Карты херсонской губернии. Одесская область старые фотографии Старые карты одесской губернии

Уважаемые посетители ЭтоРетро.ру, у Вас есть коллекция старых фотографий города Одесская область ? Присоединяйтесь к нам, публикуйте свои фотографии, оценивайте и комментируйте фото других участников. Если Вы узнали место на старой фотографии, адрес, или узнали людей на фото - то сообщайте, пожалуйста, эту информацию в комментариях. Участники проекта, а так же простые посетители будут Вам благодарны.

Наши участники имеют возможность скачать старые фотографии в исходном качестве (большой размер) без логотипа проекта.

Что такое ретро фотография, или насколько старой она должна быть?

Что можно считать старой фотографией, достойной для публикации на нашем проекте? Это абсолютно любые фото, начиная c момента изобретения фотосъемки (история фотографии начинается с 1839 года) и заканчивая концом прошлого века, все что теперь считается историей. А если конкретно, то это:

  • фотографии г. Одесская область середины и конца 19 века (как правило 1870-ых, 1880-ых, 1890-ых годов) - т.н. очень старые фотографии (можно назвать и старинные);
  • советская фотография (фото 20-ых, 30-ых, 40-ых, 50-ых, 60-ых, 70-ых, 80-ых годов, начало 90-ых);
  • дореволюционная фотография г. Одесская область (до 1917 года);
  • военные ретро фоторграфии - или фото времен войны - это и первая мировая (1914-1918), гражданская война (1917-1922/1923), вторая мировая война (1939-1945) или применительно к нашей Родине - Великая отечественная (1941-1945), или ВОВ;
Обращаем Ваше внимание: ретро фотографиями могут быть и чёрно-белые, и цветные (для поздних периодов) фотографии.

Что должно быть запечатлено на фото?

Что угодно, будь то улицы, здания, дома, площади, мосты и другие архитектурные сооружения. Это могут быть и , и другой вид транспорта прошлого, от до повозок. Это и люди (мужчины, женщины и дети), которые жили в те времена (в том числе старые семейные фотографии). Все это представляет ценность и огромный интерес для посетителей ЭтоРетро.ру.

Коллажи, старинные открытки, плакаты, старинные карты?
Так же мы приветствуем как серии фотографий (используя возможность загружать несколько фотографий в одной публикации), так и коллажи (проработанное совмещение различных фотографий, как правило, одного и того же места при помощи какого-либо графического редактора) - вида - было/стало, так или иначе погружающие в своего рода путешествие во времени, отражающие взгляд в прошлое. Так же место на проекте и

Карты Херсонской губернии

Название Пример Скачать
ПГМ Александрийский уезд 1828г 29,1mb
ПГМ Елисаветградский уезд 1828г 49,7mb
ПГМ Ольвиопольский уезд 1828г 82,2mb
Списки населенных мест 1859г 224,3mb
Карта Шуберта 1880г

Карты доступны для свободного скачивания *

Карты недоступны для свободного скачивания, по поводу получения карт - пишите в почту или ICQ

Историческая информация по губернии

Херсонская губерния - губерния, которая была расположена в Новороссии и охватывала современную Херсонскую, Николаевскую, часть Одесской и Кировоградской областей.


Губерния была основана в 1803 г. Александром I указом от 15 мая № 20760, когда центр был переведен из Николаева в Херсон. Губерния существовала до 1922 г., затем часть её стала Николаевской.

У казом Сената от 8 октября 1802 г. Новороссийская губерния была разделена на Екатеринославскую, Николаевскую и Таврическую губернии. Херсонский уезд вошел в состав Николаевской губернии. Николаевская губерния просуществовала меньше года. Указом Сената от 15 мая 1803 г. губернское управление из Николаева было переведено в Херсон и губерния стала именоваться Херсонской. До конца XIX века значительных административно-территориальных изменений на Херсонщине не происходило. В марте 1918 г. от Крыма к Украине отошло три северных уезда, в том числе Днепровский, он стал составной частью Херсонской губернии. 28 января 1920 г. Всеукрревком принял постановление о разделе Херсонской губернии на Херсонскую и Одесскую. Центром Херсонской губернии стал Николаев. В декабре 1920 г. Херсонская губерния была переименована в Николаевскую. Херсон стал уездным центром Николаевской губернии. В 1922 году Одесская и Николаевская губернии объединены в Одесскую губернию. Херсонский уезд с этих пор входит в состав Одесской губернии. В 1923 году Одесская губерния разделена на 6 округов, в том числе Херсонский округ с центром в г. Херсоне. В 1930 году проведена новая административно-территориальная реформа. Херсонский округ был ликвидирован, а Херсонский сельский район передан в ведомство Херсонского городского Совета депутатов трудящихся. В сентябре 1937 года из Одесской области была выделена Николаевская.

Административное деление

Первоначально губерния была разделена на 4 уезда: Елисаветградский, Тираспольский, Ольвиопольский и Херсонский, а с июля 1806 года на 5: Александрийский, Елисаветградский, Ольвиопольский, Тираспольский и Херсонский. В 1825 г. из частей Херсонского и Тираспольского уездов был создан Одесский уезд. В 1828 году Ольвиопольский и Елисаветградский уезды были упразднены и на их основе создан Бобринецкий уезд. В 1834 году Тираспольский уезд был разделен на 2 части и создан новый Ананьевский уезд. В 1865 году управление Бобринецкого уезда перенесено в Елисаветград и уезд переименован в Елисаветградский.

* Все материалы, представленные для скачивания на сайте, получены из сети интеренет, поэтому автор не несет ответственности за ошибки или неточности, которые могут быть обнаружены в опубликованных материалах. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её.

И немецкий варианты 1737 года.



1736 на немецком языке, отмечено много пунктов на Донце

Французская карта бассейна Северского Донца, 1738. К югу от Тора и Ямполя горы Острая Могила и Щуровка, которые позже на картах не встречаются и непонятно какие именно высоты они называют, хотя топонимы ещё живы.

1745. Воронежская губерния

два варианта карты Боскета 1751 г.,
обозначена турецкая граница 1711 г., слово «линии» обозначает поселение Украинской линии , возле Бахмута начинается поселение Славено-Сербии

карта Боскета, 1754

план Екатерининской провинции от Днепра до Донца с указанием местечек, слобод и хуторов Украинской линии, 1765

тоже 1765, но план Бахмутского городского уезда с поселениями гусарских рот

1782, Азовская губерния, по Белянке и Торцу проходит граница между Торским и Бахмутским уездом

земельная карта части Изюмского уезда Харьковской губернии, 1784

карта 1792 составленная Вильбрехтом при Горном училище. Екатеринославское наместничество. Смотрите — Донецк. Это самый первый из трёх городов, с таким названием. А как он называется сейчас?



«столистовая» карта 1816. Церкви в Белянском (ныне нижняя часть Октябрьского и Ивановки) и Шабельковке



карты 1821 Харьковской и Екатеринославской губерний под ред. Пядышева. территория Краматорска на самой границе с Екатеринославской

1830, Слободско-Украинская губерния

десятиверстовка Шуберта, 1842

трёхверстовка Шуберта 1861 или 1863

кажется такая точно же карта, но четче и с какой-то геологией


карта Стрельбицкого 1868 г. с приблизительной трассой строящейся Курско-Харьковско-Азовской ж.д.


почтовая карта Российской империи 1871 под ред. Ильина. Два Славянска: город и станция


карта полезных ископаемых Бахмутского уезда 1902 (по др. дан. 1889) свидетельсвует о наличии угля под Краматорском

1903, видна построенная в 1894 железнодорожная ветка от Славянска до ст. Рапная



издание трёхверстовки Шуберта 1896, но без ветки до Рапной

1909, Всемирный настольный атлас Маркса, 2-е издание (1910). На этом фрагменте например есть Нью-Йорк.

трёхверстовка Шуберта 1919. Появилась Северо-Донецкая железная дорога (1910-1911). Вторая станция Краматорская – нынешняя Шпичкино, конечная станция ответвления Северодонецкой ж.д. от станции Лиман, в то время как первая станция Краматорская принадлежит Южной ж.д. Славянская городская ветка отмечена тонкой малозаметной линией, наверно потому что не входила в состав больших железных дорог.

Публикация 1920. Кстати меридианы на российских картах отсчитуются от Пулкова и иногда дополнительно от Парижа.

две украинские карты 1918 года

1928, Артёмовский округ
Беленькая (пгт с 1938) и Дружковка (город с 1938) всё еще раздроблены на кучку мелких посёлков. Активно застраиваемая часть Славянска к северу от станции называлась Ново-Славянском. Множество колоний и артелей. Маленькие красные кружочки – сельские советы, маленькие квадратики – поселковые советы, большие кружочки – районные советы, большой квадратик – город.



американская карта 1943 издания по материалам советских карт 1938. отмечена Новая Славянская

топографическая карта 1939 со схемой наступления 57 и 37 армии, январь 1942


«карта РККА» 1:500 000, 1941

аэрофотосъёмка Славянска и Краматорска августа 1941

немецкая карта 1943, лист Макеевка. Тут на славянской городской железной дороге даже станции отмечены. Железная дорога к югу от тогдашнего Соцгорода - временная для подвоза стройматериалов, разобрана после войны.

Схема Южно-Донецкой железной дороги 1943 (дорога существовала в 1937-1953). Почему-то славянская городская железная дорога обрывается на Рапной, зато радует названием нынешний о.п. Обзорная - Колониальный (на других картах он малозаметен).


карта со znich.org.ua
1942. Не нашли Нью-Йорк? Здесь он тоже есть, и более заметен.


1943, американская карта европейской части СССР. Лист называется Константиновка, ведь она до войны была больше Краматорска.


карта СССР 1944 (публ. 1946). ничего особенного кроме Былбасовки (до 1964 она официально ошибочно называлась Белбасовкой) на месте Черевковки и Красногорки вместо Красноторки


1952, Соцгород отмечен как населённый пункт Соцгородок . кроме того Соцгородок отмечен возле Курахово, но справедливо – в 1958 он был переименован в город Горняк.

1980, американская аэронавигационная карта, опять лист называется Константиновка. Все высоты в футах. Высотные препятствия подписаны выборочно, в краматорской заводской зоне отмечена труба только 225 футов (~70 м, самая высокая там - 150), в Славянской ГРЭС - 250 футов (наверно не перевели из метров), зато смущает загадочная 400-футовая (~120 м) мачта на Славкурорте. Досихпор нарисована славянская городская железная дорога, хотя её значительно разомкнули до 1970. И вобще, карта не вызывает доверия, посмотрите, например, на Stantsiya Brosino (верно Брусин ).


1985. С тех пор произошли заметные для такого маштаба изменения:
1. кладбище на КИМа расширилось
2. снесено несколько старых кварталов на Петровке и построена недостроенная котельная
3. железнодорожная ветка на охровую шахту разобрана
4. железнодорожная ветка вдоль балки Кутовой разобрана
5. построен новый район «Лазурный» («Чернобыль») и дорога к нему
6. частная застройка передана Беленьковскому поселковому совету (эти кварталы теперь должны быть чёрными)
7. построена железнодорожная ветка и мост на завод ЛиП
8. канатная подвесная дорога от Райгородка до Химпрома разобрана
9. построен автомобильный мост через Донец
10. ветка до станции Рапная разобрана в 1990-х, самой станции уже даже на этой карте нет
11. станция Машчермет в 2012 переименована в имени А. М. Кожушко
12. о. п. Соболевка переименована в Райгородок
13. земляная плотина достроена и заполнено водохранилище
14. телевышка на Карачун-горе разрушена сепаратистами в 2014. та и высота у нее вовсе не 180 м

Аэрофотоснимок конца 1980-х - начала 1990-х.

Current Music: Placebo - Slave to the wage

error: