Сравнение 1 и 2 мировой войны таблица. История мировых воин

Великая Отечественная война

Вторая мировая война

Сроки

Начало войны

Как часть Второй Мировой войны, ВОВ совпадает с ней по времени в период с 22 июня 1941 г. и до 9 мая 1945 г. (для СССР).

Великая Отечественная война является частью Второй Мировой войны как общемирового военного конфликта и одновременно представляет собой самостоятельное и самоценное военное столкновение, имеющее значение конкретно для территории СССР.

Вторая Мировая война для западных государств начинается раньше, чем для СССР (1 сентября 1939 г. - вторжение немецких войск на территорию Польши) и заканчивается позже (2 сентября 1945 г. - капитуляция Японии).

Театр военных действий

ВОВ включает в себя не только действия на территориях собственно СССР, но и на оккупированных землях Восточной и Центральной Европы (Польша, Австрия, Чехословакия), а также на территориях стран-союзниц Германии и самой Германии.

События ВМВ развернулись также на полях Западной, Северной и Южной Европы (например, Франция, Италия и т.д.), Северной Африки (например, совр. Тунис, Ливия), Восточной и Юго-Восточной Азии (например, Китай, Индонезия) и др.

Конец войны

8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Союзники Германии вышли из войны еще раньше (Италия, Финляндия, Венгрия и др.). На этом Великая Отечественная война для СССР закончилась.

День 9 мая 1945 г. был объявлен Днем Победы Советского Союза над Германией.

На Ялтинской конференции в феврале 1945 г. СССР взял на себя обязательство вступить в войну с Японией не позднее чем через 3 месяца после окончания войны с Гитлером.

Соответственно, 8 августа СССР напал на Японию. Война продолжалась до 2 сентября 1945 г., когда был подписан акт о капитуляции Японии. Это событие завершило Вторую мировую войну.

Кстати, на ЕГЭ по истории в 2016 г. многие выпускники «попались» на непонимании разницы между ВМВ и ВОВ. Об этом в Методических рекомендациях для учителей пишет Игорь Анатольевич Артасов. В частности, он приводит следующий пример реального задания с экзамена 2016 г.:

Пример 14. Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. 

1) Событие, которому посвящена марка, состоялось в период Великой Отечественной войны.

2) Современником события, которому посвящена марка, был М. В. Фрунзе

3) Данная марка выпущена в период, когда Президентом России был Б. Н. Ельцин.

4) Событие, которому посвящена марка, состоялось в период Второй мировой войны.

5) Одним из участников события, которому посвящена марка, был Ф. Рузвельт.

Страны, способствовало обострению социальных отношений и возникновению политического кризиса 1917 года , а также за данные военные годы было призвано в армию почти 15 млн. человек , огромные западные территории (Прибалтика и Польша) находились в оккупации германских войск.

К осени 1916 года насчитывалось около 1, 5 млн. людских потерь , более 2 млн. человек пленных , почти 4 млн. раненных. Для России это было огромной потерей армии, были разрушено множество городов, заводов, мотов и железных дорог.

В военные годы произошел спад промышленного и сельскохозяйственного производства. Площадь посевов сельскохозяйственных культур снизалась на 12%, сократилось производство зерна и мяса. Промышленные предприятия , которые производили продукцию для населения, сократили ее производство в два раза, а выпуск оружия к 1917 году возрос в 10-12 раз, а также перестали импортировать в отрасль промышленности оборудование и сырье.

Правительство решило эвакуировать промышленные предприятия на Восток в 1915 году, данный процесс проходил медленно.

За время войны расходы бюджета государства увеличились почти 4, 5 раза, что в результате привело к бюджетному дефициту , приходилось осуществлять внутренние и внешние займы. Была начата эмиссия денег, так 1917 году число денег в обращении возросло в 6 раз.

Одним из следствий этой войны был в 1916 году хлебный кризис , дефицит промышленных товаров, топлива и т. д. что повлекло рост цен на данную продукцию. В ноябре этого года была введена продразверстка и карточное распределение продуктов. Кроме того, нарастал правительственный кризис , так с 1915-1916 гг . произошла смена четырех председателей Совета министров и военных министров, шесть министров внутренних дел, было образовано Временное правительство . Стало устанавливаться в стране двоевластие, наряду с государственными органами власти стали возникать Советы рабочих.

По окончанию второй мировой войны в Ялте в феврале 1945 года и Потсдаме летом 1945 года на конференции «Большой тройки » было решено определить новые восточные и западные границы Польши, передать СССР восточную Пруссию вместе с ее центром Кенигсбергом, а также было одобрено решение о демилитаризации Германии и ее раздела на зоны оккупации. В этот же период принято было решение западными союзниками включить центральные и восточные страны Европы, кроме Австрии в СССР. В результате капитуляции Японии СССР включил в свои территории Южный Сахалин и Курильские острова 2 сентября 1945 года .

Восточный фронт за годы войны потерял свыше 75% личного состава и авиации, около 75% танков и орудий артиллерии. Погибло около 27млн. людей в боях, в плену, на землях, которые подверглись фашисткой оккупации, почти 18, 4 млн. человек раненных или получивших заболевания и ставшие инвалидами, при выполнении обязанностей по службе.

У людей, которое находились в тылу за военные годы, было ухудшено здоровье из-за голода, неустроенных условий для жизни, тяжелых физических перегрузок, недостатка медикаментов и многих других причин.

Ущерб, который понесла экономика страны за годы войны, достигла почти трети части национального богатства государства. Города и городские поселки, деревни, промышленные предприятия, железные дороги, мосты, колхозы и совхозы были разрушены полностью или частично. Лошади и крупный рогатый скот, свиньи, овцы были зарезаны или угнаны фашистами. Однако народное хозяйство стало восстанавливаться в ходе военный действий, в период, когда произошел коренной перелом войны.

Опишите влияние Первой Мировой войны на духовную сферу жизни европейского общества. Почему Гертруда Стайн назвала участников войны «потерянным поколением»?

Значительное влияние на духовную атмосферу Европы оказала первая мировая война. Крушение надежд, смысложизненных установок, изменение ценностных критериев, нравственная переориентация, потеря стабильности и надежности существования - таковы символы кризисного мировосприятия первой четверти XX в.

Потерянное поколение – так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали между 1914 и 1918 годами, независимо от страны, за которую они воевали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Также их называют «неучтенными жертвами войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить нормальной жизнью. После пережитых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и не достойным внимания.

Сравните «либеральный» (США) и «тоталитарный» (Италия, Германия) пути выхода из мирового экономического кризиса, выделите общее и отличное.

«Либеральный путь» США.

Американский путь опирался в значительной мере на традиции либеральной экономической доктрины, и потому упор делался на косвенные методы воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни. Банковская и финансовая реформы послужили исходным пунктом последующих преобразований. С помощью сильной бюджетной и кредитно-денежной политики государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, направленные на достижение оптимальных темпов экономического роста; устраняло социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т.п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым регулированием налоговой системы, протекционистскими мероприятиями и т.п.

Несмотря на то, что результаты этого направления ощущались не моментально, а лишь по истечении достаточно длительного срока, он оказался весьма приемлемым в обозримой перспективе. Вскоре США практически полностью оправились от последствий кризиса, впрочем как и ряд стран, применивших политику "нового курса". Следует отметить, что это направление избрали страны с более высоким уровнем экономического развития и прочными демократическими традициями.

«Тоталитарный путь» Италия, Германия .

Наконец, иная картина наблюдалась в странах, применивших тоталитарное направление, как Германия, Италия. Они пытались решить не столько задачу выхода из кризиса, сколько преследовали более дальнюю цель вооруженного передела мира. А точнее - сверхзадача передела мира определяла путь и методы выхода из кризиса.

Главной чертой антикризисной политики таким образом становится тотальная милитаризация народного хозяйства. С этой целью фашистские государства широко использовали наряду с косвенными прямые методы вмешательства. Причем последние, как правило, по мере развития государственного вмешательства, становились преобладающими. Достаточно сказать, что в названных странах наблюдается постоянное увеличение государственного сектора в экономике. Помимо предприятий собственно военной промышленности произошло огосударствление сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т.д. Наряду с этим проводилось принудительное картелирование (вхождение отдельных предприятий в состав крупных монопольных объединений, тесно связанных с государством). На этой основе постоянно увеличивалась доля государственного заказа, развивались элементы директивного экономического планирования.

В результате такой политики уже через год в Германии исчезла безработица, от которой продолжали страдать страны, избравшие другие модели государственно-монополистического капитализма. Показатели экономического роста, особенно в отраслях тяжелой промышленности, резко пошли вверх.

37. В советской литературе существовало мнение о тождественности фашизма и нацизма. На каких сходных чертах двух тоталитарных режимов основана эта точка зрения? В чѐм различия между ними?

Мнение о тождественности фашизма и нацизма возникло в результате некоторых сходств этих двух тоталитарных режимов.

Например:

1) Как фашизм, так и нацизм это тоталитарные или авторитарно-диктаторские режимы. Сравню диктатуры Гитлера и Муссолини по чертам и признакам тоталитарных режимов.

2) Тоталитаризм это идеология. Как Муссолини, так и Гитлер написали свои произведения, которые явились доктринами их режимов. В Италии это «Доктрина фашизма», а у Гитлера это «Моя Борьба». Эти доктрины и были основами, с помощью которых переубеждали народ, и которые должны были быть книгой «бытия» каждого фашиста и нациста.

3) При тоталитаризме нет места личности. Все поглощено государством, в случае с фашизмом или обществом, в случае с национал – социализмом. Из истории видим, что это так.

4) тоталитаризм это террор. В Италии это чернорубашечники, а в Германии СА, СС, Гестапо, а также «Народный трибунал» и другие органы фашистской юстиции.

И по всем признакам, эти режимы специалисты относят к тоталитаризму двадцатого века.

Различия фашизма и нацизма:

1.) Существенным различием между этими двумя учениями, является тональная окрашенность их националистических идей. Обе идеологии имеют в основе шовинизм, но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, то национал-социализм – это теория превосходства одной нации над другой.

2) В нацизме доминирует расовая идея, доведенная до антисемитизма. Отношение ко всем остальным нациям тоже имеет связь с евреями. Всё связывается с семитами. Большевизм становится жидовским большевизмом, французы очерномазились и ожидовели, англичан даже возводят к одному из колен Израилевых, следы которого считаются утраченными и т.д.

3) По определению Муссолини «основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Индивиды и группы мыслимы только в государстве».

Таким образом, Муссолини сформулировал главную идею и цель фашизма: «все в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным. Если для фашистов государство первично: «государство создает нацию», то для национал-социалистов государство – «только средство для сохранения народа».

Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не поддержание этого «средстваГосударство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества (коммунизма).

Для Муссолини главной целью было создание абсолютного государства, возрождение былого могущества Римской империи. Различие становиться ясным.

4) Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе и обеспечения ее господства над остальными.

5) Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа.

Муссолини же утверждает, что «раса – это чувство, а не реальность; 95 % чувства». А это уже не частности, это принципиальные идеологические разногласия. Муссолини вообще не использует понятия «раса», он оперирует только понятием «нация». Гитлер же утверждал, что понятие «нация» – это устаревшее, «пустое» понятие: «Понятие нации стало пустым. « Нация» – это политическое орудие демократии и либерализма». Как мы видим, Гитлер принципиально отвергает понятие «нация». Больше того, он ставит задачу упразднить это понятие. Муссолини же, напротив, отождествляет понятия «нация» с основой фашистской доктрины – понятием «государство».

6) Гитлер в своей идеологии взял за основу способ, как запутать народ, как объединить его вокруг псевдосоциалистических идей, преобразовав идею абсолютного итальянского государства Муссолини в идею об обществе с расовым неравенством, заострённым до антисемитизма, где бы господствовала арийская раса

Муссолини считал, что необходимо возродить былую мощь Римской империи, он решал национальный вопрос корпоративно. Для Муссолини было важно организовать равноправное сотрудничество наций, для достижения единой цели организации абсолютного государства, где личность была бы под полным, как духовным, так и физическим контролем.

Гитлер, если можно так выразиться, выжал сок из доктрины Муссолини, равно как и из коммунистических идей, превратив их в монстра не только изнутри (тотальный контроль над личностью в государстве), но и снаружи, превратив немецкий народ в машину войны, уничтожения и подчинения других наций.

Вывод: Итальянский фашизм и германский нацизм по признакам подходят под определение тоталитаризма и им свойственны все, перечисленные мною черты. Возникли эти движения из-за экономического упадка и политической слабости, как в Германии, так и в Италии. Направлены они были на простой и малообразованный народ, и взывали к духу нации, который всегда легко разжечь, особенно на фоне революционных беспорядков и экономической депрессии.

После прихода нацистов к власти в Германии они начинают проводить агрессивную внешнюю политику, при этом ведущие европейские державы не предпринимают ответных мер. Чем была вызвана позиция непротиводействия нацисткой Германии? Какие договоры были нарушены Германией в 1930-е гг., и какие территории были насильственно присоединены.

39. Отрывок из документа:

«Милая Китти! Сегодня у меня очень печальные и тяжелые вести. Многих евреев - наших друзей и знакомых - арестовали. Гестапо обходится с ними ужасно. Их грузят в теплушки и отправляют в еврейский концлагерь Вестерборк. Это - страшное место. На тысячи человек не хватает ни умывалок, ни уборных. Говорят, что в бараках все спят вповалку: мужчины, женщины, дети. Убежать невозможно. Заключенных из лагеря сразу узнают по бритым головам, а многих и по типично еврейской внешности».Кто автор данного отрывка, когда и в какой стране он был написан. Какое явление описывается в приведенном фрагменте. Какие еще немецкие концлагеря вы знаете.

Автором отрывка написанного в октябре 1942 года в Нидерландах является еврейская девочка, уроженка Германии, Анна Франк, автор знаменитого «Дневника Анны Франк» - документа, обличающего нацизм и переведенного на многие языки мира. Эта книга сразу стала бестселлером – не только из-за своей пронзительной интонации, но и главным образом потому, что сумела объединить в судьбе одной девочки миллионы человеческих трагедий, связанных с нацистским геноцидом. Анна Франк и ее семья считаются одними из самых известных жертв нацизма.

В письме описывается депортация евреев в концлагерь.

Немецкие концлагеря:

1. Освенцим/Биркенау (Освенцим, Польша) 8.) Равенсбрюк (Германия)

2. Бухенвальд (Германия) 9.) И др.

3. Герцогенбуш (Нидерланды)

4. Дахау (Германия)

5. Заксенхаузен (Германия)

7. Маутхаузен (Австрия)

Во второй мировой войне участвовало 61 государство с населением 1,7 млрд. человек. (В первой мировой соответственно 36 и 1). В армию было призвано 110 млн. человек, на 40 млн. больше, чем в 1914-1918 гг. Во второй мировой войне погибло 50 млн. человек, в 5 раз больше, чем в первой. Из государств - участниц второй мировой войны главную тяжесть нес Советский Союз. Советско – германский фронт отвлекал на себя 2\3 вооруженных сил Германии. Протяженность советско-германского фронта составляла от 3 до 6 тыс. км, фронта в Северной Африке и Италии - 300-350 км, Западного фронта - 800 км. На советско-германском фронте действовало от 190 до 270 дивизий противника, в Северной Африке - от 9 до 206 в Италии - от 7 до 26. Советские войска уничтожили, пленили и разгромили более 600 дивизий фашистской Германии и ее союзников. США и Англия нанесли поражение 176 немецко-фашистским дивизиям. СССР потерял убитыми не менее 14 млн., Англии и США - по несколько сотен тысяч. В боях за освобождение от фашистской оккупации государств Восточной Европы погибло более 1 млн. советских солдат и офицеров. Экономический ущерб СССР от войны составил более 2,5 трил. рублей в довоенных ценах. Победа Советского Союза в войне над гитлеровской Германией была обусловлена рядом причин. В экстремальных условиях военной поры советская экономика смогла быстрее перейти на выпуск вооружения и превзойти промышленную мощь фашистского блока. За годы войны выросло воинское искусство как высшего руководства армии, так и среднего и младшего офицерского состава. Правящая в стране Коммунистическая партия пользовалась доверием и поддержкой большинства населения страны. Война для СССР была оборонительной, справедливой. Это способствовало подъему традиционного русского и советского патриотизма. Звание Героя Советского Союза получили более 11,5 тыс. человек. Победе СССР способствовала и материально-техническая, военная помощь со стороны его союзников по антигитлеровской коалиции. За годы войны резко возросло международное влияние СССР. Вместе с США Советский Союз стал одним из мировых лидеров. Окрепла и внутриполитическая система советского общества. В политическом отношении СССР вышел из войны более сильным государством чем в вступал в нее. Рост такого влияния СССР вызывал чрезвычайную озабоченность руководства западных держав. В итоге по отношению к СССР были определены две стратегические задачи: как минимум не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР, для чего создать военно – политический союз западных стран во главе с США (НАТО, 1949 г.), разместить у границ СССР сеть военных баз США, поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока. Меры принятые СССР были адекватными (Организация Варшавского Договора, 1955 г.). Новый внешнеполитический курс бывших военных союзников руководство Советского Союза расценило как призыв к войне. Мир вступал в эпоху «холодной войны».

Вторая мировая война явилась крупнейшим военным столкновением в истории человечества. Она длилась шесть лет, численность населения участвовавших в войне, составила 1,7 млрд. человек. Военные действия велись на территории Европы, Азии, Африки, в Атлантическом, Тихом, Индийском и Северном Ледовитом океане. Вторая мировая война была самой разрушительной и кровопролитной из войн. Советский союз вынес на себе основную тяжесть войны, понес наибольшие жертвы. Вторая мировая война отошла в прошлое, оставив страшные цифры - в 1939-1945 гг. мир потерял до 75 миллионов человек, это в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую войну.

Победа СССР в 1941-1945 гг. обошлась очень дорого. Фашисты разрушили 1710 городов и более 70 тыс. сел и. деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. километров железных дорог. Но никакой ценой не измерить людские потери, составившие 27 млн. человек или 1/6 часть активного населения страны. Прямой ущерб, нанесенный стране, был оценен в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 г.

Наши военные потери составляют 8,6 миллиона человек. Остальные 18 миллионов - это мирные жители, уничтоженные на оккупированных территориях в результате фашистских зверств. Шесть миллионов евреев были также уничтожены.

Немцы вместе со своими союзниками потеряли 7,2 миллиона человек. Сами немцы пишут и это доказано, что наших людей в плену было около пяти миллионов человек. Вернули они нам около двух миллионов. Фашистские злодеяния привели к тому, что эти 3 миллиона человек в плену погибли. У нас в плену было около 2,5 миллионов немцев. Мы вернули после войны около 2 миллионов человек.

Цена войны - это общие издержки и потери, понесенные воюющими сторонами. Но это и ответственность агрессора за все жертвы войны. Оценка потерь Красной Армии в военных действиях немыслима без их сравнения с потерями вермахта и его союзников.

По уточненным данным, в ожесточенных сражениях на советско-германском фронте Красная Армия потеряла убитыми, попавшими в плен и не вернувшимися из него, а также умершими от ран и болезней 8 миллионов 668 тысяч человек (в том числе и потери в кампании на Дальнем Востоке). Кроме того, были миллионы раненых, контуженых, обмороженных. Безвозвратные потери вооруженных сил фашистской Германии на советско-германском фронте составили свыше 6 миллионов человек, а потери армий союзников Германии - более 1 миллиона.

По вине фашизма страны, участвовавшие во Второй мировой войне, потеряли более 50 миллионов человек, что в пять раз больше, чем в Первой мировой войне. На подготовку и ведение войны, а также на ликвидацию последствий затрачено около 4 триллионов долларов. Огромны были и расходы в ходе войны: они достигли 1 триллиона 117 миллиардов долларов (695 миллиардов израсходовали страны антигитлеровской коалиции и 2 миллиарда - Германия с союзниками).

Важной особенностью послевоенного мира явился полный крах колониальной системы и рост национально-освободительного движения. От колониальной зависимости освободилось около 1 млн. человек, т.е. почти половина населения нашей планеты (в то время как до войны метрополии владели почти 2/3 населения земного шара). Национальную независимость обрели Индия и Индонезия, страны Индокитая, Сирия, Ливан и другие страны. Сложные процессы происходили в Западной Европе. Как известно, из 6 крупных капиталистических государств (Германия, Италия, Япония, Англия, Франция, США) первые три были разгромлены во второй мировой войне. Их экономика на длительное время оказалась подорванной и дезорганизованной. Большой ущерб понесла Франция. Серьезно ослабли позиции Англии из-за начавшегося распада Британской империи в политической и экономической зависимости от США, которые больше всех выиграли от разгрома Германии. За счет военных поставок США расширили промышленное производство, захватили многие внешние рынки, под видом экономической помощи стали интенсивно проникать в экономическую и политическую жизнь многих не только слабо развитых, но и ведущих капиталистических стран. В Западной Европе, оккупированной войсками США и Великобритании, стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу "западной демократии". Таким образом, США после войны начали занимать господствующее положение во всем капиталистическом мире.

В экономическом плане СССР далеко отставал от Запад, особенно перед США, что ставило его в невыгодные условия. В решении международных вопросов США все больше стали применять диктат по отношению к менее развитым странам, стремясь перестроить мир по своему подобию. США поддерживались Англией и многими малыми странами, заинтересованных в их экономической поддержке. На стороне СССР были страны Восточной Европы.

Между этими двумя противоположными полюсами возникли острые разногласия по ряду глобальных и региональных проблем, одной из которых являлась Германия. От ее решения зависел баланс сил в Европе, ибо США и СССР имели разные взгляды на германскую проблему. СССР стоял за идею сохранения единой демократической Германии, а американцы были склонны к идее германской федерации. В итоге конфронтация привела к тому, что в сентябре 1949 г. на территории оккупированных зон Англии Франции и США была создана Федеративная Республика Германии. На территории советской оккупационной зоны 7 октября 1949 г. была провозглашена Германская Демократическая Республика. Между великими державами существовали спорные вопросы: иранский, балканский, корейский и т. д.

Разногласия между США и СССР по целому ряду проблем привели к резкому обострению отношений между ними и возникновению "холодной войны", которая затянулась на долгие десятилетия. Термин "холодная война" был запущен в оборот в 1949 г., им стали обозначать состояние политической, экономической, идеологической, "полувоенной" и прочей конфронтации между государствами и системами.

Вот почему США, пойдя на объединение ФРГ и западных европейских государств экономическими и политическими соглашениями, приняли в 1947 г. так называемый "план Маршалла", который предусматривал возрождение экономики западноевропейских стран путем предоставления им финансовых средств и новейших американских технологий, а также обеспечение политической стабильности и военной безопасности. По "плану" предусматривалось выделить на эти цели 17 млрд. долл. странам, принявшим американские условия. "План Маршалла" приняли 16 европейских государств. "План Маршалла " был предложен и СССР, но он был отвергнут. В противовес Западу, СССР и страны Восточной Европы в 1949 г. создали Совет Экономической взаимопомощи (СЭВ). Дальнейшее обострение отношений между системами привело к созданию в апреле 1949 г. Североатлантического военно-политического договора стран Запада (НАТО), а в 1955 г. к организации Варшавского договора социалистических стран Восточной Европы и СССР. исторический колониальный война

Таким образом, к концу 40-х гг. завершилось разделение Европы и мира на два противоположных враждебных лагеря: с одной стороны США и страны Западной Европы, с другой - СССР со своими союзниками. Все это говорило о том, что мир нуждался в более взвешенной, уступчивой политике со стороны обеих противоборствующих сторон.

В определении научно-технической и экономической политики стран Европы и Америки наблюдаются как общие черты, так и целый ряд национальных особенностей. Так, научно-технические программы в США - это программы создания водородной бомбы, боевых атомных кораблей, кассетных ядерных боеголовок к баллистическим ракетам. Для Японии и других стран приоритетным были гражданские ядерные исследования, горнодобывающая и обрабатывающая промышленность. Для Англии, Франции и Швеции, например - оборонные исследования. Каждая страна, таким образом, выбирала себе приоритетное направление в научно-технической политике и регулярно увеличивала объем государственного финансирования научных разработок. Если до конца 60-х гг. Западная Европа придавала наибольшее значение исследованиям, обещающим прямые экономические выгоды, то с начала 70-х гг. она обратила особое внимание на решение "социальных задач", повышения "качества жизни". Во многих развитых странах были приняты законы о здравоохранении, пенсионном обеспечении, совершенствовании профессиональной подготовки, об охране окружающей среды. Правящие круги рассматривали эти акты в социальной сфере как основу для укрепления стабильности своего строя.

error: