Епископ скопинский феодорит. Епископ скопинский и шацкий феодорит прибыл на место служения

Дата рождения: 21 ноября 1980 г. Страна: Россия Биография:

Родился 21 ноября 1980 г. в пос. Октябрьский Скопинского района Рязанской области. С 11-ти лет стал прислуживать в алтаре, а также петь и читать на клирос

В 1998 г. по окончании школы поступил в Рязанское православное духовное училище, которое окончил в 2002 г.

В 2010 г. окончил Московскую духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию.

В 2012-2016 гг. обучался в Московском православном институте святого Иоанна Богослова (факультет религиоведения).

В Московской духовной академии и Учебном комитете нес следующие послушания:

  • преподаватель МДА (2009-2016);
  • секретарь ректора МДА (2010-2016);
  • помощник председателя Учебного комитета (2011-2016).

С этими должностями совмещал обязанности:

  • ответственного секретаря общецерковной Комиссии по распределению выпускников центральных учебных заведений Русской Православной Церкви (2015-2016);
  • ответственного за делопроизводство и переписку с Московской Патриархией, Синодальными структурами Русской Православной Церкви и (2010-2016);
  • члена инспекционных комиссий духовных семинарий;
  • координатора в вопросах рукоположений по линии Учебного комитета студентов духовных учебных заведений, находящихся в Патриаршей области.

Помимо служения в Покровском академическом храме проходил пастырскую практику на Пятницком подворье Троице-Сергиевой лавры (2013-2016), а также в храме воинской части № 16685 св. блгв. князя Александра Невского (2014-2016).

В апреле 2016 г. подал прошение о направлении в .

В апреле 2016 г. назначен настоятелем храма Успения Божией Матери г. Ряжска Рязанской области. В августе того же года назначен настоятелем Свято-Духовского архиерейского подворья г. Скопина и главой монашеского братства при подворье.

В марте 2017 г., после преобразования Свято-Духовского подворья г. Скопина в Свято-Духов мужской монастырь, назначен настоятелем означенного монастыря с оставлением прежних послушаний.

В Скопинской епархии нес послушания:

  • благочинный монастырей Скопинской епархии;
  • секретарь епархиального совета;
  • председатель комиссии по вопросам увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской в Скопинской епархии;
  • секретарь епархиального суда;
  • секретарь межъепархиальной богослужебной комиссии Рязанской митрополии;
  • секретарь ставленнической комиссии;
  • заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин в Рязанской духовной семинарии;
  • преподаватель Рязанской духовной семинарии.

8 августа 2017 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в в Москве управляющим делами Московской Патриархии в сан архимандрита.

Преосвященный Феодорит, епископ Скопинский и Шацкий

Родился 21 ноября 1980 г. в пос. Октябрьский Скопинского района Рязанской области. С 11-ти лет стал прислуживать в алтаре, а также петь и читать на клиросе.

В 1998 г. по окончании школы поступил в Рязанское православное духовное училище, которое окончил в 2002 г.

В 2002-2005 гг. обучался в Московской духовной семинарии, по окончании которой поступил в Московскую духовную академию.

В ноябре 2006 г. направлен на обучение во Францию. Обучался в магистратуре Практической школы высших исследований (Ecole Pratique des Hautes Etudes) в Париже. В 2009 г., получив степень магистра, вернулся в Московскую духовную академию, где обучение экстерном совмещал с преподавательской деятельностью. Преподавал латинский и французский языки с 2009 по 2016 г.

16 марта 2010 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Феодорит в честь священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского.

1 апреля 2010 г. рукоположен в сан иеродиакона, а 15 февраля 2012 г. ― в сан иеромонаха. Постриг и рукоположения совершил ректор Московской духовной академии, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений.

В 2010 г. окончил Московскую духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию.

В 2012-2016 гг. обучался в Московском православном институте святого Иоанна Богослова (факультет религиоведения).

В Московской духовной академии и Учебном комитете нес следующие послушания:

преподаватель МДА (2009-2016);секретарь ректора МДА (2010-2016);помощник председателя Учебного комитета (2011-2016).

С этими должностями совмещал обязанности:

ответственного секретаря общецерковной Комиссии по распределению выпускников центральных учебных заведений Русской Православной Церкви (2015-2016);ответственного за делопроизводство и переписку с Московской Патриархией, Синодальными структурами Русской Православной Церкви и Высшим Церковным Советом (2010-2016);члена инспекционных комиссий духовных семинарий;координатора в вопросах рукоположений по линии Учебного комитета студентов духовных учебных заведений, находящихся в Патриаршей области.

Помимо служения в Покровском академическом храме проходил пастырскую практику на Пятницком подворье Троице-Сергиевой лавры (2013-2016), а также в храме воинской части № 16685 св. блгв. князя Александра Невского (2014-2016).

В апреле 2016 г. подал прошение о направлении в Скопинскую епархию Рязанской митрополии.

В апреле 2016 г. назначен настоятелем храма Успения Божией Матери г. Ряжска Рязанской области. В августе того же года назначен настоятелем Свято-Духовского архиерейского подворья г. Скопина и главой монашеского братства при подворье.

В марте 2017 г., после преобразования Свято-Духовского подворья г. Скопина в Свято-Духов мужской монастырь, назначен настоятелем означенного монастыря с оставлением прежних послушаний.

В Скопинской епархии нес послушания:

благочинный монастырей Скопинской епархии;секретарь епархиального совета;председатель комиссии по вопросам увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской в Скопинской епархии;секретарь епархиального суда;секретарь межъепархиальной богослужебной комиссии Рязанской митрополии;секретарь ставленнической комиссии;заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин в Рязанской духовной семинарии;преподаватель Рязанской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 29 июля 2017 г. (журнал № 52) избран Преосвященным Скопинским и Шацким.

8 августа 2017 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофиемвозведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 18 августа 2017 г. в храме Похвалы Пресвятой Богородицы Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии. Хиротонисан 19 августа за Божественной на Соборной площади г. Выборга Ленинградской области. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

(386/93–~457)

Детство, юность. Первые шаги на монашеском поприще

Феодорит Кирский родился в 393 году в Антиохии — одном из виднейших культурных, экономических и политических центров древней цивилизации.

Его родители были людьми верующими, состоятельными, уважаемыми и благочестивыми. Имя Феодорит — дарованный Богом — было дано будущему Кирскому епископу в связи с тем, что он появился на свет после длительных ожиданий, благодаря молитвам двух преподобных подвижников, Македония и Петра: мать Феодорита долго не могла забеременеть. Кроме того, это имя связано с предварительным родительским обещанием, впоследствии исполненном, посвятить своего будущего сына на служение Богу.

На восьмом году жизни Феодорит, во исполнение священного обета, был отдан на воспитание в одну из обителей, располагавшихся в окрестностях Антиохии. Под наставничеством опытных сирийских богомольцев он возрос возрастом духовным, а затем сделал свой главный жизненный выбор: отрешился от суеты мира и вступил на монашеский путь.

Приблизительно в двадцатилетнем возрасте Феодорит был посвящен в должность чтеца при одной из Антиохийских церквей. Некоторое время спустя (к тому времени его родители уже умерли) удалился в монастырь, расположенный в окрестностях Апомеи и предался монашеским подвигам.

Дальнейшие подробности биографии блаженного Феодорита , вплоть до времени его поставления на епископскую кафедру Кира, нам неизвестны.

Епископское служение

В 423 году, в возрасте 30 лет, Феодорит был возведен на архиерейскую Кирскую кафедру. По его собственным воспоминаниям, хиротонию он принял неохотно: с одной стороны, его привлекала уединенная созерцательная жизнь; с другой стороны, как и многие выдающиеся, современные ему подвижники, он, по смирению сердца, не считал себя достойным архиерейского звания и облачения.

Вверенный под его окормление Кир слыл городом заштатным и бедным. Он находился вдали от центральных путей, в двух днях пути от Антиохии. Население города было немногочисленным. Жители, по мере возможности, старались переселяться в более развитые в экономическом отношении регионы страны.

Феодорит с детства был приучен к неприхотливому житию, и материальные трудности его не пугали. Вообще же за время свой деятельности на поприще архиерея он прослыл пастырем добрым и бескорыстным. В быту довольствовался самым необходимым, не домогался от жителей ни денег, ни ценных подношений. Находившиеся в его подчинении церковнослужители старались ему подражать.

Более того, Феодорит сам жертвовал из церковной казны на благоустройство города, улучшение быта горожан. Его личными усердиями в Кире было воздвигнуто два моста через реку, проложены водопроводы, возведены галереи, возобновлена деятельность общественных бань.

Заботясь о горожанах, блаженный не раз ходатайствовал перед императорской властью о даровании городу правовых льгот, приглашал в свою область художников, специалистов-ремесленников, докторов.

Само собой понятно, что административно-хозяйственная деятельность, связанная с преображением социально-общественной жизни кирчан, занимала хотя и не последнее, однако и не первое место в перечне главных задач, стоявших перед Феодоритом как перед правящим архиереем.

Как епископ он заботился об улучшений деятельности приходского священства, нравственном состоянии верующих, занимался просветительской и миссионерской работой.

Ко времени начала его епископства наряду с истинно верующими в городе обитало большое количество язычников и еретиков. Требовалось много усилий, чтобы переломить ситуацию к лучшему. И он, Божьей помощью, справился.

Отмечают, что в период его управления кафедрой в городе насчитывалось около 800 церквей. Стараниями Феодорита в епархии увеличилось число почитаемых святынь, в частности святых мощей.

Пламенная ревность, высокое чувство ответственности, безукоризненность жизни, учёность блаженного Феодорита способствовали тому, что со временем он сделался известным на Всем Православном Востоке.

На этом этапе своей земной жизни он прославился и как церковный писатель. Спектр его писательских трудов включал толкования на различные Книги Священного Писания , опровержение ересей и язычества, ответы на вопросы догматического характера.

Споры относительно ереси Нестория

Вскоре после того как представитель Антиохийской Церкви, Несторий взошёл на Константинопольский Патриарший престол, он объявил борьбу против ересей. Однако, вместо того, чтобы свято исполнить поставленную задачу, сам уклонился от чистоты веры и сделался ересеначальником.

Суть его заблуждения состояла в том, что будто бы Матерь Божью нельзя именовать Богородицей, но только Христородицей, так как Дева, являясь Творением Божьим, не могла родить Бога, существовавшего прежде Самой Девы и являющегося Её Творцом (см.: ).

Поначалу, некоторые Антиохийские пастыри отнеслись к идеям Нестория настороженно, но сдержанно, можно сказать — снисходительно, не предполагая, насколько далеко он может зайти в своём заблуждении. Несторий же обладал даром слова и легко мог увлечь в свои сети массы необразованных верующих.

Наиболее резкое противодействие Патриарху-еретику оказали клирики Александрийской Поместной Церкви. Между ними особенно выделялся святитель . Видя, что Несторий возводит хулу и на Богородицу, и на Её Божественного Сына, святитель в срочном порядке составил ряд специальных сочинений. В одном из них он изложил двенадцать так называемых анафематизмов — двенадцать развернутых положений, обнаживших обман и осудивших новое лжеучение.

Но как братья во Христе ни уговаривали Нестория одуматься, он всё стоял на своём. Блаженный Феодорит , желая успокоить нараставшее в Церкви волнение, стремился защитить ту часть учения Нестория, которая, по его разумению, соответствовала духу Евангелия. Вместе с тем он желал убедить его отказаться от тех соблазнительных мыслей, которые противоречили Преданию.

Тем временем споры лишь разгорались. Возникла необходимость созыва очередного Вселенского Собора.

III Вселенский Собор, собравшийся в Ефесе, осудил ересь Нестория и низложил самого ересиарха. Отцы Собора утвердили почитание Девы Марии как Богородицы.

Однако христологические споры (касавшиеся образа соединения двух природ во Христе) не утихли. Вскоре по завершении работы Собора Феодорит Киррский выступил против , чьё отношение к данному вопросу казалось подозрительным. Потребовалось время, много терпения и усилий, чтобы прийти к общему согласию, взаимному пониманию.

Осуждение и оправдание

На V Вселенском Соборе, состоявшемся через несколько десятилетий после его смерти, осудившем оригенизм, подверглись осуждению и некоторые сочинения Феодорита, составленные в видах полемики с Кириллом Александрийским.

Впрочем, сам Феодорит не был осужден. Он почитается в чине блаженного отца, по праву признаётся выдающимся христианским писателем и учителем.

22 августа в Скопине встречали правящего архиерея – епископа Скопинского и Шацкого Феодорита. Его хиротония состоялась тремя днями ранее – на праздник Преображения Господня.

Нового архиерея на границе Скопина встречали главы городской и районной администраций, а в Сретенском кафедральном соборе его ожидало духовенство и миряне. В соборе владыка совершил свою первую общественную молитву – возглавил молебен в сослужении благочинных, руководителей отделов и других священнослужителей епархии.

От лица духовенства нового архипастыря приветствовал протоиерей Иоанн Звонов, настоятель скопинского Георгиевского храма. Батюшка пожелал новому предстоятелю епархии Божией помощи в трудах. «В свою очередь, мы, как пастыри, священники, как Ваши помощники, будем трудиться на ниве Христовой, нести служение перед Богом под вашим святым омофором», - заключил отец Иоанн.

В ответном слове епископ Феодорит подчеркнул, что с большим трепетом приступает к тому служению, которое Господь на него возлагает.

Владыка – уроженец поселка Октябрьский Скопинского района, его детские годы проходили в тех местах, где он теперь будет нести свои архипастырские труды. Новый глава епархии поделился воспоминанием, что с самого детства, когда он стал посещать храм, в молитвах всегда просил о том, чтобы принести пользу именно на родной земле.

«Управляющий епархией – это и архиерей, и епископ. Мы привыкли, что это синонимы, но на самом деле – это два разных служения. Епископ с греческого переводится как «тот, кто смотрит, надзирает над делами». То есть это – больше административная обязанность. И здесь, конечно, у епископа много трудов. Но эти труды будут тщетны, если не будет соработников», - особо отметил епископ Феодорит и добавил, что не будет пренебрегать советами священников, многие из которых старше его по возрасту и по священнической хиротонии.

«Другое служение – это архиерейство, то есть служение « первого иерея» , – продолжил епископ Феодорит. – И здесь управляющему епархией нужно смотреть за богослужением и быть самому примером, как его нужно совершать. По долгу своего служения, по обязанности епископской я буду смотреть, как благочинно проходят богослужения в храмах нашей епархии. Буду посещать приходы, общаться с настоятелями, выслушивать и их, и всех прихожан».

В заключение епископ Феодорит рассказал о многочисленных направлениях работы, которые предстоит активно осуществлять в епархии, и попросил молитвенной поддержки от духовенства и мирян, оговорившись, что и здесь он ожидает не формального, а искреннего подхода от каждого.

После молебна в Сретенском соборе владыка в сопровождении духовенства прибыл в Скопинское епархиальное управление.

error: