Презентация на тему "изобразительное искусство древнего рима". Презентация - Художественная культура Древнего Рима(4 части) Сюжеты римских мозаик

1 из 25

Презентация - Художественная культура Древнего Рима(4 части)

1,344
просмотра

Текст этой презентации

Амурская область, Бурейский р-он.
Учитель ИЗО,МХК МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Рогудеева Лилия Анатольевна. составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2010г. 2015 год
Художественная Культура Древнего Рима Часть 1

Цели. Обучающая: познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в строительстве. Развивающая: продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное. Расширить кругозор. Воспитывающая: воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения к древнеримской строительной технике и архитектуре, оказавшей большое влияние на западно-европейскую архитектуру.

Начиная работуИстория развития Римской архитектуры.
Исторические периоды Виды построек Строительный материал Назначение построек Нововведения в архитектуре
VII – IVвв. до н.э.
IV – Iвв. до н.э.
I – IVвв. н.э.

Хронологические рамки истории художественной культуры Древнего Рима не ограничены античностью и охватывают огромный период. Ее истоки - в искусстве итальянских племен и могущественных этрусков, населявших в I тыс. до н. э. Северо-западную часть Апеннинского полуострова. Вероятно, по имени одной из знатных этрусских семей Рума был назван город Рим.

Искусство этрусков – 7-4 в.в до н.э. Искусство Римской республики – 4-1 в.в. до н.э. Искусство Римской империи 1-4 в.в. н.э.

Капитолий – центр Рима

Архитектура этрусков. 7-4 в.в до н.э.
Новый тип храма, стоящего на подиуме. Тасканский ордер. Массивен. Менее прочные материалы.

Тосканский ордер

Аппиева дорога. Самая древняя
Соединяла Рим с городами южной Италии.

Храм Богини Весты.

Дух борьбы и стремление к преодолению трудностей играли немаловажную роль в политической жизни общества и в его военных успехах, позволивших Юлию Цезарю и другим римским полководцам создать громадную Римскую империю. Ее географическое единство и цельность обеспечивали многочисленные поселения, города. Город («полис», «цивитас» на латыни) был в античности формой организации общества, на основе которой произошел выход за узкие рамки племенного сознания. Греки и римляне полагали, что отсутствие полисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города.

Многочисленные города на обширных просторах Римской империи создавались во одному плану: две крестообразно пересекающиеся магистрали - одна с севера на юг, другая - с востока на запад. На их пересечении - площадь с базиликой, рынком, Капитолийским храмом и храмом императора, вблизи от нее - место для зрелищ (амфитеатр или цирк). Вокруг города располагалась территория, где расположены земельные участки граждан. Считалось, что иначе люда жить не могут, ибо жить по-человечески, не по-варварски, - значит жить в городе, участвовать в общественной жизни. Именно поэтому римская архитектура изобилует сооружениями общественного характера. Центром римского искусства по праву был Рим.

Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомим римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, инженерные сооружения, гробницы, жилые дома, дороги и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера. С этрусской традицией связан специфический италийский тип жилого дома, композиционным центром которого являлся атриум - обширное помещение типа зала с прямоугольным отверстием в центре перекрытия.

Общественная жизнь римлян протекала в форуме - площади, служившей центром торговли, ареной политических диспутов, народных собраний и религиозных церемоний. В архитектурный комплекс форума входили храмы, базилики (судебные или торговые здания), рынки. Форумы украшались скульптурой.

7 холмов: Палатин Авентин Капитолий – центр Рима Целий Эсквилин Квиринал Виминал

Самым древним из подобных сооружений был республиканский 1. форум Романум (VI в. до н. э.), расположенный между тремя холмами - Палатином, Капитолием и Эсквилином.

Форум – в Древнем Риме площадь, рынок, ставшие центром деловой и общественной жизни.

Каждый форум - огромная территория, достигавшая 80-90 тыс. кв. м; центральную площадь украшала конная статуя императора, а в глубине перспективу закрывала мощная громада храма.

Центр площади – конная статуя императора В глубине – храм.

1 форум – Юлия Цезаря (56-54 г.г.до н.э.)

Задание:
1. В чем различие древнегреческой и римской культуры? 2. Расскажите о форумах Рима. Какую роль играли триумфальные арки в Римской империи? Для чего строились термы? 3. Дайте характеристику изобразительному искусству Древнего Рима. 4. Когда и где возникло христианское искусство? 5. Сравните Афродиту Книдскую Праксителя с Венерой Милосской. В чем загадка их обаяния? 6. Расскажите о Древнем Риме, этапах его развития и правителях. 7. Подготовьте сообщение о философах и писателях Древнего Рима Гораций, Сенека, Цицерон, Вергилий. 8. О чем говорит римский портрет? В чем его отличие от греческого?

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:


У ЭТОГО народа были своя философия, своя философия, свои представления о жизни и смерти, свои представления о жизни и смерти, особое восприятие окружающего мира. особое восприятие окружающего мира.


«ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ» - неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с культом мертвых неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с культом мертвых (III вв. до н. э.). (III вв. до н. э.).


Верующая. Из святилища Дианы Немийской. Древний Рим до н. э. Франция, Париж, Лувр


Капитолийская волчица Древний Рим 500 до н. э. Италия, Рим, Музей Капитолия


Новый тип храма Стоящий на подиуме Высокий пьедестал, подножие С глубоким портиком Навес перед входом в здание с колоннадой или арками


Римский скульптурный портрет Точно передает портретное сходство Передает сложность соотношения между физическим и духовным миром человека


Каков же он, человек той эпохи? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»: «Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»


Капитолийский Брут Древний Рим до н. э. Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории


Статуя Октавиана Августа из Прима Порта Древний Рим 20 н. э. Ватикан, музеи Ватикана


Римский писатель Светоний (ок. 70 ок. 140 гг.) отмечал: «Он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову»




В эпоху переоценки ценностей он так выразил свое мироощущение: «Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение смутно, строение всего тела бренно, душа неустойчива, судьба загадочна, слава недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»)


III век – эпоха кризиса и кровопролитий Новая историческая эпоха Новые предметы изображения Грубые, жестокие и честолюбивые властители Рима




Портрет Каракаллы Древний Рим н. э. Италия, Рим, Национальны й Римский музей


Авл Метел Древний Рим до н. э. Италия, Флоренция, Археологический музей


Портрет "сириянки" Древний Рим Около 170 Россия, Санкт- Петербург, Эрмитаж


Антиной Древний Рим 117 – 134 н.э.


Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством, бросившись в Нил. Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой. Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога.


Мать с младенцем ("Матер-матута") Древний Рим 450 до н. э. Италия, Флоренция. Археологический музей


Изображение сидящей женщины с ребенком на руках - этрусско-латинское божество Великой Матери ("Матер- матута"). Уже в этой скульптуре проявились черты этрусского характера: приземистость пропорций, застылая напряженность фигуры. В композицию введены два крылатых сфинкса - излюбленный мотив этрусков - по обе стороны трона. Являясь антропоморфной (то есть представленной в образе человека) урной- канопой, статуя связана с культом мертвых.


Живописное искусство фреска Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке или вид росписи – настенная роспись мозаика Узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева


Вилла Мистерий. Помпеи. Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи


Виллам присуща большая роскошь и отделка из драгоценных материалов. Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись. Различалось два типа вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.




Мозаикой греки называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла смальты.


Битва Александра Македонского с персами Италия 100 до н. э. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей


Задание на дом Сочинить рассказ на тему: «Римский император в скульптурном портрете и в жизни» Сочинить рассказ на тему: «Римский император в скульптурном портрете и в жизни»

Cлайд 1

Cлайд 2

Изобразительное искусство этрусков ЭТРУСКИ жили на территории современной Италии в I тысячелетии до н. э.

Cлайд 3

* * У ЭТОГО народа были своя философия, свои представления о жизни и смерти, особое восприятие окружающего мира.

Cлайд 4

* * «ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ» - неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с культом мертвых (II-I вв. до н. э.).

Cлайд 5

* * Верующая. Из святилища Дианы Немийской. Древний Рим 200 - 150 до н. э. Франция, Париж, Лувр

Cлайд 6

Cлайд 7

* *

Cлайд 8

* *

Cлайд 9

* * Каков же он, человек той эпохи? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106- 43 гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»: «Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»

Cлайд 10

* * Капитолийский Брут Древний Рим 210 - 190 до н. э. Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории

Cлайд 11

* * Статуя Октавиана Августа из Прима Порта Древний Рим 20 н. э. Ватикан, музеи Ватикана

Cлайд 12

Октавиан Август из Прима Порта. Отец Октавиана, Гай Октавий, происходил из богатого плебейского рода, принадлежавшего квсадническому сословию; Юлий Цезарь сделал его патрицием. Мать, Атия, происходила из родаЮлиев. Она была дочерью Юлии, сестры Цезаря, и сенатора Марка Атия Бальбина - родственника Гнея Помпея. Гай Октавий женился на ней вторым браком, от которого родилась и сестра Октавиана - Октавия Младшая (Младшей её называли по отношению к сводной сестре). Прозвище «Фурин» Октавиан получил в год своего рождения в честь победы отца над беглыми рабами Спартака, одержанной в окрестностях города Фурии. Имя «Октавиан» Август старался не употреблять, так как это напоминало ему, что в род Юлиев он попал со стороны, а не по прямому происхождению.

Cлайд 13

Гай Ю лий Це зарь Октавиа н А вгуст Основы искусства были заложены в эпоху правления Октавиана Августа. Это время, отличающееся высоким уровнем развития культуры, не случайно называют «золотым веком» Римского государства. Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства, наиболее ярко проявившийся в многочисленных статуях Октавиана Августа.

Cлайд 14

* * Римский писатель Светоний (ок. 70 - ок. 140 гг.) отмечал: «Он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову»

Cлайд 15

Статуя Марка Аврелия - бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Новом дворцеКапитолийских музеев. Была создана в 160-180-е года. Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она св. Константина.

Cлайд 16

В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело. Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (поверх туники). Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

Cлайд 17

* * В эпоху переоценки ценностей он так выразил свое мироощущение: «Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение - смутно, строение всего тела - бренно, душа - неустойчива, судьба - загадочна, слава недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»)

Cлайд 18

* *

Cлайд 19

Септи мий Бассиа н Карака лла (186-217) - римский император из династии Северов. Один из самых же жестоких императоров. Резкий поворот головы, стремительность движения и напрягшиеся мускулы меи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд из под лобья, массивный подбородок_ все говорит о без пощаадной жестокости императора.

Cлайд 20

* * Портрет Каракаллы Древний Рим 211 - 217 н. э. Италия, Рим, Национальный Римский музей

Cлайд 21

* * Авл Метел Древний Рим 110 - 90 до н. э. Италия, Флоренция, Археологический музей

Cлайд 22

Бронзовая статуя Авла Метелла из музея Флоренции, также исполненная этрусским мастером того времени, хотя и сохраняет еще в пластической трактовке формы все особенности этрусского бронзового портрета, по существу, уже римский памятник, исполненный гражданственного общественного звучания, необычного для этрусского искусства. В бюсте Брута и статуе Авла Метелла, как и во многих портретах с алебастровых урн, сблизились границы этрусского и римского понимания образа. Здесь следует искать истоки древнеримского скульптурного портрета, выросшего не только на греко-эллинистической, но прежде всего на этрусской основе.

Cлайд 23

Фигура мужчины зрелого возраста, которая оставляет открытым правое плечо, и в тунике. В высокой обуви римского типа со шнурками. Голова слегка повернута вправо. Волосы короткие, с небольшими прядями. Морщины на лбу, а также в углах рта и пустых глаз, которые должны были быть заполнены вставками из другого материала. Правая рука поднята и протянута вперед, с открытой кистью; левая рука с полузакрытой кистью опущена вниз, вдоль тела, под тогой. На безымянном пальце левой руки кольцо с овальной оправой. Левая нога немного согнута вперед. Приписывается аретинскому производству.

Cлайд 24

* * Портрет "сириянки" Древний Рим Около 170 Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж

Cлайд 25

Выразительный реалистический портрет, выполненный из мрамора, является прекрасным примером глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства. Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами по-своему трогательно и привлекательно.

Cлайд 26

Cлайд 27

* * Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством, бросившись в Нил. Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой. Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога.

Cлайд 28

* * Мать с младенцем ("Матер-матута") Древний Рим 450 до н. э. Италия, Флоренция. Археологический музей

Cлайд 29

* * Изображение сидящей женщины с ребенком на руках - этрусско-латинское божество Великой Матери ("Матер-матута"). Уже в этой скульптуре проявились черты этрусского характера: приземистость пропорций, застылая напряженность фигуры. В композицию введены два крылатых сфинкса - излюбленный мотив этрусков - по обе стороны трона. Являясь антропоморфной (то есть представленной в образе человека) урной-канопой, статуя связана с культом мертвых.

Cлайд 30

Cлайд 31

Мисте рии - богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления. Мистерии Древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям: лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона -мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами.

Cлайд 32

Cлайд 33

* * Вилла Мистерий. Настенная живопись Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи

Урок № 10

МХК-10

Изобразительное искусство Древнего Рима

Д.З.: Гл.10, вопросы и задания стр.109

© А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • дать представление о достижениях Древнего Рима в изобразительном искусстве; научить выделять особенности живописных произведений Древнего Рима;
  • развивать навыки художественного анализа;
  • воспитывать уважение и интерес к искусству античности.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • скульптурный портрет;
  • фресковые и мозаичные композиции;
  • туника, тога;
  • оратор;
  • лессировка;
  • смальта;
  • маски

Универсальные учебные действия

  • выявлять в художественных произведениях образы и темы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; проводить сравнительный анализ произведений изобразительного искусства древнегреческих и древнеримских мастеров;
  • сопоставлять художественно-образное содержание произведений изобразительного искусства;
  • выявлять в художественных произведениях образы и темы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • проводить сравнительный анализ произведений изобразительного искусства древнегреческих и древнеримских мастеров;
  • готовить экспозицию выставки по заданной тематике;
  • выдвигать гипотезы, вступать в диалог, аргументировать


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет живопись Древнего Рима?


подвопросы

  • Римский скульптурный портрет. История создания, эволюция и значение римского скульптурного портрета. Мастерство в передаче портретного сходства, внутреннего мира человека.
  • Интерес к личности государственной и общественной.
  • Фресковые и мозаичные композиции. Богатство сюжетов и разнообразие художественных приемов.
  • Особенности живописных произведений.

Капитолийская волчица Древний Рим 500 до н. э. Италия, Рим, Музей Капитолия


Капитолийский Брут.

Древний Рим. 210 - 190 до н. э.

Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории

Каков же он, человек той эпохи? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106- 43 гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»: «Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»


Основы искусства были заложены в эпоху правления Октавиана Августа. Это время, отличающееся высоким уровнем развития культуры, не случайно называют «золотым веком» Римского государства. Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства, наиболее ярко проявившийся в многочисленных статуях Октавиана Августа.

Римский писатель Светоний (ок. 70 - ок. 140 гг.) отмечал: «Он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову»

Статуя Октавиана Августа из Прима Порта. Древний Рим. 20 г. н. э.

Ватикан, музей Ватикана


В эпоху переоценки ценностей он так выразил свое мироощущение: «Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение - смутно, строение всего тела - бренно, душа - неустойчива, судьба - загадочна, слава недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»)

  • Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она св. Константина.

Статуя Марка Аврелия - бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Новом дворце Капитолийских музеев. 160-180-е гг.


Септи́мий Бассиа́н Карака́лла (186-217) - римский император из династии Северов.

Один из самых же жестоких императоров. Резкий поворот головы, стремительность движения и напрягшиеся мускулы меи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд исподлобья, массивный подбородок - всё говорит о беспощадной жестокости императора.

Портрет Каракаллы.

Древний Рим. 211 - 217 н. э.

Италия, Рим, Национальный Римский музей

Бронзовая статуя Авла Метелла из музея Флоренции, также исполненная этрусским мастером того времени, хотя и сохраняет еще в пластической трактовке формы все особенности этрусского бронзового портрета, по существу, уже римский памятник, исполненный гражданственного общественного звучания, необычного для этрусского искусства.

В бюсте Брута и статуе Авла Метелла , как и во многих портретах с алебастровых урн, сблизились границы этрусского и римского понимания образа. Здесь следует искать истоки древнеримского скульптурного портрета, выросшего не только на греко-эллинистической, но прежде всего на этрусской основе.

Фигура мужчины зрелого возраста в тунике в высокой обуви римского типа со шнурками. Голова слегка повернута вправо. Волосы короткие, с небольшими прядями. Морщины на лбу, в углах рта и пустых глаз. Правая рука поднята и протянута вперёд, с открытой кистью; левая рука с полузакрытой кистью опущена вниз, вдоль тела, под тогой . На безымянном пальце левой руки кольцо с овальной оправой.

Авл Метел.

Древний Рим.

110 - 90 до н. э.

Италия, Флоренция,

Археологический музей


  • Выразительный реалистический портрет, выполненный из мрамора , является прекрасным примером глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства.
  • Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами по-своему трогательно и привлекательно.

Портрет «сириянки».

Древний Рим. Около 170 г.

Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж


Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством, бросившись в Нил.

Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой.

Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога.

Антиной.

Древний Рим. 117 – 134 н.э.


Изображение сидящей женщины с ребенком на руках - этрусско-латинское божество Великой Матери ("Матер-матута"). Уже в этой скульптуре проявились черты этрусского характера: приземистость пропорций, застылая напряженность фигуры. В композицию введены два крылатых сфинкса - излюбленный мотив этрусков - по обе стороны трона.

Являясь антропоморфной (то есть представленной в образе человека) урной-канопой, статуя связана с культом мертвых.

Мать с младенцем ("Матер-матута").

Древний Рим. 450 до н. э.

Италия, Флоренция. Археологический музей


Живописное искусство

Во фресковых росписях все чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удалось передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены. Изыскано красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе.

Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке. Как вид росписи – настенная роспись


Вилла Мистерий.

Помпеи .

Древний Рим. Ок. 100 до н. э.

Италия, Помпеи

Виллам присуща большая роскошь и отделка из драгоценных материалов. Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись. Различалось два типа вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.


Вилла Мистерий.

Помпеи .

Древний Рим. Ок. 100 до н. э.

Италия, Помпеи


Битва Александра Македонского с персами Италия 100 до н. э. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей

Мозаикой греки называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла - смальты .

Мозаика – узор из скреплённых друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева


  • Мистерии - богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления.

Мистерии Древней Греции, например, представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям : лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона - мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами.


  • Установление их восходит ко временам отдаленной древности; в исторические времена, особенно с VI века н. э., их число все более и более увеличивалось; в конце IV в. до н. э. не быть посвященным в какие-нибудь мистерии являлось признаком неверия или индифферентизма .

Александрова мозаика - наиболее известная античная мозаика с изображением Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.

Мозаика была обнаружена 24 октября 1831 года при раскопках античных Помпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в 1843 году в Национальный археологический музей Неаполя, где и хранится по настоящее время.


Мозаики виллы Адриана в Тиволи.

Не менее

знамениты

и римские

мозаики .

Их искусство

было известно

ещё в Древней

Греции.

Как вечны

музы, так

должны быть

вечны и эти

композиции.



Римское искусство завершает собой многовековой путь, начатый эллинской культурой . Оно может быть определено как явление переходного периода от одной художественной системы к другой, как мост от антики к средневековью. В то же время, подобно тому, как и каждое произведение - не только звено в цепи художественного развития, но и неповторимое индивидуальное явление, римское искусство целостно и самобытно. Аудитория у древнеримского искусства, особенно в годы Поздней империи, была многочисленнее, чем у греческого. Подобно новой религии, захватывавшей широкие круги населения восточных, западных и северо­африканских провинций, искусство римлян воздействовало на громадное число жителей империи, включая императоров, влиятельных чиновников, рядовых римлян, вольноотпущенников, рабов. Уже в пределах империи складывалось отношение к искусству как к явлению, объединявшему людей различных сословий, рас, общественных положений.


В Древнем Риме формировались не только общие эстетические качества, определившие характер грядущей культуры, вырабатывались и методы, которым следовали художники позднейших времен. В европейском искусстве древнеримские произведения часто служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, художники, стеклодувы и керамисты, резчики гемм и декораторы садов и парков. Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности.




  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

  • Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /

Слайд 2

Изобразительное искусство этрусков

ЭТРУСКИ жили на территории современной Италии в I тысячелетии до н. э.

Слайд 3

У ЭТОГО народа были

17.02.2017 3 своя философия, свои представления о жизни и смерти, особое восприятие окружающего мира.

Слайд 4

«ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ» -

17.02.2017 4 неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с культом мертвых (II-I вв. до н. э.).

Слайд 5

17.02.2017 5 Верующая. Из святилища Дианы Немийской. Древний Рим 200 - 150 до н. э. Франция, Париж, Лувр

Слайд 6

17.02.2017 6 Капитолийская волчица Древний Рим 500 до н. э. Италия, Рим, Музей Капитолия

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Каков же он, человек той эпохи? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106- 43 гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»:«Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»

Слайд 10

17.02.2017 10 Капитолийский Брут Древний Рим 210 - 190 до н. э. Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории

Слайд 11

17.02.2017 11 Статуя Октавиана Августа из Прима Порта Древний Рим 20 н. э. Ватикан, музеи Ватикана

Слайд 12

Октавиан Август из Прима Порта. Отец Октавиана, Гай Октавий, происходил из богатого плебейского рода, принадлежавшего квсадническому сословию; Юлий Цезарь сделал его патрицием. Мать, Атия, происходила из родаЮлиев. Она была дочерью Юлии, сестры Цезаря, и сенатора Марка Атия Бальбина - родственника Гнея Помпея. Гай Октавий женился на ней вторым браком, от которого родилась и сестра Октавиана - Октавия Младшая (Младшей её называли по отношению к сводной сестре). Прозвище «Фурин» Октавиан получил в год своего рождения в честь победы отца над беглыми рабами Спартака, одержанной в окрестностях города Фурии. Имя «Октавиан» Август старался не употреблять, так как это напоминало ему, что в род Юлиев он попал со стороны, а не по прямому происхождению.

Слайд 13

Гай Ю́лий Це́зарь Октавиа́н А́вгуст

Основы искусства были заложены в эпоху правления Октавиана Августа. Это время, отличающееся высоким уровнем развития культуры, не случайно называют «золотым веком» Римского государства. Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства, наиболее ярко проявившийся в многочисленных статуях Октавиана Августа.

Слайд 14

Римский писатель Светоний (ок. 70 - ок. 140 гг.) отмечал: «Он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову»

Слайд 15

Статуя Марка Аврелия - бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Новом дворцеКапитолийских музеев. Была создана в 160-180-е года.

Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она св. Константина.

Слайд 16

В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело. Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (поверх туники). Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

Слайд 17

В эпоху переоценки ценностей он так выразил свое мироощущение:«Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение - смутно, строение всего тела - бренно, душа - неустойчива, судьба - загадочна, слава недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»)

Слайд 18

Слайд 19

Септи́мий Бассиа́н Карака́лла (186-217) - римский император из династии Северов.

Один из самых же жестоких императоров. Резкий поворот головы, стремительность движения и напрягшиеся мускулы меи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд из под лобья, массивный подбородок_ все говорит о без пощаадной жестокости императора.

Слайд 20

17.02.2017 20 Портрет Каракаллы Древний Рим 211 - 217 н. э. Италия, Рим, Национальный Римский музей

Слайд 21

17.02.2017 21 Авл Метел Древний Рим 110 - 90 до н. э. Италия, Флоренция, Археологический музей

Слайд 22

Бронзовая статуя Авла Метелла из музея Флоренции, также исполненная этрусским мастером того времени, хотя и сохраняет еще в пластической трактовке формы все особенности этрусского бронзового портрета, по существу, уже римский памятник, исполненный гражданственного общественного звучания, необычного для этрусского искусства. В бюсте Брута и статуе Авла Метелла, как и во многих портретах с алебастровых урн, сблизились границы этрусского и римского понимания образа. Здесь следует искать истоки древнеримского скульптурного портрета, выросшего не только на греко-эллинистической, но прежде всего на этрусской основе.

Слайд 23

Фигура мужчины зрелого возраста, которая оставляет открытым правое плечо, и в тунике. В высокой обуви римского типа со шнурками. Голова слегка повернута вправо. Волосы короткие, с небольшими прядями. Морщины на лбу, а также в углах рта и пустых глаз, которые должны были быть заполнены вставками из другого материала. Правая рука поднята и протянута вперед, с открытой кистью; левая рука с полузакрытой кистью опущена вниз, вдоль тела, под тогой. На безымянном пальце левой руки кольцо с овальной оправой. Левая нога немного согнута вперед. Приписывается аретинскому производству.

Слайд 24

17.02.2017 24 Портрет "сириянки" Древний Рим Около 170 Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж

Слайд 25

Выразительный реалистический портрет, выполненный из мрамора, является прекрасным примером глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства. Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами по-своему трогательно и привлекательно.

Слайд 26

17.02.2017 26 Антиной Древний Рим 117 – 134 н.э.

Слайд 27

17.02.2017 27 Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством, бросившись в Нил. Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой. Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога.

Слайд 28

17.02.2017 28 Мать с младенцем ("Матер-матута") Древний Рим 450 до н. э. Италия, Флоренция. Археологический музей

Слайд 29

17.02.2017 29 Изображение сидящей женщины с ребенком на руках - этрусско-латинское божество Великой Матери ("Матер-матута"). Уже в этой скульптуре проявились черты этрусского характера: приземистость пропорций, застылая напряженность фигуры. В композицию введены два крылатых сфинкса - излюбленный мотив этрусков - по обе стороны трона. Являясь антропоморфной (то есть представленной в образе человека) урной-канопой, статуя связана с культом мертвых.

Слайд 30

Живописное искусство

  • Слайд 31

    Мисте́рии - богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления. Мистерии Древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям: лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона -мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами.

    Слайд 32

    17.02.2017 32 Вилла Мистерий. Помпеи. Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи

    Слайд 33

    17.02.2017 33 Вилла Мистерий. Настенная живопись Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи

    Слайд 34

    Слайд 35

    17.02.2017 35 Виллам присуща большая роскошь и отделка из драгоценных материалов.Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись.Различалось два типа вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.

  • error: