Где похоронен ермак. Жизнь и смерть ермака тимофеевича

Ермаком — это деяние, которое по своему масштабу можно сравнить лишь с покорением Америки Эрнаном Кортесом. Однако если о знаменитом испанском конкистадоре можно найти массу биографических сведений, то о жизни русского атамана доподлинно известно лишь несколько фактов, да и то довольно противоречивых.

Где родился Ермак

Как известно, завоевание Сибири произошло в 16 веке. К сожалению, в те времена такое событие, как появление ребенка в крестьянской семье, обычно не находило никакого документального отражения. Поэтому неудивительно, что сегодня невозможно дать точный ответ на вопрос: "Где жила семья Ермака на момент его рождения?" Некоторая информация по данному вопросу есть в Черепановской летописи, где рассказывается, как дед будущего атамана помогал муромским “лихим людям”, за что был посажен в острог, а его семья обосновалась в вотчинах Строгановых. Однако многие исследователи не склонны доверять этой рукописи, тем более что в ее авторах значится некий грамотный ямщик из Тобольска Илья Черепанов. Еще один документ — “Сказание Сибирской земли” — в качестве места, где жила семья Ермака задолго до его появления на свет, указывает на Суздаль. Далее в летописи повествуется, что его дед вместе с сыновьями, одного из которых звали Тимофеем, перебрался в Юрьевце-Повольский, где у него родилось пятеро внуков, в том числе и Василий. Как утверждается в “Сказании”, именно этому мальчику впоследствии предстояло стать покорителем Сибири.

Поморская версия происхождения атамана

Некоторые исследователи считают, что на вопрос о том где жила семья Ермака, следует отвечать: “В селе Борок Архангельской области”. По этой же версии настоящее имя атамана было Ермолай, или Ермил, и он попал на Волгу, стремясь спастись от голода, охватившего Русский Север. Там молодой человек поступил в “чуры” (слуга-оруженосец) к пожилому казаку, а с 1563 года стал ходить в походы.

Жизнь Ермака до Сибирских походов

Единственные заслуживающие доверия сведения относительно биографии атамана до его появления на землях Строгановых, — это воспоминания соратников-казаков. В частности, двое ветеранов утверждали, что провели свою молодость, служа в волжских станицах под началом завоевателя Сибири. Таким образом, на вопрос о том, где жил Ермак около 1565 года, можно ответить, что он находился в Поволжье и уже был атаманом. А это значит, что тогда ему было никак не меньше 20 лет. Больше информации сохранилось о ратных подвигах Ермака. Так, из письма литовского коменданта города Могилева королю Стефану Батория можно узнать, что он участвовал в в качестве казачьего сотника и отличился при осаде Могилевской крепости. Позже его отряд помог Хворостинину остановить продвижение шведов. Что касается того, существовали ли жена и дети Ермака, то никакого упоминания о них нет ни в одном источнике.

Ермак и Строгановы

В 1582 году знаменитыми купцами Строгановыми была приглашена на службу казацкая дружина, состоящая из 540 казаков. Их предводителем был атаман Ермак, о котором уже тогда шла слава как о бесстрашном воине и превосходном командире. Целью Строгановых было обеспечить защиту своих земель от частых нападений отрядов сибирского хана Кучума. Войско прибыло в чусовские городки летом 1582 года и оставалось там до сентября, после чего отправилось воевать за Каменный пояс, как в те времена называли Существуют записи о том, что Строгановы “отворили для ратных людей свои амбары” и снабдили их всем необходимым для похода.

Завоевание Сибири

В качестве средства передвижения войско Ермака использовало струги. Всего у казаков было 80 судов, на которых в поход отправились 840 человек разных национальностей. Поднявшись по воде до Тагильского перевала, дружина Ермака была вынуждена тащить струги по земле волоком до реки Жеравля и затем добираться до Тобола, на берегу которого состоялась битва с воском сибирского хана Кучума. Победив в сражении, казаки захватили город Кашлык. Тогда на поклон к Ермаку стали приезжать представители местных народов, которых атаман “встречал ласково” и заставлял присягать на верность В 1582 году он послал к одного из своих соратников с доброй вестью о покорении Сибири. Царь был обрадован полученными новостями и отправил Ермаку богатые подарки и 300 человек ратных людей на подмогу. Отряд прибыл в Сибирь осенью 1583 года. Однако к этому времени фортуна отвернулась от атамана, многие его командиры были убиты в схватках с татарами.

Где утонул Ермак: что рассказали казаки

На момент своей гибели знаменитый атаман был уже довольно известной персоной, поэтому через несколько лет после последней битвы казаков с войском Кучума по приказу тобольского архиепископа Киприяна было проведено расследование и допрошены выжившие соратники Ермака. Кроме того, дали показания и татары, воевавшие в составе ханского войска.

Если объединить все факты, изложенные очевидцами, вырисовывается следующая картина: последний бой состоялся на Вагайской луке, где заночевали казаки. Они поставили палатки-“пологи” на берегу Иртыша, недалеко от своих стругов, на которых у каждого воина было свое определенное место и свой кормчий. В ту ночь разыгралась буря, и поэтому отряду Кучума удалось застать их врасплох. Несмотря на это большей части казаков удалось оказаться на своих судах и отплыть. Далее в письменных источниках начинаются противоречия. В частности, в более раннем документе, записанном со слов спасшихся ветеранов войска Ермака, указывается, что они корят себя, так как бросили атамана и небольшую горстку товарищей, а сами покинули место схватки на стругах. Совсем иные сведения содержатся в синодиальной записи, которую дьяконы составляли позднее, и там можно прочесть о том, что все казаки приняли смерть вместе с Ермаком, и только один из них спасся и рассказал о разгроме отряда.

Гибель Ермака со слов татар

Самое интересное заключается в том, что информация по поводу гибели атамана в волнах Иртыша у Вагайской луки встречается лишь в записях, сделанных со слов татар. В частности, многие бывшие воины утверждали, что Ермак все же одолел нападающих и, попытавшись добраться до отплывающих казацких судов, пошел ко дну. При этом нет записей, указывающих, были ли в тот момент на атамане доспехи.

Легенды о покорителе Сибири

Как жизнь, так и смерть великого атамана за прошедшие века обросла множеством мифов. Например, в одной из легенд упоминается несостоявшаяся жена Ермака. Как утверждается в казацком предании, однажды татарский мурза Саргачской волости, желая заручиться дружбой Ермака, привел к нему в стан свою красавицу-дочь и предложил взять ее в жены. Однако атаман отверг это предложение и отправил девушку домой. Кроме того, всем известна история о кольчуге, якобы подаренной Ермаку Иваном Грозным и ставшей причиной гибели героя. Как утверждаю некоторые историки, если даже атаман оказался на дне Иртыша из-за тяжелых доспехов, они никак не могли быть подарком царя.

История — это книга, которая никогда не будет написана до конца. Более того, в ней есть немало белых страниц, которые могут заполнить дотошные исследователи. Возможно, им когда-нибудь удастся узнать, где жила семья Ермака, или же они смогут нам поведать еще какие-нибудь интересные факты, касающиеся личности этого национального героя России, завоевавшего для своей Родины бескрайние просторы Сибири.

Мы помним подвиг твой,
Казак в литой кольчуге,
Над Иртышом-рекой
Плывут в бессмертье струги…

А.Я. Марков, поэма «Ермак»

Ермак - исторический завоеватель Сибири для Российского государства, выдающаяся историческая фигура 16 века в истории России. Со своей дружиной он сделал лишь первый шаг навстречу солнцу. К востоку от Иртыша лежала громадная территория Сибири, которую предстояло осваивать уже другим землепроходцам, другими русскими людьми. Путь туда был открыт!

Имя и жизнь Ермака связана со многими тайнами и легендами. Одна из них то, как погиб легендарный атаман. Полной ясности в вопросе о месте гибели атамана нет. Но наиболее признанной является версия о том, что произошло это на острове в устье реки Вагай, левого притока Иртыша. Заманенный в ловушку Кучумом, в темную дождливую ночь с 5 на 6 августа 1585 года отряд Ермака подвергся неожиданному нападению. Погибли многие. Утонул в Вагае и атаман Ермак, отбиваясь от наседавших врагов. «Доидоша вниз реки Вагая, завомо до Перекопи… поставиша станы своя на брег по край реки Вагаю… Утопе в воде в реке Вагаю… » - так сказано в Есиповской летописи о последних часах жизни Ермака. Этому не противоречат и сведения из других сибирских летописей.

На единственном холме близ устья реки Вагай киевлянами - членами научно-спортивной экспедиции «Путями землепроходцев», 21 августа 1985 г. сложен небольшой каменный тур с табличкой из нержавейки с надписью «Атаману Ермаку - открывателю Сибири. Экспедиция журнала «Турист», 1585-1985 гг. ». Выше тура - 9-метровый лиственничный крест, который 24 июля 1996 г. установили участники парусно-гребной экспедиции «Аргонавты Сибири» (учащиеся морского спецкласса Новосибирского кадетского корпуса и курсанты Омского речного училища), посвятившие свой шлюпочный поход по маршруту Павлодар-Омск-Тобольск 300-летию российского флота. Также рядом с крестом находится памятник «Первому Атаману Сибири Ермаку Тимофеевичу и его товарищам от благодарных потомков » от казаков станицы Вагайской.

Ранее холм копали археологи, которые установили, что когда-то на этом месте была древняя крепость угров. О чем свидетельствуют два глубоких рва и 2-5-метровые валы, идущие поперек холма, а также найденные осколки керамики и оружие.

Ермак погиб в ночь с 5 на 6 августа (по старому стилю) 1585 г. Но не здесь, а примерно в 2-х километрах севернее. Туда не удастся проехать, потому что это место постоянно затоплено. Сам Иртыш (переводится как «землерой») со времен Ермака сильно изменил свое русло. Тем не менее, на космических снимках старое русло просматривается совершенно отчетливо, а также русло Вагая и рукотворной «перекопи» длиной с километр, которую вроде бы казаки и прокопали когда-то для обеспечения своей безопасности.

Где был захоронен атаман, ученым доподлинно не известно. Судя по летописям - рядом с могилой татарского святого Хаким-ата. Это место было около некой татарской крепости неподалеку от деревни Баишево, что находится выше по течению Иртыша. Труп был обнаружен через неделю после боя около Епанчинских Юрт, что в 12 км от Абалака. По летописи, татары «нарекоша его богом и погребоша его по своему закону на Баишевском кладбище под кудрявую сосну », где хоронили и свою знать. Над могилой был насыпан огромный курган, над которым «сиял яркий свет и пылал столп огненный ». К сожалению, археологическими исследованиями ни кургана, ни могилы Ермака найдено не было. У татар преданий о ней также не сохранилось, потому что мусульманские авторитеты «смертный завет положиша, что про него рускам не вещати ».

Кучум был убит через 13 лет после гибели Ермака, в 1598 году. Он был окончательно разбит калмыками недалеко от современного Новосибирска.

Источники информации:

  1. В. Сальников, «Легендарный атаман», брошюра «Наш девиз - поиск», 1987 г.

В Башкирии нашли захоронение, в котором, возможно, был погребен легендарный атаман Ермак Тимофеевич. Древняя могила была найдена на окраине населенного пункта Киргиз-Мияки. По результатам экспертизы ей около пятисот лет, что совпадает с датой смерти Ермака. Однако чтобы пролить свет на тайну гибели казачьего атамана, ученым предстоит провести еще ряд экспертиз.

Урок истории Отечества в киргиз-миякинской школе теперь дополняет новая глава: "Тайна гибели атамана Ермака раскрыта". Учитель рассказывает школьникам о новой версии захоронения легендарного завоевателя Сибири.

- Считается, что атаман Ермак похоронен в Сибири, но как вы знаете, теперь есть другая версия, что его прах покоится у нашей горы Миру мир.

Предположение о том, что в окрестностях райцентра Киргиз-Мияки на высоком кургане найдена могила Ермака, выдвинули челябинские историки. Они проводили раскопки на высокой горе и наткнулись на древнюю могилу. Радиоуглеродные анализы останков показали: возраст захоронения около 500 лет, в нем неизвестный мужчина славянского происхождения, похороненный в соответствии с православной традицией.

"Возникла версия, что это ни много, ни мало, могила Ермака Тимофеевича. Это такая красивая, романтическая версия, которая подтверждается, например, древними башкирскими шежере — генеалогическими древами", — говорит доцент кафедры "Евразия" Южно-Уральского университета Гаяз Самигулов.

Версию историков косвенно подтвердили краеведы: гора с древней могилой действительно почитается местными жителями. В старинных легендах упоминается, что в ней похоронен знатный русский, но кто именно до сих пор оставалось загадкой.

"Металлического оружия рядом найдено не было. Значит, какие я могу сделать выводы: он наверняка был в холщовых рубахе и штанах и пояс был", — предполагает краевед Сабир Гемеров.

Историки делать выводы не спешат: по официальной версии Ермак утонул в реке Иртыш, когда был разбит отрядом сибирского хана Кучума. Могила его не найдена, но есть сведения, что его похоронили в окрестностях деревни Баишево на территории современной Тюменской области. Кому 500 лет назад могло понадобиться вести тело атамана за тысячу километров и тщательно прятать следы его могилы неизвестно.

"Определение места событий, в данном случае места захоронения, требует серьезной работы не только археологов, но и тех, кто работает с письменными источниками. На сегодняшний момент летописные материалы, в частности, Ремезовская летопись, и фольклор многих народов Сибири - хантов, манси - указывают, что все-таки могила Ермака находится на реке Иртыш", — объясняет профессор Башкирского государственного университета, доктор исторических наук Булат Азнабаев.

Гипотеза о якобы найденной могиле атамана уже наделала немало шума в прессе. За версию челябинских ученых выступили республиканские власти, которые рассчитывают, что находка может привлечь в Башкирию дополнительный поток туристов.

"Если здесь действительно похоронен Ермак, для нас это действительно будет еще один объект посещения. Мы его благоустроим. И если подтвердится, что это могила Ермака, наверное, желающих увидеть ее будет достаточно много", — считает глава администрации Миякинского района Зайнулла Насыров.

Бросить камень на погост - значит отдать дань уважения похороненному. Этой башкирской традиции не одна сотня лет. Кто бы ни покоился в найденной могиле, жители Киргиз-Мияков считают, что древнее захоронение нужно оставить в покое, но челябинские ученые собираются продолжить раскопки. Этим летом предполагаемую могилу Ермака будут изучать археологи. Возможно, они прольют свет на тайну гибели казачьего атамана.

В это трудно поверить, но иногда захоронения вместе с каменными плитами перемещаются на сотни метров. Этот феномен ставит в тупик традиционную науку. Факты есть, а ни одного достойного объяснения нет. Может быть исследователи просто не там ищут?

В мае 2012 года в башкирском Киргиз-Мияки едва не случился настоящий бунт. Местные жители заявили – они сделали все возможное, чтобы не допустить проведения археологических раскопок. Спор разгорелся из-за кургана на окраине селения. Старожилы настаивали – он таит в себе мощную силу, больных исцеляет, немощных ставит на ноги, помогает даже животным.

Считается, что здесь похоронен какой-то русский. Но кем он был, никто не знает. Легенда о великом русском

Передавалась из поколения в поколение. О православной могиле, вынесенной за пределы мусульманского селения, здесь знал каждый. Но кто на самом деле похоронен под многометровым слоем земли? Несмотря на протесты местных жителей, начались раскопки. Результат шокировал археологов – возникла версия, что это захоронение может быть могилой Ермака Тимофеевича.

Историки установили – в местных летописях действительно упоминается его имя. Спектральный анализ костей подтвердил гипотезу ученых – эта могила принадлежит Ермаку. Но теперь исследователи столкнулись с более сложной загадкой. Согласно летописям Ермак

Тимофеевич погиб 6 августа 1585 года. Спасаясь о нападения хана Кучума, атаман утонул в водах реки Иртыш. По преданиям на следующий же день его выловили местные рыбаки. Там же в Сибири Ермака и похоронили.

Но тогда как тело атамана оказалось за тысячу километров от места его гибели? Научные версии одна за другой терпели крах. Археологам пришлось констатировать – необъяснимым образом гроб с телом Ермака переместился из Сибири на южный Урал. Это покажется невероятным, но массивный гроб с останками атамана преодолел около тысячи километров.

Атаман Ермак "родом незаметный, душой знаменитый" - легендарная личность и национальный герой России. Считается, что он родом с Чусовой, хотя есть и другие версии (с Двины или с Дона). Но во всяком случае на Среднем Урале он оставил неизгладимый след. Все что только можно здесь называют его именем. Ходил он со своей ватагою по Чусовой, Каме и Волге пока не нанялся к богатым уральским купцам Строгановым защищать их владения от набегов со стороны сибирского хана Кучума.

А в 1581 году дружина под командованием Ермака в количестве не менее 1500 человек и хорошо вооруженная выступила за Каменный Пояс воевать Сибирское ханство. Как всем известно предприятие было удачным. Сибирь стала русской. Здесь речь пойдет о смерти Ермака Тимофеевича.

Он погиб в 1585 году, когда с небольшим отрядом в 50 человек шел по Иртышу и в устье реки Вагай попал в засаду. На правом берегу Иртыша с незапамятных времен есть татарская деревня Баишевская (Баишево) Вагайского района Тюменской области. На окраине села находится кладбище которое является священным мусульманским захоронением (астана ). Есть две версии об этом захоронении.

По первой версии здесь похоронен шейх Хаким-Ата (Сулейман Быкыргани) и еще несколько его родственников. Шейх считается мусульманским святым, он одним из первых принес на Сибирскую землю ислам. Кроме того написал исламское сочинение аналог Апокалипсиса. Небольшой деревянный мавзолей. Это место настолько священно, что его посещение приравнивается к хаджу в Мекку. Правда посетить надо 7 раз. Искер - городище Кучума у сибирских татар тоже священное место.

Но вот что интересно. Кроме мусульман сюда приезжают и православные. Почему? Есть вторая версия что именно здесь на Баишевской Астане похоронен русский казак, православный атаман Ермак. Похоронен по мусульманскому обычаю.

Первая версия. В конце 14 века по повелению правителя из Бухары пришли в Сибирь 366 шейхов-проповедников для обращения местного "дикого", языческого населения в ислам. И с ними 1700 воинов. Миссию активно атаковали туземцы-аборигены, не желавшие никакого ислама. Почти все бухарцы погибли. Значительно позднее их наверное всех или почти всех объявили святыми и на местах захоронений установили 6-гранные строения, называемые в Сибири астана ("порог дворца" в переводе). По крайней мере 30 таких захоронений известно. У каждого священного кладбища есть свои хранители (выдавалась соответствующая грамота) и обязанность эта передается из поколения в поколение. У Баишевского захоронения такая грамота утрачена. Был ли Хаким-Ата одним из этой бухарской команды? Оказывается нет. Хаким-Ата жил в 12 веке. Умер в возрасте 95 лет в 1186 году в Хорезме и похоронен на Амударье. Вскоре после его смерти Амударья вышла из берегов и затопила могилу на 40 лет. А потом когда река отступила, могила уже была утрачена. Но потом все-же ему поставили надгробие. Это в Узбекистане. Но еще несколько точек в Узбекистане и в Таджикистане претендуют на захоронение этого уважаемого гражданина. Он был суфийским шейхом и проповедовал ислам как раз узбекам и таджикам. Никаких документальных свидетельств о его посещении Сибири нет. С какой бы стати кто-то повез сюда в Сибирь останки? Возможно имя Хакм-аты присвоил этому захоронению какой-то мулла, переписчик его трудов, когда они приходили в негодность? Чтобы поднять статус своей деревни. Это версия.

Вторая версия. Мог ли быть здесь похоронен атаман Ермак? Что было после его гибели? 5 ноября 1582 года отряд Ермака разбил войско Кучума - выходца из Бухары - и возвестил о покорении Сибири. За это Иван Грозный пожаловал казаков. А Ермаку послал в подарок 2 кольчуги. В августе 1585 года маленький отряд причалил к островку на впадении Вагая в Иртыш и встал на ночлег. Под утро на казаков напали. Уцелевшие в том числе и Ермак бросились к стругам. Но Ермак оступился и ушел под воду, еще и надетые две кольчуги были тяжелы. Они спасли Ермака от стрел, но сослужили плохую службу. Тело атамана осталось под водой.

Полвека спустя нашли кольчугу Ермака о чем упоминается в Сибирской летописи начала 18 века. Из нее следует, что в 1646 году березовские служилые люди отбили у приобских самоедов (хантов) русский нагрудный панцырь. Драгоценный трофей отправили в Москву, потому что "на том де панцире на груде мишени золотые а на них вырезано на одной царское имя, на другой орел" Историки считают, что это действительно панцирь Ермака. После гибели атамана кольчуги были разделены. Одну кольчугу получил нурза Кайдаул, который и руководил татарами в том бою, другую отдали в приклад Белогорскому шайтану. Белогорье - это было святилище остяков и вогулов (ханты-манси) в устье Иртыша. Эти кольчуги искали русские начиная с 17 века. В том числе искал тобольский сотник Ульян Макеев-Ремезов. Одна была найдена в Тобольске у потомков Кайдаула, уже перешедших на русскую службу. Ее отправили в оружейную палату где она и находится поныне.

Раз кольчуги были сняты с тела Ермака, это означает, что его могли где-то похоронить. Но от места гибели до Баишевского кладбища довольно далеко порядка 30 километров. Кроме того это село находится выше по течению, а значит река не могла вынести тело в Баишево. Это могли сделать только люди намеренно. Но какой смысл везти тело погибшего Ермака так далеко? Не проще ли было похоронить его там, где нашли. Решили обратиться к фольклору живущих на Иртыше народов. Легенды носят несколько односторонний характер, и основаны на воспоминаниях казаков - сподвижников Ермака. Савва Есипов тобольский дьяк их записывал. Татары напали, был бой, Ермак упал и утонул. Все. Слово "сибирь" на местном языке означает подметать, мести, вьюжить. Коренные народы, живущие на Иртыше передают из поколения в поколение народные предания и песни. Они отличаются художественным образом от летописей. В ткани песен могут упоминаться реальные люди и исторические события. Получилась такая картина. В нескольких километрах от села Вагай есть селение Епанчинские Юрты. Несколько дней подряд после гибели казачьего отряда рыбаки-татары забрасывали здесь невод. Выловил Ермака Яныш Бегишев внук.

Вот что в песне поется: "Невод рыбаки бросили, вместо рыбы мертвеца притащили. В броне боевой и в кольчуге стальной. Роста статного, пойманный в сети". В утопленнике признали русского атамана Ермака. Все знали, что 13 дней назад был бой на Вагае с его отрядом, но то, что погиб сам Ермак до сих пор не знали. В селение стала стекаться туземная знать в том числе и сам Кучум.

События отраженные в татарском фольклоре оказывается нашли свое отражение и в Ремезовской летописи. Ее автор - главный зодчий Тобольска Семен Ремезов - человек обширных знаний и богатого жизненного опыта. Он участвовал в отражении вражеских набегов, собирал ясак, основывал новые села, проводил перепись населения. Это русский энциклопедист Сибири, картограф, историк. Ремезов не просто написал летопись, но проиллюстрировал ее своими рисунками. По свидетельству летописца через несколько дней после гибели Ермака, его тело выловил Яныш Бегишев внук. Потом тело положили на помост и расстреляли из луков. Оказывается это такая дань уважения. Однако написана летопись Ремезова в начале 18 века более чем через 100 лет после первого похода казаков в Сибирь. После гибели Ермака казаки-его сподвижники которых осталось менее 100 человек, из Сибири ушли. Поэтому события остались в тени. Потом пришли уже другие. Татары не сообщали никому о том что же стало с телом Ермака. Возможно боялись мести.

Таким образом тело Ермака оказалось в руках его вчерашних врагов. Где же его могли похоронить? По мусульманской традиции нельзя издеваться над телом. Возможно тело повезли по деревням чтобы показывать жителям, что вот, смотрите, Ермак мертв.

Отец Семена Ремезова рассказывал сыну о своей встрече с калмыцким князем Аблаем в Тобольске в середине 17 века лет через 80 после гибели Ермака. Эта встреча имеет прямое отношение к нашему вопросу. Аблай спросил: "А знаешь ли ты Ульян, где ваш Ермак лежит?" Ульян ответил, что это никому не известно. Аблай посмеялся над ним и ответил, что это место он знает. Аблай заявил, что в детстве он был очень болен и исцелился лишь потому, что пил воду с могилы Ермака.

Фото Тобольск Памятник Семену Ремезову

Место это татары знают, а русские нет. По большим праздникам над могилой Ермака является огненный столб, а по родительским дням горящая свеча. Он обещал показать Ульяну это место, но выполнил ли неизвестно. Еще в летописи есть фрагмент указывающий почему тело Ермака долго не хоронили. В переводе на современный русский язык тело атамана на помосте долго лежало нетленным, являя всевозможные чудеса. И даже птицы не смели на него садиться и клевать. Более того каждая вещь, принадлежащая атаману, обладала какими-то чудесными свойствами. Если Ермак стал объектом поклонения местного населения, тогда и похоронить его могли по особому. Интересно, что о баишевском кладбище в татарском фольклоре упоминается, что там давно похоронен чужак (имя не называется). Этим чужаком вполне может быть Ермак. Так в результате и православные приходят туда поклониться своему Ермаку. Возможно его похоронили не на самом кладбище, а рядом где-то за оградой, все-таки иноверец. По крайней мере в 70-е годы прошлого века старики говорили, что около кладбища похоронен чужой.

Ремезов же, опираясь на одну из легенд, пишет, что похоронили Ермака на священном Баишевском кладбище под кудрявой сосной. Собрали на его поминки 10 баранов. Из могилы при этом шел чудодейственный свет. Историк Катанов писал, что исходя из Ремезовской летописи, многие хотят видеть Ермака чуть ли не как святого. Все таки образ сильно мифологизирован. Но очень уж сомнительна какая бы то ни было религиозность Ермака. Он ею совсем не отличался. Возможно в легендах и рисунках Ремезова проявляются какие-то архаичные дохристианские и домусульманские традиции почитания.

Кто же все-таки похоронен на самом кладбище? Возможно не Хаким-ата, а один из тех 366 шейхов-бухарцев, пришедших сюда в 14 веке? Вот еще что интересно, местные татары считают Ермака сибирским татарином! Своим! Он якобы хотел свергнуть конкретно Кучума и стал казачим атаманом чтобы осуществить это дело. Похоронили его по мусульманским традициям. В принципе тогда можно и поклоняться без проблем. Башкиры, кстати, тоже не проч считать Ермака своим. (У них ведь кроме Салавата... это не в тему)

На одном из рисунков Ремезовской летописи план и крестик, над которым надпись "Ермаково кладбище" , значит Аблай все же показал Ульяну это место и сын отметил на карте. Все таки видимо татары скрывают тайну Баишеаской астаны. Есть опасения, что если объявить что здесь похоронен Ермак, то начнется паломничество, причем массовое. И тогда покой мертвых будет нарушен, а это недопустимо по мусульманским традициям.

error: