая перспектива. Абстрагировавшись от проблемы, я могу лучше ее рассмотреть. Я могу сходить в кино или в музей - так или иначе, новые впечатления сами натолкнут меня на правильное решение.

Я переключаюсь на то, что делаю хорошо, чтобы напомнить себе, что я классный . Иногда я знаю, как решить проблему, но решение кажется очень тяжелым. Тогда я берусь за другие, простые задачи: это может быть пост в блоге, уборка в гараже, что угодно. Быстро и хорошо выполняя задачи, я убеждаюсь в том, что я могу все: и даже то самое трудное задание кажется просто очередным пунктом, который надо вычеркнуть из to-do листа. И никакой лишней паники.

Airside

Креативное агентство из Великобритании, которое точно знает, что идейный ступор может завести в тупик и что с этим делать. Создатели студии, которая выиграла множество наград от D&AD и Design Week, в этом году решили ее закрыть и заняться своими собственными проектами: записать музыкальный альбом, уехать в Токио, перейти на работу в другое агентство.

«Поставь будильник на 5 утра. Когда он зазвонит - либо вставай и наслаждайся этим уникальным временем суток, либо ложись снова спать и смотри яркие, безумные сны: так как ты будешь находиться стадии быстрого сна, они останутся в голове и после того, как ты проснешься, и зарядят тебя креативностью на весь день.

Не сиди и не жди, пока что-то неожиданно придет в голову. Не читай журналы, не ищи в Google - иди на улицу, в театр, в музей, на прогулку. Обязательно при этом выключи телефон и не бери с собой компьютер.

Расширь область своих интересов. Чем больше ты потребляешь культурного продукта - тем лучше можешь понять, что в итоге хочет увидеть твой клиент. Обменивайся мнениями с коллегами, смотри на свой проект под разными углами.

С другой стороны, можешь, наоборот, никого не слушать, абстрагироваться от всех правил и работать так, как ты чувствуешь и как тебе нравится. Если ты устал от того, что в креативной индустрии все сводится к компромиссу между заказчиком и исполнителем, просто положись на свой творческий инстинкт и попробуй заразить им других».

«У меня есть куча трюков для таких ситуаций: например, посмотреть фотографии в интернете, сменить рабочий стол на столик в кофейне и много чего еще. Но лучше всего просто поговорить с друзьями. Они смотрят на вещи совсем не так, как я, и рассказывают много нового: могут подбросить классную вдохновляющую фотографию или просто подбодрить парой хороших слов - это всегда заставляет двигаться дальше!»

Invisible Creature

Два основателя дизайн-студии из Сиэттла - бывшие панк-рокеры, усвоившие эстетику DIY и взявшие ее за основу в своих дизайн-работах. Получили заказы от Esquire, New York Times, Nike и Sony.

«Уходи. У этого простого слова есть миллион возможных сценариев. Мы просто уходим из офиса. Где мы окажемся в итоге, никогда не знаем заранее: это может быть книжный, кино, парк, лес, берег реки или просто дом. Цель всегда одна - найти что-то, что вдохновляет. Необязательно что-то новое: это должно быть что-то, что заставит нас вернуться за стол, взять карандаш и начать рисовать. Еще мы проводим наши еженедельные летучки не в офисе, а в местном кафе - там всегда получается набросать больше хороших идей».

error: