Михаил земцов. Михаил григорьевич земцов Смотреть что такое "Земцов, Михаил Григорьевич" в других словарях

Земцов Михаил Григорьевич
1688 – 1743

Замечательный русский архитектор, представитель раннего барокко, один из первых зодчих Петербурга. Родился в Москве в 1688 году (точная дата рождения неизвестна). Учился в художественной школе при типографии Оружейной палаты в Москве. С 1709 года работал в Петербурге, первоначально под руководством Д. Трезини. С 1720-х. гг. принимал участие в осуществлении планировки Летнего сада, в создании дворцово-паркового ансамбля в Петергофе. Звание архитектора получил в 1724 году. С 1737 один из руководителей Комиссии о Санкт - Петербургском строении. Совместно с И. К. Коробовым закончил работу по составлению русского архитектурного Кодекса (1741), начатую П. М. Еропкиным. С 1741 года руководил строительством при Полицеймейстерской канцелярии.

В конце 1742 года или в начале 1743 года М. Земцов разработал широкую программу реконструкции Царскосельского дворцового ансамбля, осуществление которой должно было превратить скромное Царское Село с небольшим дворцом Екатерины I в грандиозный ансамбль. Однако когда дело дошло до строительства, Елизавета изменила первоначальное решение и утвердила новый проект, автором которого был зодчий, ученик Земцова, Андрей Квасов.

Обязанностей у зодчего было так много, что послужило поводом для появления анекдотического рассказа о том, что после его смерти якобы пришлось назначить 13 человек, чтобы справиться с теми делами, которые выполнял он один. И за весь этот колоссальный труд, который он безропотно выполнял без малого 20 лет, М. Земцов продолжал получать все те же 550 рублей, назначенные ему в 1724 году. Если в первые годы оклада, может быть, и хватало (тогда зодчий был холост), то в 1730 -е годы, когда у него появилась семья, да еще приходилось «на свой кошт» строить каменный дом, доходов явно было мало. Трижды он обращался к императрице Анне Иоанновне, а затем к императрице Елизавете, прося наградить его «рангом». В августе 1742 года он подробно изложил на нескольких листах все свои заслуги за 32 года службы. Зодчий писал, что «исправлял архитектуре подлежащие дела сначала по Канцелярии от строений при Санкт - Петербургской фортификации, также святых церквей и при строениях домов вашего императорского величества Санкт-петербургского, Стрелинского и Ревельского, при том же убирание в садах люстгаусов, гротов, фонтанов, каскад и протчего». Далее он указывал: «Сверх оных моих трудов исправлял я по Главной полицмейстерской канцелярии, также по учрежденной Комиссии о Санкт-петербургском строении всякие разводы и размеры мест, учреждение улиц и площадей, смотрение и строение обывательских домов и свидетельство и оценки их. Сочинение главных проектов рисунками и письмом зданиев публичных и партикулярных, обо всем, что к декорации города касалось, и проведено было от команд к всенародной пользе, в которых трудных делах обращался паче всех сверстников моих». Так писал зодчий о своей нелегкой трудовой жизни. Упоминает он и о своих учениках, многие из которых «в пользу государственную произведены в гезели, а Иван Бланк уже архитектор». И за все это он просит пожаловать его «рангом и патентом и для пропитания …прибавочным жалованием». Только через полгода появился указ о пожаловании ему чина подполковника «за долголетнюю его службу и радение пред протчими архитекторы».

Проект Аничкова дворца с большим нарядным регулярным садом Земцов выполнил летом 1741. К 15 августа был представлен перечень материалов, необходимых для производства строительных работ. Так как сам заняться их исполнением он не смог из-за длительного пребывания в Москве, то надзор за битьем свай и прокладкой рвов под фундаменты осуществляли «архитектурии гезели» и его ближайшие помощники С.Чевакинский, И.Сляднев и Г.Дмитриев. Работы двигались не слишком быстро. В 1742 и 1743 годах еще не была начата кладка фундамента и стен.

В дальнейшем, когда после смерти Земцова во главе создания ансамбля оказался Дмитриев, строительство дворца по-прежнему велось по чертежам Земцова. Выполненное в натуре здание отличалось от его проекта лишь тем, что сделали «против прожекту архитектора Земцова... выше палаты, для того, что велено употребить готовые окошечные переплеты, перевезенные из Курляндии». Кроме того, вместо предложенных им «финиментов» – сложной барочной композиции – оканчивавшей дворец, в дальнейшем, Ф.Б.Растрелли создал над боковыми ризалитами купола. Прообразом для них послужило завершение царскосельской дворцовой церкви, созданное С.И.Чевакинским. Вот почему на копии чертежа фасада Аничкова дворца, исполненной Г.Дмитриевым, который воспроизводил замысел М. Земцова, этого завершения нет. Оно появляется на рисунке М.Махаева, выполненном с натуры в 1750 году. Показанная на рисунке галерея перед дворцом также была построена по проекту Земцова.

Долгое время точная дата смерти Земцова не была известна, и все, писавшие о нем, ограничивались указанием, что это произошло осенью 1743 года. В одном из протоколов Канцелярии от строений удалось найти следующую запись: «...архитектурии гезели Иван Сляднев и Григорий Дмитриев поданным доношением объявили, команды де оной Канцелярии подполковник и архитектор Михайло Земцов прошедшего сентября 28 дня волею божею умре». Так устанавливается дата смерти М. Земцова – 28 сентября 1743 года.

ОБЪЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА:

Церковь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (ул. Моховая 46)

Преображенский собор (перестроен)

Комната сказок Красная гостиная

«Аничков дворец в истории Российского государства»

нрго

Зимний сад

Главный корпус Сервизный корпус

« Аничков дворец на фото и в живописи»

Михаил Григорьевич Земцов (1688-1743) "— один из птенцов "гнезда Петрова", первый русский зодчий. Родился в Москве в 1688 г. и был переслан в Санкт-Петербург в числе первых переселенцев новой столицы. В Петербурге он первое время находился в школе при городовой канцелярии, а в 1710 г. был отдан в науку Трезини с жалованьем в 5 рублей. Занятия его у Трезини шли очень успешно: в 1715 г. ему было увеличено жалованье до 10, а в следующем году до 15 руб. Вскоре, однако, Земцов от Трезини переходит к архитектору Микетти, который делает его своим помощником и посылает в Ревель и в Екатериненталь надзирать за постройкою проектированного Микетти дворца. Очевидно, здесь Земцова узнает Петр Великий и обращает внимание на талантливого зодчего. С этого времени ему начинает даваться целый ряд поручений. 19 августа 1723 г. начальник галерного флота получает распоряжение "об отправлении архитектурного подмастерья Земцова на боту "Ельзенфорс" в Швецию для найма рабочих и мастеровых и покупки инструментов. В последние годы царствования Петра Великого Земцов принимает участие и в работах Петергофских фонтанов; так, например, ему было поручено "переделать пирамиду, сделать бассейн ниже и снять один уштуп (уступ) в кашкадах; в канале по лестнице, на правую сторону от палат, сделать, как по другую сторону, дельфинов"; далее, он работает в царских садах, например делает "галерею против цветников или галерею дубовую для картин старых мастеров". Все эти работы и дали Земцову архитекторский ранг (1724 г.), а менее чем через год Сенат положил ему жалованье в 550 рублей.

При Петре Великом Земцов учился и исполнял поручаемые ему работы по проектам других архитекторов, а так как он был к тому же и искусным рисовальщиком, то делал те чертежи, в которых требовалась изящная отделка и художественность; так, например, проектированный Петром Великим "грот в Летнем саду" сохранился до нашего времени в чертежах Земцова. Далее Земцов исполнял и обязанности скульптора: им были составлены проекты статуй, которыми собирались украсить строившееся здание для кунсткамеры Академии Наук. Сделавшись архитектором, Земцов за 20 лет проявил такую громадную деятельность, что в настоящее время нельзя не изумляться, как мог так много работать этот еще далеко не оцененный первый русский архитектор. С 1725 по 1732 год Земцов числился при конторе от строений, т. е. занимал должность, соответствующую нынешней должности архитектора Двора; в 1732 г. он получил специальное поручение — "назначен на достройку монастырских зданий Александро-Невской лавры". Подошли страшные петербургские пожары. Приходилось перестраивать. город. Появилась особая комиссия по устройству Санкт-Петербурга, и Земцов в 1735 г. определяется архитектором при полицейской конторе. С 1740 по 1743 г., т. е. по год своей смерти, Земцов вторично исполняет специальное назначение — надзор за постройкою Невской лавры, и в то же время на него возлагается ряд самых разнообразных дворцовых построек.

Первою самостоятельною постройкою Земцова был деревянный зал, приблизительно там, где теперь на Марсовом поле находится дворец принца Ольденбургского. Зал этот строился для бракосочетания дочери Петра Великого Анны Петровны с принцем Голштинским и, как большинство построек того времени, строился спешно. В записках Берхгольца находим указание на то, что "князь Меншиков прошлую ночь провел в новых комнатах да и нынче намерен ночевать в них, чтоб иметь неослабный надзор за рабочими и всеми мерами торопить их оканчивать постройку" Затем в том же 1725 г., с такою же, если только не с большею, быстротою ему пришлось и перестраивать и строить вновь Летний дворец для императрицы Екатерины I и, наконец, заново отделывать Итальянский дворец. Все эти постройки не сохранились: торжественная зала простояла до 1731 г., Летний дворец Екатерины I был сменен сперва Летним дворцом императрицы Елисаветы Петровны, постройки графа Растрелли-сына, а затем Михайловским замком императора Павла и, что ныне Инженерный замок, на месте же Итальянского дворца Гваренги построил Екатерининский институт. Кроме этих фундаментальных построек, Земцову приходилось наблюдать за рядом более мелких, например, он заканчивал подзорный дворец, устраивал дворцы в Екатерингофе и Анненгофе, перестраивал триумфальные ворота и т. д.

В царствование императрицы Анны Иоанновны деятельность Земцова была направлена на устройство Петербурга и церковное строительство. Земцов принимал деятельное участие в составлении Захгеймом первого топографического плана Санкт-Петербурга 1738 года. Для этой цели Земцовым была составлена опись обывательских домов Петербурга (15 апреля 1736 года). Далее ему же принадлежит составление: 1) положения о мостильных работах, т. е. о мощении улиц, и 2) условия для казенных подрядов. По рисункам и чертежам его строились все въезды в столицу, полицейские будки и, наконец, рогатки, которыми в ночное время запирались улицы. Как полицейский архитектор, Земцов построил и здание для главной полиции, которое было вторым по Мойке, от Невского проспекта, за голландской церковью. Интересно отметить, что по проектам его в суровую зиму 1739 г. были построены особые грелки на улицах.

Как архитектор Александро-Невской лавры, Земцов не мог себя проявить чем-либо особенным главным образом потому, что, несмотря на очень частые, строжайшие Высочайшие повеления закончить постройку лавры, не давали достаточного количества денег. Но приняв эту постройку, Земцов указал, что, по всей вероятности, придется разбирать своды собора, которые были незаконченными. Это предположение Земцова оправдалось.

Из построенных Земцовым церквей обращали на себя внимание особенно две — Симеоновская и старая церковь Казанской Божией Матери, замененная впоследствии Казанским собором Воронихина. В церковном строительстве Земцов уже проявил известную самостоятельность; правда, план Земцовских церквей напоминает план церквей Трезини: та же вытянутая и поставленная перед церковью колокольня, за которой идет в самую церковь галерея, но детали постройки уже не Трезиновские: колокольня прежде всего не такая простая, как у Трезини — влияние стиля барокко уже ясно чувствуется, особенно в верхней части колокольни, в круглых окнах одного из ярусов колокольни и, наконец, в слегка изогнутой форме самого шпица. Затем Земцов совершенно изменил форму купола: вместо маленького фонарика Трезини появился довольно значительного размера главный купол. Церковь св. Симеона и Анны сохранилась в сравнительно нетронутом виде. Что же касается уже исчезнувшей церкви Казанской Божией Матери, то она по плану походила на Симеоновскую и, судя по сохранившейся картине неизвестного мастера, имела внутри красивую колоннаду из колонн коринфского стиля.

Небольшая изящная постройка — павильон-ботик Петра Великого в Петропавловской крепости — безусловно должна свидетельствовать, как говорит И. Грабарь, "о наличности надежной архитектурной фантазии у Земцова, умевшего, когда позволяла возможность, создавать самые очаровательные формы при помощи простейших средств ".

6 апреля 1742 года гоф-интендант императрицы Елисаветы Петровны Шаргородский дает приказание архитектору Земцову — строить Аничковский дворец, причем предупреждает, что с постройкою этою надо спешить — таково желание императрицы; она хочет, чтобы там, где стояла сборная изба Преображенского полка, откуда императрица — тогда еще принцесса Елисавета — во главе своих лейб-компанцев отправилась добывать себе отцовский престол, воздвигся дворец. И постройка этого дворца поручается не иноземцу, а русскому архитектору.

Земцов проявил усиленную деятельность: чертеж за чертежом изготавливался талантливым архитектором, и его помощник Дмитриев отвозил эти чертежи на апробацию императрицы в Москву. Приступили к работам, били сваи, закладывали фундамент, начали возводить стены; чтобы быть ближе к постройке, Земцов выпросил себе участок для постройки дома почти напротив дворца. И в разгар этих работ Земцов умирает. Доклад императрице о его смерти был сделан 29 ноября 1743 г. Работы по окончанию дворца поручены были Растрелли, который, не имея возможности изменить общего плана, все же приложил свою руку к деталям, вследствие чего характер постройки получился не тот, какой ему дал бы Земцов.

Земцов безусловно отличался громадной энергией и трудоспособностью, но получив образование в школе Трезини, который был не архитектор, а инженер, Земцов, конечно, не мог развить свои большие задатки, как художник. Незнакомый ни с теорией архитектуры, ни с выдающимися памятниками зодчества Европы (Земцов нигде, кроме Стокгольма, не был), наш русский самородок должен был до всего доходить самостоятельно, открывать всюду Америку. Но заниматься архитектурой непрерывно и систематично Земцов не мог по условиям того времени: его постоянно отрывали от главного занятия, он должен был исполнять тысячи мелких поручений, должен был быть не только строителем, но и полицейским архитектором и в то же время заниматься подрядами и участвовать на торгах по различным работам. Весьма понятно, что результат получился незначительный. Судя по павильону-ботику, по колокольне Симеоновской церкви, талант Земцова мог бы развернуться, и, быть может, мы могли бы с такою же гордостью повторять имя Земцова, как теперь повторяем имя русского итальянца Растрелли.

Будучи деятельным строителем, Земцов был чуть ли не единственным руководителем той первой школы архитекторов в Петербурге, которую основал еще Леблон; о ней мы очень мало знаем, но из нее вышли те многочисленные архитекторы, которые посылались, как строители, по всей России.

Санкт-Петербург
Петергоф

Точные место и дата рождения Михаила Григорьевича Земцова не известны. Считается, что он родился в 1686 или 1688 году. Вероятно, начальное образование он получил в Москве в школе при Оружейной палате.

Первые достоверные сведения о Михаиле Земцове относятся к 1709 году, когда он учился в Петербургской губернской канцелярии итальянскому языку. В 1710 году по указу Петра I способный юноша был отправлен на службу в Канцелярию городовых дел. Канцелярия тогда руководила возведением каменной крепости "Санкт-Петербург" и строительством вокруг неё города. Возглавлял её Доменико Трезини , при этом архитекторе Михаил Земцов получил возможность многому научиться.

Незаурядные способности Михаила Земцова были замечены Доменико Трезини, который часто даже оставлял своего ученика для работы с другими обучаемыми. Именно Трезини рекомендовал Земцова для поездки в Москву, когда в 1718 году начались работы в Московском Кремле и Китай-Городе. Руководителем строительства был назначен Михаил Земцов.

В 1734 году умер Доменико Трезини. Земцову были переданы все его работы. В 1735 году он стал архитектором Петербургской полицмейстерской канцелярии, став таким образом фактически главным архитектором города. В 1741 году Земцов начал работу над своим главным проектом - каменным Троицким собором на Троицкой площади . Проект так и не был осуществлён. Одновременно с работой над проектом собора Земцов занимался и другими делами, например расквартировывал персидское посольство.

При Елизавете Петровне Земцов снова стал придворным архитектором. Ему было поручено провести реставрацию московских дворцов перед коронацией Елизаветы. По возвращению в Санкт-Петербург Михаилу Григорьевичу было поручено строительство Аничкова дворца . В то же время архитектор разработал план реконструкции дворца в Царском Селе.

Несмотря на огромную занятость, оплата труда Михаила Земцова долго не пересматривалась. К началу 1740-х годов он получал столько же, сколько и в 1724-м. Лишь незадолго до смерти архитектор получил чин подполковника.

Михаил Григорьевич Земцов умер 28 сентября 1743 года. Благодаря высочайшей работоспособности мастера, после его смерти ходили слухи, что его дела распределили между тринадцатью архитекторами, так этих дел оказалось много.

Земцов Михаил Григорьевич
1688 – 1743

Замечательный русский архитектор, представитель раннего барокко, один из первых зодчих Петербурга. Родился в Москве в 1688 году (точная дата рождения неизвестна). Учился в художественной школе при типографии Оружейной палаты в Москве. С 1709 года работал в Петербурге, первоначально под руководством Д. Трезини. С 1720-х. гг. принимал участие в осуществлении планировки Летнего сада, в создании дворцово-паркового ансамбля в Петергофе. Звание архитектора получил в 1724 году. С 1737 один из руководителей Комиссии о Санкт - Петербургском строении. Совместно с И. К. Коробовым закончил работу по составлению русского архитектурного Кодекса (1741), начатую П. М. Еропкиным. С 1741 года руководил строительством при Полицеймейстерской канцелярии.

В конце 1742 года или в начале 1743 года М. Земцов разработал широкую программу реконструкции Царскосельского дворцового ансамбля, осуществление которой должно было превратить скромное Царское Село с небольшим дворцом Екатерины I в грандиозный ансамбль. Однако когда дело дошло до строительства, Елизавета изменила первоначальное решение и утвердила новый проект, автором которого был зодчий, ученик Земцова, Андрей Квасов.

Обязанностей у зодчего было так много, что послужило поводом для появления анекдотического рассказа о том, что после его смерти якобы пришлось назначить 13 человек, чтобы справиться с теми делами, которые выполнял он один. И за весь этот колоссальный труд, который он безропотно выполнял без малого 20 лет, М. Земцов продолжал получать все те же 550 рублей, назначенные ему в 1724 году. Если в первые годы оклада, может быть, и хватало (тогда зодчий был холост), то в 1730 -е годы, когда у него появилась семья, да еще приходилось «на свой кошт» строить каменный дом, доходов явно было мало. Трижды он обращался к императрице Анне Иоанновне, а затем к императрице Елизавете, прося наградить его «рангом». В августе 1742 года он подробно изложил на нескольких листах все свои заслуги за 32 года службы. Зодчий писал, что «исправлял архитектуре подлежащие дела сначала по Канцелярии от строений при Санкт - Петербургской фортификации, также святых церквей и при строениях домов вашего императорского величества Санкт-петербургского, Стрелинского и Ревельского, при том же убирание в садах люстгаусов, гротов, фонтанов, каскад и протчего». Далее он указывал: «Сверх оных моих трудов исправлял я по Главной полицмейстерской канцелярии, также по учрежденной Комиссии о Санкт-петербургском строении всякие разводы и размерымест, учреждение улиц и площадей, смотрение и строение обывательских домов и свидетельство и оценки их. Сочинение главных проектов рисунками и письмом зданиев публичных и партикулярных, обо всем, что к декорации города касалось, и проведено было от команд к всенародной пользе, в которых трудных делах обращался паче всех сверстников моих». Так писал зодчий о своей нелегкой трудовой жизни. Упоминает он и о своих учениках, многие из которых «в пользу государственную произведены в гезели, а Иван Бланк уже архитектор». И за все это он просит пожаловать его «рангом и патентом и для пропитания …прибавочным жалованием». Только через полгода появился указ о пожаловании ему чина подполковника «за долголетнюю его службу и радение пред протчими архитекторы».

Проект Аничкова дворца с большим нарядным регулярным садом Земцов выполнил летом 1741. К 15 августа был представлен перечень материалов, необходимых для производства строительных работ. Так как сам заняться их исполнением он не смог из-за длительного пребывания в Москве, то надзор за битьем свай и прокладкой рвов под фундаменты осуществляли «архитектурии гезели» и его ближайшие помощники С.Чевакинский, И.Сляднев и Г.Дмитриев. Работы двигались не слишком быстро. В 1742 и 1743 годах еще не была начата кладка фундамента и стен.

В дальнейшем, когда после смерти Земцова во главе создания ансамбля оказался Дмитриев, строительство дворца по-прежнему велось по чертежам Земцова. Выполненное в натуре здание отличалось от его проекта лишь тем, что сделали «против прожекту архитектора Земцова... выше палаты, для того, что велено употребить готовые окошечные переплеты, перевезенные из Курляндии». Кроме того, вместо предложенных им «финиментов» – сложной барочной композиции – оканчивавшей дворец, в дальнейшем, Ф.Б.Растрелли создал над боковыми ризалитами купола. Прообразом для них послужило завершение царскосельской дворцовой церкви, созданное С.И.Чевакинским. Вот почему на копии чертежа фасада Аничкова дворца, исполненной Г.Дмитриевым, который воспроизводил замысел М. Земцова, этого завершения нет. Оно появляется на рисунке М.Махаева, выполненном с натуры в 1750 году. Показанная на рисунке галерея перед дворцом также была построена по проекту Земцова.

Долгое время точная дата смерти Земцова не была известна, и все, писавшие о нем, ограничивались указанием, что это произошло осенью 1743 года. В одном из протоколов Канцелярии от строений удалось найти следующую запись: «...архитектурии гезели Иван Сляднев и Григорий Дмитриев поданным доношением объявили, команды де оной Канцелярии подполковник и архитектор Михайло Земцов прошедшего сентября 28 дня волею божею умре». Так устанавливается дата смерти М. Земцова – 28 сентября 1743 года.

ОБЪЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА:

Церковь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (ул. Моховая 46)

Преображенский собор (перестроен)

Комната сказокКрасная гостиная

«Аничков дворец в истории Российского государства»

нрго

Зимний сад

Главный корпусСервизный корпус

«Аничков дворец на фото и в живописи»

http://anichkov.ru/Pictures/big78223611712268.jpghttp://anichkov.ru/Pictures/big4345281171281.jpg

Земцов, Михаил Григорьевич

Один из птенцов "гнезда Петрова", первый русский зодчий. Родился в Москве в 1688 г. и был переслан в Санкт-Петербург в числе первых переселенцев новой столицы. В Петербурге он первое время находился в школе при городовой канцелярии, а в 1710 г. был отдан в науку Трезини с жалованьем в 5 рублей. Занятия его у Трезини шли очень успешно: в 1715 г. ему было увеличено жалованье до 10, а в следующем году до 15 руб. Вскоре, однако, Земцов от Трезини переходит к архитектору Микетти, который делает его своим помощником и посылает в Ревель и в Екатериненталь надзирать за постройкою проектированного Микетти дворца. Очевидно, здесь Земцова узнает Петр Великий и обращает внимание на талантливого зодчего. С этого времени ему начинает даваться целый ряд поручений. 19 августа 1723 г. начальник галерного флота получает распоряжение "об отправлении архитектурного подмастерья Земцова на боту "Ельзенфорс" в Швецию для найма рабочих и мастеровых и покупки инструментов. В последние годы царствования Петра Великого Земцов принимает участие и в работах Петергофских фонтанов; так, например, ему было поручено "переделать пирамиду, сделать бассейн ниже и снять один уштуп (уступ) в кашкадах; в канале по лестнице, на правую сторону от палат, сделать, как по другую сторону, дельфинов"; далее, он работает в царских садах, например делает "галерею против цветников или галерею дубовую для картин старых мастеров". Все эти работы и дали Земцову архитекторский ранг (1724 г.), а менее чем через год Сенат положил ему жалованье в 550 рублей.

При Петре Великом Земцов учился и исполнял поручаемые ему работы по проектам других архитекторов, а так как он был к тому же и искусным рисовальщиком, то делал те чертежи, в которых требовалась изящная отделка и художественность; так, например, проектированный Петром Великим "грот в Летнем саду" сохранился до нашего времени в чертежах Земцова. Далее Земцов исполнял и обязанности скульптора: им были составлены проекты статуй, которыми собирались украсить строившееся здание для кунсткамеры Академии Наук. Сделавшись архитектором, Земцов за 20 лет проявил такую громадную деятельность, что в настоящее время нельзя не изумляться, как мог так много работать этот еще далеко не оцененный первый русский архитектор. С 1725 по 1732 год Земцов числился при конторе от строений, т. е. занимал должность, соответствующую нынешней должности архитектора Двора; в 1732 г. он получил специальное поручение - "назначен на достройку монастырских зданий Александро-Невской лавры". Подошли страшные петербургские пожары. Приходилось перестраивать. город. Появилась особая комиссия по устройству Санкт-Петербурга, и Земцов в 1735 г. определяется архитектором при полицейской конторе. С 1740 по 1743 г., т. е. по год своей смерти, Земцов вторично исполняет специальное назначение - надзор за постройкою Невской лавры, и в то же время на него возлагается ряд самых разнообразных дворцовых построек.

Первою самостоятельною постройкою Земцова был деревянный зал, приблизительно там, где теперь на Марсовом поле находится дворец принца Ольденбургского. Зал этот строился для бракосочетания дочери Петра Великого Анны Петровны с принцем Голштинским и, как большинство построек того времени, строился спешно. В записках Берхгольца находим указание на то, что "князь Меншиков прошлую ночь провел в новых комнатах да и нынче намерен ночевать в них, чтоб иметь неослабный надзор за рабочими и всеми мерами торопить их оканчивать постройку" Затем в том же 1725 г., с такою же, если только не с большею, быстротою ему пришлось и перестраивать и строить вновь Летний дворец для императрицы Екатерины I и, наконец, заново отделывать Итальянский дворец. Все эти постройки не сохранились: торжественная зала простояла до 1731 г., Летний дворец Екатерины I был сменен сперва Летним дворцом императрицы Елисаветы Петровны, постройки графа Растрелли-сына, а затем Михайловским замком императора Павла и, что ныне Инженерный замок, на месте же Итальянского дворца Гваренги построил Екатерининский институт. Кроме этих фундаментальных построек, Земцову приходилось наблюдать за рядом более мелких, например, он заканчивал подзорный дворец, устраивал дворцы в Екатерингофе и Анненгофе, перестраивал триумфальные ворота и т. д.

В царствование императрицы Анны Иоанновны деятельность Земцова была направлена на устройство Петербурга и церковное строительство. Земцов принимал деятельное участие в составлении Захгеймом первого топографического плана Санкт-Петербурга 1738 года. Для этой цели Земцовым была составлена опись обывательских домов Петербурга (15 апреля 1736 года). Далее ему же принадлежит составление: 1) положения о мостильных работах, т. е. о мощении улиц, и 2) условия для казенных подрядов. По рисункам и чертежам его строились все въезды в столицу, полицейские будки и, наконец, рогатки, которыми в ночное время запирались улицы. Как полицейский архитектор, Земцов построил и здание для главной полиции, которое было вторым по Мойке, от Невского проспекта, за голландской церковью. Интересно отметить, что по проектам его в суровую зиму 1739 г. были построены особые грелки на улицах.

Как архитектор Александро-Невской лавры, Земцов не мог себя проявить чем-либо особенным главным образом потому, что, несмотря на очень частые, строжайшие Высочайшие повеления закончить постройку лавры, не давали достаточного количества денег. Но приняв эту постройку, Земцов указал, что, по всей вероятности, придется разбирать своды собора, которые были незаконченными. Это предположение Земцова оправдалось.

Из построенных Земцовым церквей обращали на себя внимание особенно две - Симеоновская и старая церковь Казанской Божией Матери, замененная впоследствии Казанским собором Воронихина. В церковном строительстве Земцов уже проявил известную самостоятельность; правда, план Земцовских церквей напоминает план церквей Трезини: та же вытянутая и поставленная перед церковью колокольня, за которой идет в самую церковь галерея, но детали постройки уже не Трезиновские: колокольня прежде всего не такая простая, как у Трезини - влияние стиля барокко уже ясно чувствуется, особенно в верхней части колокольни, в круглых окнах одного из ярусов колокольни и, наконец, в слегка изогнутой форме самого шпица. Затем Земцов совершенно изменил форму купола: вместо маленького фонарика Трезини появился довольно значительного размера главный купол. Церковь св. Симеона и Анны сохранилась в сравнительно нетронутом виде. Что же касается уже исчезнувшей церкви Казанской Божией Матери, то она по плану походила на Симеоновскую и, судя по сохранившейся картине неизвестного мастера, имела внутри красивую колоннаду из колонн коринфского стиля.

Небольшая изящная постройка - павильон-ботик Петра Великого в Петропавловской крепости - безусловно должна свидетельствовать, как говорит И. Грабарь, "о наличности надежной архитектурной фантазии у Земцова, умевшего, когда позволяла возможность, создавать самые очаровательные формы при помощи простейших средств ".

6 апреля 1742 года гоф-интендант императрицы Елисаветы Петровны Шаргородский дает приказание архитектору Земцову - строить Аничковский дворец, причем предупреждает, что с постройкою этою надо спешить - таково желание императрицы; она хочет, чтобы там, где стояла сборная изба Преображенского полка, откуда императрица - тогда еще принцесса Елисавета - во главе своих лейб-компанцев отправилась добывать себе отцовский престол, воздвигся дворец. И постройка этого дворца поручается не иноземцу, а русскому архитектору.

Земцов проявил усиленную деятельность: чертеж за чертежом изготавливался талантливым архитектором, и его помощник Дмитриев отвозил эти чертежи на апробацию императрицы в Москву. Приступили к работам, били сваи, закладывали фундамент, начали возводить стены; чтобы быть ближе к постройке, Земцов выпросил себе участок для постройки дома почти напротив дворца. И в разгар этих работ Земцов умирает. Доклад императрице о его смерти был сделан 29 ноября 1743 г. Работы по окончанию дворца поручены были Растрелли, который, не имея возможности изменить общего плана, все же приложил свою руку к деталям, вследствие чего характер постройки получился не тот, какой ему дал бы Земцов.

Земцов безусловно отличался громадной энергией и трудоспособностью, но получив образование в школе Трезини, который был не архитектор, а инженер, Земцов, конечно, не мог развить свои большие задатки, как художник. Незнакомый ни с теорией архитектуры, ни с выдающимися памятниками зодчества Европы (Земцов нигде, кроме Стокгольма, не был), наш русский самородок должен был до всего доходить самостоятельно, открывать всюду Америку. Но заниматься архитектурой непрерывно и систематично Земцов не мог по условиям того времени: его постоянно отрывали от главного занятия, он должен был исполнять тысячи мелких поручений, должен был быть не только строителем, но и полицейским архитектором и в то же время заниматься подрядами и участвовать на торгах по различным работам. Весьма понятно, что результат получился незначительный. Судя по павильону-ботику, по колокольне Симеоновской церкви, талант Земцова мог бы развернуться, и, быть может, мы могли бы с такою же гордостью повторять имя Земцова, как теперь повторяем имя русского итальянца Растрелли.

Будучи деятельным строителем, Земцов был чуть ли не единственным руководителем той первой школы архитекторов в Петербурге, которую основал еще Леблон; о ней мы очень мало знаем, но из нее вышли те многочисленные архитекторы, которые посылались, как строители, по всей России.

П. Н. Петров, "Архитектор М. Г. Земцов " ("Зодчий" 1877 г., стр. 70). - Игорь Грабарь , "История русского искусства", вып. 14, стр. 155-162. - "Художественные сокровища России", 1902 г., стр. 159-161, 187, 199, 201; 1903 г., стр. 7, 9, 17, 27, 31, 74, 80, 100-104; 1904 г., стр. 208, 276; 1906 г., стр. 14. - "Рус. Старина", т. XXXV, стр. 606. - "Истор. Вест.", ХСII, стр. 573, 574. - Архив Министерства Двора, опись 73/187, д. 42, л. 201; кн. 55, л. 479; кн. 49, л. 438; кн. 48, л. 947, 953. - Госуд. Арх., кн. 39, л. 130. - Опись сенатских указов Баранова , № 5188/6054. - "Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской Епархии", т. VII. - Материалы к истории Академии Наук", т. V. - Бантыш-Каменский , "Словарь достопамятных людей Русской земли", стр. 400.

П. Столпянский.

{Половцов}

Земцов, Михаил Григорьевич

архитектор Канцелярии строений, р. 1688 г., † 1743 г.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Земцов, Михаил Григорьевич" в других словарях:

    ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич - Михаил Григорьевич (1688 (по др. сведениям, 1686), Москва 28.09.1743, С. Петербург), архит., градостроитель, художник график, один из первых зодчих С. Петербурга. Образование, вероятно, получил в школе при типографии Оружейной палаты Московского… … Православная энциклопедия

    - (1688 1743), русский архитектор. Представитель раннего барокко. Учился в художественной школе при типографии Оружейной палаты в Москве. С 1709 работал в Петербурге, первоначально под руководством Д. Трезини. С начала 20 х гг. участвовал в … Художественная энциклопедия

    Земцов Михаил Григорьевич - (1688—1743), архитектор, представитель раннего барокко. Учился в художественной школе при типографии Оружейной палаты в Москве. С 1709 работал в Петербурге, первоначально под руководством Д. Трезини. С начала 1720 х гг. принимал участие в… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1688 1743) российский архитектор. Представитель раннего барокко. Участвовал в создании Летнего сада в Санкт Петербурге, дворцовых комплексов в Петродворце и в Таллинне (Кадриорг) … Большой Энциклопедический словарь

    Первый русский архитектор (1688 1743). В 1710 г. был определен в ученики к Д. Трезини; работал также у архитекторов Леблана и Микетти. Состоял с 1733 г. архитектором Александро Невского монастыря и членом комиссии по строению Петербурга. Им… … Биографический словарь

    - (1688, Москва, осень 1743, Петербург), русский архитектор, представитель раннего барокко. Учился в художественной школе при типографии Оружейной палаты в Москве. В 1709 приехал в Петербург и первое время работал под руководством Д. Трезини. С… … Большая советская энциклопедия

    - (1688 1743), архитектор, представитель раннего барокко. Учился в художественной школе при типографии Оружейной палаты в Москве. С 1709 работал в Петербурге, первоначально под руководством Д. Трезини. С начала 1720 х гг. принимал участие в… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    У этого термина существуют и другие значения, см. Земцов. Михаил Григорьевич Земцов … Википедия

    - (1688 1743), российский архитектор, мастер раннего барокко. Участвовал в создании Летнего сада в Санкт Петербурге, дворцовых комплексов в Петродворце и в Таллине (Кадриорг). * * * ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич (1688 1743),… … Энциклопедический словарь

    Михаил Григорьевич Земцов Церковь Симеона и Анны в Санкт Петербурге (М. Г. Земцов при участии И. Я. Бланка и Х. ван Болоса, 1731 1734). Годы жизни Гражданство Российская империя … Википедия

error: