Трагедия парома “Севоль”. Число рождения для женщины

16 апреля 2014 года у юго-западного побережья Корейского полуострова произошла катастрофа южнокорейского парома «Севоль» (кор. 세월, англ. Sewol), совершавшего регулярные рейсы между Инчхоном (портом в устье реки Ханган) и островом Чеджудо, популярным местом отдыха.

На борту находилось 476 человек, из них 325 учащихся средней школы. Все из одной «старшей школы», из «одной параллели» - предвыпускные классы, которые в свое последнее школьное лето должны были отправиться в путешествие на Чечжудо. Как правило, это единственные дети в семье. Спасти из них удалось только 172 человека, и часть тел не найдено до сих пор.

Эта история оказывается очень похожей на российские истории о катастрофах вроде затопления речного судна «Булгария». И здесь хочется помянуть недобрым словом как рассуждающих о том, что «такой потрясающий уровень безответственности может быть только в России», так и тех, в чьем представлении Республика Корея – «цивилизованная демократическая страна, населенная ответственными и работящими людьми, и такие истории там невозможны».

Как и другие серьезные катастрофы, эта трагедия сложилась из нескольких причин. По отдельности, каждая из которых довольно заурядна с обывательской точки зрения, но их сочетание привело к самой серьезной морской катастрофе в истории Кореи за последние 20 лет.

Во-первых, сам паром был старым и изношенным. 18 лет он прослужил в Японии, а затем в 2012 г. его продали в Корею. По законодательству РК такие теоретически ветхие суда должны проходить ежегодный осмотр, по итогам которого составляется документ о пригодности. Однако понятно, что, как и у нас, составление таких документов оказывается делом чисто формальным, и в 2013 г инспекция не выявила никаких нарушений.

Хотя сегодня известно, что у парома были проблемы с рулевым управлением, но в итоге было решено отремонтировать его как-нибудь потом. Неполадки не фатальные, виражи закладывать никто не собирается, так что можно сходить в рейс.

За год до трагедии паром был дополнительно реконструирован – было увеличено число кают и надстроен целый этаж, отчего вес корабля увеличился на 239 тонн. Судоводители после этого стали письменно жаловаться на проблемы с остойчивостью – но их проигнорировали.

Во-вторых, паромом управляла команда не лучшего уровня. Обычно, конечно, матросов всегда «набирают по объявлению», но верхушка команды все-таки состоит из профессионалов. Здесь же, благо – рейс внутренний, внештатниками оказалось и руководство. Капитану уже сильно за 60, и если посмотреть на зарплату, которую он получал как временно нанятый, то очень легко представить себе человека, живущего по принципу «Вы делаете вид, что мне платите, я делаю вид, что работаю». Не забудем, что в РК нет государственной пенсионной системы, ее создают только сейчас.

Более того, большинство членов команды оказались членами, скажем так, весьма специфического псевдо-христианского культа под названием Секта Спасения, взгляды и особенности которой не могли не наложить дополнительный отпечаток на трагедию. Помимо того, что верующие работали за копейки, догмы секты говорили о том, что ее адепты уже спасены господом, а значит – свободны от грехов и связанных с ними мук совести. Из этого очень легко сделать вывод о том, что в критической ситуации спасать надо себя, а не кого-то: грехом такое поведение не будет, да и зачем спасать тех, про кого непонятно, угодны ли они господу.

В-третьих, паром был перегружен почти в три раза - 3,608 тонн против нормы в 987. И не за счет пассажиров, которых было 476 из 921 возможных (хотя «левых» билетов тоже хватало и именно потому с самого начала появились проблемы с определением реального числа пассажиров), а из-за контейнеров с грузом. Что именно был за груз, широкой публике не известно до сих пор, и слухов по этому поводу много. Но важно скорее то, что паром более уязвим к перегрузкам, чем обычные суда. Его центр тяжести находится выше, и поэтому при сильном волнении или резком маневре ему легче потерять равновесие и перевернуться. Кроме того, выяснилось, что были и «левые» пассажиры, отсутствовавшие в официальных списках.

Не менее важно то, что груз не был зафиксирован. Вообще-то, и за этим специально должен смотреть второй помощник капитана, контейнеры должны были быть закреплены, чтобы при качке или крене они не сдвинулись с места. Но, видимо, кому-то такие меры по технике безопасности показались избыточными. Это же все-таки паром, двигающийся вдоль береговой линии, а не корабль в открытом море.

Более того, впоследствии выяснилось, что помимо перегрузки, которая сама по себе угрожала остойчивости парома, на нем было вчетверо меньше необходимой для стабилизации корабля балластной воды - 580 тонн вместо рекомендованных 2,030. Уменьшенный балласт брали для того, чтобы грузовая марка (та, что нанесена на носовой части и означает грузовую ватерлинию) не скрывалась под водой из-за перегрузки, - иначе судно могли просто не выпустить в море. Только за прошлый год за счёт подобных махинаций владелец парома получил 3 миллиона долларов дополнительной прибыли.

В-четвертых, из-за погодных условий паром отчалил на три часа позже, и чтобы нагнать время и войти в график, он шел с более высокой скоростью, к тому же «срезал угол», отклонившись от стандартного маршрута и пройдя напрямки между островов, в сильном тумане и через участок, который считается опасным. При этом в тот момент за штурвалом была женщина-помощник, чей опыт судовождения был недостаточным для того, чтобы доверить ей прохождение такого участка.

Что стало причиной катастрофы в 8.48 утра, доподлинно неизвестно. Есть несколько версий, но пока ни одна из них полностью не доказана. Либо подвел человеческий фактор, либо на пути парома возникло неожиданное препятствие, либо что-то сломалось в рулевом управлении. Во всяком случае, рифов или подводных скал непосредственно в районе катастрофы нет.

Также не подтвердилась информация, что причиной катастрофы был слишком крутой поворот судна - после анализа всей информации со спутникового радиолокационного маяка, который записывал маршрут судна, выяснилось, что неоправданно резких движений перед катастрофой паром не совершал. Зато в момент поворота на всем корабле на 36 секунд отключилось электричество.

Еще одна версия поворота связана с тем, что в местах совсем рядом с измененным маршрутом следования «Севоля» Служба береговой охраны или ВМС проводили стрельбы. По карте получается впритык, и хотя район стрельб обычно «перекрывают» с большим запасом, можно допустить, что звуки выстрелов побудили неопытного человека у штурвала на неадекватную реакцию.

Как бы то ни было, при выполнении поворота незакрепленные контейнеры резко съехали на одну сторону, что усугубило крен. Возникла чрезвычайная ситуация, но школьника, который первым отправил в службу спасения сообщение о том, что паром терпит бедствие, приняли за шутника, и отреагировали не сразу.

Капитан и команда же сначала пытались «сохранить лицо»: вдруг, если мы объявим эвакуацию, начнется паника, а потом выяснится, что всё поправимо. Поэтому по громкой связи было объявлено, чтобы пассажиры оставались на своих местах и надели спасательные жилеты. Не более.

Ту же ошибку, заметим, совершили чиновники в затопленном Крымске. Когда возникла информация, что в город может придти волна, и они оказались перед выбором - бить в рынду, выгонять горожан из домов и рисковать потерей лица и репутации при том, что катастрофы может и не произойти, или не делать ничего серьезного в надежде на то, что обойдется. Выбрали второе. Не обошлось.

Возможно, капитан просто боялся брать на себя ответственность. Точно так же было с «Фукусимой» в Японии, когда время было упущено из-за боязни «потерять лицо». Более того, когда выяснилось, что привезенное туда оборудование для ликвидации последствий аварии имеет иной разъем, и штепселя его невозможно вставить в розетки, не имея переходников, потребовались целые сутки на то, чтобы была дана команда срезать штепселя и подключать кабели к сети напрямую.

Неясно, сколько времени ушло на то, чтобы понять, что «сами не справимся». Сигнал бедствия подали только через 18 минут. Всё это время пассажирам объявляли, что всё нормально, соблюдайте спокойствие. О том, что надо готовиться к эвакуации, не говорили. Потом судно набрало достаточно воды и сильно накренилось. Пришлось просить помощи, но почему-то вместо ближайшего пункта на о. Чиндо, откуда она могла прийти, стали звонить на о. Чечжудо, куда паром следовал. Также вместо службы спасения на море позвонили в общую службу спасения, подчиненную полиции. Но пока просьба о помощи переадресовывалась по инстанциям и выяснялось, кто должен реагировать на этот вызов, было потеряно драгоценное время. Из опубликованного впоследствии текста радиопереговоров между членами экипажа судна и службой береговой охраны следует, что на борту парома во время крушения царила паника, а члены экипажа демонстрировали неспособность принимать решения в чрезвычайной ситуации и нормально проинформировать Центр контроля в Чиндо, чтобы те могли дать вменяемый совет.

В 9-14 крен превысил 50 градусов, и приказ пассажирам оставаться на местах становился откровенно преступным. В спасательном жилете очень тяжело передвигаться внутри перевернувшегося корабля, который становится ловушкой. Не случайно российские инструкции не рекомендуют одевать спасжилеты в помещениях.

Но капитан был озабочен только собственным спасением и аврально покинул паром с первой спасательной партией, не отменив приказ «не выходить из кают», который постоянно повторялся по громкой связи. При этом он еще и снял форменную одежду и выбежал в одном нижнем белье, чтобы выдать себя за пассажира - законы РК жестко требуют, чтобы в случае катастрофы капитан оставался бы на борту, и в противном случае спасатели просто могли отказаться его вывести. Двое штурманов и старший механик парома тоже переоделись в гражданскую одежду и покинули судно на спасательных плотах.

Эти действия задокументированы на видео, снятом морской полицией. Там хорошо видно, что пассажиры остаются внутри судна, и члены экипажа выбрались к спасателям по пути, известному только им, не пытаясь даже сбросить в воду спасательные плоты, установленные на палубе. Спасением пассажиров занимались (и погибли) те члены экипажа, которые моряками не являлись - коки, клерки и т.п.

Еще более страшное видео всплыло позднее - его передал журналистам отец одного из погибших во время кораблекрушения подростков, в кармане которого был мобильный телефон. Судя по записи, пассажиры парома поняли, что судно начинает тонуть, некоторые запаниковали (один мальчик искал и не могли найти спасательные жилеты, другой - младшего брата), но все это время по громкой связи экипаж призывал всех оставаться на своих местах на закрытой палубе.

В довершение трагедии из 46 спасательных плотов, которые должны автоматически вылетать после затопления судна, вылетел на воду и раскрылся только один – достаточная иллюстрация того, насколько формальными были рапорты о готовности судна к рейсу.

С оказанием помощи все тоже обстояло не самым удачным образом. С одной стороны, на выручку устремились все кто был рядом – ВМФ, СБО, рыбаки, вертолеты, представители почти всех релевантных министерств и ведомств. Привлекли даже водолазов из спецназа (причем так спешно, что им не дали как следует экипироваться). С другой – каждая сторона создавала свой штаб операции, что привело к организационной неразберихе и бюрократическим играм с перекладыванием ответственности друг на друга. Большое количество кораблей скорее мешало друг другу.

Попутно выяснилось, что специальный спасательный корабль «Тхонъён» построен уже более полутора лет назад, но до сих пор не введен в строй (некоторое оборудование пока не отвечает требованиям ВМС); что сотрудники морской полиции проигнорировали приказ о полной эвакуации пассажиров с тонущего судна и не пытались проникнуть внутрь него; что из более 600 спасателей на месте трагедии способных что-то сделать водолазов оказалось всего человек 15.

Весь процесс катастрофы занял 2 часа 20 минут. Это - не ‘Булгария’, легшая на борт и ушедшая на дно в кратчайший срок из-за иллюминаторов под самой ватерлинией. Время было, что и трагично - последнее сообщение по сервису бесплатного общения KakaoTalk от погибшего школьника было получено через 50 минут после прибытия спасателей к судну.

Тех, кто находился в воде, подобрали достаточно быстро. Но военные суда, которые обладали оборудованием, с помощью которого можно было добраться до тех, кто оставался внутри судна, вроде бы в это время находились на военных учениях, посвященных межкорейской проблеме - далеко от этого места, да и антисеверокорейские военные учения, конечно же, важнее спасения какого-то парома.

В результате спаслись в основном те, кто либо находился на верхней палубе и смог сразу же прыгнуть в воду, либо те, кто нарушил приказ и покинул каюты. Последнее видно по гендерной статистике смертей. Мальчиков выжило 7 – 9 человек из каждого класса, девочек – 1- 2 (они более послушные). Остальных ждала гибель, потому что в воде с температурой 12-13 градусов даже в жилете продержаться можно два часа, а потом наступает смерть от переохлаждения.

Среди погибших оказался и школьник, который первым поднял тревогу, и гражданин РФ Владислав Серков. Зато выжили 22 из 29 членов команды, включая все 15 ответственных за собственно управление судном.

Утверждается, что владельцы судна сначала требовали, чтобы спасательные работы выполняли водолазы из аффинированной частной фирмы, а не более подготовленные государственные спасатели. Это послужило поводом для слухов о том, что спасали не людей, а секретное содержимое контейнеров.

Утверждается, что как только дело получило огласку, власти стали гонять водолазов на погружения, хотя по погодным условиям и из-за особенностей течений в месте аварии они все равно ничего не могли сделать. Однако семьи жертв, журналисты и общественное мнение должны были получить доказательства активной работы властей, и «имитация бурной деятельности» пошла полным ходом.

К сожалению, первые дни оказались фатальными. «Окно возможностей» было закрыто скорее по объективным причинам, и спасатели не смогли проникнуть внутрь по чисто техническим причинам, из-за чего больше никого спасти не удалось.

Естественно, что каждая катастрофа обрастает слухами, в том числе – конспирологическими. Какие-то малолетние шутники рассылали смс-ки будто бы от имени школьников, которые находятся внутри парома и еще живы. Был слух о том, что паром вильнул, чтобы избежать столкновения с американской подводной лодкой, и власти это скрывают. Некоторые слухи просто повторяли один к одному российские слухи, разносимые интернетом после катастроф у нас.

С другой стороны, были и иные смерти, - покончил с собой замдиректора школы, где учились дети, погибшие на пароме. Он был на пароме и его спасли, но следующий день он повесился, оставив следующую записку:

– Жить одному, когда двести больше не увидят этот мир – слишком много для меня. Семья, школа, ученики, начальники, родители учеников – простите меня, все. Не вините других. Вся вина – на мне. Ведь это я организовал выпускное путешествие. Пожалуйста, сожгите мое тело и развейте пепел там, где затонул корабль. Быть может, там в посмертии, я снова стану учителем для детей, тела которых не найдут.

Если подводить некоторые итоги, то по воздействию на общество РК гибель детей оказала эффект, сравнимый не с «Булгарией» или «Курском», а с Чернобылем или Бесланом, вызвав очень сильную реакцию и общества, и властей. При этом анализ катастрофы, случившейся с паромом, хорошо выявляет целый ряд ошибок и системных просчетов, характерных для внутренней ситуации в РК. Как именно реагировали власть и общество и насколько эта история повлияет на южнокорейскую политику – в наших следующих материалах.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО РАДИОЧАСТОТАМ
(ГКРЧ)

Решения:

На заседании ГКРЧ, состоявшемся 16 апреля 2014 г. (протокол № 14-23), были рассмотрены и приняты решения по следующим вопросам:

о результатах выполнения работ по конверсии радиочастотного спектра в 2013 году и задачах по повышению эффективности использования радиочастотного спектра в 2014-2015 годах;

о выделении полос радиочастот 2935-2965 МГц и 9550-9650 МГц для метеорологических радиолокационных станций нового поколения;

о ходе выполнения решения ГКРЧ от 3 сентября 2013 г. № 13-20-04 «Об организации работ по подготовке предложений для внесения изменений в План перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами и Таблицу распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации»;

о внесении изменений в Порядок проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот, утверждённый решением Государственной комиссии по радиочастотам от 20 декабря 2011 г. № 11-13-02 ;

о выделении полосы радиочастот 2570-2620 МГц для радиоэлектронных средств сетей связи стандарта LTE и последующих его модификаций;

о создании опытной зоны сети связи перспективных стандартов и радиотехнологий в Российской Федерации в полосе радиочастот
1785-1805 МГц;

об использовании полос радиочастот 890-915 МГц и 935-960 GSM ;

об использовании полосы радиочастот 5150-5350 МГц радиоэлектронными средствами беспроводного доступа;

о выделении полос радиочастот, внесении изменений в решения ГКРЧ и продлении срока действия решений ГКРЧ;

о прекращении действия решения ГКРЧ;

о внесении дополнений в Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, разрешённых для ввоза на территорию Российской Федерации;

(секретно);

о выделении полос радиочастот радиоэлектронным средствам космического комплекса (секретно).

По последним двум вопросам были приняты соответствующие решения.

Кроме того были заслушаны вопросы: « о разработке порядка проверки выполнения условий выделения полос радиочастот», «об использовании полос радиочастот для разработки и применения радиоэлектронных средств высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы (ВГКС) «Арктика-М» и « об установлении срока действия разрешений на использование радиочастот, выданных Государственной инспекцией электросвязи Министерства связи СССР и Главным управлением государственного надзора за связью в Российской Федерации» по которым приняты соответствующие протокольные записи .

О результатах выполнения работ по конверсии радиочастотного спектра в 2013 году и задачах по повышению эффективности использования радиочастотного спектра в 2014-2015 годах
(решение ГКРЧ № 14-23-02)

Заслушав сообщения представителей Минкомсвязи России, ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» и Союза операторов мобильной связи ЛТЕ о результатах выполнения работ по конверсии радиочастотного спектра в 2013 году и задачах по повышению эффективности использования радиочастотного спектра в 2014-2015 годах, ГКРЧ отмечает.

В 2013 году Минкомсвязь России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработала План-график выполнения работ по разработке или модернизации радиоэлектронных средств и обеспечению перевода действующих в полосе радиочастот
790-862 МГц радиоэлектронных средств воздушной радионавигации и посадки, несовместимых с радиоэлектронными средствами подвижной радиосвязи стандарта LTE, в другие полосы радиочастот, обеспечивающий в течение 7 лет высвобождение полосы радиочастот 790-862 МГц в рамках Государственного оборонного заказа. Однако, в связи с обращением Союза операторов мобильной связи ЛТЕ внесение в Правительство Российской Федерации указанного Плана-графика было отложено с целью его оптимизации с учётом результатов проводимых операторами связи работ по разработке организационно-технических мероприятий по совместному использованию радиочастотного спектра РЭС различного назначения.

При этом контроль темы Правительством Российской Федерации был возложен на Минкомсвязь России.

Во исполнение решения ГКРЧ от 3 сентября 2013 г. № 13-20-01 в 2013 году открытым акционерным обществом «Концерн ПВО
«Алмаз-Антей» по заказу Минкомсвязи России были выполнены работы по конверсии радиочастотного спектра в интересах обеспечения внедрения и развития наземного цифрового телевизионного вещания. Выполненные работы позволили снять ограничения Минобороны России и Росавиации на использование 56 радиочастотных каналов для ретрансляторов наземного цифрового телевизионного вещания в отдельных регионах России. Кроме того, в 2013 году по заказу Союза операторов мобильной связи ЛТЕ были выполнены работы по конверсии радиочастотного спектра, связанные с разработкой и реализацией организационно-технических мероприятий, обеспечивающих совместное использование радиочастотного спектра действующими РЭС, а также РЭС сетей стандарта LTE.

Результаты указанных работ были рассмотрены на заседаниях рабочей группы по конверсии радиочастотного спектра.

Решением ГКРЧ от 11 декабря 2013 г. № 13-22-04 был утверждён перечень работ по конверсии радиочастотного спектра на 2014-2015 годы, в который были включены работы, не выполненные в 2013 году.

В целях повышения эффективности использования радиочастотного спектра в 2014-2015 годах в интересах обеспечения возможности внедрения на территории Российской Федерации перспективных радиотехнологий и стандартов радиоэлектронных средств гражданского назначения, ГКРЧ решила:

1. Одобрить результаты работ, выполненных ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», по модернизации радиолокационных средств управления воздушным движением и полётами авиации, направленных на обеспечение своевременного внедрения на территории Российской Федерации сетей наземного цифрового телевизионного вещания.

2. Рекомендовать Минобороны России и Росавиации использовать результаты выполненных работ при согласовании условий использования радиочастотных каналов для ретрансляторов наземного цифрового телевизионного вещания.

3. Принять к сведению сообщение Союза операторов мобильной связи ЛТЕ о результатах выполненных работ по конверсии радиочастотного спектра.

Рекомендовать Союзу операторов мобильной связи ЛТЕ продолжить выполнение работ по конверсии радиочастотного спектра, связанных с разработкой и реализацией организационно-технических мероприятий, обеспечивающих совместное использование радиочастотного спектра действующими РЭС, а также РЭС сетей стандарта LTE.

4. Минкомсвязи России совместно с Минобороны России, ФСО России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти доработать План-график выполнения работ по разработке или модернизации радиоэлектронных средств и обеспечению перевода действующих в полосе радиочастот 790-862 МГц радиоэлектронных средств воздушной радионавигации и посадки, несовместимых с радиоэлектронными средствами подвижной радиосвязи стандарта LTE, в другие полосы радиочастот с учётом результатов работ по конверсии радиочастотного спектра, выполненных в 2013 году, и представить его для рассмотрения на очередном заседании Комиссии.

5. Минкомсвязи России совместно с Минобороны России, ФСО России, Роскосмосом и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти продолжить организацию выполнения работ в соответствии с утверждённым решением ГКРЧ от 11 декабря 2013 г. № 13-22-04 перечнем работ по конверсии радиочастотного спектра на
2014-2015 годы.

6. Утвердить состав рабочей группы по конверсии радиочастотного спектра, ранее образованной решением ГКРЧ от 26 февраля 2008 г. № 08-23-01-001 (приложение к настоящему решению ГКРЧ).

О выделении полос радиочастот 2935-2965 МГц и 9550-9650 МГц для метеорологических радиолокационных станций нового поколения (решение ГКРЧ № 14-23-04)

Заслушав сообщение Росгидромета по вопросу выделения полос радиочастот 2935-2965 МГц и 9550-9650 МГц для метеорологических радиолокационных станций нового поколения, ГКРЧ отмечает следующее.

Доплеровские метеорологические радиолокационные станции (РЛС) предназначены для получения информации о полях облачности, осадков и связанных с ними опасных явлениях погоды (гроза, град, ливни, и т.д.), интенсивности и накопленном количестве осадков. Кроме того они позволяют дополнительно получить информацию о параметрах ветра и турбулентном состоянии атмосферы и других геофизических явлениях и процессах. ГКРЧ решила:

1. Выделить неопределённому кругу лицполосы радиочастот 2935-2965 МГц и 9550-9650 МГц для использования метеорологических радиолокационных станций при выполнении следующих условий:

соответствие технических характеристик метеорологических РЛС основным техническим характеристикам, указанным в приложениях № 1 и № 2 к настоящему решению;

получение в установленном порядке разрешения на использование радиочастот на основании заключения экспертизы о возможности использования заявляемых метеорологических РЛС и об их ЭМС с действующими и планируемыми для использования РЭС гражданского назначения и РЭС, используемых для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;

регистрация метеорологических радиолокационных станций должна осуществляться установленным в Российской Федерации порядком.

2. Ввоз на территорию Российской Федерации метеорологических РЛС должен осуществляться в установленном порядке.

3. Установить срок действия настоящего решения ГКРЧ десять лет со дня его принятия.

О ходе выполнения решения ГКРЧ от 3 сентября 2013 г. № 13-20-04
«Об организации работ по подготовке предложений для внесения изменений в План перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами и Таблицу распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации» (решение ГКРЧ № 14-23-05)

Заслушав сообщение Минкомсвязи России о ходе выполнения решения ГКРЧ от 3 сентября 2013 г. № 13-20-04 «Об организации работ по подготовке предложений для внесения изменений в План перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами и Таблицу распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации», ГКРЧ решила:

1. Принять к сведению сообщение Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о ходе выполнения решения ГКРЧ от 3 сентября 2013 г. № 13-20-04 в рамках рабочей группы, образованной Комиссией для этих целей.

2. Определить состав рабочей группы по разработке предложений по внесению изменений в План перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами (далее - План) и Таблицу распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации (далее - Таблица) согласно приложению к настоящему решению ГКРЧ.

3. Рабочей группе при подготовке предложений по переработке Плана предусмотреть необходимость разработки выписки из Плана, предназначенной для открытой публикации, в интересах обеспечения прозрачности долговременного планирования использования радиочастотного спектра перспективными радиотехнологиями гражданского назначения, а также обеспечения стимулирования их внедрения на территории Российской Федерации.

4. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в IV квартале 2014 г. представить предложения по внесению изменений в План и Таблицу для рассмотрения на заседании Комиссии.

О внесении изменений в Порядок проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот, утверждённый решением Государственной комиссии по радиочастотам от 20 декабря 2011 г. № 11-13-02
(решение ГКРЧ № 14-23-06)

Заслушав сообщение Минкомсвязи России об утверждении Перечня работ по конверсии радиочастотного спектра на 2014-2015 годы, ГКРЧ отмечает.

Во исполнение решения ГКРЧ от 24 мая 2013 г. № 13-18-01 рабочей группой по конверсии радиочастотного спектра разработан проект Перечня работ по конверсии радиочастотного спектра 2014-2015 годы.

В целях своевременного планирования бюджетных средств для выполнения работ по конверсии радиочастотного спектра в интересах обеспечения возможности внедрения на территории Российской Федерации перспективных радиотехнологий и стандартов радиоэлектронных средств гражданского назначения, ГКРЧ решила:

1. Пункт 8 Порядка дополнить абзацем следующего содержания: «Адресные сведения о местах размещения РЭС подаются в соответствии с адресным классификатором Федеральной информационной адресной системы (далее - ФИАС).».

2. Изложить приложение № 2 к Порядку в редакции согласно приложению № 1 к настоящему решению.

3. Изложить приложение № 5 к Порядку в редакции согласно приложению № 2 к настоящему решению.

4. Включить в Порядок приложение № 13 в редакции согласно приложению № 3 к настоящему решению.

5. Изменить соответственно нумерацию приложений к Порядку.

6. Пункты 4, 5 настоящего решения ГКРЧ вступают в силу со дня его принятия, пункты 1, 2, 3 настоящего решения ГКРЧ вступают в силу по истечении 3 месяцев со дня его принятия.

О выделении полосы радиочастот 2570-2620 МГц для радиоэлектронных средств сетей связи стандарта LTE и последующих его модификаций

Заслушав сообщение по вопросу, ГКРЧ приняла следующую протокольную запись:

В связи с поступившими предложениями от членов ГКРЧ и в результате обсуждения перенести рассмотрение данного вопроса на последующие заседания Комиссии.

О создании опытной зоны сети связи перспективных стандартов
и радиотехнологий в Российской Федерации в полосе радиочастот
1785-1805 МГц (решение ГКРЧ № 14-23-07-2)

Заслушав сообщение ФГУП НИИР о создании опытной зоны сети связи перспективных стандартов и радиотехнологий в Российской Федерации в полосе радиочастот 1785-1805 МГц, ГКРЧ решила:

1. Выделить федеральному государственному унитарному предприятию Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательскому институту радио (ФГУП НИИР) полосу радиочастот 1785-1805 МГц для создания опытной сети связи перспективных стандартов и радиотехнологий в полосах радиочастот 1785-1805 МГц на территории Российской Федерации с целью практических исследований по разработке условий совместного использования РЭС сухопутной подвижной службы сетей связи перспективных стандартов и радиотехнологий, в том числе для создания технологической сети связи на железнодорожном транспорте с привлечением операторов связи и других заинтересованных организаций.

2. Использование ФГУП НИИР выделенной настоящим решением ГКРЧ полосы радиочастот для создания опытной сети связи должно осуществляться при выполнении следующих условий:

соответствие технических характеристик применяемых РЭС основным техническим характеристикам, указанным в приложении к настоящему решению ГКРЧ;

получение в установленном порядке разрешений на использование радиочастот;

регистрация РЭС в установленном в Российской Федерации порядке;

применяемые радиоэлектронные средства не должны создавать вредных помех и не могут требовать защиты от вредных помех со стороны РЭС, работающих в полосах радиочастот 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц.

3. ФГУП НИИР не позднее первого квартала 2015 года представить в ГКРЧ результаты эксплуатации опытной сети связи для рассмотрения на очередном заседании ГКРЧ.

4. Установить срок действия настоящего решения ГКРЧ один год со дня его принятия.

Об использовании полос радиочастот 890-915 МГц и 935-960 МГц радиоэлектронными средствами стандарта GSM
(решение ГКРЧ № 14-23-08)

Заслушав сообщение Роскомнадзора об использовании полос радиочастот 890-915 МГц и 935-960 МГц радиоэлектронными средствами (РЭС) стандарта GSM, ГКРЧ отмечает.

В соответствии с решением ГКРЧ от 2 октября 2012 г. № 12-15-03 Роскомнадзором проведены работы по гармонизации использования радиочастотных каналов в полосах радиочастот 890-915 МГц и 935-960 МГц. ГКРЧ решила:

1. Поручить Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществлять частотные присвоения (назначения) РЭС сухопутной подвижной радиосвязи в диапазоне 900 МГц в полосах радиочастот, указанных в приложении к данному решению ГКРЧ.

2. Настоящее решение ГКРЧ вступает в силу со дня его принятия.

Об использовании полосы радиочастот 5150-5350 МГц радиоэлектронными средствами беспроводного доступа
(решение ГКРЧ № 14-23-09-1)

Рассмотрев заявление юридического лица Российской Федерации, ГКРЧ решила:

1. Выделить неопределённому кругу лиц для использования полосу радиочастот 5150-5350 МГц радиоэлектронными средствами беспроводного доступа на территории ГУП «Московский метрополитен», предназначенными для предоставления услуг беспроводного широкополосного доступа (БШД) пассажирам метрополитена.

2. Использование выделенной полосы радиочастот должно осуществляться при выполнении следующих условий:

соответствие технических характеристик РЭС основным техническим характеристикам, указанным в приложении к настоящему решению ГКРЧ, и действующим нормам ГКРЧ;

применение РЭС только для целей предоставления БШД пассажирам метрополитена;

применение РЭС в подземных сооружениях (тоннели, станции)
ГУП «Московский метрополитен» осуществляется без оформления разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов;

применение РЭС на открытых участках территории
ГУП «Московский метрополитен» возможно при условии проведения экспертизы возможности использования заявленных РЭС и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования РЭС и получении в установленном порядке разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов;

регистрация РЭС в установленном в Российской Федерации порядке.

3. Ввоз на территорию Российской Федерации РЭС должен осуществляться в установленном порядке.

4. Установить срок действия настоящего решения ГКРЧ десять лет со дня его принятия.

О выделении полос радиочастот, внесении изменений в решения ГКРЧ и продлении срока действия решений ГКРЧ
(решение ГКРЧ № 14-23-09-2)

Рассмотрев заявления юридических и физических лиц Российской Федерации, ГКРЧ решила:

1. Выделить Министерству обороны Российской Федерации полосы радиочастот 219,9756-230 МГц, 300-300,525 МГц, 301,125-305,825 МГц, 307,025-308 МГц, 336-336,525 МГц, 337,125-341,825 МГц, 343,025-344 МГц, 390-400,0003 МГц для РЭС ПРИМА-ДМВ и 220-230 МГц, 300-300,525 МГц, 301,125-305,825 МГц, 307,025-308 МГц, 336-336,525 МГц, 337,125-341,825 МГц, 343,025-344 МГц, 390-399,95 МГц для РЭС ВЬЮГА 100/400РСТ на территории Российской Федерации на условиях, определённых в приложении № 1

Отказать Министерству обороны Российской Федерации в выделении полос радиочастот 307-307,025 МГц, 343-343,025 МГц для РЭС ПРИМА-ДМВ и ВЬЮГА 100/400РСТ на территории Российской Федерации на основании отрицательного заключения о возможности выделения полос радиочастот.

2. Отказать обществу с ограниченной ответственностью «ТЕЛЕГРАНИ» в выделении полос радиочастот 27500-30000 МГц, 14000-14002,2 МГц (Земля-космос) и 17700-20200 МГц, и 11450-11452,2 МГц (космос-Земля) для использования бортовыми и наземными радиоэлектронными средствами системы фиксированной и подвижной спутниковой связи «ТСС-КА» на базе космического аппарата типа «ТСС-КА» с точкой стояния на геостационарной орбите 63°в.д. на основании отрицательного заключения о возможности выделения полос радиочастот.

3. Выделить открытому акционерному обществу «Российские космические системы» полосы радиочастот 14403,42-14427,42 МГц (Земля-космос) и 1563,42-1587,42 МГц, 10747,45-10747,55 МГц (космос-Земля) для использования земной станцией комплекса закладки и контроля ЗС «КЗиК» в составе геостационарного сегмента Системы Дифференциальной Коррекции и Мониторинга (СДКМ), на условиях, определённых в приложении № 2 .

4. Выделить Министерству обороны Российской Федерации полосу радиочастот 14320,9-14340,3 МГц (космос-Земля) для использования радиоэлектронными средствами бортовой аппаратуры угломерной системы (БАУС) - космическими станциями «ГЛОНАСС-К-КС5» глобальной радионавигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в целях определения местоположения и курса воздушных и морских судов в глобальной зоне обслуживания, на условиях, определённых в приложении № 3 .

5. Выделить обществу с ограниченной ответственностью «Гейзер-Телеком» для разработки бортовых и наземных РЭС системы спутниковой связи и вещания (СССВ) «GT-SAT», создаваемой на базе космических аппаратов (КА) типа «GT-SAT» с точками стояния на геостационарной орбите 76,5ºв.д. и 93ºв.д. следующие полосы радиочастот:

6725-7025 МГц (Земля-космос) и 4500-4800 МГц (космос-Земля) для космических станций (КС) «GT-SAT-30B-C», планируемых к размещению на КА типа «GT-SAT» в указанных орбитальных позициях, земных станций служебного канала управления (ЗС СКУ) «GT-SAT-СКУ-С» и земных станций спутниковой связи (центральными, абонентскими) типа «GT-SAT-С», планируемых к размещению на территории Российской Федерации и предназначенными к работе с КС «GT-SAT-30B-C»;

12750-13250 МГц (Земля-космос) и 10700-10950 МГц, 11200-11450 МГц (космос-Земля) для КС «GT-SAT-30B-KU», планируемых к размещению на КА типа «GT-SAT» в указанных орбитальных позициях, ЗС СКУ «GT-SAT-СКУ-KU» и земных станций спутниковой связи (центральными, абонентскими) типа «GT-SAT-KU», планируемых к размещению на территории Российской Федерации и предназначенных к работе с КС
«GT-SAT-30B-KU»;

27500-31000 МГц (Земля-космос) и 17700-21200 МГц, 21400-22000 МГц (космос-Земля) для КС «GT-SAT-KA», планируемых к размещению на КА типа «GT-SAT» в указанных орбитальных позициях, и земных станций спутниковой связи (центральных, абонентских) типа «GT-SAT-KA», планируемых к размещению на территории Российской Федерации и предназначенных для работы с КС «GT-SAT-KA», на условиях, определённых в приложении № 4 .

6. Выделить открытому акционерному обществу «Газпром космические системы» полосы радиочастот 5741,4-5751,4 МГц (Земля-космос) и
3446,7-3451,2 МГц (космос-Земля) для использования земными станциями служебного канала управления ЗС СКУ (3,7 м) и ЗС СКУ (7 м), планируемыми к размещению в резервном пункте управления на территории Приморского края и предназначенными для обеспечения устойчивого функционирования канала управления космического аппарата «Ямал-300К» с точкой стояния 183º в.д. на геостационарной орбите на условиях, определённых в приложении № 5 .

7. Выделить Министерству обороны Российской Федерации для использования радиоэлектронными средствами с новыми навигационными сигналами с кодовым разделением глобальной радионавигационной спутниковой системы ГЛОНАСС на базе негеостационарных космических аппаратов «ГЛОНАСС-К» следующие полосы радиочастот:

1240,3-1255,8 МГц (космос-Земля) для космических станций «ГЛОНАСС-К-КС9», земных и космических станций «ГЛОНАСС-К-АП10»;

1593,3-1608,7 МГц (космос-Земля) для космических станций «ГЛОНАСС-К-КС8», земных и космических станций «ГЛОНАСС-К-АП9, на условиях, определённых в приложении № 6.

8. Выделить федеральному государственному бюджетному учреждению науки Институт солнечно-земной физики Сибирского отделения Российской академии наук полосу радиочастот 163,2-168,5 МГц для РЭС НР-МСТ РАДАР с целью проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ на территории Иркутской области на условиях, определённых в приложении № 7.

9. Выделить открытому акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы» полосы радиочастот 1710-1785 и 1805-1880 МГц для создания опытной зоны на территории Приморского края с использованием РЭС DBS3900 LTE в целях экспериментальных исследований и тестирования технологии LTE-Advanced на период до 1 июня 2015 года на условиях, определённых в приложении № 8.

10. Выделить федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» полосу радиочастот 223-230 МГц для создания опытный зоны цифрового радиовещания стандарта DAB+ с целью проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ на территории г. Москва и Московской области с использованием РЭС VAX1-3D, VAX2-3D, EDB300, EDB600, DAB-100, DAB-600, DAB-300, DAB-100, DAB-250 и DAB-500 на условиях, определённых в приложении № 9.

11. Выделить открытому акционерному обществу «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» полосы радиочастот 437-439 МГц для РЭС Демонстратор-Р с целью проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ на территории научно-исследовательской базы «Большая Волга» (г. Дубна, Московская область) на условиях, определённых в приложении № 10.

Отказать открытому акционерному обществу «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» в выделении полос радиочастот 430-437 МГц и 439-440 МГц для РЭС Демонстратор-Р с целью проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ на территории научно-исследовательской базы «Большая Волга» (г. Дубна, Московская область) на основании отрицательного заключения о возможности выделения полос радиочастот.

12. Продлить срок действия решения ГКРЧ от 26 июля 2002 г. № 6267-ОР (с учётом изменений, внесённых решениями ГКРЧ от 6 декабря 2002 г. № 6713-ОР, от 27 февраля 2006 г. № 06-12-05-061, от 12 февраля 2007 г. № 07-19-05-321, пунктом 177 решения ГКРЧ от 19 марта 2009 г. № 09-02-09-2 и пунктом 15 решения ГКРЧ от 24 октября 2013 г. № 13-21-08-4) до 1 января 2024 г.

13. Продлить срок действия решения ГКРЧ от 15 февраля 2002 г. № 5787-ОР (с учётом изменений, внесённых решениями ГКРЧ от 27 февраля 2006 г. № 06-12-05-097, от 23 октября 2006 г. № 06-17-05-304, пунктом 199 решения ГКРЧ от 19 марта 2009 г. № 09-02-09-2 и пунктом 15 решения ГКРЧ от 24 октября 2013 г. № 13-21-08-4) до 1 января 2024 г.

14. Продлить срок действия решения ГКРЧ от 6 мая 2003 г. № 7177-ОР (с учётом изменений, внесённых решением ГКРЧ от 27 февраля 2006 г. № 06-12-05-106, пунктом 176 решения ГКРЧ от 19 марта 2009 г. № 09-02-09-2 и пунктом 15 решения ГКРЧ от 24 октября 2013 г. № 13-21-08-4) до 1 января 2024 г.

15. В пункте 4 приложения 35 к решению ГКРЧ от 19 марта 2009 г. № 09-02-09-1 слова «на пять лет» заменить словами «на шесть лет».

16. Внести следующие изменения в решение ГКРЧ от 2 октября 2012 г. № 12-15-05-1 (с изменениями, внесёнными пунктом 17 решения ГКРЧ от 24 октября 2013 г. № 13-21-08-4 и пунктом 7 решения ГКРЧ от 11 декабря 2013 г. № 13-22-08):

в пункте 1 после слов «9500-9800 МГц,» записать слова «9741,3-10277,3 МГц,»;

приложение дополнить основными техническими характеристиками РЭС в полосе радиочастот 9741,3-10277,3 МГц (приложение № 11 настоящего решения).

17. Отказать обществу с ограниченной ответственностью «АТ ТРЭЙД-Русь» во внесении изменений в решение ГКРЧ от 6 декабря 2004 г. № 04-03-04-004 на основании отрицательного заключения.

18. В пункте 2 решения ГКРЧ от 23 октября 2006 г. № 06-17-05-047 слова «в течение одного года с даты принятия настоящего решения ГКРЧ» заменить словами «до 1 февраля 2015 г.».

«Выделить неопределённому кругу лиц для использования радиоэлектронными средствами фиксированного беспроводного доступа полосы радиочастот 27,8285-28,4445 ГГц и 28,8365-29,4525 ГГц на территории Российской Федерации.

Использование выделенных полос радиочастот должно осуществляться при выполнении следующих условий:

соответствия параметров заявляемых РЭС фиксированного беспроводного доступа тактико-техническим характеристикам, приведённым в приложении к настоящему решению ГКРЧ;

получение в установленном порядке разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов;

регистрация РЭС в установленном в Российской Федерации порядке.»

21. В решении ГКРЧ от 19 февраля 2010 г. № 10-06-06 слова «до 19 февраля 2014 г.» заменить словами «до 19 февраля 2015 г.».

22. В решении ГКРЧ от 8 сентября 2011 г. № 11-12-07-1 (пункт 61) слова «открытое акционерное общество «Главкосмос» заменить словами «открытое акционерное общество «Российские космические системы» в соответствующих падежах.

абзац 4 пункта 3 изложить в следующей редакции:

«Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов победителям конкурсов, проводимых в соответствии с решением ГКРЧ от 8 сентября 2011 г. № 11-12-02, и другим пользователям радиочастотного спектра на территории объектов проведения Игр в полосах радиочастот, указанных в пункте 2 настоящего решения ГКРЧ, в период до 31 декабря 2014 г. не осуществлять, а после 31 декабря 2014 г. осуществлять в установленном порядке.»;

пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Роскомнадзору, ФГУП «Главный радиочастотный центр» принимать к рассмотрению радиочастотные заявки на присвоение (назначение) радиочастот для сетей LTE на территории Краснодарского края, включая объекты проведения Игр, готовить заключения экспертизы ЭМС и осуществлять присвоение радиочастот для базовых станций LTE на объектах проведения Игр с датой начала использования радиочастот 1 января 2015 года, на остальной территории Краснодарского края - без ограничений по сроку начала их использования.».

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Выделить до 19 августа 2019 г. полосы радиочастот 174-230 МГц и 470-790 МГц для применения радиопередающих устройств аналогового телевизионного вещания с учётом выполнения международных обязательств Российской Федерации, принятых на Региональной Конференции радиосвязи в 2006 г.»;

в пункте 2 слова «стартовых (первого и второго)» исключить;

в первом абзаце пункта 3 слово «стартовых» исключить;

в абзаце четвертом пункта 3 слова «стартовых (первого и второго)» исключить;

в последнем абзаце пункта 4 слова «но не позднее 31 декабря 2014 года» заменить словами «на срок не позднее 19 августа 2019 года»;

пункт 6 исключить;

в пункте 7 слова «пункт 1 решения ГКРЧ от 17 декабря 2007 г. № 07-22-02-001» заменить словами «пункты 1 и 2 решения ГКРЧ от 17 декабря 2007 г. № 07-22-02-001»;

Основание: решение Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания (протокол от 25 февраля 2014 г. № 1) о признании целесообразным продолжения осуществления аналогового эфирного вещания для телевизионных каналов, не распространяемых в составе эфирных мультиплексов, и не нарушающих имеющихся международных обязательств Российской Федерации.

25. Поручить Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществлять переоформление лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи для внесения дополнений на основании заявлений операторов сухопутной подвижной радиотелефонной связи в связи с продлением срока действия ранее оформленных решений ГКРЧ в отношении радиотехнологий GSM (кроме GSM-R), IMT-MC-450, IMT-MC-2000, UMTS, LTE и их последующих модификаций в установленном порядке.

О прекращении действия решения ГКРЧ (решение ГКРЧ № 14-23-09-3)

Рассмотрев заявление федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» ГКРЧ решила:

О внесении дополнений в Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, разрешённых для ввоза на территорию Российской Федерации (решение ГКРЧ № 14-23-10)

ГКРЧ решила:

1. Внести в Перечень РЭС и ВЧ-устройств, разрешённых для ввоза на территорию Российской Федерации, утверждённый решением ГКРЧ от 31 января 2005 г. № 05-04-01-001 (далее - Перечень), соответствующие дополнения согласно приложению к настоящему решению ГКРЧ.

2. Применение на территории Российской Федерации РЭС, указанных в приложении к настоящему решению ГКРЧ, без получения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, оформленного на основании соответствующего решения ГКРЧ, а также без регистрации в установленном порядке РЭС не допускается, за исключением случаев, когда указанные разрешения или регистрация не требуются.

3. Ввоз на территорию Российской Федерации РЭС, технические характеристики которых соответствуют техническим характеристикам, утверждённым обобщёнными решениями ГКРЧ на выделение полос радиочастот, включённых в приложение к настоящему решению ГКРЧ, осуществляется в соответствии с требованиями пункта 1 решения ГКРЧ от 28 апреля 2009 г. № 09-03-05-2.

О присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов радиоэлектронным средствам, размещённым или планируемым к размещению на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя

После обсуждения данного вопроса ГКРЧ решила принять следующую протокольную запись:

Новые присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов радиоэлектронным средствам, размещенных или планируемых к размещению на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не осуществляются до принятия отдельного решения Государственной комиссии по радиочастотам, в связи с проводимыми работами по оценке загрузки и гармонизации радиочастотного спектра на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.


Страстна́я седмица. Великая Среда.

Прп. Ники́ты исп., игумена обители Мидики́йской.

Иконы Божией Матери «Неувяда́емый Цвет».

Литургия Преждеосвященных Даров.

Служба совершается по образцу богослужения в Великий Понедельник.

Календарные заметки:

Порядок службы, как в Понедельник.
На утрене трипеснец. На изобразительных вместо отпуста - молитва «Владыко Многомилостиве…».
На литургии после «Буди Имя Господне…» 3 великих поклона, обычно с молитвой прп. Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются до дня Святой Троицы (кроме поклонов у Святой Плащаницы). Отпуст «Грядый Господь…».

Порядок чтений, согласно календарю:

Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет...»). Тропарь, глас тот же: «Се Жени́х…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 14-я, 15-я и 16-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды).

Евангелие – Ин., зач. 41-е, от полу́: «Во время о́но, свиде́тельствоваше наро́д, сый со Иису́сом…» (конец в зач. 43-м «…якоже рече́ Мне Отец, та́ко глаго́лю»).

Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами…».

Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. По каждой песни катавасия – ирмос трипеснца.

По 3-й песни – малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 4-й: «Па́че блудни́цы…», и икос, глас тот же: «Яже пе́рвее блудни́ца жена́…».

На 9-й песни – каждение. («Честнейшую» не поем.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий Триоди: «Чертог Твой…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Гре́шная тече́ к ми́ру…», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Погруже́нная грехо́м…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й – 4 (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Го́споди, яже во мно́гия грехи́ впа́дшая жена́…».

Примечание. Первые два стиха к стихирам на стиховне – обычные дневные (из Часослова), а последний стих – «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, / пове́м вся чудеса́ Твоя́».

Окончание утрени – по великопостному чину.

Часы и изобразительны совершаются по великопостному чину.

На 1-м часе кафизмы нет. Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…».

Примечание. «При часе́ же 5-м дне, ударя́ет параекклисиа́рх в би́ло: и собра́вшеся в це́рковь, благослови́вшу иере́ю, пое́м 3-й час, и 6-й... Вку́пе же пое́м и 9-й час... Посе́м по е́м́ Блаже́нны... » (Типикон, гл. 49, «Во Святу́ю и Вели́кую Сре́ду на у́трени»).

На 3-м часе – кафизма 19-я. На 6-м часе – кафизма 20-я, паримия Триоди (Иезекииля) с тропарем пророчества и прокимнами (по обычаю). На 9-м часе кафизмы нет. На часах (3-м, 6-м и 9-м) читается Четвероевангелие. На всех часах – кондак Триоди: «Па́че блудни́цы…».

На изобразительных кондаки в следующем порядке:

В храме Господском – кондак Триоди: «Па́че блудни́цы…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

В храме Богородицы – кондак Триоди: «Па́че блудни́цы…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак Триоди: «Па́че блудни́цы…», кондак храма. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прочее последование изобразительных по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).

В конце изобразительных вместо отпуста настоятелем читается молитва литии: «Владыко Многомилостиве…», во время которой все должны молиться, «ниц па́дше на землю». По прочтении ее – чин прощения. Иерей произносит: «Благослови́те, отцы́ святи́и, и прости́те ми, гре́шному, я́же согреши́х во всей жи́зни мое́й и во всей Святе́й Четыредеся́тнице, сло́вом, де́лом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы». И поклоняется предстоящим до земли. Последние, также поклоняясь до земли, отвечают ему: «Бог да прости́т ти, честны́й о́тче».

Примечание. «И прие́мше проще́ние, и́дем в ке́ллии на́ша, и молчи́м до часа́ вече́рняго. В собо́рных же хра́мех и прихо́дских, росхо́д не быва́ет, но по проще́нии трезво́н в дво́и» (Типикон, гл. 49, «Во Святу́ю и Вели́кую Сре́ду на у́трени»).

Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

Примечание. «Во Святу́ю и Вели́кую Сре́ду ве́чера, во свети́льничное, обы́чное стихосло́вие от Трисвята́го без покло́нов. Стихосло́вим же и Ко Го́споду внегда́ скорбе́ти ми... без покло́нов» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Среду вечера»).

Кафизма 18-я – без поклонов (см.: Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»).

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 2-й и глас 6-й (те же, что пелись на хвалитех и на стиховне утрени) – 10. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Го́споди, яже во мно́гия грехи́ впа́дшая жена́…».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (Исхода и Иова) с прокимнами, по обычаю. 1-й прокимен, глас 4-й: «Испове́дайтеся Бо́гу Небе́сному, яко Благ, яко в век ми́лость Его́», стих: «Испове́дайтеся Бо́гу бого́в, яко в век ми́лость Его́»; 2-й прокимен, глас 4-й: «Го́споди, ми́лость Твоя́ во век, дел руку́ Твое́ю не пре́зри», стих: «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м и пред А́нгелы воспою́ Тебе́».

По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) читается Евангелие – Мф., зач. 108-е: «Иисусу бы́вшу в Вифа́нии…». Ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.

После «Буди имя Господне…» – 3 великих поклона . (Обычно они совершаются с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина.)

Примечание. И «а́бие упраждня́ются соверше́нно (т. е. прекращаются) в церкви быва́емыя поклоны» до дня Святой Троицы. Келейно же и до Великого Пятка совершаются (ср.: Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»). Согласно же указаниям Триоди Постной, поклоны прекращаются после трех поклонов «по пренесе́нии Честны́х Даро́в» на великом входе (ср.: Триодь Постная, «Во Святую и Великую Среду вечера»).

Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…».

В среду вечером служится малое повечерие. На нем трипеснец Великого Четвертка из Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 6-й (песни 4-я, 8-я и 9-я). Ирмосы по дважды; тропари – сколько есть. В конце каждой песни – ирмос на катавасию.

По 4-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 4-й: «Яды́й, Влады́ко…».

По Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Хлеб прие́м…» (см. на утрене Великого Четвертка), и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…» (но не «Гряды́й Господь на вольную Страсть…»).

Примечание. «От сего́ свята́го дни [в монастырях, – Сост. ] полу́нощница не пое́тся в це́ркви до седми́цы Фомины́. В собо́рных же хра́мех и мирски́х пою́т в це́рквах» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Среду вечера», 1-е «зри»).

С этого дня и до Недели Антипасхи на службах суточного круга кафизм нет, за исключением 17-й кафизмы на утрене Великой Субботы.

«На Буди имя Господне : поклоны 3» (Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»).

Кроме поклонов перед Святой Плащаницей.

очень благоприятный период

17 лунный день. Семнадцатый лунный день - день встреч и радости от общения. Это время веселья и раскрепощения. Важно не проводить этот день в одиночестве, а встретить родственную душу. Продемонстрировать свои лучшие качества при общении с противоположным полом.

🌖 Взрослая убывающая Луна или 3-я лунная фаза. Период лунного цикла от полнолуния до 3-й лунной четверти. Энергетика живительных сил Солнца очень благоприятна. Это период, когда процессы в человеческом организме и психике укреплены и уравновешены. Эмоциональное состояние человека облачается в рациональную форму. Воля и физическая сила позволяют с большим успехом реализовывать все ранее начатые дела. Отличное время для проявления трудовой и умственной активности. Самостоятельность и и раскованность подсознания благоприятно сказываются на принятии важных и судьбоносных решений. Очень плодотворное время для саморазвития, творчества и созидания.

♏ Луна в знаке Скорпион. Повышенные интуитивные способности помогают в решении любых проблем. Увеличивается вероятность новых встреч, интересных знакомств. Таинственность знака способствует исследовательской деятельности. Появляется стремление к философии или мистике.

☿ Среда. В этот день недели миром управляет Меркурий. Энергетика среды - коммуникабельная, лукавая, познавательно-активная. День склонности к обучению и проявления умственных способностей. День встреч, переговоров и презентаций. Дела связанные с бизнесом, финансами и торговлей будут благоприятны в среду. Налаживайте контакты с друзьями, соседями, сослуживцами, партнерами, родственниками. Двигайтесь и путешествуйте. Покупайте и продавайте все что хотите. Хорошо начать плановое лечение. Не тратьте время на пустые разговоры и бесполезные споры. Хорошее время для веселья. В среду не надо заниматься делами вторника, пятницы и воскресенья.

В целях создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации постановляю:

1. Образовать Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

2. Утвердить прилагаемые:

а) о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

б) Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

Положение
о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям

1. Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - Совет) является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Основными задачами Совета являются:

а) разработка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров;

б) координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации;

в) проведение экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе по указанию Президента Российской Федерации, включая экспертизу проектов поручений Президента Российской Федерации, по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации;

г) проведение экспертизы проектов профессиональных стандартов, подготовка экспертных заключений по ним и выработка предложений по совершенствованию профессиональных стандартов;

д) рассмотрение проектов федеральных государственных стандартов профессионального образования, оценка их соответствия профессиональным стандартам, подготовка предложений по их совершенствованию;

е) подготовка предложений по разработке классификатора (перечня) видов профессиональной деятельности и его последующей актуализации;

ж) содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций.

5. Совет для решения возложенных на него основных задач имеет право:

а) заслушивать на своих заседаниях должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций;

б) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций, а также от должностных лиц;

в) привлекать для участия в подготовке заседаний Совета научные и иные организации, а также приглашать на заседания Совета их представителей, ученых и специалистов;

г) направлять членов Совета для участия в работе координационных и совещательных органов, образованных Правительством Российской Федерации или федеральными органами государственной власти, при рассмотрении ими вопросов, относящихся к компетенции Совета.

6. Совет формируется в составе председателя и заместителя председателя Совета, секретаря и членов Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах.

7. В состав Совета могут входить представители органов государственной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций.

8. Совет в соответствии с возложенными на него основными задачами создает рабочие группы из числа членов Совета, а также из числа не входящих в состав Совета представителей органов государственной власти Российской Федерации и организаций, ученых и специалистов.

Руководители и составы рабочих групп утверждаются председателем Совета.

9. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.

Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Совета.

10. Подготовку и организацию проведения заседаний Совета осуществляет секретарь Совета.

11. Заседания Совета ведет председатель Совета либо по его поручению заместитель председателя Совета. Заседания Совета могут проводиться Президентом Российской Федерации.

12. Решения Совета принимаются большинством голосов членов Совета, участвующих в заседании, и оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Совета.

В случае если заседание Совета проводит Президент Российской Федерации, решения Совета оформляются поручением Президента Российской Федерации.

13. Экспертные заключения Совета по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации, а также по проектам профессиональных стандартов и федеральных государственных стандартов профессионального образования носят рекомендательный характер.

Утверждение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти профессионального стандарта осуществляется после его рассмотрения и одобрения Советом.

14. Для реализации решений Совета могут издаваться указы и распоряжения, даваться поручения и указания Президента Российской Федерации.

15. Контроль за исполнением решений Совета, принятых на заседании Совета, проводимом Президентом Российской Федерации, осуществляет Контрольное управление Президента Российской Федерации. В остальных случаях контроль за исполнением решений Совета осуществляет секретарь Совета.

16. Решения Совета направляются Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также подлежат размещению на официальном сайте Президента Российской Федерации.

17. Организационно-техническое и методическое обеспечение деятельности Совета осуществляют Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации.

Состав
Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям
(утв. Президента РФ от 16 апреля 2014 г. № 249)

Шохин А.Н. - президент Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» (председатель Совета, по согласованию)
Прокопов Ф.Т. - вице-президент Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» (заместитель председателя Совета, по согласованию)
Ельцова Л.Ю. - заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации (секретарь Совета)
Ажгиревич А.И. - первый заместитель исполнительного директора Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» (по согласованию)
Александров А.А. - ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»
Алешин Н.П. - президент саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство «Национальное агентство контроля сварки» (по согласованию)
Бречалов А.В. - президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» (по согласованию)
Вучкович А.А. - вице-президент открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» (по согласованию)
Демин В.М. - президент Общероссийской общественной организации «Союз директоров средних специальных учебных заведений России» (по согласованию)
Замосковный А.В. - генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики (по согласованию)
Катырин С.Н. - президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (по согласованию)
Кузьминов Я.И. - ректор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Лейбович А.Н. - генеральный директор автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций» (по согласованию)
Ливанов Д.В. - Министр образования и науки Российской Федерации
Мантуров Д.В. - Министр промышленности и торговли Российской Федерации
Москаленко А.А. - вице-президент по управлению персоналом и организационному развитию открытого акционерного общества «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» (по согласованию)
Мохначук И.И. - председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (по согласованию)
Нургалиев З.А. - исполнительный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей угольной промышленности (по согласованию)
Окуньков A.M. - исполнительный директор Отраслевого объединения работодателей «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России» (по согласованию)
Песков Д.Н. - директор направления автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (по согласованию)
Репик А.Е. - сопредседатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (по согласованию)
Рошаль Л.М. - президент некоммерческого партнерства «Национальная медицинская палата» (по согласованию)
Садовничий В.А. - ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Свинаренко А.Г. - заместитель председателя правления открытого акционерного общества «РОСНАНО» (по согласованию)
Симоненко В. А. - начальник Экспертного управления Президента Российской Федерации
Терентьева Т. А. - директор по персоналу Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
Тихомиров А.В. - заместитель председателя Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности (по согласованию)
Топилин М.А. - Министр труда и социальной защиты Российской Федерации
Чекменев А.И. - председатель Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности (по согласованию)
Черных П.П. - технический делегат от Российской Федерации в Международной организации «WorldSkills International» (по согласованию)
Чуйко В.А. - председатель правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей целлюлозно-бумажной промышленности (по согласованию)
Шаханов Д.С. - вице-президент открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (по согласованию)
Шмаков М.В. - председатель Федерации независимых профсоюзов России (по согласованию)

Обзор документа

Образован Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Он является консультативным органом. Определены его основные задачи.

В частности, Совет готовит предложения Президенту РФ по определению приоритетных направлений госполитики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров. Он также проводит экспертизу проектов нормативных правовых актов по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в России и профстандартов. Рассматривает проекты федеральных государственных стандартов профобразования и дает оценку их соответствия профстандартам. Кроме того, Совет готовит предложения по разработке классификатора (перечня) видов профессиональной деятельности, а также по совершенствованию профстандартов.

Закреплены права Совета.

В состав Совета входят председатель, его заместитель, секретарь и иные члены. Это могут быть представители госорганов, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций. Утвержден персональный состав Совета.

В Совете создаются рабочие группы. Они формируются не только из числа членов Совета, но и из лиц, не являющихся таковыми (например, из представителей госорганов, ученых, специалистов).

Заседания Совета проводятся не реже 1 раза в квартал. На них должно присутствовать не менее 50% членов. Решения принимаются большинством голосов. Они размещаются на сайте Президента РФ, а также направляются Президенту РФ, в Правительство РФ, госорганы и органы местного самоуправления. За их исполнением следит Контрольное управление Президента РФ.

Экспертные заключения Совета по проектам различных нормативных правовых актов носят рекомендательный характер. Профстандарты утверждаются уполномоченным органом только после их одобрения Советом.

За организационно-техническое и методическое обеспечение деятельности Совета отвечают Минтруд России и Минобрнауки России.

Указ вступает в силу с момента подписания.

error: